Танцы нашего русского народа

Воспитание эстетического отношения детей к окружающему миру через русский народный танец.

Слипченко Татьяна Юрьевна,

МАДОУ Богандинский детский сад «Берёзка»

«Нет более праздничного, жизнелюбивого вида искусства,чем народный танец.Он с детской непосредственностью раскрывает свои чувства,вовлекает в свое веселье».

Дошкольное детство – это очень важный период становления личности, когда у ребенка формируются первые представления об окружающем мире и обществе. А ведь именно развитие русского народного творчества очень тесно (неразрывно) связано с историей русского народа.

Народный танец с помощью танцевальных образов раскрывает духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы. Именно поэтому в своей работе особое значение я уделяю воспитанию эстетического отношения детей к окружающему миру через русский народный танец.

До сознания детей просто необходимо донести, что именно они являются носителями русской народной культуры и воспитывать детей нужно в национальных традициях.

Русская музыка, русский танец должны стать частью жизни ребенка, для этого-то нам и необходимо обращаться к истокам русской народной культуры.

Если дети не будут знать своих корней, традиций своего народа, поверьте, невозможно будет воспитать полноценного человека.

Знакомя детей с традициями и обычаями русского народа, мы помогаем воспитывать любовь к истории и культуре наших предков. Р.н.т. – это ниточка от прошлого, через настоящее, в будущее. И начинать приобщение к народным ценностям необходимо с малых лет.

Обратите внимание, уважаемые коллеги, в наши дни очень развиты информационные технологии, люди перестали интересоваться историей своей деревни. В СМИ не так уж часто показывают русские народные танцы. и русские народные песни. Дети практически не посещают музеи, в единичных экземплярах сохранились предметы старины, многие не различают народные промыслы.

Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего результата в приобщении детей к народной культуре с помощью творческого проекта, над которым и в настоящее время продолжаю работать.

Задачи проекта:
Познакомить детей с русским народным творчеством : фольклор, песни, танцы, костюмы.
Проследить, как влияет русский танец на музыкально – эстетическое развитие детей, их творческую активность.
Воспитание интереса и любви к народной музыке, разнообразной по жанру и содержанию.
Обучить детей элементам русских, народных танцев.
Воспитывать и пробуждать интерес к культуре России.
Воспитывать уважение к русским народным традициям.
Воспитывать желание самостоятельно создавать и творить по мотивам русского народного творчества.
Обогатить детско – родительские отношения в семьях воспитанников опытом творческой деятельности.

Материалами для реализации проекта нам послужили:

Русские народные костюмы (русские мастера настолько трепетно создавали русский народный костюм, такое изобилие красок и цветов, различной вышивки и украшений, что сердце просто замирает от такой красоты; очень разнообразен женский костюм, женские головные уборы; для мужского костюма характерна рубаха-косоворотка с широким поясом и с вышивкой), музыкальные инструменты (в старину русские музыкальные инструменты изготавливали из дерева, расписывали инструменты народными промыслами).

Книги для чтения: русский фольклор (прибаутки, потешки, колыбельные) ; р.н.п.: Махоня, Жил я у барина, Прялица, как на тоненький ледок, Ой, вставала я ранешенько и др.
Раскраски с декоративно – прикладным творчеством (дымковская игрушка, полхов-майданские матрешки и т.д.);
Музыкальные произведения( детская музыка «гармонист Тимошка», «русская плясовая», «пошла Дуня за водой», «метелица», сказки).

Демонстрационный материал — русские народные костюмы

Русские народные куклы, игрушки.

На начальном этапе я знакомила детей с историей танца, это прежде всего костюм, в котором танцевали этот танец; рассказывала его историю, в каких областях России его танцевали, в каких темпах и характерах

Очень много мы с ребятами провели бесед и вопросы были примерно такими:

Как называется страна, в которой ты живёшь?

Что такое обычай и традиция?

Какие традиции и обычаи России ты знаешь?

Ходишь ли ты с мамой на праздники, которые проводятся в нашей станице? На какие?

Нравится ли тебе танцевать русские народные танцы?

Нравится ли тебе водить хороводы?

Далее я наблюдала за детьми одну неделю:

Наряжается в русский народный костюм

Беседует со сверстниками и взрослыми о традициях и обычаях России, рассказывают из личного опыта

Активно включается в вождение хоровода совместно с детьми

Использует элементы русских – народных танцев.

Напевает фольклорные песни.

Разыгрывает театральное представление по сказкам

Играет в русские – народные игры

Обыгрывает традиции и обычаи в сюжетно – ролевых играх

У родителей мы взяли интервью, вопросы были следующего содержания:

  • Скажите, как вы считаете, насколько важно в каждой стране иметь свое культурное наследие?
  • Какие традиции и обычаи России вы знаете?
  • Какие вы соблюдаете?
  • Как вы думаете, насколько пословицы и поговорки раскрывают суть нашей культуры?
  • Какие праздники вы отмечаете дома, с кем?
  • Знакомы ли вы с культурой других стран?

Затем родителям было предложено анкетирование.

На этапе углубленного изучения я старалась развивать умение детей выражать в танце характер музыки и её настроение, воспитывать чувство красоты и культуры движения.

Основная задача этапа накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения. Велась очень тщательная работа над качеством исполнения, так как у детей очень важно воспитать стремление всё делать с полной отдачей сил. Здесь ведущую роль приобретает метод разучивания в целом, умение самостоятельно исполнять выученный танец. Большую роль на этом этапе играет музыкальное сопровождение. Музыка – это родная сестра хореографии. Она не только основа танца, но и его художественная сущность. Танец органически связан с музыкой и должен раскрывать её содержание. Обучение происходит не только в ходе непосредственно образовательной деятельности, но и на индивидуальных занятиях, где я закрепляла танец.

Кроме того, что мы знакомились и изучали элементы русского народного танца, очень много мы с ребятами говорили о народных промыслах (гжель, хохлома, дымковская игрушка и др.), мною был организован мастер класс по росписи русских матрешек,

часто играли и играем в русские народные игры, разыгрываем театральные представления по русским народным сказкам (Репка, Три медведя, теремок, Гуси-лебеди, Колобок).

Водили хоровод с венками, хоровод «Речка» (хороводы с использованием шуток, прибауток, закличек).

У наших ворот, всегда хоровод.
Много песен, много шуток
И веселых прибауток

Из всего вышеперечисленного я сделала вывод, что дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, правильно называют предметы быта старины и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация); используют в повседневной жизни различные виды устного народного творчества.

Родители и дети с удовольствием пьют чай из самовара; девочки и мальчики наряжаются в русские народные костюмы, водят хороводы. Родители стали принимать активное участие в работе по данной проблеме: шьют народные костюмы, составляют альбомы, помогают в сборе иллюстративного материала.

Таким образом, последовательная система работы даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к народной культуре и историческому прошлому своей страны.

Список литературы

1. Бударина, Т.А., Корепанова, О.Н., Куприна, А.С., Маркеева, О.А., Харитонова, И.В., Яковишина, Е.И./ Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина,О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. — СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 400 с., ил.

2. Богданов Г.Ф. Урок русского народного танца / Г.Ф. Богданов. — М., 1995. — С.23.

3.Голейзовский К. Образы русской народной хореографии / К. Голейзовский. — М.: Искусство, 1964. — 326 с.

4. Каплунова, И.М., Новоскольцева, И.А. Этот удивительный мир (развитие чувства ритма у детей.И.М.Каплунова, И.А.Новоскаольцева. Серия «Ладушки»: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – Издательство «Композитор*Санкт-Петербург», 2005. – 75 с.

5. Ткаченко Т. Народный танец / Т. Ткаченко. — М., 1967. — Ч.1.

6. Уральская В.И. Природа танца / В.И. Уральская. — М.: Совет. Россия, 1981.

7. Уральская В.И. Рождение танца / В.И. Уральская. — М.: Совет. Россия, 1982. — 144 с.

8. Устинова Т. Избранные русские народные танцы / Т.Устинова. — М., 1996. — 478 с.

9.Дошкольное воспитание №5-6 1992. «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре», с.5.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002635

Штрих код (№ квитанции) 62502674105833 Дата отправки 15 июля 2014 г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Стилизованные русские народные костюмы для танцев

Русский народ имеет свой национальный язык, неповторимую кухню и отличительную яркую одежду. Все это накапливалось нашими предками и передавалось нам из поколения в поколение, именно поэтому полученное культурное наследие очень ценно для нас и наших потомков.

История славян насчитывает не одно столетие, поэтому и русский народный костюм настолько разнообразен, что сегодняшние дизайнеры‐костюмеры имеют огромное поле для творчества. Реальность такова, что теперь подобная одежда создается не для повседневной жизни, а для сцены и зрелищных общественных мероприятий.
Наша творческая мастерская предлагает услуги по пошиву русских народных костюмов для танцев.
В своей работе мы стараемся полностью воссоздать образ, поэтому всегда используем исторический материал, который необычайно богат и разнообразен. Опираясь на русскую культуру и пожелания заказчика, создаются яркие, живые и динамичные наряды, которые, как правило, у женщин состоят из рубахи, сарафана и кокошника, а у мужчин — рубахи и штанов. В старину исходными материалами для одежды служили, в основном, шерсть, хлопок, лен, которые расшивались необычными узорами, в результате чего получался красивый русский народный костюм. Сейчас же для пошива используются различные ткани: шелк, креп‐сатин, бархат, и множество фурнитуры — пайетки, бусины, камни. Все это делает создаваемый образ, настолько ярким, что он идеально подходит для танцевальных номеров на сцене.

Наш магазин русского народного костюма для танцев старается в своей работе воплощать новые, свежие и яркие идеи, которые будут идеально воплощать характер постановочного номера. Мы сотрудничаем с дизайнерами — костюмерами, которые работают со многими творческими коллективами России, поэтому их опыт и фантазия бесценны при пошиве русских народных костюмов. Все работы индивидуальны в своем исполнении и точно создают тот образ, который соответствует той или иной эпохе. Своей работой они придают одежде наших предков свежее дыхание и новую жизнь.

Если Ваша цель купить готовый русский народный костюм или заказать индивидуальный пошив, то мы рады приветствовать Вас в нашем салоне‐магазине, в котором представлена взрослая и детская сценическая одежда, как для девочек, так и для мальчиков.

Русские народные танцы

Фольклор — это самое ценное достояние народа . В народном танце мы можем видеть мысли, чувства, настроение русского народа. Все, что происходило в жизни русских, оставило огромный отпечаток на народном творчестве. Русским танцорам, исполняющим народные танцы, присуще высокое мастерство и виртуозная техника исполнения.

Виды русских народных танцев

Развитие русского танца шло в различных направлениях:

Во времена Петра I танец стал придворным, и предпочтение отдавалось европейским танцам: французской кадрили, менуэту, полонезу… Кадриль и полька появились под влиянием европейской культуры. В это же время народная пляска приобретает вид крепостного балета В XVIII веке русские народные танцы начали исполняться на русской сцене. В 1937 году уже ХХ столетия появился некий ансамблевый народный танец.

Основные жанры русского народного танца

За основу классификации русских народных танцев берется их хореографическая структура. Русский народный танец делится на два основных жанра — хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов.

Хоровод – это так называемый танец, песня, игра; синхронное движение и исполнение хороводной песни. Участники хоровода держатся руки. В России существуют свои местные особенности исполнения хороводов. Разнообразие в костюмах, в движениях, переходах – вот, что отличает хоровод от других танцев. Танцевальные рисунки, фигуры могут быть как женскими и мужскими, так и совместными. Хороводы часто танцуют под вокальный аккомпанемент, песню, в которой есть действие. Участники хоровода стараются инсценировать содержание песни.

Хороводы бывают орнаментальными и игровыми

Орнаментальные хороводы, их еще называют фигурными, узорными состоят из строгих форм, несложных и однообразных фигур.

Игровые имеют игровой сюжет и действие. В танец вводятся элементы крестьянского быта: лента, палка, платок, венок из цветов и т.д. Композицию таких хороводов строят по кругу, в линию и парами. В кругу происходит действие, а участники как бы наблюдают за происходящим.

Пляски или плясовые – это ранние обрядовые, а сейчас – бытовые танцы. Этот танец сформировался из хоровода, увеличив темп исполнения и разнообразив рисунки переходов и построений. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски. В этом танце принимают участие парни и девушки.

Мужская пляска размашистая, широкая, сильная, высокая.

Женская пляска плавная, величавая, задушевная, но в то же время, живая и задорная.

Парная исполняется игриво и задорно. Смысл парной пляски — разговор, диалог любящих друг друга людей. Ее темп ровный, рисунки разнообразные.

Перепляс — это соревнование. Парни соревнуются в ловкости, силе, удали, индивидуальности. Это исключительно мужской танец. Перепляс исполняется под стандартные народные мелодии или под частушки. В настоящее время перепляс исполняется так: по несколько танцоров с двух сторон становятся друг против друга и начинают танцевать наперебой.

Массовый пляс – это парный не сценический танец без возраста и пола, его позволительно танцевать всем без разбора. В этой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников.

Групповая пляска – массовый танец без конкретных сложных рисунков и построений, в основном это хороводные переходы, импровизации.

Кадриль — французский танец, исполняемый 2-4 парами, расположенными друг напротив друга. Кадриль появилась в конце 18 века. Ее первоначальное название Le Pantalon. Русский народ веками изменял и совершенствовал кадриль, изобретая всевозможные новые движения, манеру исполнения и сделал кадриль подобием русских плясок.

Русские народные танцы: названия и описание

Вряд ли кто-либо станет спорить с тем, что танец является едва ли не самым ярким видом народного искусства. Те или иные хореографические образы и приемы, используемые в разных странах, зачастую дают возможность познакомиться с национальными особенностями конкретной группы людей и выступают их своеобразной визитной карточкой.

Если говорить о том, какие существуют русские народные танцы, названия которых известны по всему миру, то здесь ситуация является похожей. Определенный стиль, сложившийся уже давно и формировавшийся на протяжении многих столетий, помогает без труда узнать отечественную хореографическую школу из множества других. Однако, несмотря на кажущуюся схожесть всех этих элементов, определенные отличительные черты есть у каждого из них. Поэтому следует дать точную характеристику и более подробно рассмотреть каждое название русских народных танцев, список которых будет представлен ниже.

Основные танцы России

Свою историю этот вид творчества берет еще с Древней Руси. В то время ни одна ярмарка или любое другое массовое событие не обходилось без традиционных плясок, основные признаки которых – широта движений и молодецкая удаль, удивительным образом сочетающиеся с поэтичностью и чувством собственного достоинства.

Безусловно, танцы на просторах России требовали энергичности и физической силы от мужчин, а от женщин – плавности движений и величавости. Именно поэтому русский народный танец, список которого периодически пополнялся новыми элементами и отличительными признаками – это своеобразная ода отечеству. Так как зачастую подобные выступления сопровождались сказаниями и песнями о героях Родины, о царях и их победах.

Основные русские народные танцы, названия которых часто отображают их суть, являются следующими:

  • трепак;
  • хоровод;
  • русская пляска;
  • игровые народные танцы;
  • пляски-импровизации.

Каждый из этих элементов отечественной хореографии требует более пристального внимания, так как необходимо дать описание всех этих номеров и охарактеризовать их основные черты.

Присядка – русский народный танец

Зародилась эта популярная пляска в далеком 1113 г. в Киеве после смерти великого князя Святополка. Считается, что название русского народного танца такого типа родилось благодаря каменщику Петру Присядка, который, работая на корточках, не разгибаясь по многу часов, выходил на улицу и подскакивал, разминая затекшие за трудовой день ноги. Однажды, будучи в Киеве по приглашению со своей свитой, Владимир Мономах проезжал по городу и сразу заметил необычные движения Петра, обратившись с вопросом к тогдашнему митрополиту Никифору. Уже спустя несколько дней никому не известный ранее каменщик танцевал перед самим великим князем, развлекая его круглые сутки. Эта пляска, иногда именуемая как «Под-Присядка», приобрела в древнем Киеве большую популярность и дошла до современных времен практически неизменной, сохранив свой основной набор движений. Зачастую именно с присядкой иностранцы ассоциируют русские народные танцы, названия которых они пусть и не знают, но могут отличить их по самобытности и широте подачи.

Хоровод как один из основных русских танцев

Этому особому и уникальному виду русской национальной хореографии тяжело присвоить какую-то конкретную дату появления, так как глубина его проникновения в истоки Древней Руси поистине завораживает. Можно с уверенностью сказать, что еще древние славянские племена водили хороводы, по-своему празднуя тот или иной праздник.

Разумеется, название русского народного танца подобного рода напрямую отображает его основную особенность – «водить хором». Как правило, такие пляски всегда были приурочены к какому-то торжественному событию (встреча весны, народное гулянье в честь хорошего урожая и т.п.). Жители всегда готовились заранее, созывали гостей из других городов и деревень, пекли караваи и красили яйца.

Существует также распределение русских хороводов и по временам года. Самые веселые поры – весна, лето и осень, и именно в эти периоды жители плясали больше всего, отдавая дань силам природы и отмечая каждый прожитый день с радостью и любовью, присущими лишь русскому народу.

Популярная русская пляска-импровизация

Вместе с хороводами широко распространены в народе и так называемые пляски-импровизации, главное отличие которых заключается в том, что принимающие в них участие танцоры не ограничены каким-либо одним определенным типом движений, а каждый свободно может продемонстрировать то, на что способен. Вся их суть заключается в том, что порой такие выступления являлись неожиданностью не только для зрителей, но и для самого исполнителя. Именно поэтому их и принято ассоциировать с импровизацией.

Как правило, юношей и девушек с самых малых лет учили, как исполнять подобные русские народные танцы. Названия этих номеров известны сейчас практически каждому россиянину («Барыня», «Во саду ли», «Валенки» и пр.), что позволяет уверенно говорить о не теряющем популярности таком виде фольклорного искусства. Конечно же, со временем в этих танцах появились новые элементы, они стали более динамичными и сложными, но это лишь в еще большей степени повысило интерес граждан к полюбившимся номерам.

Игровые русские народные танцы

Не меньшее внимание следует уделить и этому жанру национальной хореографии, в котором как ни в одном другом выражалась заинтересованность людей явлениями природы и проявлялась творческая наблюдательность, что особенно явно видно в подражании, к примеру, метелице, ветру, иногда – медведю, зайцу и пр.

Как становится понятно из названия, такие танцы имеют ярко выраженную игровую часть, где исполнитель не просто танцует, а выступает в качестве одного из представителей флоры или фауны, придавая им некоторые человеческие черты.

В этих номерах особенно ярко отображается осмысленное отношение русского человека к окружающей его жизни. Поэтому все составляющие игровых танцев призваны максимально точно подчеркивать те или иные особенности и повадки животных, что проявляется в дизайне костюмов, музыке, пластике, игре света и тени и актерской работе. А синтез всех этих составляющих позволяет создать уникальный и неповторимый стиль исполнения, столь популярный среди народа.

Народный танец с медведями

Такой вид развлечения впервые датируется 907 годом, когда великий князь Олег со своим народом в Киеве праздновал победу, одержанную над греками. В тот день его величество развлекали 16 переодетых в медведей танцоров, а также 4 настоящих медведя, которые были одеты в костюмы людей. По окончании мероприятия Олег приказал отпустить медведей на волю, а ряженых исполнителей было приказано казнить, так как, по преданию, плохо видящий князь разглядел в них ненавистных ему северных послов, так и не отдавших ему долг, равный нескольким сотням шкурок куницы.

Так или иначе, подобные забавы практиковались на Руси очень часто, и выступления с медведями стали постоянной забавой, в особенности для гостей, не привыкших к этим диким зверям. Возможно, именно после этого облик русского человека начал ассоциироваться с этим сильным, могучим, но обычно доброжелательным животным.

Во все времена в России ценили и уважали традиции, а поэтому сохранили до наших времен и такое творчество, как народные танцы. Названия основных народных танцев, как становится понятно из всего вышесказанного, полностью отображают саму их суть и олицетворяют собой простоту и широту души. Поэтому важно сохранить подобный фольклор неизменным, чтобы потомки могли лично убедиться в том, что искусство на Руси было в почете, а также сделать так, чтобы народное достояние процветало еще долгие годы.