Танец лезгинки в иванове

Как танцевать лезгинку?

Смотрите видео


Кого ни спроси, каждый хоть раз слышал или видел, как танцуют лезгинку. Этот зажигательный кавказский танец знают все! Лезгинка стала известна всему миру в то время, когда европейские путешественники, побывавшие на Кавказе, обратили внимание на народный танец лезгинов.

Что такое лезгинка и как танцевать лезгинку

У многих складывается стереотипное мнение, что лезгинка — мужской танец. На самом же деле, этот темпераментный и быстрый танец используют и девушки, и юноши. Это словно некое соревнование между молодыми людьми в ловкости и изяществе. Девушки танцуют лезгинку очень красиво, плавно, но со всей страстью. А музыка для лезгинки должна обладать очень четким ритмом, под который будут воспроизводиться энергичные движения. Кроме того, танец лезгинка обычно сопровождается действием кавказского народного ансамбля.

Как же научиться танцевать лезгинку, это необычный кавказский танец? Даже образы в нем впечатляют! Наряды и платья должны передавать сценарий танцевальной игры. Девушка, словно белый лебедь, изящно проплывает по кругу, медленно изгибает руки в стороны, прогибая спинку. Мужчина настойчиво преследует ее, словно орел. Его движения переходят от неспешных преследований до стремительного преграждения пути. Вся экспрессия выражается в тот момент лезгинки, когда мужчина-орел вздымается на носки, гордо поднимает руки, словно взлетает. Обязательно взгляните на видео, как танцевать лезгинку, вы почувствуете, насколько эмоционален этот танец!

Почему так все образно? Эти образы берут начало еще от языческих традиций. В лезгинке прослеживаются образы мужественности, огня, плодородия. Лезгинка со стороны может показаться соревнованием, соперничеством, в котором танцовщики демонстрируют свою ловкость, неутомимость и виртуозность. Они должны показать всем свою пылкость, свои чувства и сильные эмоции.

Если вы действительно хотите научиться танцевать лезгинку, вы можете записаться в школу танцев. В небольших городах может и не быть настоящего мастера по обучению. Но ведь научиться танцевать лезгинку можно и самостоятельно! Попробуйте в социальной сети в контакте найти группу любителей лезгинки, там вы насладитесь видео с потрясающим кавказским танцем и пройдете курс обучения у себя дома.

К статье прилагаются видео обучающих курсов для мужчин и для девушек.

Восточные Танцы

Арабский классический танец живота — ракс шарки, техника, постановка танцев, связки, базовые движения.

Занятия по группам — для любого уровня подготовки:
-начинающие,
-продолжающие1,
-продолжающие2,
а также — танец живота для детей! Набор в группу детей от 7 лет.

Трайбл-беллиданс

Если переводить дословно, то этот стиль называется «племенной смешанный / объединенный стиль», «Танец племени». Практикующим этот стиль претит идея «флирта с публикой», а вместо этого они предпочитают танцевать, выражая свою «женскую силу», раскрывать новые значения своей женственности, экспериментировать в новых направлениях или использовать танец как личное путешествие.

Движения в этом стиле как медленные, завораживающие «змеиные», так и резкие отточенные акценты, ложащиеся на сложный музыкальный ряд. Постановка корпуса, гордая поднятая голова, четкие движения рук, в чем-то заимствованные у фламенко, независимый взгляд, фантастические костюмы — один раз увидев этот стиль, не спутаешь его ни с чем.

Для того, чтобы движения были эффектными, танцовщицы развивают небывалую гибкость, нередко совмещая занятия танцами с йогой и специальными растяжками, учатся работать отдельными группами мышц при полной неподвижности других. По подаче своей трайбл является полной противоположностью египетского стиля: в нем напрочь отсутствуют игривое настроение, соблазнение и кокетство. Это танец женской силы и независимости, в котором внимание уделяется совершенно иной технике и эстетике движений. В трайбле сочетаются классические движения беллиданса и фламенко — гордая осанка, поднятый подбородок, подчеркнуто прямая спина — и множество других стилей, от цыганских до африканских. В трайбле, как правило, действует принцип мышечной изоляции.

Танцы народов Кавказа. Лезгинка

Кавказские танцы — важнейшая часть культуры и традиций народов Кавказа, без которой все этнические ценности кажутся ущербными, урезанными. Кавказ славится большим культурным наследием, которое сохранилось практически в неизменном виде.
На Востоке, на Кавказе, как известно, живет много народов. Каждый из них имеет свои язык, традиции и культуру.
Лезгинка — один традиционных кавказских танцев. Он, своего рода, эмблема, или визитная карточка любого кавказца. Красивейший танец лезгинка — это выражение души гордого, свободолюбивого, темпераментного, мужественного народа. Характер танца идёт от степенного до энергичного, он плавно переходит от грациозных движений к сложным техническим трюкам. В лезгинке свободно сочетаются скользящие, летящие движения, напоминающие полёт сокола. Юноши в танце, словно горные туры, зависают в воздухе, в прыжках и сложных пируэтах.
Существуют три вида лезгинки: сольная, парная, массовая. В многовековых кавказских традициях, где скромность и уважение юноши к девушке сохраняется и до сих пор, неприлично выражать свои чувства и говорить о них публично. Поэтому свою симпатию они выражают в танце. Юноша и девушка танцуют на некотором расстоянии друг от друга. Они двигаются по кругу, выполняя сложные технические движения того, или иного рисунка. Взгляд юноши гордый, горящий. Весь танец он старается заглянуть девушке в глаза, девушка же не смеет поднять взор, но неустанно следит за его движениями, оценивая партнёра. Движения её выражают неприступность. В танце происходит своего рода игра. Если юноша приглянулся девушке, то она послушно плывет впереди, завлекая его за собой. Заканчивается танец обоюдным поклоном друг другу.
Кроме лезгинки, горцы танцуют много танцев. В Дагестане пятьдесят три народа. Основную массу составляют: лаки, авары, даргины, кумыки, лезгины. И у каждого свой танец. Все они отличаются от лезгинки — более энергичные, и технически сложные. И юноши и девушки владеют сложными элементами, например: дасма, ковырялка, выброс ноги, и т. д. Танец идёт по четко заданному рисунку.
Необычайной красотой отличаются танцы грузинского, осетинского, азербайджанского, армянского народов.
К примеру, грузинский танец «Картули» требует от танцора большого мастерства, пластичности и ловкости. Или танец «Ханджлури» — танец с кинжалами, в которых исполнитель с размаху кидает кинжалы. Преимущественно, он должен попасть в землю, и с высокой кучностью. Сам, становясь между кинжалов, или обходя их то с одной, то с другой стороны, делает быстрые скользящие движения, «Гасму», так ловко, что не задевает кинжалов.
Девичий танец «самаЯ» исполняется тремя девушками. Плавные грациозные движения сменяют друг друга, создавая ослепительной красоты рисунок.
Азербайджанским танцам свойственно большое различие между женскими и мужскими танцами. И по рисунку и по наполнению. Основой женского танца является движение рук, плеч, голов, причём эти движения мягкие, сдержанные, строгого рисунка. В костюмах азербайджанских танцовщиц — длинные юбки, полностью скрывающие движения ног, и всё внимание зрителя на верхней части танцовщицы. Поэтому рисунок танца отшлифован и доведён до высшей степени совершенства. Наиболее популярные женские азербайджанские танцы: «Иннабы», «Узундара», «Джейранны», «Таракяма».
Распространённый мужской армянский танец «Колосыпрген» («По краю колеса»). Это сольный или групповой танец. Первая часть его исполняется в медленном темпе, и строится на строгих, горделивых, полных достоинства движениях. Вторая часть танца более быстрая. В ней танцующие проявляют силу и темперамент. В обеих частях используется взмахи шёлковым платком, умело подчёркивая наиболее значительные моменты движений. Танцоры двигаются вдоль авансцены из стороны в сторону, то вперёд, то назад по сценической площадке.
Для женских армянских танцев характерна своеобразная величавость и вместе с тем скромность. С древних времён им присуща необычайная выразительность рук. Танцовщицы словно поют руками. Например, танец «Нунуфар» («Тюльпан») строится по кругу. Ему свойственны медленные, плавные движения, мягкая поступь, лёгкое сбрасывание кистей рук вверх. Красота девушек сравнивается с красотой цветка, движения рук создаёт впечатление раскрывающегося тюльпана. К числу старинных армянских танцев относятся массовые хороводы. Они бывают женские и мужские, и смешанные. Основную роль в танце играет первый танцор, который именуется «Генд-баш» («глава круга»). Он высоко взмахивает платком над головой, даёт знак к началу танца, к изменению хода, и к финалу.
Одежда и обувь для занятия удобная для свободного движения. Эластичные брюки или лосины. Топ или гимнастический купальник.
На ногах кожаные туфли на кожаной подошве с застежкой на щиколотке или чешки.

Латиноамериканские танцы (Латино) — стиль темпераментных людей, которые не скрывают своих эмоций. Уроки латиноамериканских танцев помогут Вам научиться красиво и зажигательно танцевать и, овладев всем спектром латиноамериканских танцевальных движений, вы с лёгкостью сможете смешивать их в своём собственном танце под горячие ритмы латиноамериканцев.
В зависимости от состава группы занятия будут проводиться либо как парные, либо как индивидуальные — с изучением хореографии латинского танца.

Классическая хореография

Каждая маленькая девочка хотя бы раз представляла себя красивым лебедем, умирающим или вполне себе бодрым, из балета «Лебединое озеро». чтобы добиться профессиональных высот в танце, надо начинать еще в раннем детстве. Но для того чтобы иметь понятие о том, что такое классический танец, расширить кругозор и лексикон, а также обзавестись грацией и апломбом и еще многими полезностями, начать заниматься хореографией не поздно никогда.
Если вас не терзают амбиции Волочковой, а просто хочется стать лучше, гибче и стройнее, то вам подойдет один из следующих классов. В основе экзерсиса, боди-балета и классик-дэнса, которые сейчас предлагают многие фитнес-центры, лежат облегченные и адаптированные принципы классического танца и занятий у балетного станка. Что дает хореографический класс? Координацию движений, растяжку, гибкость, крепкую и прямую спину. Ведь не зря же это элемент занятий не только профессиональных балерин, но и фигуристов, гимнастов и танцоров. Что вы получите кроме этих навыков? Во время занятий в хореографическом классе прорабатываются гораздо более глубокие мышечные слои и задействованы такие группы мышц, о которых вы даже не подозревали, отдавая предпочтение силовым тренировкам. Во время силовых тренировок мышцы набирают объем, как бы утолщаются. Занятия хореографией относятся к более статическим, в результате чего мышцы становятся более тонкими и удлиненными, а контуры вашего тела — плавными и вытянутыми. Более того, занятия в балетном классе дисциплинируют, воспитывают трудолюбие, терпение и выносливость, ведь чтобы достичь заметных результатов, весьма непростое порой упражнение нужно повторять множество раз.
Во время занятий хореографией вы мобилизуете собственные ресурсы и работаете со станком, разрабатывая выворотность (степень гибкости тазобедренных и коленных суставов), растяжку, укрепляя мышцы рук, ног, спины, вырабатывая плавность движений и осанку. Между прочим хореография — идеальный вид нагрузки для укрепления и формирования красивых ягодичных мышц. Ведь все позы с разведенными в сторону носками (первая, вторая, четвертая и пятая позиции) и медленные приседания-плие, мелкие и глубокие, требуют абсолютного напряжения именно этой группы мышц. Заодно вы получите красиво прорисованные икроножные мышцы и удлиненные и красивые мышцы бедра. Занимаясь хореографией регулярно, вы не только приобретете грацию балерины, но и расстанетесь с подкожным и висцеральным жиром, особенно если будете соблюдать умеренность в еде после 18.00 и откажетесь от «быстрых» углеводов. Кроме того, вы забудете о проблемах со спиной и остеохондрозе, поскольку занятия у станка научат вас держать спину в правильном положении и сохранять красивую осанку. Как и любая физическая нагрузка, балет активизирует кровообращение и работу внутренних органов, а в сочетании с растяжкой вы приобретете подвижность суставов, эластичность мышц и сухожилий. Кроме того, совсем скоро после начала занятий хореографией окружающие невооруженным взглядом заметят в вас балерину. По летящей, парящей, грациозной походке!

Актерское мастерсво

Программа позволит учиться любому желающему, а также даст возможность понять, что такое актерское мастерство, в чем заключаются принципы игры на сцене, основы ораторского искусства, сценического движения, взаимодействия с залом. Курсы актерского мастерства могут стать начальным этапом подготовки и поступления в театральный Вуз. Кроме того, они помогут научиться чувствовать себя увереннее в повседневных ситуациях: знакомствах, общении с незнакомыми людьми, выступлениях перед коллективом на лекциях и презентациях. Научат Вас не робеть, доказывать свою точку зрения, прилюдно высказываться, быть самоуверенным и напористым. Ну и кроме того, курсы актерского мастерства — отличный способ интересно провести свободное время, найти новых друзей, научиться полезным навыкам.

Stretch — это комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости.
Занятия стретчингом помогут Вам: повысить эластичность и тонус мышц, увеличить диапазон движений в суставах, увеличить снабжение мышц кислородом и питательными веществами, улучшить координацию движений, обеспечив более легкие и свободные движения, предотвратить такие повреждения, как растяжения мышц, сухожилий и связок, позволить мышцам быстрее восстанавливаться после нагрузок.

Продажа костюмов для танца живота

Недорого, профессионально и качественно! время изготовления костюма от 2 недель! индивидуальный дизайн, любые варианты!

Восточные Танцы

Арабский классический танец живота — ракс шарки, техника, постановка танцев, связки, базовые движения.

Занятия по группам — для любого уровня подготовки:
-начинающие,
-продолжающие1,
-продолжающие2,
а также — танец живота для детей! Набор в группу детей от 7 лет.

Трайбл-беллиданс

Если переводить дословно, то этот стиль называется «племенной смешанный / объединенный стиль», «Танец племени». Практикующим этот стиль претит идея «флирта с публикой», а вместо этого они предпочитают танцевать, выражая свою «женскую силу», раскрывать новые значения своей женственности, экспериментировать в новых направлениях или использовать танец как личное путешествие.

Движения в этом стиле как медленные, завораживающие «змеиные», так и резкие отточенные акценты, ложащиеся на сложный музыкальный ряд. Постановка корпуса, гордая поднятая голова, четкие движения рук, в чем-то заимствованные у фламенко, независимый взгляд, фантастические костюмы — один раз увидев этот стиль, не спутаешь его ни с чем.

Для того, чтобы движения были эффектными, танцовщицы развивают небывалую гибкость, нередко совмещая занятия танцами с йогой и специальными растяжками, учатся работать отдельными группами мышц при полной неподвижности других. По подаче своей трайбл является полной противоположностью египетского стиля: в нем напрочь отсутствуют игривое настроение, соблазнение и кокетство. Это танец женской силы и независимости, в котором внимание уделяется совершенно иной технике и эстетике движений. В трайбле сочетаются классические движения беллиданса и фламенко — гордая осанка, поднятый подбородок, подчеркнуто прямая спина — и множество других стилей, от цыганских до африканских. В трайбле, как правило, действует принцип мышечной изоляции.

Танцы народов Кавказа. Лезгинка

Кавказские танцы — важнейшая часть культуры и традиций народов Кавказа, без которой все этнические ценности кажутся ущербными, урезанными. Кавказ славится большим культурным наследием, которое сохранилось практически в неизменном виде.
На Востоке, на Кавказе, как известно, живет много народов. Каждый из них имеет свои язык, традиции и культуру.
Лезгинка — один традиционных кавказских танцев. Он, своего рода, эмблема, или визитная карточка любого кавказца. Красивейший танец лезгинка — это выражение души гордого, свободолюбивого, темпераментного, мужественного народа. Характер танца идёт от степенного до энергичного, он плавно переходит от грациозных движений к сложным техническим трюкам. В лезгинке свободно сочетаются скользящие, летящие движения, напоминающие полёт сокола. Юноши в танце, словно горные туры, зависают в воздухе, в прыжках и сложных пируэтах.
Существуют три вида лезгинки: сольная, парная, массовая. В многовековых кавказских традициях, где скромность и уважение юноши к девушке сохраняется и до сих пор, неприлично выражать свои чувства и говорить о них публично. Поэтому свою симпатию они выражают в танце. Юноша и девушка танцуют на некотором расстоянии друг от друга. Они двигаются по кругу, выполняя сложные технические движения того, или иного рисунка. Взгляд юноши гордый, горящий. Весь танец он старается заглянуть девушке в глаза, девушка же не смеет поднять взор, но неустанно следит за его движениями, оценивая партнёра. Движения её выражают неприступность. В танце происходит своего рода игра. Если юноша приглянулся девушке, то она послушно плывет впереди, завлекая его за собой. Заканчивается танец обоюдным поклоном друг другу.
Кроме лезгинки, горцы танцуют много танцев. В Дагестане пятьдесят три народа. Основную массу составляют: лаки, авары, даргины, кумыки, лезгины. И у каждого свой танец. Все они отличаются от лезгинки — более энергичные, и технически сложные. И юноши и девушки владеют сложными элементами, например: дасма, ковырялка, выброс ноги, и т. д. Танец идёт по четко заданному рисунку.
Необычайной красотой отличаются танцы грузинского, осетинского, азербайджанского, армянского народов.
К примеру, грузинский танец «Картули» требует от танцора большого мастерства, пластичности и ловкости. Или танец «Ханджлури» — танец с кинжалами, в которых исполнитель с размаху кидает кинжалы. Преимущественно, он должен попасть в землю, и с высокой кучностью. Сам, становясь между кинжалов, или обходя их то с одной, то с другой стороны, делает быстрые скользящие движения, «Гасму», так ловко, что не задевает кинжалов.
Девичий танец «самаЯ» исполняется тремя девушками. Плавные грациозные движения сменяют друг друга, создавая ослепительной красоты рисунок.
Азербайджанским танцам свойственно большое различие между женскими и мужскими танцами. И по рисунку и по наполнению. Основой женского танца является движение рук, плеч, голов, причём эти движения мягкие, сдержанные, строгого рисунка. В костюмах азербайджанских танцовщиц — длинные юбки, полностью скрывающие движения ног, и всё внимание зрителя на верхней части танцовщицы. Поэтому рисунок танца отшлифован и доведён до высшей степени совершенства. Наиболее популярные женские азербайджанские танцы: «Иннабы», «Узундара», «Джейранны», «Таракяма».
Распространённый мужской армянский танец «Колосыпрген» («По краю колеса»). Это сольный или групповой танец. Первая часть его исполняется в медленном темпе, и строится на строгих, горделивых, полных достоинства движениях. Вторая часть танца более быстрая. В ней танцующие проявляют силу и темперамент. В обеих частях используется взмахи шёлковым платком, умело подчёркивая наиболее значительные моменты движений. Танцоры двигаются вдоль авансцены из стороны в сторону, то вперёд, то назад по сценической площадке.
Для женских армянских танцев характерна своеобразная величавость и вместе с тем скромность. С древних времён им присуща необычайная выразительность рук. Танцовщицы словно поют руками. Например, танец «Нунуфар» («Тюльпан») строится по кругу. Ему свойственны медленные, плавные движения, мягкая поступь, лёгкое сбрасывание кистей рук вверх. Красота девушек сравнивается с красотой цветка, движения рук создаёт впечатление раскрывающегося тюльпана. К числу старинных армянских танцев относятся массовые хороводы. Они бывают женские и мужские, и смешанные. Основную роль в танце играет первый танцор, который именуется «Генд-баш» («глава круга»). Он высоко взмахивает платком над головой, даёт знак к началу танца, к изменению хода, и к финалу.
Одежда и обувь для занятия удобная для свободного движения. Эластичные брюки или лосины. Топ или гимнастический купальник.
На ногах кожаные туфли на кожаной подошве с застежкой на щиколотке или чешки.

Латиноамериканские танцы (Латино) — стиль темпераментных людей, которые не скрывают своих эмоций. Уроки латиноамериканских танцев помогут Вам научиться красиво и зажигательно танцевать и, овладев всем спектром латиноамериканских танцевальных движений, вы с лёгкостью сможете смешивать их в своём собственном танце под горячие ритмы латиноамериканцев.
В зависимости от состава группы занятия будут проводиться либо как парные, либо как индивидуальные — с изучением хореографии латинского танца.

Классическая хореография

Каждая маленькая девочка хотя бы раз представляла себя красивым лебедем, умирающим или вполне себе бодрым, из балета «Лебединое озеро». чтобы добиться профессиональных высот в танце, надо начинать еще в раннем детстве. Но для того чтобы иметь понятие о том, что такое классический танец, расширить кругозор и лексикон, а также обзавестись грацией и апломбом и еще многими полезностями, начать заниматься хореографией не поздно никогда.
Если вас не терзают амбиции Волочковой, а просто хочется стать лучше, гибче и стройнее, то вам подойдет один из следующих классов. В основе экзерсиса, боди-балета и классик-дэнса, которые сейчас предлагают многие фитнес-центры, лежат облегченные и адаптированные принципы классического танца и занятий у балетного станка. Что дает хореографический класс? Координацию движений, растяжку, гибкость, крепкую и прямую спину. Ведь не зря же это элемент занятий не только профессиональных балерин, но и фигуристов, гимнастов и танцоров. Что вы получите кроме этих навыков? Во время занятий в хореографическом классе прорабатываются гораздо более глубокие мышечные слои и задействованы такие группы мышц, о которых вы даже не подозревали, отдавая предпочтение силовым тренировкам. Во время силовых тренировок мышцы набирают объем, как бы утолщаются. Занятия хореографией относятся к более статическим, в результате чего мышцы становятся более тонкими и удлиненными, а контуры вашего тела — плавными и вытянутыми. Более того, занятия в балетном классе дисциплинируют, воспитывают трудолюбие, терпение и выносливость, ведь чтобы достичь заметных результатов, весьма непростое порой упражнение нужно повторять множество раз.
Во время занятий хореографией вы мобилизуете собственные ресурсы и работаете со станком, разрабатывая выворотность (степень гибкости тазобедренных и коленных суставов), растяжку, укрепляя мышцы рук, ног, спины, вырабатывая плавность движений и осанку. Между прочим хореография — идеальный вид нагрузки для укрепления и формирования красивых ягодичных мышц. Ведь все позы с разведенными в сторону носками (первая, вторая, четвертая и пятая позиции) и медленные приседания-плие, мелкие и глубокие, требуют абсолютного напряжения именно этой группы мышц. Заодно вы получите красиво прорисованные икроножные мышцы и удлиненные и красивые мышцы бедра. Занимаясь хореографией регулярно, вы не только приобретете грацию балерины, но и расстанетесь с подкожным и висцеральным жиром, особенно если будете соблюдать умеренность в еде после 18.00 и откажетесь от «быстрых» углеводов. Кроме того, вы забудете о проблемах со спиной и остеохондрозе, поскольку занятия у станка научат вас держать спину в правильном положении и сохранять красивую осанку. Как и любая физическая нагрузка, балет активизирует кровообращение и работу внутренних органов, а в сочетании с растяжкой вы приобретете подвижность суставов, эластичность мышц и сухожилий. Кроме того, совсем скоро после начала занятий хореографией окружающие невооруженным взглядом заметят в вас балерину. По летящей, парящей, грациозной походке!

Актерское мастерсво

Программа позволит учиться любому желающему, а также даст возможность понять, что такое актерское мастерство, в чем заключаются принципы игры на сцене, основы ораторского искусства, сценического движения, взаимодействия с залом. Курсы актерского мастерства могут стать начальным этапом подготовки и поступления в театральный Вуз. Кроме того, они помогут научиться чувствовать себя увереннее в повседневных ситуациях: знакомствах, общении с незнакомыми людьми, выступлениях перед коллективом на лекциях и презентациях. Научат Вас не робеть, доказывать свою точку зрения, прилюдно высказываться, быть самоуверенным и напористым. Ну и кроме того, курсы актерского мастерства — отличный способ интересно провести свободное время, найти новых друзей, научиться полезным навыкам.

Stretch — это комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости.
Занятия стретчингом помогут Вам: повысить эластичность и тонус мышц, увеличить диапазон движений в суставах, увеличить снабжение мышц кислородом и питательными веществами, улучшить координацию движений, обеспечив более легкие и свободные движения, предотвратить такие повреждения, как растяжения мышц, сухожилий и связок, позволить мышцам быстрее восстанавливаться после нагрузок.

Продажа костюмов для танца живота

Недорого, профессионально и качественно! время изготовления костюма от 2 недель! индивидуальный дизайн, любые варианты!

Казачья лезгинка

Сегодня в России наряду с коррупцией, ползучим финансовым кризисом и терроризмом злободневным неожиданно стал вопрос лезгинки. Исполнение традиционного танца Кавказа на улицах российских городов, по опросам, проведенным Общественной палатой, вызывает негативную реакцию у 21% опрошенных, то есть у каждого пятого. Танцевать ее законодательно запрещено в некоторых регионах России, а недавний случай отчисления студентов Кисловодского медицинского колледжа спровоцировал целую общественную дискуссию об уместности его публичного исполнения. Вынося резкие суждения, мало кто сейчас вспоминает, что лезгинка является одним из традиционных казачьих танцев.

В казачьих частях

Пожалуй, наибольшее количество упоминаний о лезгинке в казачьей среде оставил в своих мемуарах кубанский казак Федор Елисеев (1982 года рождения). Будучи первоклассным джигитом, танцором и боевым офицером, уроженец станицы Кавказской Федор Иванович описал боевой путь казаков в Первую мировую и Гражданскую войны, где не раз касался и темы лезгинки. Один такой интересный случай заслуживает, чтоб остановиться на нем подробнее. Елисеев вспоминает, как он выступил в лезгинке вместе с осетином Петром Галаевым, служившим во 2-м Черноморском полку.

«В азарте его исполнения — он выхватил из кобуры револьвер и все семь зарядов выпустил себе под ноги. Захваченный его азартом — я так же выхватил свой “наган” и все семь пуль выпустил в потолок. Наутро скандал. Меня вызвал мой командир 2-го Кавказского льготного полка полковник Равва и по-отечески предложил — или двое суток ареста, или же на свой счет починить крышу офицерского собрания, пробитую в семи местах пулями… Я предпочел заплатить за починку, но не идти под арест».

Любил лезгинку и легендарный атаман волчьей сотни, о чем сохранились записи в книге Маркова «Мои встречи с А. Г. Шкуро».

«…хорунжий Шкуро неоднократно выходил на круг и поражал собравшуюся публику своей лихой лезгинкой. Выпитый коньяк не лишил его бодрого равновесия в темпах, то плавных, то бурных, этого огневого танца всех кавказцев».

Справедливости ради нужно отметить, что лезгинку исполняли отнюдь не все казаки. Не знали этого танца в донских станицах, чужд он был и для части кубанских казаков. Говоря о потомках запорожцев, черноморцах, Елисеев отмечет:

«Лучший у них танец — это гопак. Любят они танец полька на пару, с пристукиванием каблуками по полу и с прибауткой “а-ча-ча!” в такт. Танец лезгинку они психологически не понимали, почему не только что ее не танцуют, но и не любят ее».

Линейцы же, напротив, кавказский танец любили и исполняли при любом удобном случае. Елисеев в своих мемуарах описал интересный случай, как глухонемой казак первоклассно исполнил лезгинку с оружием, глазами чувствуя ритм гармошки, и далее продолжал свою мысль:

«Хоперцы отлично танцуют лезгинку. Она у них является главным казачьим танцем. Танцуют они хорошо, стильно, чисто по-горски, от которых не только что ее переняли, но считают “своим танцем”».

Если на Кубани относились к лезгинке по-разному, то на Тереке ее танцевали практически все. Газета «Казачий Терек» приводит слова Павла Вострикова, написанные им в своей книге о станице Наурской, датированной 1904 годом.

«Европейские танцы мало распространены, зато лезгинку здесь танцуют почти все от мала до велика. Мотивы лезгинов различны, характер же мотивов азиатский. Та или другая лезгинка танцуется различно: одна сопровождается быстрыми движениями и жестами, в другой плавный ход сменяется порывистыми скачками, третью танцуют с обнаженными кинжалами в руках…»

Название станицы стало нарицательным. С начала XX века «наурской» называют наиболее популярный вариант лезгинки в казачьей среде.

Советская лезгинка

После поражения в Гражданской войне многие умельцы исполнять лезгинку, как Елисеев, эмигрировали в западные страны. Оказавшись в чужом окружении, часть из них зарабатывала постановочными номерами для почтенной капиталистической публики и постановочными трюками в седле. С выступлениями многие мастера джигитовки и лезгинки объездили весь мир, включая Америку, Европу, Австралию и Азию. Потому в XX веке заграницей казаки, особенно кубанцы и терцы, ассоциировались именно с виртуозной лезгинкой и джигитовкой.

В Советском союзе казачья лезгинка тоже продолжала жить, только в более «народном» формате. Партия признавала важную роль кинематографа и ТВ в формировании «нового человека», строителя коммунизма, потому скоро страна увидела, как казаки танцуют лезгинку на голубых экранах своих телевизоров.

Наиболее полный эпизод кавказского танца был показан в фильме «Кубанцы» 1939 года выпуска. Мужчины и женщины в традиционных одеждах вечером собирались вместе и танцевали. В фильме присутствуют разные варианты лезгинки, и можно разобрать движения актеров.

В фильме «Кочубей» 1958 года выпуска также показан короткий отрывок, где один из казаков красного отряда спрыгивает с лошади и начинает плясать что-то напоминающее лезгинку, а его товарищ становится на ноги в седле и делает характерные движения руками.

В станицах казаки, даже вступив в колхозы, продолжали традицию своих дедов.

Танцевали лезгинку с размахом, вечером на праздники в клубах, прототипах современных дискотек, на свадьбах, гуляниях. Лучших танцоров в станице знали и приглашали посоревноваться в лезгинке.

Вопреки словам Елисеева, горский танец в советский период прижился и в черноморских станицах, сильно при этом трансформировавшись. Он был скорее элементом определенной «игры» со своими законами и условностями. Вопреки устоявшимся стереотипам нагайки у танцоров отсутствовали, а кинжалы и шашки не обнажались. Кроме традиционной лезгинки «наурской» исполняли «кабардинку», «черкесскую» и танец «Шамиля». Нарушать негласные правила, добавлять элементы других танцев было не принято.

Исполняли казачьи ансамбли лезгинку и на сцене. Говоря о разнице между горской и казачьей лезгинкой, заслуженный работник культуры Чеченской республики Мовлади Мансуров в одном из своих интервью подчеркнул:

«В технике исполнения разница одна. Кисть руки у казаков во время танца прямая, вытянутая. У горцев кисть может быть согнута, а пальцы сжаты в кулак, и кисть в движении — не застывшая».

Национальные особенности

Танец действительно является душой народа, частью его культуры. Если какой-то элемент противоречит мироощущению, менталитету народной массы, он просто отбрасывается и высмеивается. В традиционном танце показываются общественные, семейные отношения, роль женщины в социуме. Устанавливаются моральные барьеры, понятия о том, что прилично, а что нет, отношения в коллективе, представления об социальных ролях, связь понятий «я» и «мы», а также многие другие психологические установки.

Одно из главных отличий казачьей лезгинки – активное движение. Если горец может показать свою удаль даже стоя на месте, то казаку для танца нужно пространство, а перемещение по кругу осуществляется более мелким «шагом».

Казачья лезгинка характеризуется равноправием и соревновательным духом. Кандидат исторических наук, доцент Андрей Яровой в фильме «Дон. Картина мира» говорит: «В основе традиции донских казаков лежит некий состязательный принцип». И именно это соперничество между самими собой раскрывается в танце. Пространство и условия, создаваемые казаками в лезгинке, подобны казачьему Кругу, где решаются все важные вопросы жизни хутора, станицы, войска.

У казаков женщина танцует намного более свободно, чем у горских соседей. В танце казачке позволено смотреть на партнера, зачастую она выходит в центр круга, а мужчина «летает» вокруг нее.

Современность

Сегодня преемственность «казачьей лезгинки» из поколения в поколение у казаков почти утрачена. «Благодаря» катаклизмам XX века многие понятия переосмыслены и воспринимаются иначе, и в первую очередь само слово «казак». По тем же причинам перестали казаки ассоциироваться с лезгинкой и в общественном сознании.

И нет ничего удивительного, когда в прессе всплывают сообщения, что «Волчья сотня» [современная казачья организация на Ставрополье – прим. ред.] пресекла бесконечную «ночную лезгинку» чечен» или им подобные.

Для сравнения можно вспомнить описания казаков времен гражданской войны, чье имя взяли современные борцы с лезгинкой. Наталья Александрова в своем художественном произведении «Волчья сотня» отмечала:

«В папахах из волчьего меха терские казаки Шкуро казались настоящими дикарями. Впереди сотни знаменосец нес на пике волчью шкуру – отличительный знак шкуровцев. Джигиты, «волчья сотня»… Один из казаков бросил поводья, вскочил ногами на седло и, стоя на скачущей лошади, начал отплясывать лезгинку».

К сожалению, связывать в единое целое нарушение общественного порядка и кавказский танец, имеющий многовековую историю, стало само собой разумеющимся даже среди потомков казаков, что уж говорить об американских корреспондентах.

Нашумевший фильм Евгения Попова «Проект Кавказ» начинается с горячей ритмичной музыки и мелькающих эпизодов лезгинки, перемежевывающихся с массовыми беспорядками. Интересно, что первыми в «угрожающем» видеоряде показаны кадры из советской хроники, где казаки на сцене исполняют постановочный танец с шашками.

Несмотря на сложившиеся стереотипы, лезгинка распространена среди казаков и сегодня. Не редки случаи, когда казачья молодежь, проживающая в крупных городах России, записывается на курсы обучения «горского танца», а некоторые даже вливаются в профессиональные ансамбли и танцуют на публику наравне с другими кавказцами. Исполняют лезгинку казаки и в своей среде. Сегодня уже можно однозначно утверждать, что лезгинка пришла и на казачий Дон, где она едва ли не популярнее, чем на современной Кубани и Тереке.

Культура не стоит на месте. Современные танцы уже не похожи на то, что исполнял Елисеев или советские станичники. Интернет пестрит разнообразными видео и аудио записями «казачьих лезгинок», которые на поверку не всегда оказываются такими. Большую популярность набрал танец, где лезгинка скрещена с умением работать шашками, в исполнении Михаила Слоквенко. В одном из своих интервью он сказал:

«Мой танец […] служит делу возрождения наших традиций, обычаев и казачества в целом. Казачья жила сильна и уперта, и ничто не выбьет нас из седла… Потому и танцуем!»