Сарафаны для танцев русского народного танцев

Костюм для русского народного танца

Как и любые национальные танцы, русский народный исполняют в традиционном российском костюме для праздников. Наверняка, вы живо его себе представили: женщина в сарафане в пол, на голове кокошник и платок, на ногах красные сапожки, в руках платок. Мужчина в косоворотке, опоясанной тонким ремешком, широких штанах и высоких черных сапогах. Все это – собирательный образ русского национального костюма конца XVIII века.

На самом же деле традиционных народных костюмов много – столько же, сколько народностей было и есть на Руси. Мы расскажем немного об общих тенденциях для всех костюмов.

Женский костюм

Традиционно такой костюм состоит из широкополого сарафана из парчи или креп-сатина, широкой хлопковой или шелковой рубахи и головного убора. На словах все уместилось в одно предложение, а на деле это тяжелые расшитые бисером наряды с тесемками и лентами, с вышивкой и другими украшениями. К слову, сарафан – это традиционный северный элемент наряда. В южных странах он заменен поневой – шерстяной юбкой, которая не закрывает только ступни ног. Часто ее подпоясывают кушаком – тяжелым отрезом цветастой ткани. В народных танцах используется преимущественно северный вариант костюма.

В медленных плавных танцах на головах женщин одеты кокошники – символ замужества, порядка, устроенности. Они расшиты жемчугом или бисером, имеют внушительный вес – чтобы не давать своей хозяйке делать резких неподобающих движений. В быстрых танцах, которые больше подходят молодым незамужним девушкам, для украшения головы используются косники (уборы для кос) и венцы – легкие обручи из ткани и бисера. Для активных танцев могут использоваться и укороченные сарафаны, но это уже стилизованные современные версии народного костюма.

Мужской костюм

Главная часть мужского костюма для народных танцев – рубаха-косоворотка, которая имеет длинные рукава, невысокую стоечку и застегивается у шеи, но не посередине груди, а чуть сбоку. Подпоясывают рубаху шерстяным поясом (кушаком) или тесемкой.
Традиционно рубаха делается из хлопка или льна, хотя современные ателье делают праздничные косоворотки из шёлка. Цвет косоворотки – белый или красный (опять же, в праздничном танцевальном варианте). Из узоров может присутствовать вышивка по нижнему краю.

К рубахе идут хлопковые штаны без узоров. Цвет их может быть разным, но преимущество за черными расцветками. Штаны заправляются в высокие черные сапоги.

Для северных и южных регионов страны костюмы мужчин практически идентичны. Главное их отличие – элементы орнамента на подолах рубашки.

Современные исполнители русских народных танцев редко ограничивают себя правилами, заведенными несколько столетий назад. Они стараются сделать свой костюм более сценическим и праздничным, используют легкие ткани и головные уборы, не мешающие танцевать. Но костюмы для народных танцев все равно отлично угадываются. Никто из танцоров не рискует посягнуть на сарафаны и косоворотки, которые фактически стали символами русских плясок и гуляний.

Русский народный сарафан

Русский сарафан – это не только один из вариантов национального костюма, но и стильный предмет гардероба, который девушки могут носить в повседневной жизни. Этот наряд с богатой историей – отличный способ выделиться из толпы.

Впервые русские сарафаны появились в начале четырнадцатого столетия. Старинный сарафан изо льна доходил до пола. Вначале его носили мужчины, но к семнадцатому столетию сарафан перешел и в женский гардероб.

Женские модели стали более красочными и оригинальными. Их стали украшать узорами, пышными рукавами и яркими пуговицами. При этом к выбору узоров относились особенно тщательно, и каждому из них придавалось особое значение. Важную роль играл и цвет. Молодые девушки выбирали яркие насыщенные цвета, в то время как зрелые женщины предпочитали носить сарафаны темных оттенков.

Сарафаны носили не просто на голое тело, но дополняли другими предметами гардероба, делая наряд многослойным. Под сарафан одевалась льняная рубашка, сверху – цветастая рубаха и кокошник. В качестве верхней одежды использовали жилет или шубку.

На восемнадцатое и девятнадцатое столетие пришелся пик популярности сарафанов. Тогда этот предмет гардероба носили девушки по всей России, от Сибири и западной ее части. Сарафаны были одеждой как для замужних девушек, так и для свободных.

Их одевали, как в повседневной жизни, так и на торжественные мероприятия. При этом, для разных случаев выбирались разные модели: для повседневности – более простые, а для праздников – нарядные, выполненные из более дорогих материалов. Праздничные сарафаны шили из бархата, шелка и других дорогих тканей. Украшались такие наряды вышивкой золотыми нитями. Впрочем, дороговизна сарафана напрямую зависела от достатка семьи.

Во времена правления Петра Первого сарафан, вместе с другими элементами национальной одежды был официально запрещен. Царь хотел сделать гардероб своих подданных более европейским. За время действия запрета популярность сарафанов значительно понизилась, и на долгое время этот элемент гардероба был забыт.

Отличия национального наряда

Сарафаны в русском народном стиле создавались из тканей ярких, насыщенных оттенков. Украшались они вышивкой, которая рознилась, в зависимости от региона. Различались между собой и виды сарафанов.

Косоклинный

Традиционный сарафан представлял собой народное платье с широкими лямками. Возник косоклинный сарафан в центральных областях, но позже вошел в моду во всех частях страны.

Закрытый сарафан, внешним видом напоминающий тунику девушки носили, в основном, в качестве повседневного одеяния. Простой сарафан такого типа шился из одного или двух отрезов полотна. Шов в центре являлся одновременно декоративным элементом.

Московский

Эффектно смотрится сарафан московского кроя. Прямая юбка в такой модели дополнялась эффектным прилегающим лифом. Лиф на кокетке делает наряд более эффектным.

Современные модели в русском народном стиле

В современном мире сарафаны пользуются популярностью среди поклонников национального стиля и народных танцоров. Модели для танцев внешне не отличаются от простых сарафанов. Расклешенные модели все так же дополняются широкими лямками и юбкой, пришитой непосредственно к лифу. Но декоративных элементов в таком наряде намного меньше, что делает наряд более легким.

Еще один современный вариант – сарафаны, которые только стилизуют внешний вид народных платьев. Может использоваться тот же крой, цвета или узоры. В таком платье вы точно привлечете к себе внимание и будете выглядеть эксклюзивно.

Многим девушкам нравится сарафан, представляющий собой расклешенную юбку на бретелях. Юбка может быть в пол, или чуть ниже колен. Лямки могут быть, как широкими, так и узкими – их ширину стоит подбирать в зависимости от особенностей своей фигуры. Подчеркнуть ваши достоинства поможет и правильно подобранный узор.

Русские сарафаны шьют из разнообразных тканей. Это может быть натуральный лен или хлопок. Такие ткани приятны на ощупь и очень легкие. Для пошива нарядных сарафанов используются такие материалы, как бархат, шелк, атлас.

Как украсить

Много внимания уделяется и украшению сарафанов. Для начала помните, что важную роль во внешнем виде наряда играет его цветовая гамма. Повседневные наряды могут быть светлыми, однотонными, в то время, как праздничные сарафаны все стараются сделать более яркими.

Еще один обязательный элемент декора – вышивка. Изначально русские красавицы старались сделать узоры на сарафане более объемными, соединяя несколько цветных нитей. Узоры отличались между собой в зависимости от территории, где создавался сарафан.

Так, к примеру, на западе сарафаны украшались четкими и ровными узорами, выполненными черными нитями. А вот на севере и в центре страны сарафаны расшивали яркими нитками, среди которых преобладали такие цвета, как зеленый, красный и синий. Классическое сочетание черных и красных цветов встречалось по территории всей страны.

Сейчас такое деление уже не особо актуально, но если вы хотите подчеркнуть свое происхождение, вполне можно украсить свой сарафан узором, который выбрали бы ваши предки. Кроме вышивки наряд можно декорировать лентами разных цветов.

Стильные образы

Недостаточно просто выбрать подходящий по цвету и фасону сарафан. Для создания полноценного лука нужно, чтобы все детали образа хорошо сочетались между собой.

Простой, но интересный лук получится на основе сарафана с сине-белым узором. Его подчеркнет контрастный красный пояс и вышитая красными нитями рубаха, одетая под низ. Наряд смотрится аутентично и очень привлекательно.

Более нарядно смотрится лук, дополненный кокошником. Синее атласное платье с цветочным узором и широкими бретелями хорошо смотрится в сочетании с белой рубахой с широкими рукавами. Изысканный кокошник белого цвета и бижутерия, подходящая по стилю отлично дополнят такой лук.

Еще один вариант образа, который понравится современным девушкам – сочетание укороченного красного сарафана с простой белой рубашкой, вышитой алыми нитями. Украшение для волос завершает образ, делая его полноценным.

Русские сарафаны, как и многие вещи в национальном стиле, сейчас пользуются популярностью среди модниц. Более простые наряды подойдут и для повседневной носки, в то время, как изысканные сарафаны подойдут для соответствующих торжеств или выступлений.

Женский костюм для русского народного танца

Очень большое значение для внешнего оформления любого народного танца имеют сценические костюмы. Женская русская народная одежда отличается яркой красотой, она обогащена различными украшениями, для отделки часто используется искусная вышивка.

Особенности танцевального костюма

Женский костюм для русского народного танца может быть самым разнообразным. Это связано с тем, что в каждой местности великой страны костюмы формировались с течением времени и с учетом характерных особенностей народностей.

Традиционным вариантом для северных народов является из широкополого сарафана из красочной ткани с длиной до средины колена. Часто для пошива используется парча, атлас или креп-сатин, которые хорошо держат форму и подчеркивают красоту женской фигуры. Сарафаны обязательно украшаются:

В качестве украшений могут также использоваться другие различных декоративные украшения. Главное требование к ним, чтобы они не утяжеляли костюм и не стесняли движений. Под сарафан одевается хлопковая или шелковая рубаха.

Обязательно в народных костюмах для женщин предусматривается головной убор. Как правило — это оригинально завязанный платок, который соответствует направлению танца. В медленных плавных хороводах исполнительницы одевают на голову кокошник. Он в древние времена был частью праздничного наряда замужней женщины и символизировал благоустроенность и уравновешенность. Это довольно тяжелый атрибут, расшитый бисером и жемчугом. В реальной жизни он ограждал хозяйку от неподобающих движений в обществе. Молодые девушки в танце могут отказаться от головных уборов, подчеркнув красоту волос красивыми яркими ободками или оригинально завязанными лентами.

В южных регионах сарафан заменяется шерстяной пышной юбкой, которая оставляет открытыми только ступни ног. Она всегда подпоясывается ярким декоративным кушаком. Блуза в этом случае может быть любого цвета, но обязательно яркой. Она всегда расшивается вышивкой и бисером.

Красоту народного наряда и изящество женской ножки подчеркивают изысканные сапожки или туфельки на застежке.

Для русского народного танца в качестве женского костюма чаще используется его северный вариант. В плясках исполнительницы одевают стилизованные укороченные сарафаны, облегчающие выполнение сложных движений.

Женский костюм для русского народного танца является своеобразной визитной карточкой. Он акцентирует стилевую направленность танцевальной постановки.