Щелкунчик испанский танец музыка

Щелкунчик испанский танец музыка

Нотный архив | Классификатор по композиторам. П. Чайковский, Ариозо Вакулы («О, что мне мать!») из оперы «Черевички», 3 стр., 1. Кб. П. Чайковский, слова А. Майкова, «С мала ключика», хор из кантаты «Москва», клавир, 9 стр., 4. Кб. П. Чайковский, Монолог из кантаты «Москва», для баритона и фортепиано, 5 стр., 4. Кб. П. Чайковский, КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ (клавир).

П.И. Чайковский – «Танец феи Драже» ( балет » Щелкунчик «), 2:19, Скачать, Прослушать Сюита. Танец пастушков, 2:34, Скачать, Прослушать, В очередь П.И. Чайковский. балет » Щелкунчик » – Шоколад ( Испанский танец), 1:10. Испанский танец. (Allegro non troppo. Tempo di boler jwn. Скачать П. Чайковский — Концертная сюита из балета ‘Щелкунчик’ — 2. Танец феи Драже №5806512. (бесконечная прокрутка).. К. Караев, «Танец девушки» из балета «Тропою грома» (фортепианная
транскрипция). транскрипции О.Зиминой), 1 стр., 55Кб. МИДИ-
иллюстрация Испанский танец, 6 стр., 299Кб. П. Чайковский, Концертная
сюита из балета «Щелкунчик», фортепианная. MP3-иллюстрации на сайте
Аркадия Чубрика. Петр Ильич Чайковский — Сюита из балета Щелкунчик — Танец пастушков [02:34]. Евгений Светланов (музыка из балета ‘Щелкунчик’) — Характеристические танцы: Танец Феи Драже [02:09]. П.И.Чайковский — Шоколад: Испанский танец из балета ‘Щелкунчик’ [01:12]..

П. Чайковский, Струнный квартет No. РЕ- мажор), партии инструментов, 2. Мб. (ВНИМАНИЕ! PDF- формат). П. Чайковский, «В Церкви», для женского или детского хора а- капелла, 5. Кб. (ВНИМАНИЕ! PDF- формат). П. Чайковский, «Без поры да без времени..» для смешанного хора a cappella, 5 стр., 1. Кб. (ВНИМАНИЕ! Многостраничный TIFF- файл).

На музыкальном портале Зайцев.нет Вы можете бесплатно скачать и слушать онлайн песню «Концертная сюита из балета ‘Щелкунчик’ — 2. Танец феи Драже» (Петр Ильич Чайковский) в формате mp3.. П. Чайковский, Арабский танец из сюиты на музыку балета » Щелкунчик » ( партитура), 7 стр., 575Кб MP3 -иллюстрации на сайте Аркадия Чубрика. Щелкунчик — сюита из балета в переложении для гитары (Stevan Pesaro [ гитара]). П. И. Чайковский — Щелкунчик. Сюита Испанский танец (Шоколад) / Spanish Dance (Chocolate) Читать IntermezzoTwit в Твиттере. П.И. Чайковский – «Танец феи Драже» (балет «Щелкунчик»), 2:19, Скачать,
Прослушать. Сюита. Танец пастушков, 2:34, Скачать, Прослушать, В
очередь. П.И.Чайковский. балет «Щелкунчик» – Шоколад (Испанский танец),
1:10&nbsp.

  1. Вы можете слушать онлайн ансамбль солистов «новые имена» п. чайковский. испанский танец из сюиты из балета «щелкунчик». mp3 и скачать бесплатно все песни..
  2. П. Чайковский – Концертная сюита из балета ‘Щелкунчик’ — 6. Чай (Китайский танец). П.Чайковский – Испанский танец (Лебединое озеро)..

П. Чайковский, «Гимн в честь Кирилла и Мефодия» для смешанного хора a cappella, 2 стр., 5. Кб. (ВНИМАНИЕ! Многостраничный TIFF- файл). П. Чайковский, «Легенда» для смешанного хора a cappella, 2 стр., 5. Кб. (ВНИМАНИЕ! Многостраничный TIFF- файл). П. Чайковский, «Правоведческая песнь» для смешанного хора a cappella, 2 стр., 4. Кб. (ВНИМАНИЕ! Многостраничный TIFF- файл).

П. Чайковский, «Не кукушечка во сыром бору..» для смешанного хора a cappella, 4 стр., 1. Кб. (ВНИМАНИЕ! Многостраничный TIFF- файл). П. Чайковский, «Вакхическая песнь» для смешанного хора a cappella, 4 стр., 1. Кб. (ВНИМАНИЕ! Многостраничный TIFF- файл).

П. Чайковский, «Блажен, кто улыбается» для смешанного хора a cappella, 4 стр., 9. Кб. (ВНИМАНИЕ! Многостраничный TIFF- файл). П. Чайковский, «Ночевала тучка золотая» для смешанного хора a cappella, 4 стр., 9. Кб. (ВНИМАНИЕ! Многостраничный TIFF- файл). П. Чайковский, «Не тот, кто знал» для голоса, виолончели и фортепиано, 4 стр., 2. Кб. (ВНИМАНИЕ! Многостраничный TIFF- файл).

П. Чайковский, «Соловушко» для смешанного хора a cappella, 3 стр., 8. Кб. (ВНИМАНИЕ! Многостраничный TIFF- файл).

П. Чайковский, «Вечер» для смешанного хора a cappella, 3 стр., 7. Кб. (ВНИМАНИЕ! Многостраничный TIFF- файл). П. Чайковский, «На сон грядущий» для смешанного хора a cappella, 4 стр., 8. Кб. (ВНИМАНИЕ! Многостраничный TIFF- файл).

П. Чайковский, «Привет А. Рубинштейну» для смешанного хора a cappella, 5 стр., 1. Кб. (ВНИМАНИЕ! Многостраничный TIFF- файл).

П. Чайковский, «Хоры и ансамбли» (из Полного собрания сочинений), 8. Мб. П. И. Чайковский, концерт No.

П. Чайковский, Тема с вариациями для фортепиано, 1. Мб. П. И. ЧАЙКОВСКИЙ, «Спящая красавица»(избранные фрагменты в фортепианной транскрипции). П. Чайковский, балет «Спящая красавица», переложение для фортепиано М. Плетнёва, 2. 8. Мб.

Конспект урока «Балет «Щелкунчик» П. И. Чайковского» (Программа Ригиной)

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Урок музыки в 3-м классе по программе Г. С. Ригиной

Тема урока : «Сказка в опере и балете. Балет-сказка П.И. Чайковского «Щелкунчик»

Познавательная : создание условий для ознакомления обучающихся с балетом, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки;

Развивающая: развитие умения воспринимать музыку балета. размышлять о ней, анализировать, высказывать своё мнение, слышать образное содержание того или иного танца;

Воспитательная: воспитание интереса и любви к музыке, потребности общения с ней, желание слушать ее и исполнять, совершенствование эмоциональной сферы, художественного, музыкального и эстетического вкуса, нравственных качеств личности обучающихся.

Оборудование: телевизор , видеоплеер, магнитофон, портрет П.И. Чайковского, аудио и видео записи.

Тип урока : урок усвоения новых знаний и формирование умений.

Музыка, дидактические материалы.

1.Организа-ционный – этап мотивации.

— подготовить обучающихся к работе на уроке:

— выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

— Ребята! Вы зашли в класс под звуки музыки. Она приглашает нас с вами на встречу, с прекрасным миром сказки. Если бы, сказка, имела возможность сегодня обратиться к вам, мне кажется, что она сказала бы следующие слова:

— А чтобы настроится на сказочную тему споем песню «Волшебная страна»

Показ песни учителем.

— Пение вместе с детьми.

– входят в класс под музыку.

-слушают учителя, воспринимают на слух средство мотивации, психологически подготовятся к работе на уроке, настраиваются на тему путем исполнения песни

— слушают и затем разучивают с учителем 1куплет песни.

— Звучит Па-де-де Феи Драже и Принца из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» (фрагмент).

— Карточки с текстом песни «Волшебная страна»

опорных знаний и умений.

Задача: — проверить ранее усвоенные знания,

подготовить обучающихся к осознанию потребности к новым знаниям.

-А сейчас вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке.

-Учитель задает вопросы на повторение темы предыдущего урока.

— С какой оперой мы познакомились на прошлых уроках? («Сказка о царе Салтане»).

— Какой сюжет лежит в основе оперы «Сказка о царе Салтане»?

-Что делают герои?(поют под музыку)

-Ученики отвечают на вопросы .

Подача учебного материала и релаксация.

создать условия для мотивационного принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности;

— познакомить с жанром «балет»;

— развивать умения воспринимать музыку, размышлять о ней, высказывать свое мнение, анализировать.

Сегодня, мы с вами отправимся в следующее путешествие в музыкальный театр.

Эпиграфом урока я выбрала эти слова :

Слово и действие становятся
высоко значительными, когда
музыка берёт их на свои крылья.

Ставит проблемную задачу:

— Понятно ли вам о чем идет речь?

Давайте попробуем разобраться в них к концу нашего урока.

Учитель предлагает отгадать кроссворд, который сделает акцент на теме и заинтересует ребят.

— Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним жанром в музыке, который очень похож на оперу, но заметно отличается от неё. А какой это жанр, вы узнаете, отгадав кроссворд, начерченный на доске. Для этого я раздам по одному вопросу ребятам.
Раздаю учащимся карточки с вопросами.

1. Кто-то в барабан стучит,
Отбивает чётко… (РИТМ)

2. Любит русский и испанец
Весёлый и ритмичный… (ТАНЕЦ)

3. В музыке царица Я
Зовут меня… (МЕЛОДИЯ)

4. Представление без слов с помощью жестов и мимики.(ПАНТОМИМА).
5. Посмотрите на картину —
Здесь мы видим… (БАЛЕРИНУ)

Итак, Прочитаем по вертикали название музыкального жанра, который так же как и опера неразрывно связан с литературой, сюжетным первоисточником. (5 — БАЛЕТ).
учитель беседует о балете и работаю с терминами.
А знаете ли вы что такое балет?(Это спектакль, в котором объединены музыка, танец, драматическое действие и изо.)

Балет родился около 400 лет назад в Италии. Слово «балет» произошло от итальянского слова balletto и от французского слова ballet, что означает танцевать, а на латинском языке ballo – танцую.

Основой для балетного спектакля (так же как и оперного) является либретто.

— Ребята, а что такое либретто? ( В переводе с итальянского «либретто» означает книжечка. Это краткое литературное изложение сюжета оперы, оперетты, балета, мюзикла).

У мира балета – сотни своих слов и словечек. Коротко о некоторых балетных словах.

-Что оно может означать? ( танец или движение, танцевальный шаг)

Настоящая реформа русского балета связана с именем Петра Ильича Чайковского, создавшего в содружестве с выдающимися хореографами Мариусом Ивановичем Петипа

Перу П.И. Чайковского принадлежат три великих балета: «Лебединое озеро», «Спящая Красавица» и «Щелкунчик».

-А сейчас посмотрим на экран и угадаем название балета, с которым мы сегодня познакомимся.(видео)

О каком произведении идет речь?(Щелкунчик)

Балет «Щелкунчик» — один из самых любимых балетов и среди зрителей, и среди исполнителей. Основой для него стала детская сказка немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» о новогодних приключениях девочки, которые приснились ей после рождественского праздничного вечера

— А кто помнит героев этой сказки? (В сюжете тесно переплелись реальные образы: Маша, ее брат, Фокусник, гости; и фантастические: Щелкунчик, король мышей, игрушки и сладости).

Учитель. Музыкальные номера из балета “Щелкунчик” сегодня зачастую звучат как самостоятельные произведения, пленяя нас своей мелодичностью, красивой, стройной гармонией, яркой изобразительностью .

А теперь откройте учебники на странице 9

Действие балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся вокруг рождественской елки.

Какой сказочный образ он создает?

Девочке Мари подарили Щелкунчика, некрасивого человечка, игрушку для раскалывания орехов. Щелкунчика тут же сломали мальчишки. Маша жалеет сломанную игрушку, укладывает Щелкунчика спать и засыпает сама. Все сказочные события происходят во сне. С наступлением ночи оживает таинственный мир чудес. Выползают из своих нор мыши во главе с Мышиным Королем. Храбрый Щелкунчик вступает в неравный бой, он храбро сражается с целым полчищем мышей. Ему на помощь приходит Мари — она бросает туфельку в предводителя мышей и спасает Щелкунчика. Некрасивый Щелкунчик превращается в прекрасного принца. Вместе с Мари он отправляется в сказочную страну на праздничный бал.

Вальс снежных хлопьев» провожает Мари и Принца в сказочную страну сладостей и игрушек.

(Слушание).Обратить внимание учащихся, что «Танец» не иллюстрация пейзажа, а обобщение чистоты , хрупкости, трепетности.

-Какой была музыка по характеру?(Музыка вальсовая, мягкая ,легкая, прозрачная , сказочная)

-Что придавало музыке сказочность ?(звон колокольчиков придавал таинственность и сказочность )

-В этом вальсе Чайковский применяет что-то необычное , не характерное для балета , что это ? ( хор)

-Да, хор , но здесь он играет роль сопровождения ,главные герои балета не поют .А мы с вами попробуем спеть на «а»

. Классический балет развёртывается (раскрывается) как чередование танцев и пантомимных сцен.

В сказочной стране сладостей и игрушек их встречает Фея Драже —
хозяйка волшебного царства сластей. Начинается праздник, на котором гости разных национальностей исполняют свои танцы

«Танец пастушков»( слушание)

(нежное пение флейт имитирует звучание свирели пастушков)

Конспект урока музыки «Мудрость и прелесть балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» 3 класс

Маркова Елена Геннадьевна

МОУ ИРМО «Оёкская средняя

Высшая квалификационная категория.

Урок музыки в 3 классе, III четверть,

по программе Е.Д.Критской

Тема: «Мудрость и прелесть балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»

«Я могу с любовью и увлечением писать музыку…

лишь бы действующие лица внушали мне живое

участие, лишь бы я любил их, жалел, как любят и

жалеют живых людей. А где сердце не затронуто,

не может быть музыки».

Форма урока: урок-путешествие.

Цель: Сформировать представление о балете, как о музыкально-хореографическом спектакле.

Обучающие задачи урока:

— познакомить учащихся с балетом П.И.Чайковского «Щелкунчик»;

— расширить представление о средствах музыкальной выразительности;

— познакомить учащихся с новыми музыкальными терминами: балет, увертюра, пантомима, солист балета , кордебалет, хореография, балетмейстер;

— научить детей внимательно слушать музыку, высказывать свои впечатления, своё отношение к ней через движения, жесты.

Развивающие задачи урока:

-развить интонационно-образное мышление, эмоциональную память, пластическое интонирование учащихся;

— развивать умение более глубоко погружаться в музыку, описывая своё собственное состояние движениями, мимикой, говоря о своих эмоциях, переживаниях, вызванных музыкой;

— развить в детях воображение, способность творить и мыслить;

-развить самостоятельность в действиях ребёнка, его внимание и организованность.

Воспитательные задачи урока:

возбудить интерес к музыкальному жанру балет;

-научить работать на уроке в групповой и коллективной форме;

-воспитать в детях эстетическое видение мира;

— закрепить правила поведения в музыкальном театре, при просмотре музыкальных видеофрагментов из балета «Щелкунчик»;

-научить детей понять жизненный смысл музыкального произведения, разобраться, почему композитор воплотил его именно в эту, а не в какую-нибудь другую художественную форму.

Тип урока: изучение нового материала.

Основная педагогическая технология : игровая.

Метод организации и осуществления учебных действий и операций на уроке:

1. Метод «музыкальный театр» (средства – звук, жест, танец, слово, литературный сюжет, стихи).

2. Метод «пластического интонирования» — восприятие музыкальной ткани через моторику своего тела (средства — музыка, жест).

Приёмы учителя : ролевая игра, практическая задача.

Приёмы учащихся : инсценировки, драматизация, импровизация.

Формы взаимодействия : индивидуальные, групповые, коллективные. ( Видеофрагменты из балета «Щелкунчик»:

«Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского (2:11)

«Сражение» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского (3:00)

«Танец снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»(2:00)

«Испанский танец» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского(2:00)

5. «Китайский танец» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского(1:15)

6. «Русский танец» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского(1:10)

1. «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского (фортепиано)

2. «Испанский танец» фрагмент (СД)

Портрет П.И. Чайковского.

Музыкальные термины: балет, хореография, увертюра, пантомима, солист балета, балетмейстер, кордебалет.

Фортепиано, музыкальный центр, ИКТ.

Слушание, беседа, сравнение, сопоставление, исполнение танцевальных движений, игра на детских музыкальных инструментах, просмотр видеоматериалов, инсценировка, хоровое исполнение.

Вход детей в класс под «Марш» из балета «Щелкунчик П.И. Чайковского.

Организационный этап урока.

Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята!- Здравствуйте, учитель!»

Сообщение темы и цели урока:

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим путешествие в страну «Балет», попробуем научиться видеть и слышать, понять жизненный смысл произведения. А поможет мне в этом ваше творчество. Мы познакомимся на этом уроке с новыми музыкальными терминами. Тема урока: «Мудрость и прелесть балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», созданный 1892г.

Подготовка к восприятию нового материала.

Знаете ли вы, ребята, что такое балет?

— Что нужно для создания балета?

Либретто (литературный текст музыкального произведения);

Изо (грим, костюмы), артисты.

Изучение нового материала

-Я хочу познакомить вас с новыми музыкальными терминами, которые понадобятся вам для дальнейшего изучения балета.

Увертюра — в переводе с французского означает «открывать».

Хореография — искусство танца, запись танца. Чтобы не заблудится в большом спектакле, надо знать, что любой большой спектакль состоит из маленьких номеров и танцев, номера соединяются в сцены (сцена в лесу, сцена в доме и т.д.), а сцены объединяются в действия-акты. До Чайковского музыку к балетам было принято сочинять как череду идущих друг за другом танцев. Чайковский не отказывается от «Характерных танцев», пантомимы. Однако они обретают у композитора новое наполнение, подчиняются раскрытию основного содержания, характеристик главных действующих лиц, окружающей их среды. Наиболее полно передающие переживания героев. Это было великое достижение в истории балета!

Балетмейстер – автор, создатель хореографического «текста» балета. Балетмейстер расставляет артистов на сцене не «как попало», а красиво, чтобы зритель лучше уловил основную идею произведения.

Пантомима — искусство, которое воспроизводит окружающую жизнь с помощью жестов, телодвижений, выразительной мимики. Гениальные танцовщики мастерски владеют пантомимой, соединив её с техникой высоких прыжков и пируэтов (стремительных вращений).

Углубление в тему урока.

Новый год празднуют люди всего мира. В новогоднюю ночь часто происходят чудеса. С миром чудес ты встретишься в балете П.И. Чайковского «Щелкунчик» по сказке немецкого писателя Эрнста Гофмана.

А в балет сказка превратилась 23 марта 1892 года, когда Пётр Ильич Чайковский завершил работу над партитурой. Поскольку балет сочинил русский композитор, то он дал своей героини русское имя – Маша.

В дом к главной героине на праздник шествуют гости. Родители ведут с собой своих детей. Взрослые идут чинно, солидно, а дети торопятся поскорее увидеть ёлку. Ёлка предстаёт во всём великолепии. Дети в восторге…

(Учитель играет на фортепиано мелодию «Марша» из балета «Щелкунчик»).

— Попытайтесь представить себя действующими лицами балета: промаршируйте под его звуки. Мелодическое начало «Марша» из балета можно легче запомнить с помощью некоторых вариантов подходящих по содержанию слов:

«Как праздничной ёлки хорош наряд.

Шёл сказочных воинов парад» — исп. мальчики.

«Все мы захотели пойти гулять,

Но нам надо ёлку наряжать» — исп. девочки

( дети ритмично поют эти слова, хлопают ритм)

Перед путешествием в музыкальный театр, давайте вспомним, как ведут себя в театре зрители? (ответы детей)

Следи за тем, что происходит в музыке, на сцене, охватывай всё, ничего не упусти из виду! Музыка наградит тебя за это тем, что подарит новое чувство, новое настроение возможно, такое, какого ты не испытывал до этого никогда в жизни!

« Вот лоджии, партер, бельэтаж и балкон

И сцена, и занавес – это не сон

Сцена открылась, оркестр заиграл!

И каждый ребёнок зрителем стал».

(Показ видеофрагмента «Марш» из балета «Щелкунчик»)

— Услышали ли вы в музыке знакомую интонацию?

-Меняется ли характер музыки? ( Музыка отражает праздничную кутерьму богатого дома, беготня стайки детей на празднике, они то носятся вокруг неё, то маршируют).

— Удалось ли балетмейстеру создать атмосферу новогоднего праздника?

— Вот так незаметно вы познакомились с новым термином в балете: кордебалет — коллектив танцовщиков, исполняющих массовые, групповые танцы и сцены в спектакле.

— Ребята, кто-нибудь из вас знает что за волшебство произойдёт в эту ночь?

— Гости расходятся. Маша остаётся одна и готовится ко сну. Часы показывают полночь. Вдруг происходит неожиданное: комната наполняется мышами, с которыми пытаются сражаться детские игрушки – солдатики.

— Кто-нибудь знает, что произойдёт дальше?

— К удивлению и радости Маши, руководство игрушечным войском берёт на себя тоже оживший Щелкунчик. Силы, конечно, не равны. Мышей много, они сильные, неуязвимые. Ну что тут могут сделать солдатики с крохотными сабельками да сломанный безжалостным братом Щелкунчик?

(Дети импровизируют сцену наступления мышей во главе с мышиным королём и сражение игрушечного войска во главе со щелкунчиком)

— Как вы думаете, какой характер будет у музыки? (смотрите словарики)

— Будет ли меняться характер музыки в этой сцене?

( Показ видеофрагмента «Сражения»)

-Удалось ли композитору и балетмейстеру создать образ сражения?

-Получилось ли у вас угадать характер музыки перед просмотром видеофрагмента?

— Итак, путешествуем дальше. Щелкунчик и Машенька отправляются в чудесное путешествие в страну сладостей, где их встречают ожившие сладости. Но сначала им придётся пройти через зимний волшебный лес. Мы будем слушать сегодня один из самых красивых отрывков балета «Щелкунчик», который называется «Вальс снежных хлопьев». Это не иллюстрация пейзажа, а обобщение чистоты, хрупкости, трепетности. Его мелодия так красива, что её можно спеть!

Этот балет – не просто сказочный, он – новогодний. И Пётр Ильич

Чайковский для усиления волшебного эффекта сочинил музыку, которую в балете поёт детский хор. Этот хор расположен вместе с оркестром, ниже сцены, и его никто не видит. Зато все слышат звук человеческих голосов, и это создаёт незабываемое впечатление.

(Показ видеофрагмента «Вальс снежных хлопьев»)

-Что хотел показать этим П.И.Чайковский? (мелодия в нисходящем виде воплощает идею медленного ниспадания, соответствующую образу падающего снега, по поначалу в сплетении разорванных, отделенных друг от друга мотивов, напоминающих своим рисунком маленькие снежинки, кружащиеся в воздухе).

— Образ чего предстаёт перед нами, глядя на изящные движения этих балерин? (обобщенный образ Прекрасного: чистоты, хрупкости,трепетности).

— Какое значение играет в этом балете хор?

-Вы запомнили название этой музыки?

-А теперь мы оказались перед вратами города Конфетенбурга. Шумный весёлый город. Осмелюсь напомнить, что для жителей Конфетенбурга П.И. Чайковский сочинил свою музыку. Вот, например, для всеми нами любимого шоколада Чайковский сочинил «Испанский танец», потому, что тогда считалось, что самый лучший на свете шоколад привозят к нам из Испании.

Представьте себе людей одетых в красочные испанские наряды. Главную тему танца исполняют духовые инструменты. Музыка словно переносит нас в знойную Испанию.

(Показ видеофрагмента «Испанский танец»

Дети щёлкают пальцами в ритм музыки)

-Какой характер музыки? (смотрите словарики)

-Звучание какого испанского народного инструмента вы услышали? (кастаньеты)

— Все, кто попадает в Конфетенбург, угощают сладостями с чаем. А чай пришёл к нам из Китая. Поэтому в балете в балете есть «Китайский танец», который ещё называют «Танец Чая». Прислушайтесь, как русский композитор передаёт в музыке восточный колорит. Музыка звучит в высоком регистре, главную мелодию исполняют флейты. Сама музыка острая, чёткая. Будто куклы, танцующие её, всё время подпрыгивают.

(Показ видеофрагмента «Китайский танец»)

— Какой характер музыки? (смотрите словарики)

-Это реальные персонажи или нет?

Поскольку П. И. Чайковский был воспитан на народной музыке, в своих сочинениях он использовал народные темы. Балет “Щелкунчик” вобрал в себя движения народного танца. “ТРЕПАК” — это старинный русский танец в быстром темпе.

(Дети делятся на две группы: одни музыканты(играют на детских музыкальных инструментах), другие танцоры(выполняют простые танцевальные движения)исполняют по «Русский танец» из балета «Щелкунчик»)

(Показ видеофрагмента «Китайский танец»)

Закрепление темы урока:

— Какие новые музыкальные термины мы узнали с вами на этом уроке?

(балет, пантомима, увертюра, солист балета, хореография, балетмейстер)

— С какими персонажами балета познакомила нас музыка?

— Какие из них реальные, а какие вымышленные? Фантастические образы явились особым отражением образов реального мира, они наделены живыми человеческими чувствами.

-Какова идея этого произведения? Сказка Гофмана «Щелкунчик» построена на утверждении идеи торжества добра над злом.

— Смог ли композитор П.И. Чайковский воплотить эту идею в своём балете?

Действительно, в сказочных образах Чайковский воплотил глубоко гуманную мечту о добре, любви и счастье, никогда не угасающую в нём, как бы ни была мрачна и жестока окружающая его действительность.

— Почему композитор воплотил жизненный смысл его именно в эту, а не в какую-нибудь другую художественную форму? Балетная музыка Чайковского стала выразителем ярких чувств и глубоких характеров. Танец гибко рисует содержание музыки.

— Близок ли тебе мир детства, отраженный в балете, и чем? (созвучен тебе первым познанием жизни, её радостей и печалей, вечным ожиданием счастья и света). Ещё хочется играть в куклы и солдатики, но уже волнуют надежды приближающейся юность…

-Балет всегда создаёт обобщённый возвышенный образ Прекрасного Человека. И если этот урок вам понравился, вы взяли для себя хоть частичку той любви, которую питал к балету П.И. Чайковский, то будьте уверены, что вы уже нашли одну из дорог в интересную музыкальную страну «Балет», и на этом пути многое сможете увидеть и понять. Ты будешь видеть мир таким, каков он есть, и таким, каков он должен быть. Но совершенствовать окружающее, делать явью несуществующее пока прекрасное – удел не только художников, музыкантов, актёров. Это призвание каждого творческого человека!

– К сожалению, наше пребывание в театре сегодня заканчивается, но у нас будет возможность продолжить театральные встречи на следующих уроках.

Домашнее задание: По желанию можно нарисовать своего Щелкунчика, можно сделать эскизы театральной занавесы или декораций, пусть каждый проявит свою фантазию, выдумку.

Оценивание учащихся: Дети считают полученные за урок жетоны-ноты. Самым активным выставляется оценка «5».

Уход детей под музыку «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

«166 биографий знаменитых композиторов»,

Издательство “Композитор”, г. Санкт-Петербург , 2000 г.

«Музыка от А до Я». Эмиль Финкельштейн,

Издательство “Композитор”, г. Санкт-Петербург, 1997 г.

«Там, где музыка живет». Аркадий Кленов, Изд-во “Педагогика-Пресс”, Москва, 1994 г.

«Энциклопедический словарь юного музыканта», «Педагогика», Москва, 1985 г.