Танец лезгинка в исполнении ансамбля

Школа лезгинки в Москве

Для просмотра видео о школе, нажмите на него!

Почему выбирают именно нас?

Гарантия 100%. Результат – зажигательная лезгинка в вашем исполнении сразу после обучения

Теперь они радуют окружающих своей энергией и уровнем мастерства

Наши преподаватели прошли огонь, воду и медные трубы и с удовольствием помогут пройти через это каждому

Мы выслушаем ваши пожелания и составим программу, максимально адаптированную под ваш уровень подготовки

Мы не просто обучим вас лезгинке, но и откроем культуру Кавказа в новых ярких цветах и оттенках. Новые знакомства, общение, мероприятия

По окончании обучения при желании вы можете продолжить совершенствовать свое танцевальное мастерство в ансамбле «Адат»

Наши хореографы

Манарова Карина Руслановна

Начала танцевать в 6 лет. С 1994 по 2000 — школа-студия при Государственном вокально-хореографическом ансамбле «Дагестан» под руководством народного артиста РД Курбанова Курбана Абдурашидовича, 2000-2003 гг. — ансамбль «Анжи». В Москве занималась в студии заслуженного артиста РД, солиста ГАЗАТ «Лезгинка» Алиева Аскера Ахмедовича. С 2013 года — хореограф ансамбля народного танца «Адат»

Исламов Тагир Магомедович

Заниматься танцами начал в 15 лет в школе искусств. Окончил центр дополнительного образования в направлении хореографии под руководством Магомедбекова Магомеда Джамаловича,паралельно выступал в ансамбле «Молодость» По окончании поступил в студию при Государственном академическом ансамбле «Лезгинка» и проходил стажировку в самом ансамбле. С 2013 года — руководитель и хореограф ансамбля народного танца «Адат»

Аливердиева Марина Ажифендиевна

Заниматься танцами начала с 7 лет в ансамбле «АССА», в 2002 году поступила в студию при Государственном академическом ансамбле «Лезгинка». В Москве занималась в ансамбле при автономии «Московские лезгины», ансамбле «Кафт» под руководством Зураба Агузарова.

Арзуманов-Гидаятов Фарид Исабалаевич

Артист-балета. Окончил студию Государственного академического заслуженного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка» в 2010 году. 4 года работал в ансамбле «Лезгинка» солистом. Два с половиной года работал художественным руководителем в ансамбле танца «Самур» в г. Москва.

Мавзутов Нурутдин Насрутдинович

Танцевать начал в 14 лет. С 2005 по 2010 год — артист ансамбля «Молодость Буйнакска» под руководством Магомедбекова Магомеда Джамаловича. С 2011 года — артист народного ансамбля «Адат»

Ахмедова Саида Умаровна

Начала танцевать в 6 лет. С 2004 — 2009 — артистка ансамбля «Поколение» под руководством Салаватова Наби Сатрутдиновича, где наставниками также являлись артисты ГАЗАТ «Лезгинка», заслуженные артисты РД Магомеднур Султанов и Арсен Раджабов. С 2011 года — артистка ансамбля «Адат»

Гаджиев Нурмагомед Омарович

С 2002 поступил в колледж культуры и искусств в Республике Дагестан. С 2003 работал в ГВХА «Дагестан» под руководством народного артиста РД, заслуженного деятеля искусств РД Курбанова Курбана Абдурашидовича. Параллельно занимался в фольклорно-хореографической школе «Кавказ», нынешний «Ватан», под руководством заслуженного деятеля искусств РФ, народного артиста РД, народного артиста ЧР Магомедалиев Али Магомедович. Окончил Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и Искусств под руководством Бориса Яковлевича Брегвадзе.

Саидов Магомедрасул Саидович

Начал танцевать в 13 лет в ансамбле ХАРС — Хореографический ансамбль Ритмы Сердца, г. Избербаш, художественный руководитель — Казилов Магомед Шахавутдинович. С 2013 года — артист народного ансамбля «Адат»

Галицкая Валентина Александровна

Танцами занимается с 10 лет, окончила школу искусств по классу национальный танец, и школу искусств по классу классический танец. По окончанию поступила в колледж культуры и искусств отделение руководитель творческого коллектива, преподаватель. Преподавательской деятельностью занимается с 2006 года .

Тажудинов Давуд Камилович

Начал танцевать в 4 года. С 2000 по 2006 год — артист ансамбля «Салам» под руководством Магомеда Багаудиновича, заслуженного народного артиста РД. Окончил музыкальную школу в 2010 году по классу барабана. Поступил в колледж культуры и искусств по специальности «Артист ансамбля народного танца». С середины 2010 года — артист муниципального ансамбля «Эхо гор» под руководством заслуженного артиста РД Даудбека Гасанова. В Москве с 2013 — артист ансамбля «Адат».

Алиева Саида Расимовна

Заслуженный администратор Школы Лезгинки Тагира Исламова с 2014 года

Народный танец лезгинка: родина, история происхождения, виды и описание.

Здравствуйте, уважаемые читатели. Объектом нашего сегодняшнего исследования становится знаменитый танец лезгинка. В интернете представлена довольно скудная и противоречивая информация о нем. Не претендуя на роль судьи последней инстанции, мы решили собрать в одной статье все самое интересное о главном танце народов Кавказа.

История происхождения лезгинки. Чей это танец?

Споры о том, кто придумал это красивый танец и где он зародился, не утихают до сих пор. Причина всех этих споров проста – каждый народ пытается присвоить себе статус родоначальника и основателя. Мы точно можем утверждать только то, что впервые кавказская лезгинка явилась миру в горах Дагестана и именно здесь находится ее «родина».

В русском лексиконе подобное название танца закрепилось во время Кавказской войны 19 века. Известно, что в то время все горские народы Дагестана называли собирательным термином «лезгины». Отсюда и пошло название самого танца. К интересным выводам можно прийти, если разобрать этимологию слова «лезгинка». Корень у нее «лек», что в переводе означает «орел». Таким образом, можно предположить, что это «танец орла». Обратите внимание на положение крыльев птицы и рук танцора:

Есть и другая теория появления танца. В Закавказье грузины, которые тоже, претендуют на роль родоначальников, словом «лак» (равнозначно слову «лек») обозначали все дагестанские народы. И некоторые специалисты небезосновательно считают, что лезгинка олицетворяет танец горных туров (кавказский тур – это большой круторогий козел, обитающий в горной местности).

Нам больше нравится первая теория появления танца. В парной лезгинке даже невооруженным глазом видно, что мужчина огненными движениями олицетворяет гордость орла, а женщина – красоту и скромность прекрасного лебедя. Это магический танец, в древности танцоры, чередуя круги и переключения ритмов, во-первых, заговаривали жертвенное животное, во-вторых, добивались обретения высшей гармонии слияния себя с божеством и миром природы.

Бывший солист и директор, а ныне ветеран знаменитого академического ансамбля «Лезгинка» – Эльдар Мирзоев, как-то сказал:

«Лезгинка — это не этнический танец какого-то конкретного этноса. Просто дело в том, что на востоке очень часто термин „лек“, „лезг“, „лакс“ выступал в роли обобщающего названия всех дагестанцев. Таким образом, лезгинка прежде всего общедагестанский танец. Секрет популярности как танца, так и ансамбля „Лезгинка“, как раз заключается в его исконно дагестанском происхождении, что само по себе подразумевает подлинность кавказскую.

Мы, дагестанцы, сумели сохранить, я так считаю, наиболее древние, архаичные черты этого танца. Истоки лезгинки уходит в глубину веков. Речь идет о древних, как сам мир, тотемистических обрядах. По всей видимости, в этих танцах воплощена идея плодородия, мужественности, огня. Обратите внимание на вытянутую в сторону руку танцора – это рог, символ плодородия, мужественности. Позиция рук девушки означает то же самое, но, конечно, в девичьем варианте. Тур — один из основных тотемистических предков дагестанцев, человек в горах издавна охотился на туров, одомашнивал их, диких козлов.

Дагестанец в древности во многом питался мясом туров, диких козлов, диких быков. Танцор, кстати, неслучайно становится на кончики пальцев ног, это опять-таки заимствовано от туров. В музеях Дагестана, да и просто под открытым небом в горных селах вы можете увидеть и убедитесь сами, насколько часто древние изображали утра, горного козла. Это всегда явно ритуальные, магические изображения. То же самое одинаково справедливо и для танца».

Дагестанская школа народного танца признана самой сильной в мире. Здесь практически с пеленок приучают детей к ритмам гор. Народный танец вошел в жизнь дагестанцев, он диктует свои требования не только к внешнему виду (к осанке, например), но и приучает к ритму восприятия жизни.

Лезгинка аккумулирует, отражает и сохраняет в себе многое: прикладное искусство, легенды и обычаи, народную музыку и театр. К тому же, танец – важнейший элемент жизненного уклада горцев, непревзойденный и до конца не раскрытый феномен объединения всех народов Кавказа. Это не просто танец, это эталон статности, красоты и благородства. Он – прямое выражение настоящего горского характера – свободолюбивого, гордого и непреклонного.

Виды танца: классификация и описание

О современном состоянии танца сегодня мало говорят и пишут. Вопросы постановки и хореографии, классифицирования и прочие нюансы доступны узкому кругу специалистов. Если не брать в счет свадебную лезгинку (т.н. попсовую), то вы практически нигде не сможете найти информацию о фундаментальных основах. Они, на первый взгляд, кажутся простыми, но очень важно знать их и уметь интерпретировать.

Не секрет, что территория Северного Кавказа просто «напичкана» различными этносами. И каждый из этих народностей имеет свой национальный танец, с присущей только ему ритмикой, музыкой, костюмами и характером. Например, только в Грузии насчитывается более 20 народных танцев.

На самом деле, мы одними из первых делаем попытку как-то классифицировать кавказскую лезгинку. Первое, что приходить на ум – это география распространения танца.

Танцы народов Северного Кавказа

  • Классическая (дагестанская) лезгинка.

Специально выделили ее отдельным пунктом. Ведь, это самый распространенный танец на Кавказе и за его пределами. Если копнуть глубже, то можно еще больше разложить ее. Например, отдельными направлениями выступают свадебная или парная лезгинка.

  • Национальные танцы Дагестана.

А как вы думали? Мы же писали, что каждый народ имеет свой танец. А в РД проживает 14 только коренных народов (всего 36). И они полностью отличаются от классической лезгинки. Совсем другой ритм музыки, костюмы, движения, шаги. Сам характер танца разный. Поэтому, все эти танцы (кумыкский, аварский, даргинский, гергебельский, лакский, лезгинский, андийский, табасаранский, акушинский и так далее) объединены в отдельную группу.

  • Танцы других северокавказских народов (без учета РД). Эта группа занимает целый пласт: чеченская лезгинка, карачаевка, кабардинка (сламей), осетинские танцы «Симд», «Хонга» и так далее. Порой они очень сильно отличаются друг от друга. Например, если чеченская лезгинка «зажигает, рвет и мечет», то осетинский танец очень спокойный в исполнении.

Танцы народов Закавказья

Эта группа очень обширная, сюда входят танцы сразу трех независимых государств – Азербайджана (например, «Яллы» и «Вагзалы»), Грузии («Картули», «Нарнари», «Кистури», «Абрагули») и Армении. Конечно же, особняком здесь стоят грузинские танцы. Ведь, именно грузин по национальности – дед великого Илико Сухишвили – в начале 20 века явил миру великолепие лезгинки на Всемирном Фестивале народного танца в Лондоне.

Дело своего деда продолжила династия Сухишвили, который создал в Грузии единственный в своем роде Национальный балет Грузии. Именно здесь кавказские танцы поднялись на такой высокий уровень, что даже трудно себе представить. В эту же группу можно отнести абхазский и аджарский танцы.

Классификация по варианту исполнению

  • Мужской одиночный танец.

Самый распространенный вид, очень часто его сравнивают с огнем или сверканием молнии. И это действительно так! Главная цель мужчины в танце – разжечь огонь любви в сердце девушки. Ведь, в старину чаще всего танцевали в двух случаях – во время военных действии или перед боем (для подъема духа) и на свадьбе (для выбора невесты).

В таком виде она исполняется очень редко. Символизирует женская лезгинка – лебедя. Все движения предельно плавные и красивые. Кстати, есть движения мужской лезгинки, которые исполняют девушки. Понятно, что она не будет выполнять обороты и прыжки, но многие мужские движения прочно вошли в арсенал женского танца.

Женская лезгинка символизирует изящество и очарование. Пластика рук играет в ее танце первоочередную роль и является средством выражения души и характера. Ничего лишнего в танце она не должна себе позволять. Глаза слегка опущены, голова – приподнята. Нельзя глаза поднимать выше груди партнера и опускать ниже пояса. В тоже время, не запрещается смотреть себе под ноги.

  • Парный танец – один из красивейших.

В старину кульминацией кавказской свадьбы считался парный танец. Момент, когда парень становится на пальцы и продвигается к своей партнерше (то есть избраннице), считается кульминацией. Таким образом, он показывал свое любовное отношение к ней, уважение и чистоту своих притязаний. Считалось, что в этот момент «орел парит над лебедью».

Часто в танце можно услышать возгласы «Асса» и т.д. Например, чеченцы выкрикивают «Орс-вай» или «Орс-тох», они имеют сакральное значение. Если мужчина выкрикивает их, то он таким образом себя подбадривает. Считается, что в данный момент танцующий находится на пике эмоций (в танцевальном экстазе).

Этот вид появился сравнительно недавно – в 30-х годах 20 века. Еще его называют ансамблевое исполнение. Уже в середине прошлого столетия действовали профессиональные ансамбли. Всегда ансамбли лезгинки были кузницей талантливых танцоров и хореографов. Именно они диктовали моду и вносили в танцы все самое новое. Самый известный танцор лезгинки – неподражаемый Махмуд Эсамбаев – настоящий гений.

  • Оригинальное исполнение лезгинки.

Самое молодое направление в танцевальном искусстве Кавказа. В чем заключается оригинальность? Например, шуточные танцы – последний писк танцевальной моды. Многие ансамбли ставят их:

К оригинальному исполнению можно отнести еще танец с кинжалами и лезгинку на барабане.

Важные исторические «заслуги» кавказской лезгинки

Мы постарались выделить три самых главных «достижений» лезгинки, которые повлияли на развитие истории и судьбу многих народов.

  • Лезгинка – самый популярный народный танец в мире, который сохранился в неизменном виде.

В последние десятилетия почти все народные танцы мира (русские, украинские, молдавские) претерпели очень большие изменения. Произошел коренной сдвиг в сторону сценической интерпретации.

Танцы потеряли свою самобытность и находятся на грани исчезновения. Специалисты об этом говорят уже давно. Задайтесь вопросом, кто сегодня исполняет русские народные танцы? Не те танцы, что отплясывают после бутылки водки, а истинно народные танцы. Только в профессиональных танцевальных коллективах вам могут станцевать настоящий русский танец, и то не во всех.

На Кавказе с малых лет детям прививается ритм танца. Поэтому, подавляющее большинство кавказцев могут танцевать лезгинку. Конечно же, не все кавказцы владеют им в совершенстве, но вы можете себе представить, что русская молодежь собралась для того, чтоб станцевать народный танец?

Даже смешно читать, не правда ли? Но кавказцы делают это. Другое дело, что нужно делать это так, чтоб не мешать спокойствию окружающих. На факт в том, лезгинку танцуют все: от мало до велика, от строителя до руководителя региона. Потому, можно утверждать, что это самый народный танец.

Более того, сегодня ее исполняют так же виртуозно, как и отцы и прадеды. Он с тех пор почти не изменился. Да, вводились новые движения и ноу-хау, но сущность танца осталась неизменной. В связи с этим возникает вопрос: почему же лезгинка с течением времени не претерпела больших изменений и не перешла в разряд сценического?

Ответ очевиден: главная причина – это консерватизм кавказских народов. Причем, консерватизм во всем: в быту, в отношениях полов, в культуре. Всегда на Кавказе традиции почитались превыше всего. Даже придумали общенародное слово «адат», которым пользуются все. Именно этот фактор помог танцу не потерять свою самобытность. Таким образом, время над лезгинкой не властно. Этот танец вечный. И что бы не происходило вокруг него, он будет жить до тех пор, пока жив хоть один кавказец.

  • Танец смог объединить под «своим знаменем» свыше 100 кавказских народов.

И это действительно достижение вселенского масштаба. Миллионы политиков и философов всю историю человечества бьют головы над тем, как же объединить те или иные народы. А лезгинка, как бы невзначай, взяла и «объединила» под своим флагом свыше 100 народов. И это не преувеличение!

Только в Дагестане проживает свыше 36 коренных народностей. А есть еще кабардинцы, балкарцы, адыги, чеченцы, карачаевцы, дигорцы, осетины, черкесы, грузины, абхазы, армяне, ингуши и так далее. В статье о многообразии кавказских танцев мы узнали, что каждый народ имеет свой танец, с присущей ему энергетикой, музыкой, ритмом и костюмами. Но есть движения, которые исполняются у всех народов, их называют «общекавказскими».

Не важно, какой нации человек – рутулец, аварец, кумык или азербайджанец, услышав звуки зажигательной лезгинки, любой пускается в пляс. И его поддержат все остальные, пусть хоть возгласом «Асса». Язык танца у всех один. Тут не нужен переводчик, не нужен словарь. Люди понимают друг-друга по движениям.

  • Кавказский танец – один из самых универсальных в мировой культуре.

Что имеется в виду под словом «универсальный»? Сегодня в Грузии работает Национальный балет, который культивирует древние танцевальные традиции. Ровно с таким же успехом поэты и композиторы обращаются к ритмам Кавказа при постановках в классическом балете и на оперной сцене. Вспомните хотя бы оперу М.И. Глинки «Руслан и Людмила»:

Или знаменитый балет Арама Хачатуряна «Гаяне». В этих постановках искусство танца поднято просто на немыслимый уровень, постичь который очень сложно:

Это ли не свидетельство уникальности удивительного танца. Чтобы там ни говорили, похвастаться такими же успехами и исторически важными достижениями, как кавказская лезгинка, сегодня не может ни один народный танец. Когда слышишь, что где-то хотят запретить ее, то становится просто смешно. В Советском Союзе тоже 70 лет запрещали религию. Но, сердцу и душе не прикажешь!

Пять основ танца – на них зиждется вся суть

Многие люди мечтают научиться танцевать лезгинку. Это по силам практически каждому физически полноценному человеку. Но, прежде чем вы приступите к практическому обучению, давайте рассмотрим с вами, на чем основывается танец.

Есть пять основных «китов», на которых и держится все танцевальное искусство. Для того, чтобы достичь вершин в хореографии, нужно начать с одной «основы» и постепенно переходить к следующей.

  • Первое – правильная осанка.

Обучение начинается с постановки осанки. Красивая и правильная осанка – это 80% успеха. К сожалению, сегодня нельзя сказать о том, что у всех начинающих танцоров он правильна. Этому вопросу многие хореографы уделяют самое пристальное внимание, так как невозможно представить себе, например, девушку, которая танцует и сутулится. Это выглядит не очень красиво и теряется вся изюминка танца.

Глаза и взгляд – это отражение не только души, но и внутренних переживаний. Ведь, вспомните, когда вы злитесь, то глаза «просто кричат» о том, что вы очень злы. Когда вы счастливы, то глаза «хотят поделиться» этим со всем миром.

В лезгинке взгляд имеет особое значение. Ведь, в старину не было принято говорить девушке о своих чувствах. Кавказские парни разработали негласный «язык взглядов» и демонстрировали его в танце. В свою очередь, девушкии должны были либо принять этот жест взглядом, либо же просто показать, что юноша ей не интересен.

Важно знать, что «язык взглядов» у мужчин и женщин абсолютно разный. Если мужчина в танце должен показывать свою уверенность, силу, отвагу и для этого ему нужно все время смотреть партнерше в глаза, то девушке же, наоборот, нужно демонстрировать скромный взгляд. Знаете, исполнять танец чисто механически (дрессировать себя) – дело не очень сложное, самое главное – чтоб вы получали удовольствие.

  • Третье – движения и позиции рук.

Основополагающая позиция рук одинаковая везде. Соответственно, дальше идут разнообразные варианты и формы позиций и движений рук. В классической лезгинке выделяют 6-8 основных позиций.

Выделяют три вида движений: простое одиночное движение (например, какая-нибудь «ковырялка»), «характерное движение» (каскад и чередование движений, соло) и шаги (например, чеченский ход). Каждое из них имеет свои нюансы и аспекты, в которых тоже нужно разбираться.

Дискуссионный вопрос. Некоторые некоторые хореографы утверждают, что парню в танце не нужно улыбаться. Тогда вопрос: почему танцоры известных асамблей улыбаются? Пусть у вас будет красивая осанка, четкие движения рук и ног, но на лице – «камень», ваш танец не принесет удовольствия никому. Лучезарная улыбка всегда греет сердца людей и дарит радость. Поэтому, улыбайтесь чаще.

Какую пользу принесет обучение лезгинке?

Выделим десять основных плюсов, которые вы получите от танца (на самом деле, их сильно больше):

  1. Хорошее настроение (бодрость духа). Все понимают, что танцы – это упорный труд, и без хорошего настроения очень тяжело его пересилить. Многие вместо зарядки включают лезгинку и начинает отплясывать. Таким вот простым способом они получают заряд энергии на весь день.
  2. Красивая и стройная фигура. Танцы – это те же физические упражнения, но под музыку. Замечено, что за 2,5 часа интенсивных занятий лезгинкой человек может скинуть до 1,5 кг.
  3. Правильная осанка. Привитию правильной осанки во всех танцах уделяется огромное внимание. Оно и понятно, так как осанка очень важна всегда и везде. Особенно для девушек.
  4. Лучшая координация движений. Лезгинка очень динамичный танец и требует ловкости и быстроты реакции. Поэтому, со временем улучшается координация движений.
  5. Развитие гибкости. Давно замечено, что танцоры меньше, чем остальные подвержены травмам (не считая профессиональных травм). Благодаря эластичности и гибкости мышц, у этих людей очень редки растяжения.
  6. Красивая походка. Правильная осанка, стройная фигура и хорошая координация движений приводит к тому, что у человека со временем вырабатывается красивая походка.
  7. Уверенный взгляд. Говорят, что порой взглядом можно сказать больше, чем словами. Именно взглядом танцор передает всю энергию танца.
  8. Лучезарная улыбка. Приятно встречать людей, лица которых озаряет улыбка. Все профессиональные танцоры очень часто улыбаются. Тем более, это продлевает жизнь.
  9. Дисциплина (самоконтроль). Вызывает удовольствие то, насколько дисциплинированны люди, занимающиеся танцами. Часто такая дисциплинированность напоминает чуть ли не военную муштру. Но игра стоит свеч! Это окупается тем, что человек учится контролировать свою жизнь.
  10. Новые знакомства (интересные собеседники). Человек всегда должен расширять круг своих знакомств. Это необходимо для его развития.

Ростелеком в Москве

Введенный Вами адрес не найден

К сожалению, по техническим причинам, мы не можем оказать вам данную услугу, но Вы можете оставить свои контакты и мы сообщим Вам как только у нас появится такая возможность.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Номер Вашей заявки на подключение

Что дальше?

В ближайшее время мы позвоним Вам и уточним техническую возможность подключения

Согласуем с Вами удобное время установки и настройки оборудования

Приедем к Вам с документами, для подписания договора, установим и настроим оборудование

В случае возникновения вопросов звоните по тел. 8 800 100 0 800 (звонок бесплатный).

С уважением, Ваш Ростелеком.

Специально для Вас мы разработали Бонусную программу. Подробнее

Правила оплаты услуг связи посредством WEB-ресурса

Публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», именуемое в дальнейшем «Общество», настоящей Публичной офертой (далее — Оферта) предлагает держателям банковских карт заключить Соглашение о предоставлении возможности оплаты услуг связи (оказываемых как Обществом, так и другими операторами связи, оплата за которые принимается на основании соответствующих договоров), посредством перевода средств через настоящий сервис посредством Банка-эквайера (далее « Интернет-эквайринг »), присоединившись к настоящей Оферте посредством ее акцепта.

1. Термины и определения

1.1. Абонент — физическое лицо, заключившее договор с Обществом или с другим оператором связи, оплата за услуги которого принимается через Банк-Эквайер и имеющий идентификатор абонента в информационных системах Общества.

1.2. Плательщик — владелец Банковской карты (в том числе Абонент), инициирующий передачу через Интернет поручения Банку (через Банк-Эквайер ) на перевод денежных средств в оплату Услуг связи по своему или указанному Идентификатору абонента.

1.3. Идентификатор абонента — уникальные данные позволяющие идентифицировать абонента в информационных системах Общества (логин, лицевой счет, номер контракта и т.п.).

1.4. Банковская карта — расчетная или кредитная карта международных платежных систем VISA (Visa Classic, Visa Gold, Visa Platinum) MasterCard (MasterСard Mass, MasterСard Gold, MasterСard Platinum), Карты национальной платежной системы «Мир», эмитентом которой является кредитная организация, действующая на основании лицензии выданной ЦБ РФ, являющаяся инструментом безналичных расчетов, предназначенная для совершения Плательщикам (клиентами Банка) операций с денежными средствами, находящимися у Банка на банковских счетах, или с денежными средствами, предоставленными Банком в кредит своим клиентам в соответствии законодательством Российской Федерации, а также договором банковского счета, или в пределах установленного лимита, в соответствии с условиями кредитного договора между Банком и Плательщиком, при условии, что такая расчетная или кредитная карта может быть использована Плательщиком для оплаты Услуг связи.

    1.5. Услуги связи:
  • Услуги связи, оказываемые Обществом на основании имеющихся у Общества лицензий;
  • Услуги связи, оказываемые другими операторами связи (включая услуги междугородной и международной телефонной связи), оплата за которые осуществляется посредством Банка-эквайера .

1.6. «Банк-эмитент» (Банк) — юридическое лицо, осуществляющее эмиссию и ведение счетов Плательщика.

1.7. «Банк-эквайер» — юридическое лицо — ПАО «Сбербанк», осуществляющее Интернет-эквайринг на основании договора с Обществом.

1.8. «CVC2/CVV2» — специальный трехзначный код, нанесенный на обратную сторону Банковской карты.

2. Предмет соглашения

2.1. Общество предоставляет Плательщику возможность через средства портала https://paycard.rt.ru/ , давать поручения Банку (через Банк-Эквайер ) на оплату Услуг связи с помощью Банковской карты Плательщика.

2.2. Совершение Плательщиком действий, предусмотренных разделом 3 Правил означает безусловное согласие Плательщика с условиями настоящих Правил.

3. Порядок оплаты Услуг связи посредством Интернет-эквайринга.

3.1. Обязательным условием для осуществления оплаты Услуг связи с использованием настоящего сервиса является введение Плательщиком в соответствующем окне номера мобильного телефона или адреса электронной почты для обеспечения передачи Плательщику кассового чека в электронной форме в соответствии с п. 5 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54 ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». В случае отказа предоставления мобильного телефона или адреса электронной почты оплата данным способом не может быть произведена.
Общество осуществляет сбор и обработку информации в соответствии с Условиями обработки информации о пользователях.

3.2. Плательщику необходимо на WEB-сайте Общества или в Личном кабинете выбрать раздел «Оплата» или «Оплата банковской картой».

3.3. На первом этапе Плательщику предлагается ввести параметры платежа:

  • Идентификатор абонента (номер лицевого счета / абонентский номер / логин услуги и т.п)
  • сумму платежа, которая должна составлять не менее 1 руб. и не более 30 000 руб.
  • номер мобильного телефона или адреса электронной почты.

3.4. На втором этапе Плательщику предлагается ввести реквизиты Банковской карты. На данном этапе Плательщик переходит на специальную страницу оплаты, в которой загружается форма ввода реквизитов с сайта программно-аппаратного комплекса Банка-эквайера , адаптированная под фирменный стиль ПАО «Ростелеком».

3.4. Для заполнения формы Плательщик должен указать следующую информацию:

  • номер Банковской карты;
  • имя владельца карты (латинскими буквами, указанное на Банковской карте);
  • дата окончания действия Банковской карты -месяц/год (указана на Банковской карте), выбирается из ниспадающего списка;
  • секретный код CVV2/CVC2 (указан на обратной стороне Банковской карты, в поле для образца подписи владельца, сразу после номера карты).

Для подтверждения информации необходимо нажать кнопку «Оплатить». После проведения оплаты, Плательщику выводится страница с результатом операции, которая выводит информацию об успешности прохождения платежа, о суммах и идентификаторах абонента, на которые будут зачислены средства. Денежные средства зачисляются в режиме реального времени.

4. Порядок возврата средств

4.1. Так как Общество, фактически, не осуществляет переводов денежных средств и не оказывает каких-либо банковских услуг, то всю ответственность за правильность осуществления перевода несут, исключительно, Банк (включая Банк-Эквайер ) и Плательщик и все претензии по возврату средств, переведенных в рамках Интернет-Эквайринга , разрешаются непосредственно между Банком (включая Банк-Эквайер ) и Плательщиком

4.2. Порядок, сроки возврата денежных средств и перечень необходимых документов устанавливаются Банком-эмитентом .

4.3. Возврат осуществляется исключительно на Банковскую карту, с которой был осуществлен платеж.

5. Ответственность Сторон

5.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Соглашения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Общество не несет ответственности перед Плательщиком за задержки и перебои в работе технических платформ и транспортных сетей или сетей связи, в возникновении которых нет вины Оператора.

5.3. Плательщик несет ответственность за любые действия третьих лиц, совершенных от имени Плательщика посредством использования Банковской карты Плательщика при осуществлении платежа.

5.4. Абонент, предоставляя третьему лицу — Плательщику Идентификатор абонента тем самым соглашается со всеми платежами, внесенными данным Плательщиком за Услуги связи, оказываемые Обществом так и другими операторами связи и обязуется самостоятельно урегулировать все споры, возникающие из таких платежей.

5.5. Ответственность Банка-эмитента и Банка-эквайера за сохранность предоставленных Плательщиком сведений о Банковской карте при пользовании Интернет-эквайрингом устанавливается действующим законодательством Российской Федерации.

5.6. Плательщик самостоятельно несет ответственность за правильность указания номера Банковской карты, даты истечения срока ее действия, суммы денежных средств, подлежащих переводу.

6. Обстоятельства непреодолимой силы

Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по Договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельства непреодолимой силы, возникшего после заключения Соглашения в результате событий чрезвычайного характера, которые Сторона не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами, а именно: стихийных бедствий, пожаров, землетрясений постановлений правительства России и местных органов власти и т.д.

7. Срок действия Соглашения

Соглашение вступает в силу с момента выполнения Плательщиком действий, предусмотренных разделом 3 Соглашения, и действует до исполнения Обществом обязательств по Соглашению.

Казачья лезгинка

Сегодня в России наряду с коррупцией, ползучим финансовым кризисом и терроризмом злободневным неожиданно стал вопрос лезгинки. Исполнение традиционного танца Кавказа на улицах российских городов, по опросам, проведенным Общественной палатой, вызывает негативную реакцию у 21% опрошенных, то есть у каждого пятого. Танцевать ее законодательно запрещено в некоторых регионах России, а недавний случай отчисления студентов Кисловодского медицинского колледжа спровоцировал целую общественную дискуссию об уместности его публичного исполнения. Вынося резкие суждения, мало кто сейчас вспоминает, что лезгинка является одним из традиционных казачьих танцев.

В казачьих частях

Пожалуй, наибольшее количество упоминаний о лезгинке в казачьей среде оставил в своих мемуарах кубанский казак Федор Елисеев (1982 года рождения). Будучи первоклассным джигитом, танцором и боевым офицером, уроженец станицы Кавказской Федор Иванович описал боевой путь казаков в Первую мировую и Гражданскую войны, где не раз касался и темы лезгинки. Один такой интересный случай заслуживает, чтоб остановиться на нем подробнее. Елисеев вспоминает, как он выступил в лезгинке вместе с осетином Петром Галаевым, служившим во 2-м Черноморском полку.

«В азарте его исполнения — он выхватил из кобуры револьвер и все семь зарядов выпустил себе под ноги. Захваченный его азартом — я так же выхватил свой “наган” и все семь пуль выпустил в потолок. Наутро скандал. Меня вызвал мой командир 2-го Кавказского льготного полка полковник Равва и по-отечески предложил — или двое суток ареста, или же на свой счет починить крышу офицерского собрания, пробитую в семи местах пулями… Я предпочел заплатить за починку, но не идти под арест».

Любил лезгинку и легендарный атаман волчьей сотни, о чем сохранились записи в книге Маркова «Мои встречи с А. Г. Шкуро».

«…хорунжий Шкуро неоднократно выходил на круг и поражал собравшуюся публику своей лихой лезгинкой. Выпитый коньяк не лишил его бодрого равновесия в темпах, то плавных, то бурных, этого огневого танца всех кавказцев».

Справедливости ради нужно отметить, что лезгинку исполняли отнюдь не все казаки. Не знали этого танца в донских станицах, чужд он был и для части кубанских казаков. Говоря о потомках запорожцев, черноморцах, Елисеев отмечет:

«Лучший у них танец — это гопак. Любят они танец полька на пару, с пристукиванием каблуками по полу и с прибауткой “а-ча-ча!” в такт. Танец лезгинку они психологически не понимали, почему не только что ее не танцуют, но и не любят ее».

Линейцы же, напротив, кавказский танец любили и исполняли при любом удобном случае. Елисеев в своих мемуарах описал интересный случай, как глухонемой казак первоклассно исполнил лезгинку с оружием, глазами чувствуя ритм гармошки, и далее продолжал свою мысль:

«Хоперцы отлично танцуют лезгинку. Она у них является главным казачьим танцем. Танцуют они хорошо, стильно, чисто по-горски, от которых не только что ее переняли, но считают “своим танцем”».

Если на Кубани относились к лезгинке по-разному, то на Тереке ее танцевали практически все. Газета «Казачий Терек» приводит слова Павла Вострикова, написанные им в своей книге о станице Наурской, датированной 1904 годом.

«Европейские танцы мало распространены, зато лезгинку здесь танцуют почти все от мала до велика. Мотивы лезгинов различны, характер же мотивов азиатский. Та или другая лезгинка танцуется различно: одна сопровождается быстрыми движениями и жестами, в другой плавный ход сменяется порывистыми скачками, третью танцуют с обнаженными кинжалами в руках…»

Название станицы стало нарицательным. С начала XX века «наурской» называют наиболее популярный вариант лезгинки в казачьей среде.

Советская лезгинка

После поражения в Гражданской войне многие умельцы исполнять лезгинку, как Елисеев, эмигрировали в западные страны. Оказавшись в чужом окружении, часть из них зарабатывала постановочными номерами для почтенной капиталистической публики и постановочными трюками в седле. С выступлениями многие мастера джигитовки и лезгинки объездили весь мир, включая Америку, Европу, Австралию и Азию. Потому в XX веке заграницей казаки, особенно кубанцы и терцы, ассоциировались именно с виртуозной лезгинкой и джигитовкой.

В Советском союзе казачья лезгинка тоже продолжала жить, только в более «народном» формате. Партия признавала важную роль кинематографа и ТВ в формировании «нового человека», строителя коммунизма, потому скоро страна увидела, как казаки танцуют лезгинку на голубых экранах своих телевизоров.

Наиболее полный эпизод кавказского танца был показан в фильме «Кубанцы» 1939 года выпуска. Мужчины и женщины в традиционных одеждах вечером собирались вместе и танцевали. В фильме присутствуют разные варианты лезгинки, и можно разобрать движения актеров.

В фильме «Кочубей» 1958 года выпуска также показан короткий отрывок, где один из казаков красного отряда спрыгивает с лошади и начинает плясать что-то напоминающее лезгинку, а его товарищ становится на ноги в седле и делает характерные движения руками.

В станицах казаки, даже вступив в колхозы, продолжали традицию своих дедов.

Танцевали лезгинку с размахом, вечером на праздники в клубах, прототипах современных дискотек, на свадьбах, гуляниях. Лучших танцоров в станице знали и приглашали посоревноваться в лезгинке.

Вопреки словам Елисеева, горский танец в советский период прижился и в черноморских станицах, сильно при этом трансформировавшись. Он был скорее элементом определенной «игры» со своими законами и условностями. Вопреки устоявшимся стереотипам нагайки у танцоров отсутствовали, а кинжалы и шашки не обнажались. Кроме традиционной лезгинки «наурской» исполняли «кабардинку», «черкесскую» и танец «Шамиля». Нарушать негласные правила, добавлять элементы других танцев было не принято.

Исполняли казачьи ансамбли лезгинку и на сцене. Говоря о разнице между горской и казачьей лезгинкой, заслуженный работник культуры Чеченской республики Мовлади Мансуров в одном из своих интервью подчеркнул:

«В технике исполнения разница одна. Кисть руки у казаков во время танца прямая, вытянутая. У горцев кисть может быть согнута, а пальцы сжаты в кулак, и кисть в движении — не застывшая».

Национальные особенности

Танец действительно является душой народа, частью его культуры. Если какой-то элемент противоречит мироощущению, менталитету народной массы, он просто отбрасывается и высмеивается. В традиционном танце показываются общественные, семейные отношения, роль женщины в социуме. Устанавливаются моральные барьеры, понятия о том, что прилично, а что нет, отношения в коллективе, представления об социальных ролях, связь понятий «я» и «мы», а также многие другие психологические установки.

Одно из главных отличий казачьей лезгинки – активное движение. Если горец может показать свою удаль даже стоя на месте, то казаку для танца нужно пространство, а перемещение по кругу осуществляется более мелким «шагом».

Казачья лезгинка характеризуется равноправием и соревновательным духом. Кандидат исторических наук, доцент Андрей Яровой в фильме «Дон. Картина мира» говорит: «В основе традиции донских казаков лежит некий состязательный принцип». И именно это соперничество между самими собой раскрывается в танце. Пространство и условия, создаваемые казаками в лезгинке, подобны казачьему Кругу, где решаются все важные вопросы жизни хутора, станицы, войска.

У казаков женщина танцует намного более свободно, чем у горских соседей. В танце казачке позволено смотреть на партнера, зачастую она выходит в центр круга, а мужчина «летает» вокруг нее.

Современность

Сегодня преемственность «казачьей лезгинки» из поколения в поколение у казаков почти утрачена. «Благодаря» катаклизмам XX века многие понятия переосмыслены и воспринимаются иначе, и в первую очередь само слово «казак». По тем же причинам перестали казаки ассоциироваться с лезгинкой и в общественном сознании.

И нет ничего удивительного, когда в прессе всплывают сообщения, что «Волчья сотня» [современная казачья организация на Ставрополье – прим. ред.] пресекла бесконечную «ночную лезгинку» чечен» или им подобные.

Для сравнения можно вспомнить описания казаков времен гражданской войны, чье имя взяли современные борцы с лезгинкой. Наталья Александрова в своем художественном произведении «Волчья сотня» отмечала:

«В папахах из волчьего меха терские казаки Шкуро казались настоящими дикарями. Впереди сотни знаменосец нес на пике волчью шкуру – отличительный знак шкуровцев. Джигиты, «волчья сотня»… Один из казаков бросил поводья, вскочил ногами на седло и, стоя на скачущей лошади, начал отплясывать лезгинку».

К сожалению, связывать в единое целое нарушение общественного порядка и кавказский танец, имеющий многовековую историю, стало само собой разумеющимся даже среди потомков казаков, что уж говорить об американских корреспондентах.

Нашумевший фильм Евгения Попова «Проект Кавказ» начинается с горячей ритмичной музыки и мелькающих эпизодов лезгинки, перемежевывающихся с массовыми беспорядками. Интересно, что первыми в «угрожающем» видеоряде показаны кадры из советской хроники, где казаки на сцене исполняют постановочный танец с шашками.

Несмотря на сложившиеся стереотипы, лезгинка распространена среди казаков и сегодня. Не редки случаи, когда казачья молодежь, проживающая в крупных городах России, записывается на курсы обучения «горского танца», а некоторые даже вливаются в профессиональные ансамбли и танцуют на публику наравне с другими кавказцами. Исполняют лезгинку казаки и в своей среде. Сегодня уже можно однозначно утверждать, что лезгинка пришла и на казачий Дон, где она едва ли не популярнее, чем на современной Кубани и Тереке.

Культура не стоит на месте. Современные танцы уже не похожи на то, что исполнял Елисеев или советские станичники. Интернет пестрит разнообразными видео и аудио записями «казачьих лезгинок», которые на поверку не всегда оказываются такими. Большую популярность набрал танец, где лезгинка скрещена с умением работать шашками, в исполнении Михаила Слоквенко. В одном из своих интервью он сказал:

«Мой танец […] служит делу возрождения наших традиций, обычаев и казачества в целом. Казачья жила сильна и уперта, и ничто не выбьет нас из седла… Потому и танцуем!»