Танцы юго восточной азии

Танцы Юго-Восточной Азии.

Юго-Восточная Азия. Влияние индийской и китайской культур на народы Юго-Восточной Азии во многом определило бытование в этом регионе соответствующих танцевальных стилей и приемов.

Мьянма (бывшая Бирма). Танцевальная драма Бирмы берет свои истоки в древних языческих культах. Их следы до сих пор очевидны в бирманских буддистских церемониях с ритуальными танцами, исполняющимися танцовщицами в состоянии, подобном трансу. Цель этого ритуала – нат-пве – заклинание 37 змееобразных богов добуддистской эры.

В 18 в., когда Бирма завоевала Сиам, бирманские исполнители попали под воздействие строго регламентированных традиций сиамского театра и драмы. При этом танец – до сих пор излюбленный вид искусства в Бирме. Обычно профессионалами являются мужчины, их танцевальные приемы основываются на старинном танце нат-пве, который в древности исполнялся женщинами.

Характерная позиция бирманского танца – наклоненная вперед спина и согнутые колени. Лица танцоров застывают в стереотипной улыбке. Движения кистей подчинены старинным правилам и соответствуют установленным позам, язык жестов отличается утонченностью.

Индокитай. Исторически регион Индокитая, включающий современные Лаос, Камбоджу и Вьетнам, являлся местом, где смешивались влияния Индии и Китая. Индийское влияние ощутимо в танце как таковом, в то время как воздействие Китая очевидно прежде всего в нарядах танцоров. Специальные остроконечные украшения на плечах сообщают человеческим фигурам очертания, напоминающие пагоды. Костюмы унизаны полудрагоценными камнями и расшиты золотой нитью. Как и в Мьянме, в странах Индокитая редко применяются маски (исключение составляют отрицательные персонажи в танцевальных драмах). В течение многих веков танец в Индокитае находился под строгим наблюдением королевских дворов. Танцовщики жили и воспитывались во дворцах, где и исполнялись спектакли.

Неторопливые, размеренные танцы Камбоджи отличаются изяществом, танцующие движутся как бы во власти мечты. Уникален язык жестов. Как и для других восточных культур, для камбоджийского танца типичны выпрямленный корпус, согнутые колени и разведенные носки. Наиболее выразительны руки, кисти и особым образом выгнутые, точно вывернутые из суставов пальцы. Руки и пальцы камбоджийских танцоров в результате постоянных упражнений (расширяющих сочленения костей и растягивающих сухожилия) способны выполнять самые удивительные движения. В результате того, что такая работа проводится с детства над всеми суставами, танец приобретает несколько конвульсивный характер, и танцоры становятся отчасти похожими на кукол-марионеток.

Ява. Индусы вторглись на остров Ява во 2 в. н. э. и принесли с собой театр теней «чайа-натака». Он был сразу принят и ассимилирован яванцами и до сих пор остается здесь самой популярной формой театрального искусства. Сначала фигуры для театра теней вырезались из пальмовых листьев. Потом этих марионеток, демонстрируемых только в профильном положении, стали изготавливать из кожи, еще позже – из дерева. Даланг-кукловод одновременно излагает содержание напевным речитативом и руководит музыкантами. Из театра теней развился «топенг» – театр, в котором ведущий представление рассказывает, а актеры в масках танцуют.

Из обоих описанных видов театра сформировался «ваянг», в котором выступает актер-танцор без маски. Ваянг, руководствующийся строгими правилами относительно движений и мимики, является самой известной формой яванской танцевальной драмы. Стиль танца ваянга во многом определяется влиянием марионеточного представления, что со всей очевидностью выражается в неподвижности торса и легких, отрывистых движениях коленей и локтей. Представления ваянга длятся многие часы, даже дни; яванский танец славится ровным потоком медленных движений, которые оставляют умиротворяющее, завораживающее впечатление. Звучание гамелана – оркестра ударных инструментов разной высотности и тембров – усиливает эффект.

Бали. Непосредственность и непринужденная веселость, свойственные характеру балийцев, сделали танец существенной частью их повседневной жизни. Подобно тому как стремительная и громкая балийская музыка отличается от мягкой и спокойной яванской, так и балийский танец отличается от яванского энергией, силой и духом соревнования. Это художественный танец, танец для зрителей, насыщенный быстрыми, сложными движениями и требующей длительной подготовки.

Среди танцев Бали наиболее известен легонг. Этот пантомимический танец, при котором в движение приходит все тело, исполняется обычно двумя юными девушками в украшенных цветами пышных одеждах, в изящных головных уборах, с веерами. В настоящее время модернизированный вариант легонга – джогед – становится общественным танцем: танцовщица стиля легонг исполняет танец с партнерами.

СТРАНЫ И НАРОДЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

К Юго-Восточной Азии относится полуостров Индокитай и продолжающий его на юге Малаккский полуостров, а также Индонезийский (или Малайский) и Филиппинский архипелаги. Народы этой части Азии прошли разные пути исторического развития, их представители живут в разных государствах, имеют неодинаковые антропологические признаки и говорят на многочисленных и разнообразных языках. Изучение истории и культуры народов стран южных морей интересно еще и потому, что наряду с современным, индустриально развитым населением, там по сей день можно встретить рассеянные в труднодоступных лесных областях небольшие коллективы людей, еще не достигших уровня цивилизации.

В Юго-Восточной Азии расположены: Республика Мьянма (Бирма, ок. 45 млн. человек), Королевство Таиланд (ок. 60 млн.), Лаосская народно-демократическая республика (ок. 5 млн.), Социалистическая республика Вьетнам (ок. 72 млн.), Королевство Камбоджа (ок. 10 млн.), Федерация Малайзия (ок. 20 млн.), Республика Сингапур (ок. 2,9 млн.), Республика Индонезия (ок. 190 млн.), Султанат Бруней (ок. 0,3 млн.), самостоятельная территория Восточный Тимор (ок. 0,8 млн.), Филиппинская Республика (ок. 66 млн.).

Рельеф континентальной и островной частей Юго-Восточной Азии сильно пересечен; наряду с обширными речными долинами здесь поднимаются высокие горы, много вулканов, в том числе действующих. Климат жаркий, влажный, соответствующий тропической, субэкваториальной и экваториальной зонам. В году только два сезона: сухой и дождливый. В Юго-Восточной Азии много рек, как небольших, так и столь круп-

ных, как Меконг, Менам, Иравади, Барито. Обширные области заболочены. Некогда вся Юго-Восточная Азия была покрыта лесами, но со временем их площадь сильно сократилась, хотя и сегодня они занимают обширные пространства. Очень богат растительный и животный мир. Здесь обитают крупные хищники, слоны, носороги, множество змей, других пресмыкающихся, птиц. Юго-Восточная Азия богата полезными ископаемыми: драгоценными металлами и камнями, оловом, ура-ном и др. В морях добывают жемчуг, ведется лов рыбы.

1. ГОСУДАРСТВА К НАРОДЫ НА ОСТРОВАХ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Самое крупное островное государство в Юго-Восточной Азии и во всем мире — Индонезия. Она расположилась на почти 14 тыс. островов, из которых обитаемы немногим более 6 тысяч. Это такие крупные острова, как Суматра, Ява, Калимантан, Сулавеси (во многих европейских языках два последних острова традиционно именуются, соответственно, Борнео и Целебес), большое число средних и мелких островов: Бали, Тимор, Молуккские и др. В состав Индонезии входит так же Ириан – Джая (Западный Ириан) — западная половина второго по величине острова Земли— Новой Гвинеи, географически относящейся к Океании.

Ученые полагают, что в глубокой древности, в ледниковый период, архипелаг представлял собой как бы мост между Азией и Австралией. Затем — вследствие движений земной коры и повышения уровня Мирового океана из-за уменьшения площади материкового оледенения — большая часть суши оказалась под водой Море играет в жизни народов Индонезии очень большую роль: само слово «родина» в самом распространенном из языков этой страны (малайском) переводили как «земля и вода».

Территория Индонезии— одна из тех областей пира, где происходило становление человека. В 1890 — 1892 гг. на острове Ява голландским исследователем Э. Дюбуа пыли обнаружены кости питекантропа — ископаемого человека, обитавшего там более 500 тыс.

лет назад. В эволюционном ряду предков человека питекантроп стоит на ступени, предшествовавшей появлению неандертальца. С тех пор сделаны новые находки, в том числе и относящиеся к более позднему времени, в том числе стоянки предков людей современного вида.

Острова Индонезийского архипелага демонстрируют весьма неравномерное развитие человеческой культуры. На Яве и юго-западной Суматре еще во второй половине I тыс. до н. э. стала зарождаться государственность, чему позднее способствовало и переселение в начале нашей эры в эти области групп населения из Южной Индии. Переселенцы принесли с собой многие знания и хозяйственные навыки, письменность, начатки науки, а также индуистскую и буддийскую религии. Однако наряду с этим еще в XIX в., а в некоторых глухих лесных местностях и сегодня, сохраняются первобытные племена и весьма отсталые народности.

Начиная с раннего Средневековья в Юго-Восточную Азию стали усиленно проникать арабские и персидские купцы и переселенцы — главным образом на Яву, а отчасти и на Суматру. С их влиянием связано довольно быстрое распространение на островах мусульманской религии.

С конца XVI в. Индонезийский архипелаг стал объектом колониальных захватов. Первыми прибыли туда в поисках пряностей португальцы и испанцы, которых сменили голландцы. В течение 350 лет Индонезия — под названием Нидерландской Ост-Индии — была колонией Нидерландов и только после 1949г. в результате длительной национально-освободительной борьбы стала независимым государством.

Антропологическая характеристика, языковой и этнический состав населения. По физическому антропологическому типу почти все более чем 200-миллионное население островов Индонезийского архипелага — включая и жителей малайзийских территорий северного Калимантана — относится к южным монголоидам; лишь на западе Новой Гвинеи живут папуасы-австралоиды.

Большие и малые народы и племена островов говорят на многочисленных языках. И большинстве своем что языки малайской группы, к числу которых принадлежат и государственные языки Идонезии — бахаса индонесиа, и Малайзии — малайский (по сути, это один и тот же язык с небольшими различиями в орфографии).

Наиболее многочисленны и развиты в экономическом и культурном отношении яванцы, основное население Явы, и сунды, проживающие на западе этого острова. С ними соседствуют проживающие в отдельных горных местностях Явы племена тенггеров и бадуи, сохраняющие пережитки первобытности.

Население Суматры очень сложно по своему составу. Территории, прилегающие к побережьям, занимают достигшие высокого уровня развития культуры и хозяйства народы—минангкабау, батаки и др. Наряду с ними, в труднопроходимых лесах острова, можно встретить малочисленные группы первобытных охотников и собирателей (кубу и др.).

Побережья Калимантана заселены малайцами, банджарами, китайцами. В лесах и заболоченных принизменностях внутренних районов Калимантана живут сотни народностей и племен, объединяемых собирательным именем даяков (так нередко называют жителей внутренних частей острова). Сами даяки до недавнего времени и не подозревали, что их так называют, и именовали себя по названиям племен. И только в последние десятилетия они и сами стали

называть себя даяками. В наиболее труднодоступных местностях внутреннего Калимантана сохранились племена пунанов и букитов, находящиеся на первобытной стадии развития.

Этнический состав населения острова Сулавеси также очень сложен. На севере его живут минахасы, на южных побережьях — бут и макоссары, создавшие еще в Средние века обособленные княжества. Внутренние области Сулавеси занимает группа народов, называемых тораджи. Как и некоторые другие народы глубинных районов Сулавеси, они еще сравнительно недавно — в XIX в. — значительно уступали в развитии своим соседям. Самым отсталым было малочисленное племя тоала, обитавшее в пещерах и находившееся по уровню куль-ауры на стадии каменного века. Сегодня быт и культура этих народов приближаются к уровню соседей.

На расположенных к востоку от Явы Малых Зондских островах (Нуса Тенггера) живут балийцы, сумба-ванцы и многие другие народы, создавшие собственные яркие культуры.

Еще далее на восток лежат Молуккские острова. Коренное население некоторых из них в Средние века было почти целиком истреблено или вывезено и продано в рабство испанскими и португальскими работорговцами, посещавшими эти земли в поисках пряностей: гвоздики, корицы, мускатного ореха, перца. Поэтому современное население Молукк в значительной мере составляют многочисленные выходцы из западных областей Индонезии.

Самая восточная область Индонезии — Ириан-Джая, часть острова Новая Гвинея, в прошлом была полностью заселена папуасами. В последние десятилетия туда происходит значительный приток переселенцев из западной Индонезии, заселяющих интенсивно осваиваемые побережья.

На многих островах Индонезии, особенно в городах Явы, Суматры и Калимантана, проживает много китайцев и выходцев из Индии. Они занимаются преимущественно торговлей, ремесленным производством, ростовщичеством и включены в сферу обслуживания населения.

Самый многочисленный народ Филиппин — бисайя (или висайя) — составляет около половины всего населения. Бисайя расселены на Минданао, Самаре, Лейте, Лусоне и ряде других крупных и мелких островов. Второе место по численности занимают тагалы (около четверти населения Филиппин) —один из наиболее культурных народов страны, проживающий в центральных областях Лусона и на других больших островах архипелага. Все эти народы, как и индонезийцы, говорят на языках малайской группы. Большая часть населения Филиппин — христиане, ряд небольших народов, именуемых моро (испанское название мавро), исповедует ислам. Как и на островах Индонезийского архипелага, на Филиппинах наряду с высокоразвитыми цивилизованными народами сохраняются отдельные группы весьма отсталых и даже первобытных племен. К их числу принадлежат племена Аэта, обитающие во внутренних труднодоступных горных районах, и некоторые другие. Государственные языки Филиппин — тагальский (называемый также пилипино) и английский.

Характеристика хозяйства. Хозяйственные занятия народов Юго-Восточной Азии, в том числе и ее островной части, очень разнообразны: от современных развитых аграрно-промышленных хозяйственно-культурных типов (видов хозяйства) до самых примитивных, основанных на простом присвоении даров природы.

В дебрях девственных лесов, а также в горах сохраняются племенные группы, добывающие средства существования охотой, рыболовством и собирательством съедобных растений и мелкой живности. Для изыскания пропитания небольшие племенные группы — кубу, акит, сакая Суматры, пунаны и букиты Калимантана, семанги Малакки, аэта Филиппин и другие — вынуждены почти ежедневно передвигаться I по территориям своих племен, попутно собирая все съестное, включая насекомых, личинок, червей, змей, корешки, молодые побеги и плоды растений. Охотятся они с помощью бамбуковых копий, дубинок и другого

1 Филиппины долгое время (с конца XVI в. до 1898 г.) были колонией Испании, и поэтому здесь

довольно широко распространен испанский язык.

столь же примитивного оружия преимущественно на мелких и средних животных. Крупные животные становятся их добычей не часто. Эти племена испытывают частые длительные голодовки, особенно в сухие сезоны. Примитивность приемов их хозяйства и недостаток пищи в занимаемых ими заболоченных лесах непременно требует значительных пространств для охоты и собирательства. Между отдельными группами земли распределяются в соответствии с выработанными в течение веков правилами. Добычу средств к существованию охотой и собирательством эти племенные группы при возможности дополняют ловлей рыбы (для чего они порой прибегают к отравлению воды в водоемах с помощью растительных ядов), а в последнее время — и изготовлением на продажу изделий из дерева, кости, камня, раковин и т. п. Их орудия труда — простейшие палки, а оружие — копья, дубинки, главным образом, из бамбука. Из бамбука и других растительных материалов они плетут циновки и корзины для хозяйственных нужд, из дерева и листьев делают утварь, из внутреннего слоя коры (луба) некоторых деревьев — выделывают материал для одежды. Случалось, эти племена использовали куски металла, обработанные холодным способом (без нагрева). Из него делали ножи, наконечники для копий, а племена, знавшие применение лука, — и наконечники для стрел.

Изолированность групп бродячих охотников и собирателей — причина того, что обмен с соседями имел для них ограниченное значение и производился в так называемой немой форме: обменивающиеся стороны не вступали в непосредственный контакт, а оставляли в условленном месте предметы, предназначенные для обмена. Соседи лесных племен приносили металлические изделия, ткани, стеклянные бусы и другие украшения. Состав и количество обмениваемых предметов определялся традицией.

В наше время число бродячих лесных племен быстро сокращается. Они постепенно покидают леса и селятся около своих более развитых соседей. Государство по мере возможности оказывает этим малочисленным народам помощь, способствуя их переходу к зем-

леделию и другим видам занятий. При этом нередко происходит их аккультурация (интенсивное сближение с другой культурой) и даже ассимиляция малайцами. Те группы бродячих охотников и собирателей, что еще не ассимилированы более крупными народами и продолжают жить в лесах, тоже начинают заимствовать приемы простейшего земледелия с обработкой почвы при помощи палок или мотыг. На своих полях они чаще всего выращивают неприхотливые клубневые, растения.

Лесные области островных территорий Юго-Восточной Азии — зона распространения более сложной формы неорошаемого ручного земледелия — подсечно-огневой. Такой тип земледелия характерен для даяков Калимантана, папуасов Новой Гвинеи и ряда других народов. Подсечно-огневое земледелие предусматривает строгое разделение труда между полами. Мужчины рубят в сухой сезон деревья и кустарники, а когда тс высыхают, сжигают их. Выжигание леса освобождает поля от растительности (включая сорняки) и дает почве удобрение в виде золы. На подготовленном поле женщины роют палками или мотыгами ямки, куда сажают рис, кукурузу, клубни ямса, овощи. Участки постепенно зарастают сорняками, теряют плодородие, и всего через несколько лет поля приходится забрасывать и расчищать новые участки леса. Уход за полями обычно применяется самый простейший.

Собранный урожай бывает очень скудным, и его, как правило, не хватает для удовлетворения жизненных потребностей. На выручку приходят отчасти простейшее «птицеводство» — небольшое количество разводимых кур, отчасти— охота (главным образом, на диких свиней и травоядных животных), а также обмен продуктов в лесных промыслов — смол, змеиной кожи и т. п. – или (у племен морского побережья) жемчуга.

На лесные промыслы отсталых племен иногда возрастал спрос мировой экономики. В годы, когда в Европе и Америке появлялась мода на изделия из змеиной кожи, даяки начинали убивать змей в огромных количествах. И хотя в болотистых лесах змей очень и очень много, такой хищнический промысел приводил

к резкому снижению их численности. А ведь змеи — главные враги грызунов, поедающих урожай на полях. И не раз все кончалось тем, что поля запустевали, и наступал голод, — до тех пор, пока популяция змей не восстанавливалась.

К более высокому уровню хозяйства относится широко распространенное в Юго-Восточной Азии мотыжное земледелие с искусственным орошением. Основная культура при этом виде хозяйственной деятельности — рис. К числу народов, занимающихся ручным орошаемым земледелием, относятся: часть даяков Калимантана, горные батаки Суматры, некоторые группы тораджей Сулавеси, ифугао Филиппин, некоторые группы папуасов Новой Гвинеи.

Домашние ремесленные производства получили широкое распространение у этих народов. Изделия используются частью для своих нужд, но в основном идут на продажу туристам, музеям, коллекционерам. Постепенно эти производства превращаются в профессиональные ремесла. Художественный уровень изделий нередко очень высок, такие изделия представляют собой настоящие произведения искусства.

Более тысячи лет (с раннего Средневековья) ведущее занятие для большинства населения Юго-Восточной Азии — это орошаемое плужное земледелие. Этому благоприятствует климат, обилие рек. Местные природные условия позволяют получать два-три урожая в год. Главная культура повсеместно — орошаемый рис; наряду с ним выращивают бобовые и масличные растения, клубневые культуры, бананы, ананасы, манго, кофейное дерево, чай и многое другое. На Филиппинах большое значение имеет культура сахарного тростника. Из технических культур распространен каучуконос гевея.

Наиболее высокий тип хозяйства и культуры образует соединение плужного земледелия и индустриального развития. Этот хозяйственно-культурный тип характерен для народов Явы — яванцев и сундов, минангкабау и батаков Суматры, некоторых народов Калимантана и Сулавеси, большей части населения Филиппин. Своеобразны занятия жителей острова

Мадура, расположенного к востоку от Явы. Они, единственные в Юго-Восточной Азии, занимаются пастбищным и стойловым скотоводством, главным образом разведением крупного и мелкого рогатого скота.

Материальная культура. Предметы материальной культуры населения островных стран Юго-Восточной Азии нередко являются подлинными произведениями искусства, желанными объектами для коллекционеров и этнографических музеев. Некоторые народы сохранили традиционную материальную культуру почти в неизменной форме. У других— крупных развитых пародов — она испытала значительное европейское влияние, но во многом, в особенности в домашней жизни, сохраняет устойчивые черты. В Индонезии, Малайзии и на Филиппинах созданы многочисленные музеи народного быта.

Народы, занимающиеся орошаемым плужным земледелием, теперь часто используют орудия фабричной выработки. У племен же, живущих примитивным земледелием, обработка полей, посев, жатва ведутся при помощи самодельных орудий. Таковы, например, сажальный кол — похожее на соху пахотное орудие, сделанное из суковатого дерева, разного рода мотыги, рабочие наконечники для которых делаются не только из металла, но также из камня и рога.

Эффективный и интересны различные виды оружия, которые выработали в соответствии со своим уровнем развития обитатели островов. Широко распространены у лесных жителей копья, которыми охотники владели и совершенстве. Наконечники для копий некогда изготавливались из камня или раковин, но теперь их делают из металла. А вот луки и стрелы используют лини, некоторые лесные племена. Лесные жители и сегодня редко используют для охоты ружья, распугивающие дичь шумом выстрелов. Вместо них они применяют духовые трубки сумпитан из бамбука или высверленных древесных стволиков. Из сумпитана стреляют маленькими стрелками, острия которых сманивают сильнейшим ядом. В приготовлении этого яда лесные племена достигли большого мастерства. Жи-

вотное, раненное такой стрелкой, скоро погибает, но мясо его остается при этом пригодным для употребления в пищу. Кстати сказать, в частых в прошлом межплеменных войнах отравленные стрелки не использовались.

Яванские кинжалы — крисы — знамениты своими лезвиями самых замысловатых форм. Рукоятки этих кинжалов покрывают резьбой, а ножны украшают орнаментом. В прошлом крисы использовались в качестве боевого оружия. Сегодня они сохраняют лишь обрядово-ритуальное значение, их носят как дополнение праздничной национальной одежды. Во всех музейных этнографических собраниях обязательно присутствуют даякские мечи мандау.

Лесные бродячие племена постоянных жилищ не строят, а устраивают в каждом месте ночлега платформы для сна из сучьев и листьев на деревьях или ветровые заслоны, в виде простейших шалашей. Деревни оседлых земледельцев в прошлом окружались высоким частоколом, что придавало им вид настоящих крепостей. Строительным материалом для него служили толстые колья, которые оплетали колючими растениями. Полосу земли вокруг частокола «минировали» заостренными бамбуковыми колышками. Теперь, когда военные столкновения практически прекратились, таких оград больше не строят. Поселения состоят либо из улиц, образуемых параллельными рядами жилищ, либо имеют беспорядочную (кучевую) планировку.

Дома, за исключением яванских, сооружаются на высоких столбах и имеют прочную тяжелую крышу, способную противостоять сильным ветрам. Для построек — как жилых, так и хозяйственных — характерны двускатные седловидные вогнутые крыши. Они встречаются на всех островах. Стены домов нередко покрывают искусной резьбой, назначение которой — охранять обитателей дома от злых сил. Интересны даякские поселения, состоящие из одного, двух или трех «длинных» домов, в каждом из которых обитает несколько семей. Такие дома также возводят на высоких столбах, а все поселение окружают труднопреодолимой оградой.

Интерьер сельских жилищ прост: на полу расстилаются циновки, на которых днем сидят, а ночью — спят; на стенах развешивают оружие, орудия, некоторые охотничьи трофеи, предметы утвари.

К числу наиболее сохраняемых элементов материальной культуры народов, населяющих страны южных морей (в том числе и таких развитых, как малайцы, ямайцы, сунды, тагалы и др.), относится народная одежда. У лесных народов одежда сведена к минимуму: мужчины носят набедренную повязку (которая в прошлом изготавливалась из таны — материи из древесного луба, а теперь чаще из покупной фабричной ткани), женщины— травяную или матерчатую юбочку. Обуви они, живя в заболоченных лесах, не носят. Зато неотъемлемую часть их наряда составляют различные украшения: ожерелья, ручные и ножные браслеты и г п. Их носят и мужчины и женщины. У многих племен существует обычай ритуальной татуировки, а так же боевой раскраски воинов. У некоторых народов примято подпиливать и чернить зубы или инкрустировать их вставками из различных металлов.

Народы, занимающиеся орошаемым плужным земледелием, носят более сложную одежду— саронг. Он представляет собою прямой кусок ткани, которым женщины обертывают тело от груди до щиколоток, а мужчины носят наподобие длинной юбки. В последние десятилетия, наряду с привычными тканями и национальной одеждой, широкое распространение получили покупные фабричные ткани и одежда, причем не только среди горожан, но отчасти и среди сельских жителей. В городах часто наблюдается смешение традиционного и современного европейского стилей одежды. Служащие, представители интеллигенции носят одежду европейского образца, но нередко можно встретить и человека в костюме, состоящем из европейской рубашки, галстука и пиджака и в то же время — традиционного элемента: подобия штанов из цельного куска ткани, обернутого вокруг нижней части тела. Домашнем одеждой по сей день остается саронг. На его изготовление идет ткань батик, ныне получившая широкое распространение также в Европе и Северной

Америке. Это — высококачественная хлопчатобумажная ткань, окрашенная и орнаментированная путем сложной ручной обработки — «батикования». Батик очень дорог. Теперь продается очень много дешевых подделок. Батик, производимый с использованием воска, выделывается на Яве. В Малайзии тоже изготовляют батик, но с использованием не воска, а растительных масел; по качеству он хуже яванского.

Духовная культура. Обитатели лесов до сих пор верят в духов [анимизм, от лат. anima — душа), в животных и растительных предков (пережитки тотемизма), магические действия и шаманские обряды. Не так давно подобные верования были распространены среди многих теперь высокоразвитых народов. У даяков Калимантана бытовал обычай охоты за головами. Он был связан с верой, будто высушенная голова иноплеменника сообщает владельцу магическую жизненную силу. Этими головами пользовались в различных ритуалах и религиозных обрядах: свадьбах, при строительстве домов, заклинании духов и во многих других случаях. Считается, что этот кровожадный обычай ушел в прошлое, однако отдельные случаи охоты за головами известны у даяков даже после Второй мировой войны. Порой и теперь совершаются шаманские обряды в целях предсказания судьбы, исцеления и т. п. Среди оригинальных ритуалов интересен бытующий у жителей о. Бали танец на раскаленных углях, в наше время превратившийся в аттракцион для туристов.

По религиозной принадлежности большинство жителей современных островных государств Юго-Восточной Азии либо мусульмане (Малайзия, Ява, Суматра и отчасти Сулавеси, некоторые южные острова Филиппин), либо христиане (большая часть филиппинцев, отдельные группы населения Сулавеси и других островов). На острове Бали сохранилась древняя, принесенная из Индии религия, сочетающая элементы буддизма и индуизма. Здесь построено множество храмов, которые можно встретить в каждом уголке острова, проводятся различные, иной раз сложные и длящиеся много дней праздники поклонения добрым и злым

духам. Особую пышность имеют церемонии погребения (кремации)покойников.

Островитяне сохраняют разного рода классические народные танцы, оригинальную народную музыку. Интересен индонезийский оркестр гамелан, состоящий из ударных инструментов, издающих своеобразные «стонущие» звуки.

Самую большую популярность имеет театр теней паянг кулит, или кукольный театр ваянг пурво. В нем разыгрываются многодневные пьесы на мотивы древнеиндийского эпоса, а также на различные животрепещущие темы повседневной и политической жизни. Куклы этого театра — числом до двухсот — изготовлены из буйволовой кожи, их головы развернуты в профиль, руки— подвижные. Положительные и отрицательные персонажи различаются цветом, одеждой и т. и. Кукловод (даланг) одновременно выступаете роли ненца, рассказчика и автора многих реплик. В эпоху голландского колониального владычества представления на актуальные темы строго запрещались, так как н них в самом неприглядном свете изображались чиновники администрации, полицейские, утверждалось моральное торжество бедняков над богачами. Но постепенно все большее распространение получают американизированные виды культуры. Духовная культура народов Малайзии, Индонезии и Филиппин имеет яркие достижения. Так, особенностью фольклора малайцев и других народов являются пантуны — изящные по форме и разнообразные по содержанию четверостишия с перекрестной рифмой. У многих народов существуют давние литературные

традиции. Например, в литературе малайцев помимо переводов мусульманских религиозных книг издавна были известны хикаиаты — прозаические повествования, в которых буйная фантазия сочеталась с реалистическими описаниями исторических событий и жизненных фактов. Многообразно устное народное творчество народа минангкабау; его отличают, в частности, многочисленные сказки о хитроумном карликовом олене, устные импровизации. Наиболее известны каба — крупные произведения героико-приключенческого и назидательного характера, написанные ритмической прозой.

Все крупные народы этого островного мира имеют современную литературу, печать и другие элементы профессиональной культуры.

Ансамбль танца Сибири имени М.С. Годенко покажет танцы народов Юго-Восточной Азии

Артисты Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири имени М.С. Годенко приступили к репетициям, сообщили в пресс-службе краевого министерства культуры.

В новом сезоне художественный руководитель коллектива, заслуженный артист России Владимир Моисеев ставит цель пополнить репертуар танцами народов разных стран и континентов.

«Мы решили разнообразить программу, включив в репертуар постановки балетмейстеров международного уровня, работавших с коллективом в разные годы, – рассказал Владимир Моисеев. – Например, зрители смогут увидеть танцы народов Юго-Восточной Азии, египетские и гавайские. В планах также исполнить индийский и белорусский танцы. Красноярцев ждёт премьера «Сербской сюиты» в постановке заслуженного деятеля искусств России Николая Андросова (г. Москва). Впервые будет исполнен и цыганский обрядовый танец, поставленный народным артистом России, художественным руководителем ансамбля «Ритмы планеты» Борисом Санкиным (г. Москва). Работа над ним была завершена нынешним летом, перед отъездом коллектива на гастроли в Китай».

Танцы из серии «По странам и континентам» ансамбль представит в ноябре, а первая встреча со зрителями после летнего перерыва состоится 15 и 17 октября в Большом концерном зале краевой филармонии. По традиции артисты откроют сезон программой, куда вошли постановки из золотого фонда М. С. Годенко и полюбившиеся зрителям композиции современных хореографов.

Ансамбль танца Сибири имени М.С. Годенко покажет танцы народов Юго-Восточной Азии