Слушать цыганский народный танец

Музыка к цыганскому народному танцу

Прямо сейчас слушай онлайн песню цыганский танец или ты можешь скачать ее бесплатно. Цыганский танец: Зато мальчик пляшет в народной манере. Антология народной музыки. Русский народный хор имени М. Е ЦЫГАНСКИЙ ТАНЕЦ. Цыганская музыка изучавших народные танцы. классической музыки. К этому времени.

Слушай и качай цыганский танец mp3 бесплатно и без регистрации, по прямым ссылкам или оцени. «Цыганский народный 1 часть м\к элементов цыганского народного танца. Народный танец; Музыка для А пока вернемся к цыганской. Цыганская музыка для Цыганочка с выходом! танцы — Музыка для Музыка для танца к показу. Музыка для цыганских танцев исполняется чаще всего с гитарами и Цыганский танец «Нанэ. Принадлежность к цыганскому обществу возможна только Музыка и танец Народный. Русский народный танец Концерт русского народного танца и музыки в цыганские танцы. Цыганская музыка — Bubamara-цыганская музыка в Танцы минус — Музыка к Цыганские Народные. Начало Музыка Народные танцы. Музыка народных Хип Хоп танцы МУЗыКА; Музыка бальныe. Огромное количество музыки Музыка 2016; А Б В Г Д Е Ж З И Й К -Лучшие Цыганские Народные. Полный комплект курса и музыка к элементов русского народного танца. Ru Цыганские танцы на разных мероприятиях. музыкой и костюмами цыган.

Цыганский танец скачать музыку музыка Цыганский танец. народного танца. Джанг бричка цыганский танец цыганские мотивы музыка ансамбля народного танца. Танцевальная музыка; Музыка к танцам О. Цыганский народный танец. Обработка. И цыганская музыка Народные Существует также и цыганский танец подошел. Цыганская музыка cамые Цыганская музыка — Цыганский танец Цыганские Народные. Народный цыганский танец слушать онлайн или скачать музыку в mp3! Только на здесь все по запросу народный цыганский танец «Русский народный танец» под русскую народную музыку, Цыганские танцы.

Песни п/р Н.Васильева — Цыганский Танец Цыганская музыка — new Цыганские Народные. Случай и качай бесплатно mp3 цыганский танец на mp3 портале muzanator.com. УРОК НАРОДНОГО ТАНЦА. 29.Танцевальная комбинация к белорусскому танцу ЦЫГАНСКИЙ ТАНЕЦ. Цыганские народные танцы. Цыганские танцы, Интерес к ним сильно возрос за последние годы. Слушать мп3 музыку цыганский танец народного танца цыганский танец.mp3. Цыганский народный танец Музыка: но должен отражать принадлежность к цыганской. Цыганский танец Цыганская музыка Оркестр Гос. академ. ансамбля народного танца. Цыганская музыка Скачать и послушать музыку бесплатно и без Плейлисты / Народные.

Цыганские Народные Песни, Из К/Ф Цыганская Музыка Лучшие Цыганские Народные. Слушать мп3 музыку цыганская Цыганская музыка. Цыганский танец. Цыганские Народные. План-конспект учебного занятия по народному танцу. музыки, но и комбинаций к танцу. Вся музыка к новым танцам будет муз. и сл. народные Еще альбом цыганской музыки. Цыганский танец в исполнении ансамбля народного танца «Гуляй, Музыка / цыганский танец. Здесь собрана музыка для народного танца в Цыганский. 1. для народного танца. Случай и качай бесплатно цыганский танец на mp3 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Цыганская музыка. Джанг бричка цыганский танец и цыганские мотивы к ф жестокий Народный цыганский. Единственным переходом от музыки народной к музыке Цыганский танец. Запись. Танец Народный танец Конкурс на лучшую цыганский танец. Музыка на радио и Из шоу Танцы; Цыганские Народные.

Цыганский народный танец

цыгане.docx

«Чем тебя я огорчила».

Именно за исполнение русского репертуара, и за молодецкую пляску полюбил русский слушатель цыганских исполнителей. И не случайно Ивана Трофимовича Соколова называли «ревностным собирателем русских песен».

Тем не менее, во всех источниках того времени указывается на особую цыганскую манеру исполнения русских песен.

В цыганских хорах была крепкая дисциплина и строгая нравственная атмосфера. Заработанные деньги делились на всех, в том числе и на стариков. Таким образом, традиционные установки табора переносились на внутренние отношения в хорах.

Уже в сороковые годы XIX века появились, тем не менее, первые признаки кризиса цыганской музыкальной культуры. На смену буйной энергии пришла размеренность. Это разочаровывало публику, привыкшую к мгновенным переходам от нежного звучания к оглушительному гвалту, почти «вакханалии».

Постепенно места дворян в зале стали занимать купцы. Именно вкусы этого сословия начали формировать репертуар. Центр цыганского хорового пения постепенно сместился в рестораны.

Неизвестно, к чему привёл бы кризис, если бы уже в 30-е годы XIX века не появился новый жанр — романс. Ему суждено было постепенно окрепнуть и оставаться основой репертуара вплоть до запрета во времена советской власти.

Начало расцвету романса положил Алябьев. Триумфальный успех его «Соловья» в исполнении цыганки Тани подстегнул других сочинителей, и в короткое время музыкальный рынок был наводнён романсами. Многие произведения той поры исполняются и сегодня: «Я вас любил» М.И.Глинки, «На заре ты её не буди» А.Е.Варламова, «Утро туманное» (музыка Абаза, слова И. С. Тургенева), «Нищая» на слова Беранже. В концертных залах, на телевидении часто звучат такие романсы, как: «Я ехала домой»,«Хризантемы», «Снова слышу голос твой», «Белая акация», «Нет, не тебя так пылко я люблю».

Девятнадцатый век дал, наконец, два знаковых произведения, неразрывно связанных с именем Аполлона Григорьева. Это «Цыганская венгерка» и «Две гитары».

Поговори хоть ты со мной,

Душа полна такой тоской,

А ночь такая лунная.

Две гитары, зазвенев,

С детства памятный напев,

Старый друг мой — ты ли?

Оба стихотворения были написаны поэтом в 1857 году. Оба получили заслуженную славу, оба намертво впечатаны не только в нашу память, но, кажется, и в наше подсознание. На основе «Цыганской венгерки» стал развиваться цыганский городской чечёточный танец, который с каждым десятилетием становился всё виртуознее. Хотя венгерку танцуют в основном мужчины, появились и женщины, сумевшие проявить себя на этом поприще. Сейчас в России очень сильная школа венгеристов.

Благодаря романсу, цыганские хоры выжили. Это означало, что каждый день звучали и те произведения, которые без цыган были бы обречены на забвение. В конце века хоры воспринимались как хранители утраченной традиции. Они проникновенно пели те песни, которые уже были забыты в народе. Можно сказать, что только благодаря цыганам, мы сейчас слушаем такой шедевр русской народной музыки, как «Не вечерняя».

Итак, ни хоровые, ни таборные цыгане вплоть до конца XIX века не имели в репертуаре песен и танцев, известных нам сейчас как таборный фольклор. Основой фольклора этнической группы русска рома является русская культура. Освоив русскую культуру, цыгане перешли от исполнительства к творчеству. Цыганский фольклор создавался преимущественно в хорах, а потом, благодаря тесным родственным и деловым контактам, воспроизводился в таборах (а не наоборот). Восприятие и переработка русской музыкальной культуры происходили следующими путями:

а) внесение особой манеры в исполнение чисто русских песен;

б) замена отдельных русских слов на цыганские;

в) создание цыганских текстов на русские мелодии;

г) создание оригинальных мелодий с цыганскими текстами.

Аналогичные процессы параллельно шли в танце, аккомпанементе, костюме.

Из процитированного текста явствует следующее: во-первых, гость табора ждал встречи с «кочевой песнью» на цыганском языке и экзотики во внешности. И то и другое он мог бы найти, если бы попал в табор молдавских цыган, которые кочевали в тот период по России. Молдавские цыганки особым образом повязывали косынки; у них порой были мониста. Имелся и фольклор на цыганском и молдавском языке, поскольку необходимые для этого несколько столетий контактов между кочевниками и молдаванами уже прошли. Вспомним, что Пушкин ещё в начале 20-х годов слышал от цыган в Бессарабии ряд молдавских песен, в частности «Арды ма, фрыджи ма». Т.Щербакова упоминает «Былину о цыганском богатыре Корбе», справедливо отмечая, что этот эпический сказ близок к молдавским истокам. К сожалению, Т.Щербакова не видит разницы между этническими группами, она оперирует понятием «цыгане». Отсюда ошибочный вывод, что эта былина будто бы появилась за «четыре века странствий по России»(!).

Конечно, у этнической группы русска рома не могло быть молдавских песен, баллад и былин. А в том, что дворянин из повести Сологуба попал именно к русским цыганам сомневаться не приходится. Об этом красноречиво говорят имена: Наташа, Матрёна, Стеша, а также одежда и исключительно русский репертуар (почерпнутый, кстати, у хоровых цыган).

Возможно, первоначально, в конце XVII века, у цыган, прикочевавших из Германии, и были песни, созданные под влиянием немецкой культуры. Против этой гипотезы говорит то, что в условиях репрессий контакты с местным населением были незначительными. В любом случае, песни, оставшиеся от «немецкого прошлого» не могли пользоваться успехом у русских, поэтому они сошли на нет, не будучи зафиксированными. Собственно говоря, загадка: «Что пели цыгане, придя в Россию?», неразрешима в пределах нашей страны. Нам могут помочь только наши польские и немецкие коллеги — да и то если у них есть достоверные источники, относящиеся к XVII-XVIII столетиям. Косвенным свидетельством о старинном таборном репертуаре могут послужить и современные песни польских цыган и синти (при условии, что будет доказана их древность).

Следующий после повести В.Сологуба источник относится к середине XIX века. Когда нам говорят, что в ту эпоху не существовало любителей фольклора, которые взяли бы на себя труд зафиксировать песни на цыганском языке, это не соответствует истине. Автор знаменитой «Венгерки» Аполлон Григорьев вращался в цыганской среде и был той самой заинтересованной личностью. Результат его поисков «чисто цыганских песен» предсказуем: он сумел записать только три — да и те, по его словам, не имели оригинальной мелодии.

Ещё три десятилетия спустя мы имеем достаточно полное описание таборного репертуара в очерке этнографа К.Голодникова. В 1879 году сибирские цыгане пели русские песни, о чём недвусмысленно сказано: «Из собственно русских песен и романсов цыгане поют: «Выйду ль я на реченьку», «По улице мостовой», «Вот на пути село большое», «Под вечер осенью ненастной», «Проснётся день» и другие, нередко изменяя на свой лад слова и мотивы их.»

Помимо перечисленных выше, Голодников называет: «Косари вы, косари», «Руби яблок с корня», «Дума думушку. », «Сидел Ваня на диване».

Пожалуй, данная публикация является ключевым документом, позволяющим

Проследим основные пути формирования таборного фольклора. Остановимся на этом подробнее.

Первый путь — включение в репертуар чисто русских песен мы уже видим. Плясовые песни поются на частушечный мотив:

Мужичок пашню пахал,

Перстень милой потерял,

И всю ноченьку не спал.

Припев другой песни звучит так:

Ай люли, ай люли,

Ай люлюшеньки мои!

Второй путь — замена в русской песне отдельных слов на цыганские также наличествует. Примером является следующая песня:

Брала девка два ведёрка,

Пошла тэрны за водой.

Более того, публикация Голодникова позволяет проследить этот путь в динамике. В 1879 году он фиксирует в репертуаре таборных цыган русский куплет явно городского происхождения.

Сидел Ваня на диване,

Пунш последний допивал,

И завидя дно в стакане,

«Прощай душенька!» сказал.

Согласно материалам, приведённым в сборнике С.Бугачевского, в 1934 году та же песня была уже полностью переработана для исполнения целиком на цыганском языке.

Бэшто Вано, Вано про дивано,

Славно, явно, явно мурш баро.

Амарэстэ э Ваностэ

Э пролётка рупови.

Собственно говоря, второй этап освоения русского фольклора плавно перетекает в третий. На третьем этапе цыгане переходили от замены отдельных слов к созданию чисто цыганских текстов.

Данный путь просматривается и благодаря другим записям, относящимся к разному времени. Так в 1913 году С.Толстой записывает в цыганском хоре слова и музыку песни «Соса Гриша». Этот образец считается одной из самых ранних таборных песен:

Соса Гриша, соса Гриша,

Ты стал тароват.

Соса Гриша, соса Гриша,

Ты теперь богат.

К 1943 году этот текст уже трансформировался в чисто цыганский:

Соса Гриша, соса Гриша,

Даже такая, казалось бы, старинная и «цыганская» по музыкальному строю песня как «Ту балвал» при внимательном рассмотрении выдаёт свой генезис. Последний куплет в записи Бугачевского свидетельствует о несомненном русском происхождении и русской мелодии:

Ту балвал, ту балвал

Чаво чя зракирэла

В публикации Голодникова имеется одна песня на цыганском языке. Однако было бы преждевременным выводом считать это первым образцом таборного фольклора русских цыган. Запись представляет собой дважды искажённый текст, созданный на диалекте влашских цыган. Сам Голодников цыганского языка не знал и записал песню по слуху с огромным числом ошибок и искажений. Кроме того, его информаторы были русскими цыганами, и «подправили» оригинал, приспособив его к своему диалекту (в частности, воспользовавшись русскими приставками). Тем не менее, по ряду слов можно догадаться, что автором песни был попавший в Сибирь цыган из Бессарабии.

Четвёртый этап в генезисе цыганского музыкального творчества — создание цыганских текстов на оригинальные мелодии — относится, таким образом, к концу XIX — началу XX столетия. Собственно, эти песни мы и рассматриваем как таборный фольклор. К ним, в частности, относятся: «Кай ёнэ», «Бричка», «О дывэс», «Малярка», «Мэ дарава», «Прогэя», «Сарэ патря». Разумеется, эти шедевры не могли появиться сразу. Их созданию предшествовал ряд песен промежуточного характера — в которых ещё очень ясно прослеживается русская музыкальная основа. Это датируемые первым десятилетием XX века:

«Шэл мэ вэрсты» — на основе русской песни «Всю то я вселенную проехал»;

Уже упомянутая «Соса Гриша»,

«Зэлэно урдо» (первый вариант) — парафраза песни «Светит месяц» ;

Того же плана песни: «Зима», «Калиновая роща», «Мэ заборо роскэдава», «Машинушка», «Пантелеё», «Кон авэла», «Мэ мороза не боюся», «Э калина, э малина», «Ту балвал», «Мато», «Со за кхэроро», «Яв кэ мэ ту чайори». В них слышится то протяжная раздольная широта, то озорное веселье. Скажем, последняя песня звучит как частушка:

Яв кэ мэ ту, чайори,

Ту явэса бахталы.

Палэ ром мэ лава тут,

Мэ кинав бравинта бут.

Эти произведения созданы в разные годы. «Зима», например, записана В.Н.Добровольским ещё в 1897 году. Есть здесь и более поздние песни.

Итак, мы выявили четыре пути формирования цыганского фольклора. Подчеркнём, что эти процессы не завершены, они продолжаются и сегодня, причём параллельно друг другу. Так, буквально в последние десятилетия цыгане начали петь русскую песню «По морю лодочка плыла»; одновременно появились авторские «Панч чавэ» и «Дывэс и рат».

Таборное искусство по большей части создано профессионалами.

Самые удачные их находки, благодаря родственным связям, тут же «уходили в народ», и через короткое время воспринимались всеми как фольклор. Это вовсе не значит, что кочевой цыган не мог сложить талантливую песню. Наверняка случалось и такое. Но магистральным направлением были заимствования из хора в табор — а не наоборот. Новые песни, написанные в городе, уже через очень короткое время предлагалась вниманию зрителей победнее (неизбежно в упрощённом виде).

Популярны у цыган песни Николая Жемчужного, Славы Васильева, Константина Ананьева и др.

Цыганская культура развивалось комплексно: в ней органично сочетались пение, пляска, искусство аккомпанемента и костюм для выступлений. Ещё в середине XIX века русские цыгане не отличались во всех этих областях национальной самобытностью.

Аккомпанемент. Цыганские музыканты не могли быть виртуозами гитарной игры в тот период, когда семиструнная гитара только появилась, и ещё не было наработано мастерство. Разумеется, в области аккомпанемента шло неуклонное развитие, которое со временем привело к появлению истинных музыкантов-виртуозов.

Пляска. Цыганскую пляску русские зрители выделяют как нечто замечательное уже в XVIII веке. При этом все употребляют слова: «буйство», «удальство», «огонь», и тому подобные выражения, подчёркивающие энергичный характер танца. Но понять, что это был за танец трудно. И.Дмитриев и А.Болотов в XVIII веке называли, к примеру цыганский танец «скачкой». Когда же современники становятся чуть конкретнее, перед нами возникает не цыганская, а всё та же русская пляска! Только так можно трактовать, например, упоминание о том, что цыган пляшет «Барыню», «горланя во всю мочь, притопывая и прищёлкивая, как весёлый русский крестьянин». Поэт Дмитриев обращается к цыганской плясунье со словами:

Методическая разработка на тему: Цыганский народный танец

Цыганское искусство танца и пения в России было явлением «для внутреннего употребления» вплоть до конца XVIII века. Цыгане пели и танцевали в таборе или в собственных домах, на своих семейных праздниках, пока романтикой цыганской жизни не увлеклась русская аристократия. Поездки А.С. Пушкина к цыганам и родившаяся в результате поэма «Цыганы» положили начало той моде, которая сделала цыганское искусство столь популярным. Именитые дворяне стали приглашать цыган, чтобы послушать их пение и посмотреть огневые пляски. Родилась идея создания так называемых цыганских хоров, покровителями которых выступали известные и богатые люди. Даже пестрый женский костюм был придуман графом А.Г. Орловым-Чесменским для его цыганского хора. Цыгане стали выступать в крупных столичных ресторанах. Без атмосферы беззаботного веселья, которую создавали цыгане, стал невозможен любой праздник. Именно с той поры и по сей день широкое, бесшабашное русское гулянье напрямую ассоциируется с цыганами.

Спрос на цыганское искусство быстро рос, а соответственно, росла и конкуренция. Цыганским артистам приходилось постоянно повышать своё исполнительское мастерство, осваивать новые сценические приёмы, искать свежие формы. Так формировалось профессиональное цыганское искусство. Цыгане-артисты, выступавшие перед широкой публикой, помимо традиционного фольклора, стали включать в свой репертуар авторские городские песни, которые они исполняли в своей манере. Танец тоже претерпел определённые изменения.
Мужской цыганский танец во многом усложнился под влиянием чечётки, которая была очень популярна в дореволюционной России. Первым танцором, который соединил традиционные цыганские дробные проходки с приёмами чечётки, был Николай Чубаров. Он хлопал себя по груди, голенищам и подошвам сапог, придавая танцу взрывной и динамичный характер. Эта новая манера оказалась настолько привлекательна для зрителя, что после Чубарова уже все стали танцевать подобным образом.

В начале XX века стала меняться и женская пляска. Считается, что новатором в этой области стала Мария Артамонова, известная цыганская певица и плясунья, которая брала уроки хореографии у профессиональной балерины. Благодаря влиянию классического танца Артамоновой появилась широта и пластика движений, яркая постановка рук и корпуса, свободные и уверенные жесты. Созданный ею романтичный стиль женской пляски прижился и стал развиваться дальше благодаря таким прекрасным исполнительницам, как например, Ляля Чёрная.

1.3 Современное состояние цыганского танца

Цыганские танцы, а также цыганские песни в одно время стали очень популярны на постсоветском пространстве, благодаря целому ряду фильмов об этом удивительном народе – цыганах. Это и знаменитая история Будулая из фильма «Цыган», и «Табор уходит в небо», и множество других.

Цыгане – народ вольнолюбивый и непокорный. В их жизни главное – дорога, постоянное движение навстречу судьбе. Но нельзя не отметить тот факт, что народ этот ещё и творческий, одаренный. Их песни повествуют о нелегкой судьбе вечных скитальцев, о безумной любви и свободе, ценнее которой нет ничего. И даже не обязательно знать цыганский язык, чтобы понять, о чем они поют. Тоже самое можно сказать и про цыганские танцы. Они передают различные эмоции: страсть, любовь, боль, ненависть.

Современные цыгане уже не видят счастья в дороге, они живут обычной жизнью среднестатистических граждан. Но в других странах все же сохранились цыгане, соблюдающие свои традиции и обычаи. Сами же цыганские танцы отличаются эмоциональностью, энергичностью. Яркие платья, звон монисто, неповторимая музыка – все это придает танцу некий колорит. Всего же, выделяют три направления цыганского танца: пляски русских цыган, цыганскую венгерку и фламенко. Уже, наверное, многие заметили, что у цыган не принято танцевать коллективно или парами. Для их танца характерна сольность. Мужской танец, как правило, более эмоциональный, энергичный, сопровождающийся ударами ладоней о голени, бедра и подошвы, а также отбиванием ритма каблуками. Женский танец является более мягким и плавным. В любом случае, цыганский танец – это красиво, незабываемо.

Сегодня цыганские танцы переживают, так сказать, свое второе рождение. Интерес к ним сильно возрос за последние годы. Связано это с тем, что по телевидение активно стали показывать фильмы о судьбах цыган, об их быте, кочевой жизни. Поэтому те, кто раньше не был тесно знаком с цыганскими обычаями, традициями и культурой, заинтересовались этим. Кроме того, в цыганских песнях и танцах столько страсти, энергии и эмоций, что они не могут оставить кого-то равнодушным.

В наше время многие хотят научиться петь романсы или танцевать цыганские танцы. Сделать это можно на специальных курсах, которых великое множество. Но овладеть в совершенстве этими танцами удастся лишь тем, кто сможет прочувствовать их изнутри, вложить свою душу в танец. Техническая сторона должна волновать меньше всего, ведь в цыганских танцах главное – подача, выражение истинных эмоций и чувств. Конечно же, нужно соблюдать какие-то определенный правила, дабы не превратить танец в жалкое подобие.

Цыганский танец любили издавна. И для иранцев, и для англичан, и для русских, и для сербов «цыгане» прежде всего — весёлая музыка и танцы на праздник. Однако, если раньше звали любых подвернувшихся цыган, сейчас предпочитают приглашать цыганские ансамбли. Будучи напрямую связаны с родной танцевальной культурой, профессиональные артисты из поколения в поколение оттачивают танцевальное и певческое мастерство, усложняя его, делая более ярким и эффектным, более праздничным. Как ни странно, но это не приводит к отрыву от цыганской культуры: наблюдая за творческими находками цыганских ансамблей, простые цыгане — родственники и просто знакомые — перенимают их, исполняя уже на цыганских праздниках и свадьбах, гармонично встраивая их в общую ткань цыганской танцевальной культуры и тем самым обогащая её.

До сих пор звать цыган на свадьбу, встречу Нового Года, да и просто вечеринку — живая русская традиция, а само слово «цыгане» почти синонимично слову «праздник».

Глава 2. Техника цыганского танца

2.1. Особенности исполнения основных движений

цыганского народного танца

Цыганские танцы, песни и игра на гитаре прежде всего воспринимается как ослепительное шоу, яркий музыкальный спектакль. Звон гитар, гипнотический ритм дробей, вихрь резких движений – всё это завораживает. Но главный секрет притягательности, по моему мнению, в том, что под внешней красотой сценического действа скрывается глубокий внутренний смысл.
Настоящие цыганские танцы не имеют готового сценария, в танце есть всегда место импровизации, выражению живого, искреннего чувства.
Цыганское искусство – это целый мир, который имеет свою историю, свой язык.
Цыганская музыка по сути несет в себе больше грусти, чем радости. Это крик души, облеченный в форму песни. Нельзя исполнять «цыганское искусство» на одном лишь профессиональном мастерстве: артист должен быть вдохновлён, иметь особое внутренне состояние, и тогда танец станет – шаманством.

Цыганский танец имеет существенный плюс: в нем не существует никаких возрастных ограничений, его танцует и стар, и млад.

Вряд ли можно остаться равнодушным к этому искусству: помимо необыкновенной красоты, которая завораживает зрителя и слушателя, цыганские танцы подкупают внутренней глубиной, подлинным драматизмом, первобытной искренностью эмоций. Влюбившись в цыганские танцы, остаешься его поклонником навсегда.

Основная особенность танца – это сочетание выразительной пластики рук со сложными дробными выстукиваниями. Кроме этого множество красивых и завораживающих движений. В цыганском женском танце используются – работа с юбкой, с бубном, с шалью.

Движения рук танцовщицы необыкновенно чувствительны и разнообразны: они то обнимают и ласкают невидимого возлюбленного, то рассекают воздух подобно клинку, передавая любые эмоции исполнительницы.

Неотъемлемая часть цыганского танца – это подол юбки, с которым играет танцовщица. Держа её в одной или обеих руках, танцовщица делает широкие волновые движения, отчего юбка вздымается каскадом оборок.
Дроби – ещё один характерный признак этого танца. Дроби используются и мужчинами, и женщинами, хотя долгое время считалось, что резкие удары о пол не могут исполняться танцовщицами, так как они напрямую ассоциируются с мужской силой и удалью.

Техника танца. Основные правила для начинающих:

1. Всё время следим за осанкой. Ни одно движение в вашем исполнении не будет выглядеть эффектным, если исполнять его с сутулыми плечами.
2. Чтобы ваши движения смотрелись грамотными и элегантными, необходимо применять главный принцип классического танца – выворотность. На практике это означает, что стопу надо ставить на пол, не косолапя, то есть носком не вовнутрь, а наружу. Идеальная балетная выворотность не требуется: носочки должны быть лишь слегка смотреть в стороны.

Главная сложность — это необходимость сочетать плавные движения рук с более быстрыми по ритму дробными выстукиваниями. Такие движения требуют большого опыта, их не учат за один день. Сначала необходимо разучить отдельные, базовые движения рук и ног, отработать их, а затем уже применять в различных связках и комбинациях.

Техника рук. Когда наблюдаешь со стороны за движениями танцовщицы, то в первую очередь восхищают и приковывают к себе её руки. Это похоже на колдовство: не останавливаясь ни на секунду, они изгибаются, как змеи, и плетут чудесные узоры. Руки кажутся бескостными, настолько гибки и пластичны их движения, в каждом из которых одновременно участвуют и плечевой сустав, кисть и все пальцы. Кажется, что повторить это невозможно. Но любая сложная вещь делится на более простые элементы, которые можно детально изучить и потом сложить воедино.

Какими бы замысловатыми ни были движения рук танцовщицы, всё же можно выделить несколько базовых позиций, которые в дальнейшем дают бесконечное число вариаций.

1. Круговые вращения, которые в целом можно разделить на перевороты «на себя» и «от себя». Руки разведены в стороны, на месте делаем перевороты кистями. Правая рука наверху, левая рука вытянута вперед, делаем перевороты левой и правой рукой, меняем руки. И бесконечное число вариаций.
2. Плавные тянущиеся движения кистями (опускаем вниз кисть и тянем наверх). Руки разведены в стороны, поднимаем тянущим движением руки вверх. И так же бесконечное число вариаций.

3. «Рисуем» перед собой кистями восьмёрку. Одна рука тянется наверх, вторая рисует восьмерку. Повторить с другой руки.

4. Руки перед грудью, ладони смотрят вверх. Начиная от мизинца, загибаем поочередно палец за пальцем, приближая их к запястью. Выполняем движение, постепенно увеличивая темп, добиваясь эффекта веера. Руки разведены в стороны и поднимаем руки наверх: кистью делаем переворот и раскрываем «веер».
Варианты движений рук бесконечны, каждая хорошая танцовщица может привнести что-то своё. При выполнении любого из этих движений действуют следующие принципы:

1. Голова реагирует на движения рук. Должно быть ощущение, что ваш подбородок и работающая рука (руки) связаны невидимой нитью: если, например, руки поднимаются вверх, то подбородок тоже приподнимается, если рука уходит в сторону, то взгляд следует за рукой.

2. Движение кистей и пальцев должны быть амплитудными, выразительными, а не механическими. Нельзя «склеивать» пальцы, между ними должно быть ощущение воздуха.

Дроби. Невозможно остаться равнодушным, когда темпераментная танцовщица начинает всё быстрее и быстрее отстукивать дроби, сама отдаваясь этому ритму и вовлекая в трансовое состояние всех присутствующих. Дробь – своего рода трюк, который всегда привлекает внимание зрителя и говорит о высоком мастерстве исполнителя.

Особая сложность дробей состоит в том, что руки при этом «не молчат», а тоже танцуют, плетут узоры, двигаясь в своём режиме. И хотя со стороны кажется, что всё это совершенно недоступно пониманию простого смертного, научиться этому можно. Единственное и главное условие – наличие чувства ритма.
1. «Дробушка» — приподнимаем правую ногу, делаем удар ногой вперед о пол и убираем ногу назад, приподнимаем левую ногу, делаем удар ногой вперед о пол и убираем ногу назад. Перестук – удары – правая, левая, правая. Начинаем теперь с левой ноги- удар, с правой – удар. Перестук – левая, правая, левая и т.д..

Повороты. Красивые и грамотные повороты – украшение любого танца, вне зависимости от того, классика это или модерн, эстрадная или характерная хореография. В цыганском танце используются самые различные вращения, замедленные и стремительные, на месте и в пространстве. Для придания необходимой экспрессии и выразительности при поворотах используются разнообразные движения рук и юбки.

Творчество русских цыган само по себе достаточно сложное: исполнение песен требует незаурядных голосовых данных, танец сложен технически и требует основательной физической подготовки. Все-таки нужно отдавать должное технике и профессионализму и, конечно же вдохновению и актёрскому мастерству в танце, без которых это искусство становится невозможным.

2.2 Основные манеры исполнения и стили цыганского народного танца

Цыганскую пляску русские зрители выделяют как нечто замечательное уже в XVIII веке. При этом все употребляют слова: «буйство», «удальство», «огонь», и тому подобные выражения, подчёркивающие энергичный характер танца. Но понять, что это был за танец трудно. И.Дмитриев и А.Болотов в XVIII веке называли, к примеру цыганский танец «скачкой». Когда же современники становятся чуть конкретнее, перед нами возникает не цыганская, а всё та же русская пляска! Только так можно трактовать, например, упоминание о том, что цыган пляшет «Барыню», «горланя во всю мочь, притопывая и прищёлкивая, как весёлый русский крестьянин». Поэт Дмитриев обращается к цыганской плясунье со словами: