Школы индийского танца в индии

Школы индийского танца в индии

Рождение танцевального искусства в Индии носит религиозный характер и зародилось в глубокой древности около 5тыс. лет назад. Считается что мир был создан танцующим богом Шивой и в храмах носил характер молитвы. Танец являлся своеобразным безмолвным общением языком движений и жестов в котором присутствовали выражения слов, чувств эмоций. Бог Шива — один из трех великих богов индуизма. Шива-Натараджа. Владыка танца. В одной его руке — барабан, образ изначального звука, ритма, вибрации, из которой возник космос. Во второй руке — огонь, уничтожающий все отжившее. Жесты двух других рук показывают, что он защитит и спасет тех, кто ему поклоняется. Танцуя, Шива попирает ногами демона, олицетворяющего косность и инертность, не давая ему овладеть душами людей. Танец бога — символ космического движения и обновления. Когда он остановится, наступит конец света.

Долгое время искусство танца было достоянием храмов, об этом свидетельствуют скульптурные изображения апсар (в индуиской мифологии полубожественные женские существа «рождённые из воды» (аналог русских русалок) способные наслать на человека любовное безумие, в индийском эпосе живущие в раю и ублажающие героически павших на поле брани воинов) и формой жертвоприношения, но с приходом в Индию мусульман, в культуре которых танец был одной из форм соперничества в гареме, религиозность индийского танца уступила первенство эстетике и технической виртуозности. С началом английской колонизации, танцевальное искусство, воспевавшее индийских богов, было практически забыто. В итоге после вторжения в Индию моголов, а затем британцев, храмы обнищали, были разграблены, а девадаси стали наложницами князьей. К 19 веку искусство было утеряно.В начале 20 века Рукмини-деви вместе с группой этнографов восстанавливала танец по скульптурным формам храмов.

За пять тысячелетий своего существования искусство танца достигло высочайшего развития, сохраняя при этом верность традиции. В современной Индии танец представляет собой часть того культурного наследия. В сравнительно недавнее время такие артисты-новаторы, как Удай Шанкар (1900-1977), начали использовать традиционную технику в современных танцах. Весомый вклад в возрождение индийского танцевального искусства внес Рукмини Деви Арундале, основавший с этой целью училище в Калакшетре.

Международную известность получили Санджукта Паниграхи, превосходный исполнитель танцев в стиле «одисси»; Ведантам Сатьянараяна, выдающийся представитель школы «кучипуди»; Бирджу Махарадж, заслуженно пришедший на место Шамбхо Махараджа, великого танцовщика в стиле «катхак»,Каламандалам Кришна Наир и Каламандалам Раманкутти Наир. Направление в индийском танце «бхаратнатьям» нашло замечательного исполнителя в лице Баласарасвати.

Кучипуди — вид танцевальной драмы стиль, культивируемый главным образом на западном побережье юга страны. Название этого стиля происходит от региона, в котором он сформировался: деревня Кучелавапури (название местечка на языке телугу означает «поселение актеров»). Танцевали его раджанартаки — девушки, жившие при храмах и официально выданные замуж за бога. Особый вклад в развитие Кучипуди внес брахман Сиддхендра Йоги, живший в XV cтолетии

Именно с XV века Кучипуди стал исполняться исключительно мужчинами. Считалось, что красота танцовщиц отвлекает зрителей от осмысления религиозного содержания текстов, поэтому ради сохранения чистоты древнейших традиций стиля женщинам было запрещено танцевать Кучипуди вплоть до XX века. Согласно древней традиции танцовщица стиля Кучипуди декламирует и танцует одновременно. В этом заключается одна из особенностей Кучипуди. Танцевальные композиции этого стиля построены на пяти разнообразных ритмических вариациях:

1. Чатурасрам (ритм, мерой которого является 4: та ка дхи ми),

2. Тисрам (3: та ки та);

3. Мисрам (7) (та ки та, та ка дхи ми);

4. Кхандам (5: та ка та ки та);

5. Санкирнам (9: та ка дхи ми, та ка, та ки та).

В композиции все эти ритмы переплетаются меж собой, образуя захватывающие музыкальные рисунки, озвученные колокольчиками на щиколотках танцовщицы. Абхиная (актерское искусство). Основу актерского мастерства танцовщицы: составляют девять различных настроений («навараса») 1. Любовь Шрингара; 2. Радость Хасья; 3. Печаль Каруна; 4. Гнев Рудра; 5. Героизм Вира; 6. Страх Бхаянака; 7. Отвращение Бибхатса; 8. Удивление Адбхута; 9. Покой Шанта. Кроме 9 основных, древние трактаты называют еще 50 других «настроений» («бхава»), нюансы чувств.

В наши дни Кучипуди представляет собой синтез музыки, поэзии, театрального искусства, эстетики движения, мимики и жеста. В технике кучипуди используется быстрая ритмическая работа ступней и скульптурные движения корпуса. Стилизированная мимика, используя жесты рук и тонкую экспрессию лица, объединяется с более реалистичным действием. Иногда используются и диалоги между танцорами. Это сочетание техник придает стилю уникальность и отличие от других направлений. Сегодня кучипуди исполняется как соло, так и в группе.

Присутствие в репертуаре «тарангам» делает Кучипуди особенным: исполняя эту композицию, танцовщица балансирует на острых краях медного блюда, иногда держа при этом на голове небольшой кувшинчик с водой. Костюм исполнительницы стиля Кучипуди шьётся из южноиндийского шелка. Стопы и пальцы рук покрыты красной краской растительного происхождения, она называется «альта». Ее голова увенчана цветами канакамбарам и храмовыми украшениями, символизирующими луну и солнце. На ногах танцовщицы укреплены бронзовые колокольчики гхунгхру.

Бхаратнатьям. Стиль Бхарат Натьям наиболее популярен в Индии и наиболее широко известен за рубежом. Его традиция насчитывает почти 2000 лет. Это один из самых древних стилей. Он придерживается строгих канонов Натья-Шастры («Трактата о танце» — 2 век Нашей эры). «Бхарата» — аббревиатура от «бхава» — настроение, «рага» — мелодия, и «тала» — ритм. «Натьям» — чистый танец. музыка индия танец бхаратнатьям

Бхаратнатьям — это каскад быстрых и канонизированных танцевальных комбинаций Создателем этого стиля называют Бога Брахму, который приравнял искусство танца к ведам, назвав его «пятой ведой». Богом-покровителем танца считается Шива, а принес его людям мудрец Бхарата по указанию Бога Брахмы. Различные позы танцев в стиле Бхаратнатьям высечены на стенах храмов на юге Индии, который считается традиционным центром Бхаратнатьяма. Первоначально танец исполнялся специальными храмовыми танцовщицами и имел исключительно сакральное значение; он был частью ежедневного ритуала и исполнялся на специальных площадках храма. В дни праздников танцовщица играла не менее важную роль, чем жрец.(7)

В танцах она рассказывала о Божестве, в честь которого построен храм, описывала его подвиги в борьбе с демонами и злыми Божествами. Считалось, что события танца как бы повторялись наяву заново и, для того чтобы Бог мог победить врага, танцовщица должна была исполнить свой танец безукоризненно. С течением времени образовались различные школы, делающие упор на разные аспекты чистого танца. Одни подчеркивали изящество, другие разрабатывали сложные ритмические композиции.

Катхак. Катхак — это классический танцевальный стиль Северной Индии. Это танец жрецов-браминов, которые излагали с помощью танца и пантомимы историю своего вероучения. Термин «катхак» произошел от слова «катха», что означает «рассказ», «история». Катхаками в древности называли касту рассказчиков, существовавшую при многих храмах Северной Индии. Они разыгрывали танцевально-драматические спектакли в дни религиозных праздников. Позже танцоров стали приглашать во дворцы индусских правителей Раджастана. При дворцах появились специальные танцевальные школы, в которых девушек обучали музыке, стихосложению, утонченному искусству танца. В катхаке используется две основные техники — нритта, чистый танец, и абхиная — экспрессия, пантомима. В этом стиле мудры (жесты рук) исполняются очень мягко, лишь намекая на те формы, которые отчетливо видны в других стилях. Танцор отбивает ногами замысловатые ритмы в такт барабана, а кульминацией танца является состязание с барабаном-таблой. Техника катхака отличается обилием поворотов, мягкими пластичными движениями рук. В танце преобладают сложная работа ступней и быстрые вращения. Отличительная особенность — танец исполняется на прямых ногах.

В этом стиле выражено взаимное влияние индуиской и мусульманской традиций. Мусульманские завоеватели, не признававшие никаких изображений божества, запрещали все религиозные танцевальные обряды и стремились сделать из «катхака» простое увеселение. Так, костюм катхака напоминает костюмы народов Ирана, Афганистана и Средней Азии. В костюмах исполнительниц катхаке используется длинная юбка-солнце, подчеркивающая стремительность поворотов. Мусульманским правителям не нравилось слушать истории, связанные с индуистскими богами, и танец стал больше развиваться в технической части, усложнились ритмы, увеличилось разнообразие пластических движений. Мимика танцующего — естественная, а не подчиненная канону.

Одисси. Одним из наиболее изысканных классических танцевальных стилей является ОДИССИ. Он зародился на восточном побережье Индии, в Ориссе. О нем упоминается в древнейшем индийском трактате о драме и танце «НАТЬЯШАСТРА», датированном 3-4 в. н.э. Штат Орисса известен своими храмами: Храмом, посвященным Богу Солнца в Конараке, храмом Джаганнатхи в Пури и многими другими. Исполнители стиля Одисси повторяют позы танцовщиц, изображенных на стенах этих храмов, построенных в 6-8 вв. н.э. Одисси — танец божественного, человеческого, любви и страсти. Мягкие, плавные и нежные движения описывают обстановку Ориссы и философию популярного персонажа индуизма — Бога Кришну.

Стиль Одисси близок к Бхаратнатьяму по технике, костюму и выразительным средствам. Одисси отличается большей плавностью, грациозными движениями, изящными позами, а музыка, сопровождающая эти танцы, более мелодичная. Костюм исполнителя очень интересен — в отличие от других стилей, украшения здесь серебряные, а прическа украшена башенкой — гопурамой, напоминающей о храмовых истоках танца. Орнамент на сари характерен только для Ориссы.

Техника смены поз основана на координации трех как бы независимых друг от друга уровней корпуса: ног, тела и головы, каждый из которых выполняет свой пластический рисунок. Иногда танцовщица замирает в позе на несколько секунд и становится похожей на статуэтку.Представления Одисси — четкий баланс между чистым танцем, экспрессивным и драмой.Характерная особенность — тело плавно изогнуто в трибанги — бедра, талия, шея.

Катхакали. Катхакали исполняют только мужчины в необыкновенно красочных костюмах, огромных головных уборах и со сложным макияжем на лице. Ни один классический танец не используют такого грима; для его нанесения требуется несколько часов кропотливой работы. Столетиями отбирались и отшлифовывались отдельные элементы танца катхакали. Танец исполняется под аккомпанемент ченды — барабана, который производит глухой звук и маддалы, производящей мягкую мелодию. Также используются бронзовые цимбалы.

Манипури. Манипури был взращен в горных областях северо-востока Индии. Название стиля (дословно — «драгоценность земли»), носит название штата Манипур — родины направления. Легенда утверждает, что для того, чтобы найти идеальное место для танца Боги пошли вплоть до иссушения озера в прекрасной долине. Теперь не удивительно, что танец — неотъемлемая часть ритуалов повседневной жизни, как свадьба или поклонение предкам. Среди известных составных частей Манипури — Санкиртана и Рас Лила, описывающие космический танец Кришны и пастушек. В танце используются красивые расшитые юбки, резко расширяющиеся от талии и полупрозрачные вуали. В Костюме Кришны непременный атрибут — павлинье перо в волосах. Движения начинаются в медленном темпе и переходят в быстрые вращения.

Этот стиль близкий общему духу танцев Восточной Азии. Некоторые виды манипури исполняются очень энергично, вплоть до применения акробатических приемов. Заметная танцевальная школа, «манипури», демонстрирует групповой танец, в котором артисты выступают в ярких костюмах под звуки ударных инструментов.Особенность стиля Манипури — Пунг Чолам — танец с барабанами, в нем участники танцуют и одновременно играют на барабанах-панг. При этом используются увлекательные скачки и вращения в быстром темпе. Достойные представители этой школы — Сингхаджит Сингх и Гуру Бипин Сингх.

Индийские танцы в Санкт-Петербурге — уроки и занятия

Найдена информация о 16 подходящих школах танцев. Индийские танцы — цены и отзывы. Сравнительная таблица школ танцев Санкт-Петербурга, где представлены уроки классических или современных индийских танцев.

  • Набор столбцов:
  • Адреса и телефоны
  • Инфо
  • Цены
  • Произвольная настройка

«Индийские танцы» не относится к тем направлениям, информацию о которых мы собираем в первую очередь.

Эту услугу могут оказывать школы, размещённые в разделах:

Одно из главных достопримечательной Индии – это элегантные и завораживающие зрителей индийские танцы. Зародившееся несколько тысячелетий назад искусство и сегодня пользуется неизменной популярностью во всех странах мира. Во время исполнения танца индусы духовно совершенствуются, развивая свой ум и эстетические чувства, улучшая артистизм и гибкость тела. Классический индийский танец подчеркивает естественную красоту танцоров, и дарит настоящее удовольствие от процесса. Молодые люди оценят современные индийские танцы, обладающие особой динамикой и яркостью.

Найти уроки индийских танцев в Санкт-Петербурге можно при помощи нашего портала, на страницах которого собрана наиболее подробная и актуальная информация о танцевальных студиях города. Мы предлагаем найти подходящую по району или станции метро студию индийского танца, изучить цены на разовые уроки или полноценные абонементы. Весьма полезны будут и оставленные учениками отзывы о занятиях!

Индийский танец для начинающих

Начинать обучение можно с выбора наиболее подходящего направления. Чаще всего новички предпочитают классические индийские танцы, которые необычным образом сочетают в себе танцевальную пластику и грацию, актерскую выразительность и яркость. Все танцы этого направления в своей основе имеют священный индуистский танцевально-музыкальный стиль Натью, включающий в себя не только танцы, но и пение, искусство мимики. Более современные виды индийских танцев исполняются и мужчинами.

В Европе к классическим танцам этого направления относят восемь стилей: Кучипуди, Катхак, Сатрия, Мохиниаттам, Катхакали, Бхарата-натьям, Одисси и Манипури. Бхарата-натьям и Одисси относятся к так называемым «танцам освобождения души», в которых практически отсутствуют диалоги между танцорами, редко используется и легкая мимика. К сложнейшим индийским танцам относится Катхак, исполняемый на вытянутых ногах с разнообразной и насыщенной мимикой. Каждый из видов этих танцев сложен по-своему – даже самый требовательный ученик сможет подобрать идеальный вариант под свои запросы и пожелания.

Особенности обучения индийским танцам

Чтобы в совершенстве освоить эти направления, танцор должен иметь прекрасную физическую подготовку, разбираться в индийской культуре и мифологии, так как изначально эти танца возникли как дополнение к религии. Сегодня танцевальные студии предлагают как уроки классического индийского танца, так и занятия его более современными направлениями. Во время обучения будущие танцоры осваивают искусство пантомимы и выражения эмоций, развивают артистизм и получают настоящее удовольствием от танцев.

Танцы Индии: история древнего искусства

Индия – страна, где до сих пор, несмотря на глобальные перемены в мире, трепетно берегут и чтут культурные традиции. Зародившись несколько тысячелетий назад, они продолжают играть важную роль в жизни индийцев. Впрочем, не только их. В последние годы во всем мире, и особенно на Западе, вырос интерес к самобытной культуре этой страны.

Формировавшиеся в течение многих столетий философские учения, а также архитектура, музыка и танцы Индии, представляют собой синтез религиозного сознания различных этносов, составляющих индийскую нацию сегодня. В основе ее культуры лежит стремление человека к единению с божеством.

Шива – бог-разрушитель и созидатель

Согласно древним преданиям, Брахма, обеспокоенный беспорядком на сотворенной им Земле, решил, кроме четырех Вед, хранившихся в строжайшей тайне, создать еще и пятую, доступную всем людям. С этой целью он обучил мудреца Бхарату драматическому искусству, в котором соединялись музыка, песня и танец. Бхарата, в свою очередь, поделился новыми знаниями с Шивой.

Этот бог-разрушитель, если хотел, мог и созидать. В отношении танца он проявил себя как раз во второй ипостаси. Те же предания утверждают, что Шива, будучи непревзойденным танцором, научил этому искусству свою жену Парвати и мудреца Бхарату. Последний, объединив уже имеющиеся у него знания с теми, которые получил от Шивы, написал объемный труд, посвященный театральному мастерству – «Натьяшастру».

Вместе с другими мудрецами Бхарата распространял свой трактат среди простого народа. В результате труд «Натьяшастра» оказал огромное влияние на песни и танцы Индии. Оба искусства были тесно переплетены с религиозными верованиями. Даже сегодня в выборе песенных тем и в самих плясках преобладает мифологическое содержание.

Храмовая культура Индии

Танцы всегда были одной из главных составляющих индийского искусства. Зародившись приблизительно пять тысяч лет назад, они со временем достигли высочайшего развития, отдавая при этом дань древним традициям.

Сохранившиеся панели, фризы и скульптурные изображения свидетельствуют о том, что танцы Индии с самого начала были частью религиозного культа. До сих пор в храмах можно увидеть залы, предназначенные для ритуальных плясок. По сути, ими сопровождался любой религиозный обряд.

Храмовые танцовщицы – девадаси – считались хранительницами этого векового классического искусства. Сами же танцы рассматривались как духовная практика, которая, наряду с йогой, способна привести в гармонию эмоции и тело. Правда, достичь такого духовного развития можно только при одном условии: танцевать надо самозабвенно.

В основе ритуальных храмовых плясок лежали сюжеты из древних эпических произведений, таких как Махабхарата или Рамаяна, а также из священных писаний индуизма. Храмовые танцовщицы пользовались большим уважением, однако колониальная политика Великобритании в отношении девадаси привела к постепенному упадку искусства ритуального танца.

Музыка как часть «Натьяшастры»

Древние литературные памятники указывают на то, что в Индии сложилось специфическое восприятие музыки, обусловленное религиозными представлениями и этническим многообразием страны. С одной стороны, она стала частью повседневности, а с другой, средством, позволяющим соединить физические явления с духовными.

Музыка и танцы Индии тесно взаимосвязаны, кроме того, их объединяет некая форма театральности. Например, характер того или иного произведения определяет жесты, позы и выражение лиц исполнителей.

Трактат «Натьяшастра» подробно описывал разные виды священных мелодий, инструментов и песен. Уже в древности индийцы считали возможным воспроизводить самые глубокие переживания с помощью музыки и танца.

В представлении жителей Индостана оба искусства – дар богов, следовательно, они обладают сильным воздействием не только на людей, но и на птиц, животных, растения и силы природы. С их помощью можно укрощать змей, гасить пламя, вызывать дождь и т. д.

Особенности индийского танцевального искусства

Танцы Древней Индии с самого начала обладали рядом отличительных черт. Во-первых, это был не просто набор повторяющихся движений, как это можно наблюдать в фольклорных плясках других народов, а полноценная история, изложенная ярким языком хореографии.

Во-вторых, каждый исполнитель вкладывал в танец свое видение мира и силу мастерства. Таким образом, используя определенные шаги, движения рук и мимику, он передавал зрителям целую гамму чувств и даже события.

Эти особенности индийского танцевального искусства сохранились до наших дней, несмотря на то, что оно уже практически потеряло религиозную суть, перейдя в категорию красочного развлекательного действа.

Народный фольклор

Огромное число народностей, проживающих в Индии, определяет культурное богатство страны. Каждый штат и регион имеют свои характерные танцы, музыку, грим, костюмы. Многие индийцы в детстве обучаются искусству традиционной хореографии или игре на музыкальном инструменте.

В народных танцах редко встречаются религиозные сюжеты, к тому же виртуозность и изящество движений не столь важны, как в классических, поэтому исполнять их могут все.

Хотя народные танцы Индии вобрали в себя определенные элементы традиционной хореографии, все же в них преобладают темы, связанные с повседневной жизнью: циклом сельскохозяйственных работ, рождением детей, свадьбой и т. д.

Вечная классика

Вплоть до XX века танец в Индии представлял собой часть храмового обряда, в который вкладывался сакральный смысл. Костюмы исполнительниц включали большое количество украшений: золотые браслеты, ножные бронзовые колокольчики, кольцо в носу, соединенное с ухом цепочкой, ожерелье, а голову венчал обруч с подвеской.

Классические танцы Индии – это сложное хореографическое искусство, движения которого были канонизированы в упоминавшемся выше трактате «Натьяшастра». Согласно этому древнему руководству, триада элементов Натья, Нритта и Нритья составляют классику танца.

К Натье относятся определенные позы, жесты, мимика и речь исполнителя. Нритта – это собственно сам танец, который состоит из повторяющихся ритмичных элементов. Нритья же представляет собой соединение двух предыдущих компонентов, посредством чего выражается заложенный в пляске смысл. Обучение индийской хореографии начинается с разучивания и отработки движений, на что уходит от 5 до 9 лет.

Самые древние стили

Танцы Индии включают в себя семь классических стилей, четыре из которых насчитывают сотни лет. Самый древний из них – Бхаратнатьям, основанный на древней мифологии. Этот танец-молитву исполняли храмовые танцовщицы девадаси в честь бога Шивы.

Его движения выполняются по строгим геометрическим траекториям: глаза, руки, голова рисуют то треугольники, то прямые линии, то круги. Все это придает Бхаратнатьям линейность.

Другой танец, Катхак, использовали жрецы-брамины для изложения своего учения о Кришне. В нем очень заметно мусульманское влияние, так как он был популярен при дворе могольской династии, правившей Индией в течение двухсот лет.

Катхакали – танец-драма, может исполняться юношами в течение всей ночи. Главная его тема – героизм, а в качестве источника вдохновения используется древний эпос Рамаяна.

Манипури – грациозный, но в то же время близкий к народным танцам стиль, повествующий об отношениях бога Кришны и его возлюбленной Радхи.

Болливуд масала

Говоря об истории индийского танца, невозможно обойти стороной огромный интерес к нему в современном мире. Не последнюю роль в его популяризации сыграл кинематограф.

Благодаря ему появился новый стиль – болливуд масала, в котором соединилась традиционная индийская экспрессия с достижениями восточной и западной хореографии. Это самый популярный танцевальный стиль среди всех, кто увлечен культурой данной страны.

Определенно можно сказать, что танцы Индии с их древней историей и хореографией, не имеющей аналогов в мире, представляют собой культурное наследие всего человечества. Ведь они развивают эстетический вкус, дисциплинируют, дают духовную силу и помогают выражать свои чувства посредством ритмичных движений.