Сарафаны русские народные детские для танцев

Стилизованные русские народные костюмы для танцев

Русский народ имеет свой национальный язык, неповторимую кухню и отличительную яркую одежду. Все это накапливалось нашими предками и передавалось нам из поколения в поколение, именно поэтому полученное культурное наследие очень ценно для нас и наших потомков.

История славян насчитывает не одно столетие, поэтому и русский народный костюм настолько разнообразен, что сегодняшние дизайнеры‐костюмеры имеют огромное поле для творчества. Реальность такова, что теперь подобная одежда создается не для повседневной жизни, а для сцены и зрелищных общественных мероприятий.
Наша творческая мастерская предлагает услуги по пошиву русских народных костюмов для танцев.
В своей работе мы стараемся полностью воссоздать образ, поэтому всегда используем исторический материал, который необычайно богат и разнообразен. Опираясь на русскую культуру и пожелания заказчика, создаются яркие, живые и динамичные наряды, которые, как правило, у женщин состоят из рубахи, сарафана и кокошника, а у мужчин — рубахи и штанов. В старину исходными материалами для одежды служили, в основном, шерсть, хлопок, лен, которые расшивались необычными узорами, в результате чего получался красивый русский народный костюм. Сейчас же для пошива используются различные ткани: шелк, креп‐сатин, бархат, и множество фурнитуры — пайетки, бусины, камни. Все это делает создаваемый образ, настолько ярким, что он идеально подходит для танцевальных номеров на сцене.

Наш магазин русского народного костюма для танцев старается в своей работе воплощать новые, свежие и яркие идеи, которые будут идеально воплощать характер постановочного номера. Мы сотрудничаем с дизайнерами — костюмерами, которые работают со многими творческими коллективами России, поэтому их опыт и фантазия бесценны при пошиве русских народных костюмов. Все работы индивидуальны в своем исполнении и точно создают тот образ, который соответствует той или иной эпохе. Своей работой они придают одежде наших предков свежее дыхание и новую жизнь.

Если Ваша цель купить готовый русский народный костюм или заказать индивидуальный пошив, то мы рады приветствовать Вас в нашем салоне‐магазине, в котором представлена взрослая и детская сценическая одежда, как для девочек, так и для мальчиков.

Выкройки русских народных сарафанов. Сарафан русский народный для девочки

У каждого народа есть свои обычаи и традиции, передаваемые по наследству от старших поколений. Особенно ярко черты национальности выражены в традиционной одежде. Характерными отличиями костюма являются орнаменты, цвет материала, узоры и дополнительные детали. Русский национальный сарафан – это удивительное творение, созданное руками женщин, живших на Руси. В процессе его исполнения переплетались многие виды творчества, такие как вышивка, вязание, кружевоплетение и ткачество. Современные женщины все чаще проявляют интерес к этностилю своей страны и стараются воссоздать образ наряда прошлых веков. В этой статье вы не только найдете выкройки русских народных сарафанов, но и узнаете, как их просто сшить своими руками.

Немного истории

Традиционный русский сарафан представляется самобытной одеждой, носимой крестьянками, несмотря на то что в 18 веке требовалось обязательное введение в пошив дворянского наряда западноевропейских форм. Таким образом, наряду представителей высшего общества противостоял сарафан в русском стиле, сохранявший устоявшиеся черты национального костюма. Самые древние фасоны имели форму туники и шились из целого полотна с круглым или прямоугольным вырезом посередине (для продевания головы). Имелись и другие виды данной одежды, ее надевали по праздникам. Все это мы опишем ниже, а также рассмотрим выкройки русских народных сарафанов.

Косоклинник

Данный вид сарафана шился из двух прямых полочек и цельной спинки, соединенными по бокам дополнительными клиньями. Сзади на полотне формировали складки. Спереди полотнища могли запахиваться, застегиваться на пуговки или вовсе быть сшитыми. За счет увеличения числа клиньев расширялся подол сарафана, который мог достигать восьми метров. Это хорошо видно на фото выкройки русских народных сарафанов. Для утепления использовали плотный подклад. Шился наряд из бархата, парчи, шелка и других изысканных материалов. Застежки косоклинника украшали кружевными лентами, галунами, тесьмой и бахромой. На груди вышивали аппликации, подол обшивали красной каймой.

Прямой покрой, лиф и кокетка

Самой распространенной и полюбившейся моделью был сарафан прямого пошива. Он изготавливался из полотна с одним швом или из нескольких прямоугольных полотнищ. Сверху, по обхвату груди, наряд собирался, образуя складочки. Подол юбки украшался кружевом, само же платье держалось на плечевых лямках. Такой русский сарафан своими руками скроить совсем несложно.

С изменениями в моде преображалась и конструкция сарафана. Ее дополнили облегающим лифом с пришитыми к нему прямыми полотнищами. Нередко для верха и нижней юбки использовались разные ткани. Также для создания более изящного силуэта к лифу добавляли кокетку.

Кроим сарафан русский народный для девочки

Традиционный наряд будет очень уместен на новогодних утренниках, карнавалах и различных праздничных мероприятиях. В зависимости от материала, выбранного вами, сарафан может быть как патриотичным костюмом, так и повседневной одеждой. Его можно надеть поверх рубахи или футболки. Главное, чтоб цвета нижней одежды сочетались с верхним платьем.

На основе выкройки русских народных сарафанов, приведенной выше, можно смоделировать модель на любой возраст. Для начала шитья вам понадобится легкий и яркий материал. Девочке лучше брать хлопковые ткани (ситец, бязь) или шелковые, если сарафан предназначен для праздника. Затем нужно сделать выкройку. Начните со снятия мерок. Первая величина – это расстояние от подмышечной впадины и до пола. Немного укоротите подол, чтоб ребенок не споткнулся. Затем измерьте обхват груди девочки и увеличьте полученную цифру в 2,5 раза. Это будет низ сарафана, который впоследствии соберется в складочки. Далее нужно раскроить кокетку, которая представляет собой полоску длиной равной обхвату груди и шириной около 12 см. Увеличьте полосу с обеих сторон на 6 см (для уплотнения и пришивания застежек). Также необходимы лямки размером 10х40 см.

Пошив сарафана

После того как вы подготовили все детали, пора приступать к их сшиванию. Сложите полотно юбки пополам, изнаночной стороной наружу, и проложите шов, отступив от края 1,5 см, а также оставьте сверху непрошитый участок для замочка. Пришейте молнию и обметайте края шва. Прострочив верх полотна крупными стежками, стяните его так, чтобы окружность соответствовала размеру кокетки без припусков. Затем пришейте юбку к верхней части сарафана, располагая стыки на уровне молнии. Согните кокетку пополам (лицевой стороной внутрь) и сшейте боковые срезы, затем выверните деталь. Приметайте руками внутреннюю сторону верха к юбке и прострочите. Длинные срезы лямок сшейте и выверните налицо. Далее — пристрочите к месту соединения низа и кокетки с внутренней стороны сарафана, отрегулировав длину лямок на ребенке. Осталось обработать открытые срезы каймой и украсить сарафан вышивкой, кружевом, лентами и оборками. Если точно следовать данной инструкции, получится сарафан русский народный (для девочки), сшитый по модели прямого кроя.

Дополнительные детали народного костюма

В давние времена русские женщины под сарафаном носили рубаху из белой ткани, имеющую длинные рукава. Она защищала их от солнца во время длительных работ в поле. Рубашки, так же как и сарафаны, украшались вышивкой, представляющей собой некий оберег, в который женщины мысленно вкладывали «магические силы». Наносились узоры вдоль выреза горловины и в районе манжет. Обрядный или праздничный наряд дополнялся головным убором — кокошником. Они были твердыми и имели различные украшения. По гребню кокошника можно было определить, к какой губернии относится его владелица. Стоит отметить, что кокошники носили женщины замужние. Девицы же надевали платок, повязанный сзади, который назывался «сорока». Обувью в любое время года служили русские лапти, крепившиеся к голени с помощью веревок. Надевались они поверх холстин или онучей.

Традиционный русский наряд женщины очень красив и разнообразен. Он прост в пошиве, но требует творческого подхода при украшении. Взяв за основу выкройки сарафанов, приведенные в этой статье, вы легко сошьете любую модель платья. Остальное — дело вашего желания и фантазии.

Русский народный танец

Реферат на тему Русский народный танец

  • Использование пластических мотивов в рекламе Народный танец 26 кб.
  • Русский народный календарь 6 кб.
  • Русский народный фольклор 8 кб.
  • Сценическая обработка танцевального фольклора Московской области 10188 кб.
  • Танец зеркало души 10 кб.
  • Русский народный костюм 38 кб.
  • Танец как явление культуры 75 кб.

Русский танец как художественное целое

1.1 Общие признаки и схема жанра

1.2 Музыка и костюм как составные части целого

Основные жанры русского танца

Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца. Об их открытиях написано множество книг.

Занимаясь народным танцем уже не один год, я часто задаю себе вопрос: «А что же входит в понятие «танец»? Может быть, это просто набор движений или нечто большее?» На этот вопрос я и постараюсь отыскать ответ в нескольких источниках.

1. Русский танец как художественное целое

1.1 Общие признаки и схема жанров

Танец — это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой, многообразной жизни. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств. Народный танец всегда имеет ясную тему и идею — он всегда содержателен. В нём существует драматургическая основа и сюжет, есть и обобщенные и конкретные художественные образы, создающиеся благодаря разнообразным пластическим движениям, пространственным рисункам (построениям).

Танцевальный образ воспринимается как непосредственно, так и путём ассоциаций. Правдивость, конкретность и художественность танцевальных образов определяется их содержанием и танцевальной лексикой, органической связью с мелодией, её характером, ритмом и темпом.

Танец в специфической художественной форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. В ходе развития общества народный танец приобрёл большее самостоятельное значение, стал одной из форм эстетического воспитания, Народ создал изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразным содержанием. Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные пляски солистов, лихие переплясы и так далее говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества русского народа. В древности танец имел религиозно – магический смысл и исполнялся с определенной целью по праздникам. Со временем он утратил религиозные черты и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя. Нарушилась и обязанность исполнения танца по определённым временам года.

Связь русского народного танца с конкретными обрядами была характерна для хороводов, игр и немногих видов пляски. Кадриль, перепляс или одиночная пляска с обрядами связанны не были.

Русский народный танец в каждом регионе отличается лексикой, приёмами, манерой и стилем исполнения, сложившихся ярких, замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с чётким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить всё, что нас окружает (природа, труд, быт, продукты художественного творчества – посуда, одежда, кружева и т. д.)

Русские народные танцы классифицируются не по временам года, месту их исполнения и поводу, а их хореографической структуре и общим устойчивым признакам. Вот некоторые из них.

Стиль – характерные черты и свойства (особенности) выразительных средств, которые качественно отличают один танец от другого.

Танцевальная лексика является самым важным выразительным средством в танце. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног — её составляющие.

В русском народном танце лексика представляет собой наиболее сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом, поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району принадлежит танец. Существует несколько видов танцевальной лексики:

1. Образная – создаёт ассоциацию с определённым образом (гусь, олень, лебедь и т. д.). Её называют эмоционально – подражательной.

2. Естественно – пластическая – подсказанная самим действием, развивающимся в танце.

3. Традиционная – выработанная веками, находящаяся в постоянном развитии, о чём свидетельствуют танцы, созданные в наши дни, отличающиеся от старинных танцев не только выразительностью, манерой исполнения, но и богатством танцевальных движений.

Интонация – это совокупность выразительных средств. Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние танцора: быстрый темп – радость, медленный – грусть, задумчивость. Малейшее изменение того или иного движения изменит характер и содержание действия.

1.2 Музыка и костюм как составные части целого

Музыка – душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа). Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Долгое время в народном быту танцы были связанны с песнями и исполнялись под них. Но постепенно стали появляться танцы, исполняемые только под музыку.

Поскольку каждый народный танец имеет множество вариантов, то и музыка меняется от танца к танцу. Традиционные народные мелодии имеют в основе двух – и трёхдольную метрическую структуру. В каждом танце музыка должна соответствовать сюжету, рисунку, лексике и костюму.

Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм – это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его «визитной карточкой». В многочисленных вариантах народного костюма есть множество общего, это придаёт ему национальный характер, поэтому при конструировании сценического костюма необходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление, крой). Случайно подобранный костюм, не характерный для данного региона, мелодии, ритма и движений значительно снижает убедительность постановки. Русская народная одежда, используемая в танце, многообразна, отличается высоким художественным вкусом.

Праздничный мужской костюм был более устойчивым и однотипным в старых и новых разновидностях, имеет очень незначительные изменения по регионам. Как правило, это белая рубаха из домотканого холста или шёлковая с вышивкой, характерной для каждого района, синие порты в полоску или ёлочку, сапоги, длинный казакин без воротника, а позднее пиджак, жилетка. В некоторых районах иногда костюм довершала шляпа.

Праздничная женская одежда делится на два комплекса: северный – сарафанный и южный – поневный, а каждый из них в свою очередь на девичью и женскую, одежду зажиточных крестьян и бедноты. На севере и девушки, и женщины носили сарафан, а на юге сарафан – преимущественно девичья одежда (замужние женщины носили поневы) Внутри этих двух основных групп одежда имела свои особенности покроя, цвета, узора не только в каждой губернии, но и в отдельных уездах, сёлах.

Приведём в пример два вида русского женского костюма: северный и южный. Они могут использоваться для постановки танцев, описанных в приложении.

Северно-русский женский костюм на примере Архангельской области

Северно-русский женский костюм состоит из рубахи и сарафана. Рубаха могла быть как с вышивкой красным, так и гладкой белой из батиста или кисеи. Её покрой одинаков для всех великороссов и шьётся из прямых полотнищ холста с не выкроенными проймами. На плечах вставляются прямоугольные куски ткани – полики, а под мышками, для свободного движения руки, — квадратные ластовицы. Полики и ластовицы часто делали из кумача. Квадратное отверстие, образуемое верхними кромками переднего и заднего полотнищ рубахи и боковыми кромками поликов, собираются у шеи в густые сборки и обшиваются узкой полоской ткани.

В каждом районе костюмы отличаются по цвету, материалу, покрою, но общее, что характерно для Севера, – длинный сарафан. Праздничный летний девичий костюм, распространённый в Лешуконском, Мезенском, Пинежском районах Архангельской области, состоит из длинного штофного голубого сарафана – «штофника», поверх которого надевается «коротена» (душегрея без рукавов из парчи). На голове «повязка» — полукокошник или малый кокошник. Это высокая шапочка без дна, состоящая из двух полос позумента с поднизью из рубленого перламутра, завязывающаяся сзади лентами. Дополняют костюм белый кружевной платочек, ожерелье из янтаря или перламутра и серьги из перламутра.

В Пинежском районе поверх «коротена» обязательно накидывалось несколько (не менее трёх) больших платков, которые, как правило, находились на плечах, и концы их закалывались. «Коротена» у поморок в Мезенском районе шьётся «клёшем» в виде солнышка, а на Пинеге она лишь немного расклешена и называется «полушубкой». В Карпогольском районе области сарафан малинового цвета, шьётся из шёлка и спереди украшается золотым кружевом. Короткая душегрея на длинных лямках здесь называется «перо». На голове вместо «повязки» сверкает высокий кокошник – «венец», унизанный белым бисером и цветным стеклом, имитирующим драгоценные камни. На шее – бисерные бусы на ленте. В Шенкурском районе сарафан синий, из набивной ткани – «набивник», украшенный серебряным позументом. Душегреи нет, на голове высокий, полумесяцем ажурный «венец», шитый бисером, стеклярусом и украшенный фольгой. Праздничный костюм дополняют янтарные бусы и серьги.

Южный женский костюм на примере Курской области

Основной распространённый костюм в Курской области – это длинный сарафан, чаще всего однотонный, из шерстяной или домотканой ткани, или из ситца, или из сатина, преимущественно алого цвета. Сарафан отделывался либо парчой, либо шёлковыми лентами и широкими поясами, На сарафан надевается «завеска» – передник из цветного гладкого шёлка или домотканой материи. Под сарафан надевается кофта из клетчатой или белой ткани. Поверх кофты – много рядов разноцветных бус и ожерелья из речного жемчуга, а часто из янтаря.

Красочный и замысловатый женский головной убор состоит из кокошника и подзатыльника, сшитых из парчи. Кокошник обвязывается цветным шёлковым платком. По бокам кокошника прикрепляются цветы, часто бумажные, павлиньи перья, иногда раскрашенный ковыль или овёс. Поверх кокошника, впереди, пришивается большой бант из цветной шёлковой ленты. Иногда богатый головной убор заменялся шерстяным или шёлковым цветастым платком.

В каждом районе, городе или селе Курской области костюм имеет свои особенности, свои отличия в деталях, в покрое, в цвете, в вышивке. Так, на юге области, в Судженском, Обоянском районах, он более ярких расцветок, чем на севере, в Касторной или в Фатеже, где тона сарафанов более строгие, однообразные.