Спортивные бальные танцы что такое открытый класс

Спортивные бальные танцы что такое открытый класс

С 1 сентября 2011 года в ФТСР вступает в силу положение о спортивно-массовых мероприятиях (СММ). Согласно нему, все соревнования (а соответственно и все спортсмены, участвующие в них) будут делиться на две категории: массовый спорт и спорт высших достижений. Соревнования в категории «массовый спорт» проводятся для начинающих спортсменов всех возрастов (ранее танцевавших в классах ШБТ — школа бального танца и «Н» — начинающие). В массовом спорте создается своя система классов и правил для перехода из класса в класс. В спорте высших достижений выступают танцоры, начиная с «Е класса», то есть спортсмены более высокого уровня танцевания. Переход их массового спорта в спорт высших достижений возможен либо при наборе определенного количества очков в своей возрастной категории и классе (см. ниже), либо по решению старшего тренера клуба вне зависимости от набранных очков.

Программа СММ рассчитана на:
•привлечение жителей России, особенно детей, подростков и молодежи, к регулярным занятиям физической культурой и спортом, повышение уровня их физической подготовленности и спортивного мастерства, пропаганду здорового образа жизни;
•развитие интереса к занятиям спортивными танцами и подъема общей танцевальной культуры населения страны;
•создание массового резерва для спорта высших достижений;
•привлечение большего количества спортсменов в танцевальный спорт;
•создание дополнительных условий для развития начинающих спортсменов в рамках единой системы.

Возрастные категории в категории «массовый спорт»

Танцоры в категории «массовый спорт» могут соревноваться в следующих возрастных категориях:

Один партнёр в паре может быть моложе низшей границы своей возрастной категории: в категории «Дети» — максимум на 2 года, в категориях «Юниоры-1», «Юниоры-2», «Молодёжь» и «Взрослые» — максимум на 4 года. В категории «Сеньоры» – низшая возрастная граница в паре партнёров должна быть не ниже 16 лет.

Классы танцевального мастерства в категории «массовый спорт»

В категории «массовый спорт» установлены следующие классы мастерства спортсменов:
•Второй (два танца);
•Четвертый (четыре танца);
•Шестой (шесть танцев);
•Восьмой (восемь танцев);
•Десятый (десять танцев).

Танцевальная пара или отдельный соло-исполнитель имеет право начать свои выступления с любого класса танцевального мастерства по решению старшего тренера танцевально-спортивного клуба.

В зависимости от возрастной категории и класса танцевального мастерства участникам СММ разрешено исполнять следующие танцевальные программы:

Условные обозначения танцев:
W — медленный вальс
T — танго
V — венский вальс
F — медленный фокстрот
Q — квикстеп
S — самба
СHA — ча-ча-ча
R — румба
P — пасодобль
J — джайв

Правила проведения соревнований в категории массовый спорт

О правилах проведения соревнований, наборе очков и переводе из класса в класс вы можете подробнее прочитать в Положении СТСР о СММ.

Возрастные категории в категории «спорт высших достижений»

Танцоры спорта высших достижений могут соревноваться в следующих возрастных категориях:

Второй партнер в паре может быть моложе низшей возрастной границы своей возрастной категории: в Д-2, Ю-1, Ю-2, М — максимум на четыре года, в категории взрослые – максимум на пять лет. Оба партнера в категории сеньоры должны быть не моложе 35 лет.

Классы танцевального мастерства в спорте высших достижений

Под классом мастерства понимается определенный уровень физического развития, психологической и музыкально-эстетической подготовленности спортсмена, обеспечивающие ему способность исполнять фигуры и танцы определенной степени сложности в техническом и хореографическом отношении на различных этапах тренировочного процесса, связанных с возрастом спортсмена. Классы имеют следующее обозначение: “E”, “D”, “C”, “B”, “A”, “S” и «М «.Начальным и соответственно самым простым является класс “Е”, высшим — класс «М».

Под классификационной группой понимается разрешенный перечень классов мастерства для соответствующей возрастной категории. Иными словами, классификационная группа определяет предельно допустимый высший класс мастерства для спортсмена в той или иной возрастной категории. В ФТСР различают восемь классификационных групп:

Cпортсмену, не имеющему класса, может быть присвоен класс «Е», если он прошел начальное обучение по программе шести танцев и получил на основании заявления тренера классификационную книжку, либо если он набрал необходимое количество очков, участвуя в спортивно-массовых мероприятиях (СММ). Более высокие классы мастерства присваиваются на основе результатов соревнований на основе набранных для этого очков. О правилах проведения соревнований, наборе очков и переводе из класса в класс вы можете подробнее прочитать в Правилах СТСР о возрастных категориях и классах мастерства спортсменов.

Возрастная категория и класс мастерства определяют два типа соревнований в ФТСР:
•турниры открытого класса (обозначаются ОК), на которых соревнуются спортсмены только одной и той же возрастной категории, но разных классов мастерства (начиная с самого высшего и заканчивая самым низшим),
•турниры определенного класса (закрытый класс), на которых соревнуются спортсмены только одного и того же класса мастерства (либо указанного класса и более низких классов) и одной и той же возрастной категории. Количество танцев, исполняемых танцорам, зависит от типа соревнований.

Если это турнир закрытого класса, то для «Е» класса это 6 танцев (либо 3 в европейской программе и 3 в латиноамериканской, если турнир проводится по отдельным программам), для «D» класса — 8 танцев (либо 4 и 4), для «С» класса и выше — 10 танцев (либо 5 и 5). Исключение составляют турниры в группах «Дети-1 D», где соревнования проводятся по 6 танцам, и «Дети-2 С», где соревнования проводятся по 8 танцам.

Если это турнир открытого класса, то для категории «Дети-1» максимально разрешенное количество танцев — 6, для «Дети-2» — 8 танцев, для всех остальных категорий — 10 танцев (либо 5 и 5).

Как судят бальные танцы, или Зачем спортсмену очки?

Где бы ни поднимался вопрос о системе судейства в спортивных бальных танцах (в СМИ, между самими танцорами, их тренерами или родителями), можно услышать массу нареканий на её объективность. Специалисты считают главной проблемой существующей системы оценок исполнительского мастерства танцоров то, что она до сих пор использует принципы конкурсного судейства, а не спортивного. В отличие от спортивной системы, здесь не имеется четко определенных критериев и их значимости, выраженной в коэффициентах, баллах и числовых величинах. По-видимому, главный спорный вопрос «что же такое бальные танцы: спорт или искусство?» отражается и в том, что создать совершенную систему оценки выступлений достаточно сложно.

Этапы конкурсов и система «Скейтинг»
Соревнования по спортивным бальным танцам включают в себя несколько этапов: предварительные туры и полуфинал — для отбора сильнейших пар в каждом танце, и финал, в котором могут участвовать не более 8 пар (оптимальное количество – 6 пар).

Для судейства в бальных танцах с 1954 года используется разработанная в Англии система «Скейтинг». Она состоит из 11-ти правил, регулирующих порядок выставления оценок судьями на различных этапах соревнований и порядок обработки этих оценок.

После завершения отборочного тура для каждой пары суммируются голоса всех арбитров. В следующий тур проходит заранее установленное количество пар, которые набирают наибольшее значение итоговых сумм. Вот почему каждый «крест» для танцевальной пары очень важен. Главным преимуществом системы «Скейтинг» как раз и считается то, что такой подход позволяет учитывать мнение большинства судей даже притом, что их оценки каждой пары могут быть весьма различны.

Дистанция в паре. Она должна быть достаточной, чтобы партнеры друг другу не мешали, но и не слишком большой, чтобы им было легко сохранять баланс, а танец не потерял своей легкости.

Во время выступления, арбитр видит каждую пару всего несколько секунд (ведь если помним, даже в финале их выступает как минимум шесть). Подробно рассмотреть каждый критерий за это время просто невозможно. Поэтому, чаще всего судья ориентируется на общее впечатление от пары и оценивает все факторы в комплексе. Кроме того, разные арбитры придают большее значение тому или иному критерию. Кого-то больше всего интересует техника исполнения, другого артистизм, хореография и проч. Повлиять на выставленную оценку может все, что угодно.

Подсчет очков, заработанных парой, осуществляется по специальной таблице в зависимости от количества пар, участвовавших в соревнованиях, и места, которое заняла данная пара. Причем начисление очков для каждого спортсмена в паре производится отдельно.

Классификация и категории танцоров в бальных танцах

Приветствую Вас, о, Чемпионы! Сегодня я намерен внести ясность в некоторые понятия и наши головы! Кстати, моя голова не является исключением! Давненько я собирался поговорить о том, что говорил! Каламбур, но сейчас все станет на свои места. Собственно все сводится к тому, что в спортивных бальных танцах участниками являются танцоры, которые классифицируются по двум основным категориям, об одной из которых я хочу Вам сегодня рассказать. Нас интересует “ классификация и категории танцоров в бальных танцах “.

Так вот, классификация № 1 – это уровень подготовки танцоров, а классификация № 2 – это возрастная группа танцоров. Я думаю объяснять необходимость существования таких классификаций нет смысла, ведь если представить что на паркет выйдет танцор, которому не исполнилось и семи лет, а в противовес станет танцор международного класса, то 100% победит… – дружба?!

Как по мне, то основной конечно является классификация по возрастной группе. Ведь если на паркете окажутся танцоры, одинаково подготовлены, но с возрастной разницей в 20 лет, понятное дело, что в этой ситуации победу принесет опыт. Хотя твердо настаивать на таком мнении тоже не стану, ведь всегда бывают исключения. И, тем не менее, в системе классов есть определенные правила, которые не обойти. Одним из таких правил является сам возраст танцора, который является ограничивающим фактором в повышении класса по уровню подготовки, но об этом я буду говорить в последующих статьях, а сегодня предлагаю Вашему вниманию рассмотреть понятие «Классификация и категории танцоров в бальных танцах».

Исходя из того о чем мы с Вами только что говорили, следует вполне логический вывод о том, что классификация танцоров позволяет создать равноценную конкуренцию, благодаря которой можно более точно определить уровень подготовки танцора.

Итак, классификация танцоров по уровню подготовки. Эта классификация содержит такие категории:

«E» класс. Это спортивный класс, который является стартовым. Сам по себе «Е» класс это первый класс для танцоров, в котором проводятся соревнования. Этот класс тесно граничит с «Н» классом, который следует понимать как «начинающий» или «ноль-класс». Дело в том, что в «Н» класс соревнования не проводятся, а сам по себе «Н» класс делится на «Н-3», «Н-4», «Н-5» и «Н-6». Цифра в данном случае означает ограниченное количество танцев. Для «Н-3» – это: вальс, ча-ча-ча и полька. Для «Н-4» – это: ча-ча-ча, самба, вальс и джайв. Для «Н-5» – это: квикстеп, самба, ча-ча-ча, джайв и вальс. И последний «Н-6» – это класс, который дает начало «Е» классу.

Также основное отличие «Е» от «Н» класса в том, что в нем имеется деление на европейскую и латиноамериканскую программы. В первую входят квикстеп, медленный вальс и венский вальс, а во вторую – джайв, самба и ча-ча-ча.

«D» класс. Этот класс является второй ступенью на пути к чемпионству! Для того чтобы попасть в «D» класс танцорам необходимо набрать очки на предыдущих соревнованиях. «D» класс включает в себя уже не шесть (как «Е» класс), а восемь танцев, среди которых: медленный вальс, танго, венский вальс и квикстеп в Европейской программе, и самба, ча-ча-ча, румба, джайв в латиноамериканской программе. Также отличием «D» класса от «Е», является расширенное количество исполняемых элементов.

«C» класс. Этот класс отличается от предыдущих тем, что в нем разрешено исполнение хореографии не из базового списка фигур. Таким образом, танцоры, которые участвуют в соревнованиях по «С» классу имеют возможность приукрасить свое выступление фигурами, которые придают танцу довольно таки отличающий и красочный оттенок. Другими словами, начиная с «С» класса физкультура бального танца превращается в искусство!

С этого класса обычно начинается серьезная карьера танцоров, а Европейская и Латиноамериканская программы содержат по пять танцев. Европейская программа: медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп. Латиноамериканская программа: самба, ча-ча-ча, румба, джайв и пасадобль. Начиная с «С» класса, танец становится для танцора больше чем увлечением.

После вышеперечисленных классов следуют B, A, S и M классы.

«B» класс. Для того чтобы перейти в «В» класс, танцоры должны в обязательном порядке выполнить программу десяти танцев в «С» классе, а уже после того, они могут определить свою дальнейшую карьеру в подходящей им Латиноамериканской или Европейской программах. Также это может быть «десятка» танцев. Отличительной чертой этого класса является то, что здесь танцоры получают возможность использовать в своих танцах позировки и разнообразные поддержки.

«A» класс. Это промежуточный класс между всем что было до «А» класса и международными «S» и «М» классами.

«S» класс. Присваивается решением Президиума национальной федерации по результатам национального Чемпионата или Первенства. Также «S» класс – это международный класс.

«M» класс. Это международный класс, который является высшим в танцевальном спорте. Это класс к которому стремятся все танцоры для которых бальный танец стал жизнью.

Очень часто Вы можете встретить такой термин как «Hobby» класс. В этом классе принимают участие начинающие взрослые танцоры, которые желают танцевать большее количество танцев и с большим набором движений, чем дети-начинающие. Как правило, организаторы соревнований в этом классе вообще не вводят ограничений по костюмам и исполняемым элементам, да и вообще, такой «Hobby» класс имеет полуофициальный статус. Это самый первый, стартовый класс, в котором разрешено исполнять лишь четыре танца: квикстеп, джайв, медленный вальс и ча-ча-ча. При этом танцорам недоступно все многообразие движений этих танцев, а разрешены лишь самые основные движения.

Хочу обратить Ваше внимание на такое понятие как «танцевальный класс пары» Этот термин применяется к вновь созданной танцевальной паре и что самое важное и интересное – определяется по классу партнера! Возможно сегодня некоторые из Вас начнут вспоминать такие заумные слова как гендер или гендерная политика(!), но тем не менее на сегодня это жесткое правило. Хотя не все так плохо как кажется на первый взгляд. Если класс партнёрши выше класса партнёра на два и более, то пара может быть допущена до соревнования, проводимого между парами, класс которых на один класс выше, чем класс такого партнёра. А если пара набирает половину или более очков для перехода в следующий класс, любому из партнеров, чей класс ниже, присваивается более высокий класс второго партнера. Причем это обязательное правило и обсуждению оно не подлежит!

Танцорам, которые набрали необходимое количество очков, присваивается новый, очередной класс. До «В» класса очки по латине и стандарту набираются вместе и затем суммируются в одно, а вот начиная с «В» класса – отдельно. S и М классы присваиваются не только по набранным очкам, но и по успешному выступлению, решением Президиума национальной федерации по результатам национального Чемпионата или Первенства.

Вот собственно и все, если вкратце пробежаться по основным моментам классификации уровня подготовки танцоров!

Все про Бальные танцы от «А» до «Я».

Танец — это мать всех искусств. Музыка и поэзия существуют во времени; живопись и архитектура — в пространстве. Но танец живет одновременно во времени и пространстве. Творец и творение (в танце). остаются одним и тем же.
Карл Закс

Танец – один из самых древних видов искусства, в котором в результате пластичных ритмических движений и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела возникают художественные образы. Танец отражает чувства, он неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание, которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах.
Танец — это выражение тела, он отражает жизнь в образах, в красоте движений, в грации и т.д. Хореография танца должна передавать мысли, чувства и переживания танцоров без помощи речи, посредством движения и мимики. А степень красоты танца определяется степенью красоты движений.
Первоначально танцы связывались с определенным ритуалом — религиозным, магическим, военным, с течением времени они стали формой развлечения в обществе, а также одним из видов искусства. Со времени появления танца прошло много веков, за это время мир неузнаваемо изменился, а человек все продолжает и продолжает танцевать.

Нельзя относиться к танцам только как к способу приятного времяпровождения, развлечению. С помощью танцев человек познает окружающий мир, учится взаимодействовать с ним. Кроме всего прочего танцы — прекрасное лекарство, они помогают укрепить здоровье и избавиться от многих заболеваний.

У танца есть сила, чтобы разрушить печаль, горе, разочарование и уныние. Он также дает благородство и смелость.
Энциклопедия танца

Танец — это тайный язык души.
Марта Грэм

Танцоры — это спортсмены Бога
А. Эйнштейн

Если ты можешь говорить, ты можешь петь. Если ты можешь ходить, ты можешь танцевать
Африканская пословица

Бальные танцы.

Слово «бал» пришло в русский язык из французского и происходит от латинского глагола ballare, который означает «танцевать». Бальные танцы — это группа парных танцев, имеющая народные истоки и исполняемая на вечерах, балах, соревнованиях, проводимых в специальных помещениях, застеленных, как правило, паркетом, и танцуемых в специальной танцевальной обуви.
Термин «бальные» относится к парным непрофессиональным светским танцам, возникшим в средневековой Европе. Бальные танцы в процессе эволюции очень сильно видоизменялись и каждая последующая эпоха европейской истории — Возрождение, Просвещение, классицизм, романтизм — вносила новые нюансы и детали. Каждая эпоха порождала своеобразный танцевальный комплекс.
На протяжении всего европейского культурного развития в бальный танец вносились элементы самых разнообразных этнических групп и источников, а также элементы из профессионального мира танцев.
Из всего разнообразия существующих танцев в группу бальных танцев вошли танцы, имеющие 2 основных признака: все бальные танцы танцуются в паре; пару составляют мужчина и женщина, танцующие с соблюдением физического контакта. Сегодня бальные танцы — удивительное сочетание искусства, творчества и спорта.

История бальных танцев.

Бальные танцы имеют уникальную историю, которая во многом определила их популярность в качестве способа отдыха, а также соревновательного вида спорта. Первые бальные или светские танцы возникли в эпоху средневекового Ренессанса (в XII веке), – во время расцвета рыцарской культуры. До наших дней сохранились лишь названия этих танцев.

Главную роль в развитии бальной хореографии того времени сыграл танец Бранль, возникший во Франции. Этот танец являлся основой и делился в зависимости от хореографии на: простые бранли — танцы с притопами и покачиваниями; весёлые бранли — танцы с прыжками и подскоками и подражательные бранли — танцы, изображающие трудовые процессы,– бранли бочаров, башмачников, конюхов и т.д.
Среди знати были приняты своеобразные хороводы, где главными характеристиками танца являлись: величественная осанка, важная поступь, умение исполнять приветствия, поклоны и реверансы.
Одним из самых популярных танцев являлась Павана. Этим танцем открывались балы, Павана становилась центром свадебной церемонии. Данный танец исполняли с канделябрами или факелами в руках.

В XIV веке знаменитый французский теоретик Туано Арбо в книге «Орхезография» описал разные виды танцев.
Бальные танцы XIV века не отличались большим разнообразием движений, они исполнялись в сопровождении небольшого оркестра: тромбон,4 кларнета, 2-3 виолы. На смену этим танцам пришли более быстрые, в хореографию которых входили повороты, лёгкие прыжки, и различные изящные позы. В моду вошли менуэт, ригодан, романеска.
С течением времени усложнялась хореография бальных танцев и как следствие этого — танцевальная лексика, в связи с этим возникла необходимость длительного обучения танцу. В XVII веке был начат выпуск самоучителей по танцам, написанных танцмейстерами и педагогами того времени. В данные самоучители включены наиболее популярные в это время массовые танцы.

В 1661 году в Париже, по указу Людовика XIV, была открыта первая «Академия танца». В задачи Академии входили проверка знаний учителей танцев и выдача дипломов. Кроме того Академией проводились различные вечера и балы, а главное, совершенствовались народные танцы.

Ведущую роль в развитии танцевального искусства России сыграл Пётр Первый. Первые публичные балы в России возникли после указа об ассамблеях изданного в 1718 году.
Благодаря Петру бальные танцы стали обязательным предметом в казённых учебных заведениях. Данное законодательство подчеркивало государственное значение подобного начинания.

Бальные танцы, такие как мы их знаем сегодня, возникли в Англии в конце XVIII — начале XIX столетия. Вначале бальные танцы были привилегией высшего общества и неотъемлемой частью великосветских балов. XIX век связывают с массовыми бальными танцами, всё больше входят в моду балы и маскарады. Все большее распространение бальных танцев привело к организации специальных танцевальных классов. Постепенно учителя начали обучать бальному танцу не только знать, но и городское население.

В конце XIX — начале XX века бальные танцы стали популярны среди среднего класса, их стали танцевать в публичных танцевальных залах или «общественных ассамблеях». Бальные танцы XX века взяли за основу европейский танец, в который на рубеже XIX—XX веков вдохнула новую жизнь африканская и латиноамериканская музыкальная и танцевальная культура. У большинства современных бальных танцев есть африканские «корни», частично замаскированные технической обработкой европейской танцевальной школы.
В начале 20-х годов прошлого столетия начали проводиться первые соревнования по бальным танцам. Таким образом возникли спортивные бальные танца.

В 1924 году при Имперском Обществе Учителей Танца в Англии возник специальный Совет по бальным танцам. В задачу этой организации входили: стандартизация музыки для бальных танцев, унифицирование шагов и техники исполнения бальных танцев. Английские специалисты стандартизировали все известные к тому времени танцывальс, быстрый и медленный фокстроты, танго. Таким образом, были стандартизированы все известные в те дни танцы, за исключением Венского вальса, в те годы этот бальный танец не пользовался большой популярностью в Англии. Английский вальс был единственным настоящим вальсом в то время. Венский вальс был добавлен в этот список позже. Так образом возникли конкурсные бальные танцы, и с тех пор бальный танец подразделился на два направления — спортивные бальные танцы и sосіal dance. Начиная с 1930 по 1950-е годы, число стандартных бальных танцев увеличилось за счет добавившихся пяти латиноамериканских танцев (танцы добавлялись в следующем порядке: румба, самба, джайв, пасодобль, ча-ча-ча). Постепенно спортивные бальные танцы распространились по всей Европе, достигли Азии и Америки.

Бальный танец – не только элегантное и красивое зрелище, но и эффективное средство нравственного и эстетического воспитания. («Gala Вальс»)

Спортивные Бальные танцы

Бальные танцытанцы, танцуемые на балах. Но времена балов давно прошли, а бальные танцы остались, превратившись с одной стороны в искусство, которым все восхищаются, трансформировавших с другой стороны во все более развивающий вид спорта и, кроме этого, стали способом приятно и с пользой провести досуг.
Современные спортивные бальные танцы приобрели международную известность в довольно короткий отрезок времени. Постепенно английская танцевальная общественность отошла от степенных светских танцев и увлеклась тем, что впоследствии получило название джаз, тем самым сделав великий выбор .В связи с тем, что исполнение спортивных бальных танцев требует определенных навыков и тренированности, их популярность в обществе снизилась с течением времени. Появление твиста в 1960-х годах ознаменовало конец парных танцев. Такие бальные танцы, как вальс, танго, фокстрот и т. д. фактически перестали служить для массового развлечения. В истории бального танца открылась новая страница. Сегодня спортивные бальные танцы признаны во всем Мире, как в качестве великолепного вида спорта, так и развлечения. Они активно развиваются как профессиональный спорт и как социальный, любительский танец. Соревнования в этом виде спорта проводятся практически во всех странах мира, а уровень танцевальной подготовки продолжает расти из года в год. Стандартизация основных шагов и постепенное развитие технических приемов их исполнения привели к колоссальному, исключительному прогрессу, и, сегодня, спортивные бальные танцы заняли свое, очень значительное место в мире .Каждый год в разных странах устраиваются мировые чемпионаты, в которых соревнуются лучшие танцоры всего мира.
Спортивные бальные танцы – это великолепный вид спорта, в котором каждый может найти что-то для себя. Они дают умственную и физическую разгрузку, и в этом ничто не сравнится с бальными танцами. Тем, кто танцует серьезно, спортивные бальные танцы могут дать такую физическую нагрузку, какую они только пожелают. Танцорам более зрелого возраста бальные танцы позволяют получить вполне эффективную нагрузку без излишнего переутомления; деловым мужчинам и женщинам спортивные бальные танцы обеспечивают умственную релаксацию, столь необходимую для физического здоровья. Вы легко можете присоединиться к этому чудесному миру. Танцевать в свое удовольствие, выступать на конкурсах, смотреть, как это делают настоящие профессионалы.

Конкурсы по бальным танцам

Сегодня по спортивным бальным танцам проводится огромное количество соревнований во всем Мире. Из всех бальных танцев для турниров и чемпионатов были отобраны танцы, особенно эмоциональные и ритмичные, имеющие наибольший интерес для зрителей. Бальные танцы, в которых можно выразить глубокий и интересный художественный образ. Сформировалось три программы: европейская – бальные танцы стандарт, латиноамериканская – бальные танцы латина и, двоеборье, так называемая, «десятка», куда входят все десять танцев.
В Европейской программе контакт между мужчиной и женщиной более плотный и осуществляется как за счет рук, так и правильной постановки тела (стойки). Он сохраняется в течение всего спортивного бального танца. В Латиноамериканской программе контакт более свободный, чаще всего осуществляется за счет соединенных рук и иногда может, как вообще теряться, так и усиливаться за счет поддержек и других фигур.
По спортивным бальным танцам проводятся как любительские чемпионаты мира — под эгидой IDSF, так и профессиональные — под покровительством английских танцевальных организаций. Одними из самых престижных в мире соревнований продолжают оставаться английские конкурсы, в частности, Блэкпульский фестиваль (англ. Blackpool Dance Festival) и UK Open. Соревнования смешанных пар Профессионал-Любитель (Pro-Am) – этот вид соревнований, появился в спортивных бальных танцах относительно недавно. Данное направление, получило свое начало в Америке и сегодня особенно развито в США и Канаде, все больше таких конкурсов начало проводится и в России.
В США, кроме традиционных 3 программ спортивных бальных танцев, сохраняется и особенный национальный вариант, как некоторых бальных танцев, так и проведения состязаний по ним — «American Smooth», «American Rhythm».

Техника исполнения спортивных бальных танцев

Из огромного разнообразия существующих танцев как элитных, так и народных в группу бальных попали танцы, которые характеризуют следующие признаки:
— Все спортивные бальные танцы являются парными.
— Пару составляют кавалер и дама, танцующие с соблюдением необходимых точек контакта. В Европейской программе бальных танцев этот контакт сохраняется на протяжении всего бального танца и должен быть очень плотным. В Латиноамериканских бальных танцах этот контакт более свободный, чаще всего осуществляется за счет соединенных рук, в данной программе контакт может, как вообще теряться, так и усиливаться за счет натяжения при исполнении различных фигур.

Бальные танцы стандарт ( Европейская программа )

Программу Европейских бальных танцев (стандарт) составляют 5 танцев:

Медленный вальс (темп — 28-30 тактов в минуту), – очень романтичный и легкий, по-настоящему светлый и воздушный бальный танец. Этот бальный танец особенно часто исполняется молодоженами на свадьбах.

Танго (темп — 31-33 тактов в минуту),– перед нами проходит вереница разнообразных чувств. Любовь, страсть, ревность — все это мы видим в этом ритмичном и очень чувственном бальном танце.

Венский вальс (темп — 58-60 тактов в минуту), – так и хочется начать кружиться вместе с танцорами. Ох уж это всегда юное, кружение!! Вечное как и сама музыка венского вальса.

Медленный фокстрот (темп — 28-30 тактов в минуту) – необыкновенно плавный, очень элегантный, словно плывущий над землей бальный танец. Этот спортивный бальный танец отличают: скользящесть (невесомость) шагов, воздушность, легкость. Неповторимый, несравнимый ни с чем танец, обаятельный Фокстрот, является самым сложным танцем стандартной программы.

Квикстеп (быстрый фокстрот) (темп — 50-52 тактов в минуту) –быстрый, воздушный, лёгкий, стремительный, скоростной спортивный бальный танец. Танец -пружина, заведенная веселым, жизнерадостным ритмом музыки. Прыжки, скачки, полет. Иногда, кажется, что партнеры порхают, не касаясь паркета.

Все танцы Европейской программы танцуются с продвижением по линии танца (по кругу против часовой стрелки). Дамы должны быть одеты в специальные, соответствующие требованиям, бальные платья. Кавалеры одеваются во фраки черного или темно-синего цвета, с которыми необходимо носить галстук-бабочку. Вместо фрака разрешено танцевать в смокинге или в жилетке. Костюмы для бальных танцев отличаются от повседневных, в первую очередь, покроем, одна из главных особенностей которого состоит в том, что плечи костюма партнера должны оставаться ровными, когда руки поднимаются в стороны.

Бальные танцы латина (Латиноамериканская программа)

Программу Латиноамериканских бальных танцев составляют:

Самба (темп — 50-52 тактов в минуту), – этот танец родом из Бразилии. Быстрый задорный, радостный танец. Сразу представляется бразильский карнавал: музыка, перья, конфетти, трубы, барабаны, улыбающиеся лица. Веселье и флирт – все танцуют самбу.

Ча-Ча-Ча (темп — 30-32 тактов в минуту), — это спортивный бальный танец флирт, очень легкий и яркий. Характер танца, как и музыка, живой, заводной и игривый. Танцоры всего мира получают удовольствие, исполняя этот танец.

Румба (темп — 25-27 тактов в минуту), — румбатанец чувств. Возможно самый сложный, но в то же время самый завораживающий танец Латинской Америки. Любовь, нежность и ревность, страсть и секс – в румбе можно выразить все. Румба характеризуется страстными, чувственными, сексуальными движениями и жестами и по сути является интерпретацией отношений между мужчиной и женщиной.

Пасодобль (темп — 60-62 тактов в минуту), – этот спортивный бальный танец изображает корриду – бой тореадора с быком, где партнерша исполняет роль плаща, это её основная роль. В некоторых композициях временами дама исполняет роль другого тореадора, ну и уж совсем редко – быка, как правило, побежденного в итоге. Пасодобль – это танец-спектакль. Представьте себе шаг по раскаленному песку арены. Последний шаг перед главной схваткой. Коррида, борьба, страсть…

Джайв (темп — 42-44 тактов в минуту).| – спортивный бальный танец предшественник рок-н-ролла, свинга и твиста. Бесшабашный, энергичный, уличный танец. Молодежный зажигательный танец. Танец для тех, кто безнадежно застрял в 60-х, кто скучает по музыке Элвиса и Рея Чарльза, по полосатым клешам и подтяжкам. Настоящий стильный спортивный бальный танец для стиляг.

Среди латиноамериканских бальных танцев только самба и пасодобль танцуются с продвижением по линии танца. Остальные спортивные бальные танцы танцуются, более или менее, на одном месте, хотя танцоры могут перемещаться по танцевальной площадке, возвращаясь или нет к исходной точке. Платья дам, как правило, очень открытые и облегающие, чаще всего короткие, хотя могут быть и более длинными (в зависимости от моды). Костюмы кавалеров тоже очень облегающие, цвета, фасоны и модели также зависят от капризной моды. Костюмы должны соответствовать требованиям. Смысл таких костюмов — показать работу мышц спортсменов.

Классификация танцоров в спортивных бальных танцах.

Спортивные бальные танцы – это развивающийся вид спорта и для того чтобы создать более или менее равноценную конкуренцию во время соревнований, в спортивных бальных танцах была введена система классов, отображающая уровень подготовки танцоров и система возрастных категорий, распределяющая танцоров по возрастным группам. Для выхода на первое соревнование танцорам присваивается один из самых низших классов (Hobby). В последствии, в зависимости от успешности выступлений на соревнованиях, данный класс сменяется на более высокий. Участвуя в соревнованиях по спортивным бальным танцам, занимая различные места, танцоры зарабатывают определенные очки. В низших классах есть ограничение по количеству танцев. Танцоры могут танцевать только 4, 6 или 8 танцев, также есть ограничение по выполнению различных элементов, в зависимости от класса танцоров. Высшим классом мастерства у любителей является М класс.

Классификация танцоров спортивных бальных танцев по уровню подготовки

Hobby класс
Hobby — Hoль класс, H класс (буква «Н» означает «начинающий» или «ноль-класс») — стартовый класс спортивных бальных танцев, в котором исполняются только 4 танца: медленный вальс, квикстеп, ча-ча-ча и джайв. Набор элементов ограничен самыми основными движениями.

Е класс
Следующий класс спортивных бальных танцев, в котором исполняются медленный вальс, венский вальс и квикстеп в Европейской программе бальных танцев и ча-ча-ча, самба и джайв — в Латиноамериканских бальных танцах.

D класс
Включает в себя восемь спортивных бальных танцев. Медленный вальс, танго, венский вальс и квикстепЕвропейская программа бальных танцев. Самба, ча-ча-ча, румба, джайв — Латиноамериканские бальные танцы.

С класс
Включает в себя все десять спортивных бальных танцев. Медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп — Европейская бальные танцы — стандарт. Самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв — Латиноамериканские бальные танцы — латина. С этого класса обычно начинается более серьезная карьера танцоров
До класса С танцевальные пары обязательно исполняют как программу Европейских бальных танцев (стандарт), так и латиноамериканскую. Начиная с класса С они могут выступать в разных видах: европейской программе, латиноамериканской программе или десяти танцев.

Более высокие классы:

Далее идут классы B, A, S и M.

Классификация танцоров спортивных бальных танцев по возрастным группам

• Дети (Ювеналы)— 0 старшему в текущем году исполняется 7 лет и младше (по году рождения)
• Дети (Ювеналы)— 1 — старшему в текущем году исполняется 8-9 лет (по году рождения)
• Дети(Ювеналы)— 2 — старшему в текущем году исполняется 10 — 11 лет (по году рождения)
• Юниоры 1 — старшему в текущем году исполняется 12 — 13 лет (по году рождения)
• Юниоры 2 — старшему в текущем году исполняется 14 — 15 лет (по году рождения)
• Молодёжь — старшему в текущем году исполняется 16 — 18 лет (по году рождения)
• Взрослые — старшему в текущем году исполняется 19 лет и старше (по году рождения)
• Сеньоры — младшему в текущем году исполняется 35 лет и старше (по году рождения)

Второй партнер в паре может быть моложе низшей возрастной границы своей возрастной группы: в Дети 2, Юниоры 1, Юниоры 2, Молодёжь и взрослые — максимум на пять лет.
В категории сеньоры ни один из партнеров не может быть моложе 35 лет.
Категория сеньоры, в зависимости от возраста, подразделяется на: сеньоры 1 и сеньоры 2, гранд-сеньоры и т. д.

О пользе спортивных бальных танцев

Глядя со стороны на танцоров, танцующих бальные танцы, может показаться, что эти танцы не требуют никакой физической нагрузки, так свободно и грациозно танцоры скользят по паркету, или наоборот, так легко прыгают, крутятся и т.д. Однако это не так. Иначе бы бальные танцы не получили бы такого активного развития, как спортивное направление. Проведенные исследования показали, что энергетические затраты во время танцевания в течение полутора минут быстрого фокстрота равносильны затратам спортсменов во время бега на 100 метров с барьером. А таких «забегов» за занятие пара может сделать до нескольких десятков. Еще больше это касается латиноамериканских бальных танцев. Важно отметить, что нагрузка в спортивных бальных танцах распределяется равномерно на все группы мышц – ноги, спину, поясничный и крестцовый отдел, руки. Кроме того тренируется сердце.