Сложные фигуры ледового танца девочка исполняла легко и грациозное

Прыжок в балете — одна из сложных фигур танца

Балет — совершенно особый вид искусства. Танцоры языком телодвижений повествуют зрителям различные сюжеты. Драма и комедия воплощаются в хореографических образах, одним из сложнейших элементов которых является прыжок в балете.

Терминология

История балета корнями уходит во Францию 18-го века. Поэтому в балете традиционно использование наименований фигур танца на французском языке. Лишь несколько терминов — кабриоль, пируэт и револьтад — итальянские.

Прыжки в балете: название и краткое описание

  • Антраша — танцовщик в прыжке скрещивает ноги в воздухе в 5-й позиции. Бывают четные и нечетные.
  • Баллонне — подскок на одной ноге или вскок на кончики пальцев с продвижением за вытягивающейся ногой, которая в момент полуприсеста на опорной ноге принимает положение сюр ле куде-пье.
  • Баллотте — танцор изящно подпрыгивает, продвигая корпус в нужном направлении. Вытянутые ноги на миг замирают в 5-й позиции, после чего одна нога в подъеме вытягивается в сторону продвижения с одновременным отклонением корпуса, другая опускается на сцену.
  • Батри — прыжковое движение усложняется одним и более ударами нога об ногу.
  • Бризе — коротенький прыжок с продвижением и ударом ноги об ногу. Начинается и заканчивается в 5-й позиции.
  • Глиссад — прыжок-скольжение с перемещением за открываемой ногой. При этом носки от сцены не отрываются.
  • Жете — прыжок в классическом балете, при котором корпус танцора перемещается с ноги на ногу. Может быть с продвижением в любую сторону.

  • Кабриоль — сложная виртуозная фигура. Исполнитель одну поднятую ногу удерживает на определенной высоте, подбивая ее один или более раз другой ногой.
  • Па де пуасон — большой сложный прыжок в балете с опорной ноги на другую. Одновременно осуществляется бросок назад каждой ноги по очереди. Балерина в полете отгибается назад и становится похожа на рыбу, выскакивающую из воды.
  • Па де бак — танцор прыгает с ноги на ногу со скользящим продвижением вперед-назад в 5-й позиции.
  • Па де сизо — перескок с опорной ноги на другую, при котором вытянутые ноги по очереди мощно забрасываются высоко вперед, на миг соединяются в полете, в заключение одна из ног через 1-ю позицию отрывисто перемещается в арабеск.
  • Па де ша — в прыжке ноги подгибаются и одна за другой выбрасываются вперед или назад под углом, больше прямого. Руки легко и грациозно отводятся из 3-й позиции, а корпус пластично прогибается назад.
  • Па субресо — резвый скачок с прогибанием корпуса с двух ног на две из 5-й позиции в 5-ю.

Еще несколько видов прыжков

  • Револьтад — исполняется преимущественно артистом-мужчиной. Сложная фигура с 1-2 переворотами в воздухе.
  • Со де баск — фигура классического балета. Одновременно с прыжком с ноги на ногу выполняется продвижение в сторону и переворот в воздухе.
  • Сотэ — исполнитель прыгает с двух ног опять же на две, все время сохраняя одну и ту же позицию.
  • Тан леве — одно- или многократное вертикальное подпрыгивание.
  • Тур ан лер — подскок на месте с одинарным или двойным оборотом корпуса.
  • Файи — танцор прыгает с двух ног на одну с быстрым поворотом тела в полете. Требует четкой скоординированости движений.
  • Шажман де пье — прыжок в балете, при котором балерина перелетает из 5-й позиции в ту же, меняя в полете ноги. Может дополняться переворотом в воздухе.
  • Шассе — в прыжке с продвижением одна нога нагоняет другую. В пиковой точке они соединяются в 5-ю позицию.
  • Эшапе — фигура классического танца из двух прыжков с переносом ног из закрытой в открытую позицию и обратно.

Виртуозность

Чтобы прыжок в балете был легким, воздушным, создавал ощущение невесомости и полета, ученики должны годами долго и упорно трудиться. Решающее значение имеет сила мышц, координация движений, хорошая растяжка, гибкость и подвижность суставов.

В сравнении с мягкими ногами обычных людей икроножные мышцы балерины имеют стальную твердость.

Когда танцор разбегается перед прыжком, он развивает высокую горизонтальную скорость — 8 м/с, а вертикальную — 4,6 м/с. Если мыслить научными терминами, то ускорение артистов при прыжке в балете составляет 2g, что сравнимо с разбегом самолета.

Фигурное катание на коньках

Лишь научившись правильно и красиво вычерчивать фигуры, можно переходить к более сложной произвольной программе, которая является наиболее интересной в фигурном катании как для зрителя, так и для спортсмена. Этот раздел фигурного катания привлекателен еще и тем, что все движения конькобежец выполняет под музыку. Музыкальное же воспитание и танцы еще с древнейших времен неразрывно связывались с общим физическим воспитанием. Так, например, в Древней Греции танец рассматривался как один из главных элементов культуры тела, делавший его послушным выразителем душевных переживаний. Музыка обычно сопровождала исполнение физкультурных упражнений на греческих спортивных праздниках, где состязания проходили под звуки флейт. Музыка помогала ритмичности и соразмерности движений.

В произвольном катании спортсменам предоставляется право выбирать и исполнять любые фигуры. Каждый может блеснуть фантазией и искусством исполнения.

Произвольное катание включает исполнение различных фигур: спиралей, змеек, всевозможных шагов и переходов, прыжков, пируэтов и комбинаций из них. Причем для каждого спортивного разряда установлен минимум фигур, то есть определено, какие прыжки и пируэты следует обязательно включить в программу. Но фигуристу предоставлено право в любом порядке расположить эти фигуры, дополнить их новыми, интересными и трудными элементами, выбрать музыку, сопровождающую эти выступления. Каждый участник в пределах отведенного ему времени от полутора до пяти минут, в зависимости от спортивного разряда, в котором он выступает, должен показать судьям и зрителям художественно законченную программу, в которой бы составные части легко и естественно переходили одна в другую и движения фигуриста были согласованы с каждым темпом музыки.

Выбранное музыкальное произведение, как правило, соответствует не только вкусам, но и способностям каждого спортсмена. Более быстрым лучше кататься под энергичную, темповую мелодию; более пластичным, но еще не обладающим достаточной скоростью,— под мелодию немного замедленную, лирическую.

В парном и групповом катании соревнования проводятся только по произвольной программе. Парное катание чаще всего бывает смешанным, то есть таким, когда катаются юноша и девушка. Главное требование, предъявляемое к парному катанию, — это полная согласованность движений партнеров.

Замечательным разделом фигурного катания являются и танцы на коньках, когда на льду исполняются классические и бальные танцы, танцы народов СССР и зарубежных стран.

Если фигурное катание является самым сложным видом конькобежного спорта, то танцы на коньках доступны всем желающим. В качестве первоначальных упражнений на льду следует рекомендовать также и простейшие танцы на коньках при непременном условии исполнять все отдельные шаги на ребрах коньков, не прерывая их скольжения на плоскостях.

Танец на коньках — самый простой и доступный вид фигурного катания. Человек, умеющий танцевать и более или менее свободно двигающийся на коньках, может воспроизвести на льду любой танец с той лишь разницей, что скольжение дает ему большие преимущества перед танцором на полу. Русская пляска, лихой гопак, плавный вальс, стремительная молдаванеска, грациозный полонез — все это воспроизводится на льду с легкостью и непринужденностью.

Многие фигуры танца исполнить на коньках легче, чем на полу. Особенно это относится к всевозможным прыжкам и пируэтам, где конькобежец может продемонстрировать быстрый темп, стремительный взлет и вращение. В большинстве обычных танцев на коньках движения просты и несложны. Они построены на чередовании обычных шагов конькобежцев в определенной последовательности и темпе и ритмично выполняются под музыку. Опыт школ танцев на коньках в ЦПКиО в Москве показал, что достаточно человеку свободно держаться на льду, то есть уметь ездить вперед, назад и делать повороты, чтобы в течение нескольких занятий усвоить простейшие танцевальные па. Это значит, что, выйдя в этом сезоне на лед, вы сможете сразу приступить к изучению танцев на коньках.

Для того чтобы добиться ритмичного движения в танцах, колено опорной ноги должно непрерывно сгибаться и выпрямляться, а свободная нога должна двигаться плавно, без рывков на протяжении всего такта или ряда тактов музыки, предназначенных данному шагу. Одновременность сгибания и выпрямления колена под музыку дает ритмичное танцевальное движение. Когда вы овладеете техникой, даже сложные танцевальные движения будут выглядеть легкими. Если же ваши движения будут казаться тяжелыми и будут выполняться с большим усилием, это значит, что вы ими еще не овладели.

Чем больше времени вы проведете на льду, тем лучше вы будете танцевать и тем больше удовлетворения будете получать от танца.

Фигурное катание: элементы. Описание, название, фото

Одним из самых эстетичных видов спорта является фигурное катание. Элементы его состоят из различных комбинаций прыжков, пируэтов, парных поддержек, вращений, дорожек шагов. Движения выполняются под музыкальное сопровождение.

Истоки этого невероятно изящного вида спорта лежат в далеком прошлом. Однако его выделение как основного вида зимнего спорта связывают с появлением железных коньков. Изначально это было состязание, в котором выполнялись различные статичные фигуры в красивых позах.

Коньки — главный атрибут фигуриста. Их лезвие имеет внутреннее и наружное ребро. Единственная сложность для обывателя состоит в разнице движений между ними. Когда спортсмен выполняет дугу, визуально может показаться, что его корпус расположен перпендикулярно льду. Однако если проследить внимательно, фигурист при выполнении этого действия немного отклоняется.

Коньки имеют определенные особенности. В передней части расположены специальные зубцы для выполнения сложных фигур. Лезвие отличается шириной и длиной. Кроме того, оно может быть изготовлено из различных видов стали. Его кривизна обеспечивает легкое скольжение. В зависимости от угла наклона, изменяется соприкосновение с поверхностью. Это дает возможность спортсмену выполнять шаги как обязательный элемент фигурного катания, а также и другие пируэты.

Главные фигуры зимнего вида спорта

Элементы принято разделять на несколько групп. Шаги относятся к базовым фигурам. Практически любой переход с наружного или внутреннего ребра оценивается как действие. В основных программах они присутствуют в качестве дорожек и связующих деталей. Особое внимание судьи обращают на техничность, грамотность и красоту исполнения.

Вращения могут быть:

  • простые (назад или вперед);
  • парные и танцевальные;
  • комбинированные;
  • со сменой ноги.

В основном судьи оценивают скорость, центровку (вращение вокруг своей оси), количество оборотов и четкость позиции. Для пар характерно выполнение действия в основном синхронно.

Как фигуристы в парах,так и спортсмены в одиночном разряде, выполняют прыжки. Оценивая прыжки, члены жюри анализируют фигурное катание, элементы которого должны быть красивыми и эффектными еще и с точки зрения правильной техники выполнения, высоты прыжка и четкости приземления. Женская программа состоит из выполнения двойных и тройных тулупов. Стандартом для мужчин является тройной аксель и каскад прыжков.

Парный и одиночный разряд

В одиночном разряде участник демонстрирует навыки владения основными фигурами: вращениями, спиралями, прыжками, шагами. От эффективности и сложности выполнения зависит уровень спортсмена. Критериями оценивания являются:

  • артистизм;
  • движения в такт музыке;
  • эстетичность;
  • четкость и техничность выполнения элементов;
  • пластика.

Парное фигурное катание, элементы котрого выполняются в основном синхронно, по этой причине создают впечатление единых действий. Они состоят из традиционных прыжков, спиралей, шагов, а также главных характерных составляющих:

  • поддержек;
  • выбросов;
  • тодесов;
  • параллельных и совместных вращений.

Синхронность действий является основным критерием оценивания для жюри.

Танцы на льду

С технической точки зрения, в танцах на льду особое внимание уделяется шагам и позициям. Любые движения партнеры должны выполнять синхронно. По сравнению с парным разрядом, здесь отсутствуют выбросы, прыжки и другие фигуры.

Красивый внешний вид участников и плавность действий являются одной из главных составляющих спортивных танцев. Немаловажную роль играет музыкальное сопровождение и подбор элегантных нарядов для каждой соревновательной программы. Поэтому многие зрители отдают предпочтение этому направлению спорта. Основная программа исполнения включает 3 танца и элемент парного фигурного катания — поддержку.

Синхронное катание фигуристов

Группа участников синхронного катания состоит из 16—20 фигуристов. Техника, скольжение и действия не отличаются от классического соревнования. Однако существует определенная специфика. Как правило, вносятся изменения в исполнение некоторых фигур.

Основной целью командных выступлений является синхронность действий. Обязательными фигурами синхронного катания являются: пересечение, колесо, линия, блоки и круг. Во избежание травм запрещены прыжки более 1 оборота, спирали назад.

Команды должны выполнять сложную последовательность шагов. Фигурное катание, элементы которого состоят из множества поворотов и действий, выполняемых большой группой спрортсменов, выглядит еще более зрелищно. Спортсменам старших возрастных групп разрешено выполнять подъемы двух и более участников. В старших и младших разрядах проводят короткие и произвольные программы.

Основные виды шагов в фигурном катании

  • Елочка. Этот шаг получил название, поскольку оставляет след на льду, напоминающий елку. Спортсмены применяют этот вид действия для набора скорости и перехода к исполнению другой фигуры.
  • Подсечка. В подсечке основные движения выполняются по кругу. Она может быть задней, наружной и внутренней. Чаще всего фигуристы используют переднюю подсечку для поворота в углу катка. Это одни из простых шагов, применяемых в «рабочих» целях.
  • Шаги, основанные на совершении поворота под названием тройка. Спортсмен, исполняя его на льду, оставляет след в форме арабской цифры 3. Одна из самых распространенных фигур выглядит следующим образом: участник выполняет переднее скольжение на внешнем ребре левой ноги и резко разворачивается на 180 градусов. После этого он перемещается назад на внутренней части лезвия конька.

Профессиональные спортсмены могут выполнять различные шаги и и элементы фигурного катания. Названия элементов: скобка, крюк и выкрюк, моухок и чоктау.

Спираль — это позиция, когда одна нога коньком касается льда, то есть является опорной, а свободная нога под различным углом поднимается выше уровня бедер. Позиции спирали классифицируют по скользящей ноге (правая или левая), ребру конька (наружное или внутреннее), направлению скольжения (назад или вперед) и по позиции свободной ноги (вперед, в сторону или назад). Спираль засчитывается, если позиция удерживается в течение как минимум 3 секунд. Выделяется 4 уровня сложности при выполнении спиралей.

Рассмотрим некоторые виды спиралей.

  1. Кораблик — это скольжение на обеих ногах, используемое в качестве связующей детали. Раньше такой элемент часто использовали Виктория Волчкова и знаменитая танцевальная пара Роман Костомаров и Татьяна Навка. Один из видов кораблика отличается тем, что ноги расположены параллельно друг другу, а упор приходится на внутреннее лезвие конька. Спортсмен будет перемещаться по прямой линии или вокруг своей оси.
  2. Ласточка. Спортсмен, выполняя скольжение, поднимает свободную ногу как можно выше до такого уровня, чтобы получился прямой угол. В зависимости от ребра конька, на котором выполняется скольжение, спирали могут быть наружными, внутренними, задними и передними.
  3. Уголок — разновидность исполнения задней и передней подсечки. К примеру, выполняя скольжение на внутреннем лезвии конька, фигурист, немного присаживается, опуская корпус и вынося свободную ногу наружу. Спирали также включены в основные элементы женского фигурного катания.

Самым распространенным вариантом вращения является винтик. В начале фигуристу необходимо согнуть ногу, а руки соединить вместе на уровне груди. Затем спортсмен постепенно ногу опускает и выпрямляет. Эффект создается за счет общей динамики действий и скорости исполнения. Существует и другой вариант, где свободная часть выносится за опорную ногу.

Волчок является самым популярным вращением в положении сидя. Опорная нога сгибается, а свободная вытягивается параллельно ледяному полотну. Существует несколько вариантов исполнения этой детали.

Ласточка исполняется фигуристом на опорной ноге с вытянутыми руками. Другой разновидностью является либела — круговое движение с наклоном вперед и обратным подъемом.

Заклон — обязательный элемент женского фигурного катания. При выполнении этого элемента, спортсменка выгибается, а ее свободная нога выносится назад и выворачивается наружу.

В этом виде спорта принято разделять зубцовые и реберные прыжки. Таким образом, фигурист отталкивается от носка (зубца) или ребра конька. На данный момент спортсмены выполняют следующие 6 типов прыжков: флип, лутц, риттбергер, сальхов, тулуп, аксель.

Аксель — обязательный элемент парного фигурного катания. Он выполняется с переменной ноги движением вперед. Прыжок может быть одинарным, двойным и тройным.

Сальхов исполняется с переменной ноги. Чаще всего фигуристы используют несколько тройных подходов. В другой ситуации можно применить переступание, когда правая нога следует вперед, а левая во внутреннюю сторону назад. Переход к толчковой дуге является более эффектным и динамичным.

Тулуп – один из разновидностей прыжков. Спортсмен начинает его выполнять с правой ноги в три оборота (словно выписывая цифру 3). В результате чего он должен вернуться в начальное положение.

Фигуристы начинают риттбергер, с внешней стороны правой ноги. Спортсмены с легкостью исполняют этот несложный элемент. Прыжок схож с акселем по методу отталкивания.

Флип является зубцовым прыжком,начинаясь с характерного удара правой ноги об ледяное полотно. Выполняется с внутреннего ребра левой ноги, а приземление осуществляется на правую.

Лутц — это один из самых сложных прыжков. Обыватель может спутать с флипом, но у этих двух элементов есть существенное отличие: лутц прыгают с внешнего ребра, перед эти заходя на длинную дугу.

Элементы фигурного катания для начинающих: дорожка шагов, передняя и задняя спираль, аксель в два оборота.

Фигурное катание — это один из немногих видов спорта, который воспитывает в человеке чувство уверенности, стремление к борьбе и духовной красоте.