Танцы и элементы танца в детском саду

Танцы и элементы танца в детском саду

Тип. Познавательно-творческий, информационный, групповой.

Продолжительность. Долгосрочный. Данный проект является музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленных на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.

Актуальность. На современном этапе развития выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья граждан разного возраста. Поэтому забота о сохранении и укреплении здоровья ребенка и взрослого является в нашем обществе приоритетной, поскольку нашей стране нужны творческие, гармонично развитые, активные и здоровые личности.

Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги, медицинские работники ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Органическое единство музыки и движений — естественно и необходимо. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать характеру, форме, динамике, темпу и ритму музыкального произведения. Движения побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения, а музыка становится более понятной и легче усваивается, придавая движениям особую выразительность, четкость, ритмичность.

Яркие примеры взаимосвязи музыки и движений демонстрируют такие виды спорта, как художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание. Значительное место в музыкально-ритмическом воспитании дошкольников отводится танцам. Дети очень любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении. В выразительных ритмичных движениях танца раскрываются чувства, мысли, настроение, проявляется характер детей.

Танец — искусство синтетическое. Оно направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психического развития детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения. Они укрепляют детский организм. Удовлетворение, полученное ребенком в процессе двигательных действий, сопровождается значительными физиологическими изменениями в его организме — улучшается дыхание и кровообращение, возбуждается нервная система, вызывает усиленную деятельность высших отделов головного мозга, связанных с ассоциативными, интеллектуальными и волевыми качествами.

Занятия танцами очень полезны для физического развития детей: улучшается осанка, совершенствуются пропорции тела, укрепляются мышцы. Постепенно дети начинают легче, грациознее двигаться, становятся раскованными. У детей появляются такие качества движений, как легкость, полетность, упругость, ловкость, быстрота и энергичность. Движения дошкольников становятся более четкими, выразительными и красивыми.

Танцы и пляски помогают детям полюбить музыку, обостряют эмоциональную восприимчивость, развивают музыкальный слух и чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными знаниями, расширяют их музыкальный кругозор, развивают творческое воображение и мышление. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребенок должен запомнить не только сами движения, но и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания), мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность.

Танец приучает детей к нормам культурного общения. В детях воспитывается скромность, доброжелательность, приветливость. Мальчики начинают бережно относиться к своей партнерше. Танец становится одним из средств нравственного воспитания ребенка.

В настоящее время внимание детей и педагогов привлекают современные ритмы музыки, новые танцы. Современный ритмический танец является «результатом взаимодействия ритмического и пластического танца. В нем органично соединились два противоположных принципа: полная подчиненность внутренним закономерностям музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию движений, и свобода пластической разработки, которая не связана с какой-либо танцевальной традицией». В такие танцы включаются обязательные программные танцевальные навыки (пружинки, поскоки, шаги галопа, польки, приставной, ритмические хлопки и т. д. ), многие из которых исполняются в новой современной манере. Одновременно вводятся и новые элементы.

Танцы должны быть доступны детям, отвечать их техническим возможностям.

Цель. Организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку сохранение и укрепление психического и физического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка; формировать средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности; выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирования привычки к здоровому образу жизни; научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку.

Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки,; поддерживать увлечение занятиями музыкой и пластикой; развитие художественно-творческих способностей.

Образовательные задачи: развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из индивидуальных возможностей каждого ребенка; формировать начала музыкальной культуры; совершенствовать практическое употребление музыкально-ритмических единиц в процессе общения со сверстниками; создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.

Воспитательные: формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе; развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной деятельности в ДОУ и учреждениях культуры села; воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, родной республики; создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.

Оздоровительные: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье; создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка; с помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеванию); формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Гипотеза. Применение нетрадиционных форм и методов оздоровления посредством обучения дошкольников современным танцам обеспечит формирование здоровой гармонично развитой личности.

Виды работы. Просмотр мультимедийных презентаций танцевального искусства (балет, народные, бальные, современные, характерные и т. д.); слушание музыкальных композиций; разучивание песен, хороводов; элементов музыкально-ритмических композиций.

Участники проекта. Воспитатели, музыкальный руководитель, дети подготовительной группы, родители.

Ожидаемые результаты. Формирование здорового образа жизни; снижение уровня заболевания; обогащение социального опыта; расширение кругозора; овладение детьми навыка ритмического и пластического самовыражения на основе современного танца; вовлечение родителей в единое пространство «семья — детский сад».

Этапы реализации проекта.

1 этап. Подготовительный (август-сентябрь) Постановка цели, задач; изучение понятий, касающихся темы проекта; планирование тематической образовательной деятельности; подготовка презентаций: «Балет», «Бальные танцы», «Современные танцы»; пополнение предметно-развивающей среды; создание альбома народных костюмов, а также костюмов к современным и характерным танцам; анализ полученных результатов, выводы.

2 этап. Практический (октябрь-март) Взаимодействие с детьми группы, родителями; внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей; организация тематической образовательной деятельности; использование мультимедийных презентаций в целях расширения представлений о современном танце; использование информационных альбомов на заданную тему в образовательной и самостоятельной деятельности детей; организация совместного творчества педагогов, детей и родителей: изготовление костюмов и атрибутов к танцам; представление опыта работы по организации проекта в средствах массовой информации.

3 этап. Обобщающий (апрель) Обобщение результатов работы в форме закрепления полученных знаний; совместная деятельность педагогов, родителей и детей подготовительной группы по формированию здорового образа жизни через педагогический проект «Зернышки» музыкально-оздоровительной работы в детском саду посредством обучения дошкольников современным эстрадным и бальным танцам в форме отчетного концерта (приложение); презентация проекта «Зернышки» в СДК.

Методические приемы. Метод показа, словесный, импровизационный, метод иллюстративной наглядности, игровой, концентрический. Результативность проекта. Осознание необходимости и значимости здорового образа жизни; сформированность знаний о современных видах танцев, развитие ценностного отношения к музыкально-ритмическому танцевальному творчеству; развитие интереса к совместной творческой деятельности; повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей; стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка; повышение уровня речевого развития; снижение уровня заболеваемости (в большей степени ОРЗ); стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды; повышение интереса родителей к участию в музыкально-ритмических мероприятиях.

Перспектива. С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать работу в данном направлении через создание и реализацию новых проектов.

Выводы. Гипотеза на практике подтвердилась: работа по формированию здоровой гармонично развитой личности посредством обучения дошкольников современным танцам достаточно эффективна, результативна и позволяет не только сохранить здоровье ребенка, но и сформировать у них знания о видах танцевального искусства, передавать характер музыкального образа через пластику движений под музыку, расширить кругозор дошкольников; повышает мотивацию детей и родителей на здоровый образ жизни.

Особенности методики разучивания танцев в детском саду

Лариса Васильева
Особенности методики разучивания танцев в детском саду

Методика разучивания танцев в детском саду: особенности, задачи и цели

Одним из важнейших элементов музыкально-эстетического воспитания дошкольников являются танцы. Танец удовлетворяет потребность ребенка в движении, развивает образное воображение, чувства и мысли. Задача педагога посредством различных методик максимально раскрыть способности детей в ходе разучивания танцев и их демонстрации.

Танец – многогранное и ярое действо, призванное решать комплексные задачи развития детей. Это и физическое, и эстетическое, и психическое, и музыкальное развитие. Совместные движения в музыкальном сопровождении прививают коллективизм, умение работать в команде, чувство взаимопонимания и взаимоуважения. Танец учит мальчиков – будущих мужчин галантности, а девочек – скромности и грациозности.

Это и эстетические навыки в выборе костюма, одежды, прививание хороших манер.

Форма и содержание

Основное на что нужно обратить внимание: движения раскрывают характер музыки, ее смысл и форму. Динамика, темп и ритм музыкального произведения – все это должно преломляться в танце. Движение – это, по сути, сознательное восприятие музыкального произведения. Музыка более понятна и легче усваивается детьми, если она сопровождается ритмичными движениями. В идеале необходимо достичь полного соответствия с музыкой, однако, главное – это приобщение ребенка к культуре танца, побочным эффектом чего является физическое развитие, укрепление растущего организма.

Особенности разучивания танцев

Ребенок должен запомнить не только сами движения, но и их последовательный ряд. А это, безусловно, положительно влияет на развитие памяти и внимания, ведь здесь необходимо задействовать воображение, наблюдательность, творческую активность.

Педагог в ходе уроков танцев показывает детям движения, при этом необходимо выполнять каждое движение одновременно с детьми. Такой прием увлекает их, поскольку детям свойственно подражать взрослым.

Возможна и ознакомительная демонстрация видео различных танцев, ярких, запоминающихся представлений с элементами танцевальной культуры. Однако злоупотреблять этим не стоит.

Движения и пластика должны четко гармонировать с музыкой, о чем говорилось выше. В обучении танцу следует использовать краткие и конкретные пояснения – предельно точно и лаконично, но расставляя соответствующие акценты. Важно задействовать всех детей, участвующих в постановке танцевального номера, не выделяя кого-то, не делая различий и уж тем более выделяя «любимчиков».

Пытайтесь донести до детей мысль о том, что движения должны быть свободными и раскрепощенными. Но нужно и следить за подопечными, чтобы они выполняли именно те движения, которые необходимы, связанные с ритмом и стилем соответствующего музыкального произведения.

Танец может и должен стать частью более масштабного представления. Новогодний утренник, День защитника отечества и международный женский день – все эти события, сопровождаемые постановкой и проведением театрализованных представлений в ДОУ, могут включать в себя элементы танцев. Танцы – очень хорошо накладываются на патриотическое воспитание; благодаря чему оно становится ярким и образным.

Подготовка к представлению может стать совместной работой родителей и детей. Речь идет о выборе и разработке костюма. А это дополнительный плюс в налаживании между детьми и родителями коммуникативных отношений.

Здоровье физическое и душевное

Ритмичные движения в музыкальном сопровождении служат делу развития и укрепления детского организма. Улучшается общее самочувствие, дыхание и кровообращение, сон.

Задорная веселая мелодия побуждает в ребенке не только двигательную активность, но и будоражит воображение, побуждает мыслить ассоциативно.

Это и развитие интеллекта, воли, умения быстро реагировать на движения партнера в танце.

Танец – это также и развитие моторики, совершенствование пропорций тела, осанки, укрепление мышечных тканей.

Через некоторое время результат занятий танцами налицо: дети легче и грациознее двигаются, движения становятся раскованнее, энергичнее.

Чрезвычайно интересно вводить в танцевальные уроки, разучивание танцев – элементы танцевальной культуры различных народов Земли, и прежде всего, конечно же, нашей страны – России. При этом делать экскурсы об этом народе, стране, их истории и культуре. Это, безусловно, будет способствовать расширению кругозора детей, расширению их представлений об окружающем мире. Дошкольники получат знания, которые им пригодятся и в школе. Они познакомятся с традициями народов нашей стране, что будет способствовать гармонизации межнациональных отношений.

Танец, особенно народный, может служить проводником в донесении истории русского народа. Традиционные костюмы, сопровождающие танец песни – все это способствует воспитанию у детей чувства сопричастности к родным корням.

Танец – это необычайно гармоничное действо, способное дарить радость как детям, так и их родителям, наблюдающим за успехами своих чад. Разучивание танцев должно стать неотъемлемой частью как физического, так и психологического воспитания дошкольника.

Алгоритм разучивания песен в младшей и средней группах детского сада 1. Знакомство с песней Приемы: 1. Беседа перед песней 2. Выразительное исполнение 3. Вопросы по содержанию 4. Пение воспитателя без сопровождения.

Доклад на педагогическом совете «Последовательность и особенности освоения мнемотехники в детском саду» Последовательность и особенности освоения мнемотехники в детском саду. Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания,.

Ещё один прием разучивания и рассказывания стихов Расскажи стихи рукамиРазговорная речь – это то, без чего мы не могли бы общаться. Но для того, чтобы речь была развита, интересна и интонационно,.

Методы разучивания фольклорных произведений на музыкальных занятиях На музыкальных занятиях мною подобраны и использованы следующие методы, разработанные к. п. н. Балашовой С. С. : Прежде всего это устно-слуховой,.

Особенности адаптации детей 2–3 лет в детском саду Особенности адаптации детей 2-3 лет в группе детского сада. Родители, отдавая ребенка в детский сад, беспокоятся за его судьбу. Вне всякого.

Особенности адаптации детей к детскому саду Адаптация детей становится актуальной, когда ребенку нужно посещать школу или детский садик. Привыкание детей к садику является первым опытом.

Особенности усвоения системы морфологического словообразования в детском онтогенезе. Становление словообразовательных процессов в онтогенезе с психофизиологической, психолингвистической, психологической точки зрения освещается.

Сценарий юбилея детского сада «Винни-Пух и Пятачок в гостях на дне рождения в детском саду» Винни Пух и Пятачок на юбилее в детском саду Для сценария требуется: 1. Костюм Винни Пуха и Пяточка 2. Украшение зала шарами и гирляндами.

Видео танцев в детском саду на 9 Мая ВИДЕО ТАНЦЕВ ПОСВЯЩЕННЫХ ДНЮ ПОБЕДЫ для дошкольников и педагогов Дорогие коллеги! В этом году наша страна отмечает великую дату- 70 лет.

Занятие по знакомству с приметами осени посредством разучивания стихотворения Настали осенние деньки. Капает дождь,краснеют, желтеют и опадают листья. Деревья и кустарники теряют свой наряд каждый день. Люди одеваются.

Детские танцы в детском саду

Большинство взрослых считают, что занятия танцами — это пустое времяпрепровождение. Особенно если их чадо, будет в детском саду танцевать, а не заниматься дополнительно математикой. Правы ли они? Ответ однозначный – нет.

Танцы – это интереснейшее и приятное занятие. Через детские танцы в детском саду решается огромное количество задач, связанных с развитием мелкой и крупной моторики, музыкального слуха, гибкости и плавности движений, умений работать в паре, коллективе, дисциплинированности, творческих способностей, интеллекта и памяти. А самое главное, танец даёт возможность ребёнку хорошо провести время.

Детские танцы в детском саду дают правильную нагрузку на сердце, отлично тренируют всех групп мышц, суставы, вестибулярный аппарат, формируют правильную осанку.

Но стоит помнить, что танцами рекомендовано заниматься с трёх лет. Надо понимать, что в дошкольном возрасте начинают формироваться и закладываться основы личностного, умственного и физического развития. В данном виде деятельности дети запоминают танцевальные композиции, учатся взаимодействовать друг с другом, импровизировать и правильно ориентироваться в пространстве.

Педагог, проводя танцы в детском саду, приобщает детей к культурному наследию своей страны через народные танцы. Кроме того, дети любят выполнять ритмичные движения и под современную музыку, одно из направлений – хип-хоп. И неважно, правильно ли двигается ребёнок или нет, самое главное, выразить себя через выполнение движений под музыку.

Педагог, при организации занятий не должен держать ребёнка в определённых рамках, он обязан давать только положительную оценку его действиям.

В 4–5 лет дети изучают простые движения и несложные танцевальные композиции. В 6–7 лет овладевают более сложными движениями с привлечением реквизитов. Свои таланты дети демонстрируют на праздниках и развлекательных мероприятиях. Родителей восхищают выступления маленьких танцоров. Показ своего мастерства и таланта перед большой аудиторией позволяет избавиться от скованности, чувства страха, что, несомненно, пригодиться в дальнейшем.

Элементы хореографии используют при театральной постановке для более раскрытого и яркого развития сюжета.

Психологами давно доказан тот факт, что дети, которые занимаются данным видом деятельности, опережают своих сверстников в развитии, успешны в учебе лучше развиваются математические и логические представления, речь, умение быстро ориентироваться в пространстве.

Детский танец помогает развитию таких качеств личности, как: трудолюбие, целеустремлённость, организованность. Замкнутые в себе дети становятся общительными и раскрепощёнными. Данный вид деятельности может помочь решить даже некоторые психологические проблемы, поэтому очень часто умственно отсталых детей записывают в специальные танцевальные кружки.

Как можно заметить детские танцы в детском саду приносят огромную пользу для гармоничного и всестороннего развития ребёнка и помогают ему без проблем сделать переход с позиции дошкольника к позиции школьника, успешно овладев учебной деятельностью.

Кроме того, танцы дают возможность ребёнку позитивно смотреть на проблемы, происходящие в нашем неспокойном мире.