Танец полька 3 лет

Полька (танец)

Полька (чешск. Polka, от Půl Kroku — половинка шага [1] ) — парный быстрый танец; этим же словом стал называться жанр танцевальной музыки, соответствующий танцу.

Музыкальный размер польки — 2/4 [2] [3] .

Содержание

[править] Название

Сразу поясним: оригинальное название танца (půlka) никакого отношения к гражданкам государства Польша не имеет. Сам термин «полька» в переводе с чешского языка (именно в Чехии зародился этот танец) означает «половинный шаг» [2] [4] [5] .

[править] История

Полька повилась в 19 веке в Чехии, а именно — в провинции Богемия [2] [4] .

Точную историю танца теперь уже установить сложно. Но перекликающиеся версии есть.

Началось с того, что молодой певец Йозеф Неруда работу со своим оркестром совмещал с преподаванием музыки в богатых домах. Однажды он услышал, как служанка в доме его ученика напевала весёлую песенку, притоптывая ей в такт. Служанку звали Анна Слезак, а песенка, которую она напевала, называлась «Дядя Нимра купил Симлу — белую лошадь» (Strycek Nimra Koupil Simla) [6] . Эта мелодия с маленькими шажками понравилась 25-летнему преподавателю музыки, он переделал её для своего оркестра, и уже на Масленицу 1831 года она стала гвоздём программы на местном балу в Брандисе-над-Лабем [3] .

По другой версии, дело происходило в 1834 году, а песенку про дядю, купившего лошадь, сочинила она сама, сама же придумала и маленькие шажки к мелодии [6] .

Есть и ещё один вариант даты — 1835 год, причём авторы уверяют: «Пожалуй, больше нету другого такого бального танца, дата появления которого была бы известная с такой точностью. Принято считать, что в августе 1835 года чешский педагог Неруда залюбовался на крестьянскую девушку, которая танцевала и весело напевала» [7] .

Этим данным противоречит Танцевальный словарь, вообще подсмеиваясь над этой истории про девушку-служанку, придумавшую такой замечательный танец, и случайно проходившего мимо учителя музыки, и называет её романтическим вымыслом [1] . «Если всё произошло действительно так, то Слезаковой удалось невероятное — единолично придумать всемирно популярный массовый танец. Такое ещё никому не удавалось!» — восклицает неизвестный автор сайта Танцевальный словарь и приводит собственную научную версию: «Согласно исследованиям учёных, Полька появилась в результате культурного смешения множества однотипных чешских сельских танцев в условиях городской среды. В этом отношении Полька повторила путь Вальса, только с опозданием в полвека. В случае Вальса из множества вариантов Лендлера в венских городских кабачках и танцевальных залах выделился танец с непрерывным вращением пар. Здесь точно так же из большого числа быстрых весёлых народных плясок в ритме 2/4 образовался городской танец с характерными подпрыгивающими шагами и вращениями пар. Танец назвали Полькой, так как его основной шаг дробился на полушаги [чешск. Pulka — половинка].

Первое письменное упоминание о Польке в Чехии относится к 1835 году» [1] .

Из этого количества «точных» дат и сведений можно все же установить, что полька появилась в первой половине 1830-х годов.

Понравивщуюся песенку стали исполнять, напевать — и она вошла в моду.

Заинтересовался ею и ещё один преподаватель музыки — Франтишек Гилмар (1803—1881), он стал пропагандировать новое произведение [3] , исполняя на свой лад. Пражский капельмейстер Перглер подкорректировал композицию, задействовав больше инструментов, и назвал этот вид композиций «пулка» («půlka»), поскольку ее играли в половинном ритме [3] [5] .

Чехия полюбила польку — танец с быстрыми маленькими шажками стал обязательным атрибутом торжеств: светских, народных и официальных [4] .

В 1840 году полька исполнялась в Вене, где она стала салонным танцем [3] .

Именно оттуда полька была завезена во Францию; в 1840 году преподаватель танцев из Праги по имени Рааб (Raab [5] ; по другой версии — Роаб, причем (в этой версии) поставил он этот танец под каким-то совсем другим названиеми не в 1840, а в 1838 году [1] ) с огромным успехом танцевал польку в театре «Одеон» в Париже [6] [7] [3] и покорил новым танцем весь Париж, который тут же затанцевал польку. А вот Танцевальный словарь и этому возражает — не понравился новый танец парижанам, они вообще не заинтересовались им: «Нельзя сказать, что танец не понравился, но он и не впечатлил зрителей. Так Полька инкогнито побывала в Париже и осталась незамеченной широкой публикой» [1] . И так было, пока на польку не обратил внимание парижский танцмейстер Целлариус. Он слегка подправил танцевальные фигуры, облагородил их, и представил в модном танцевальном салоне. Вот тут-то и началась великая слава танца! К Целлариусу потянулась череда учеников. Но опять не тут-то было — враги польки не дремали: завистники Целлариуса устроили восстание против польки, однако были разгромлены. Полька победила [1] . Парижская мода на польку оказалась столь огромной, что появились магазинчики с названием «Полька», а также блюда, прически, одежда и мебель «а ля полька» [1]

Франция 19 века — это не только страна на политической карте мира. Франция в это время — это идеал всего самого-самого — самого модного, самого престижного, самого возвышенного, самого культурного. Франция — центр 19 века европейской цивилизации. А Париж — главная столица. Чешский танец полька попал в Париж — и началась его головокружительная слава. Весь европейский мир подражал Парижу, и когда весь Париж затанцевал польку, то и весь мир затанцевал польку. Целлариус писал: «Даже молодые люди, которые наиболее отрицательно настроены по отношению к этому танцу, пробуждаются от апатии и обнаруживают у себя танцевальные способности» [6] .

Полька зашагала по всему миру. Её не только исполняли на балах. Она заняла место в театральных постановках.

Композиторы тоже не замедлили откликнуться соответствующими танцу произведениями. Музыкальные польки писали: Бедржих Сметана, Антонин Дворжак, Иоганн Штраус-отец и Иоганн Штраус-сын и другие [2] .

А что касается Йозефа Неруды, первого автора инструментовки музыки, то он и его жена были убиты 8 апреля 1875 года в Водолце в окрестностях Праги [3] .

[править] В России

Россия к середине 19 века уже тоже была не лыком шита и тоже активно примеряла на себя все парижские моды.

В сезон 1844/1845 г. русский танцовщик Петербургской императорской труппы Николай Осипович Гольц побывал в Париже, эта поездка оказалась незабываемой для всей России — императорский артист привез из Франции новый модный танец — польку [8] ; Гольц немедленно поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах [2] .

Полька стала настолько модна, что в течение нескольких сезонов не сходила со сцен императорских театров — она была востребована во всех жанрах: и балетных, и водевильных, и драматических, и т. д.

Новый танец настолько покорил Петербург, что драматический актер императорской труппы П. И. Григорьев (он же Григорьев 1-й) написал водевиль «Полька в С.-Петербурге, или Бал у танцевального учителя», который был немедленно поставлен в Александринском театре [9] .

Вот как писал — и весьма иронично — хроникер петербургской труппы А. И. Вольф (Вольф А. И. Хроника Петербургских театров) о драматических спектаклях театрального сезона 1845 г. в Петербургской императорской труппе: «Настоящий сезон отличался плясовым характером. В Париже какой-то учитель танцев выдумал польку. Петербуржцы принялись неистово отплясывать этот не грациозный танец. Григорьев 1-й утилизировал эту манию для своего бенефиса, состряпав водевиль под названием „Полька в Петербурге“. Водевиль выдержал 31 представления сряду при полном театре. Г-жи Самойлова, Левкеева, Шелехова 2-я и, увы! сам Мартынов полькировали каждый вечер, под гром аплодисментов. С легкой руки г-жи Эстер канкан вошел в моду и на Александринском театре. Наши молодые артистки, во всем рабски подражая французским, сочли святым долгом облечься в pantalons collans и выделывать самые циничные па. В „Рае Магомета“ Левкеева, как бывшая балетная ученица, танцевала даже качучу и, само собой разумеется, производила фурор. Вторая пьеса г. Каменского „Давид Кленгор“ заимствована была также, как и первая, из английской истории, и канвою для ея послужила любовь Кленгора к Марии Стюарт, у которой он был шутом. Максимов 1-й был очень хорош в роли шута, а Левкеева совсем не на месте в роли королевы. Тут никоим образом нельзя было вставить ни канкана, ни качучу. Полькомания выразилась у французов в двух водевилях: „La polka en province“ и „Les trois polkas“, но пьес с канканом было еще более» [10] [11] .

Водевиль Григорьева 1-го очень быстро перешел и на московскую сцену — он был поставлен 10 января 1845 года в бенефис М. Д. Львовой-Синецкой в московском Большом театре [12] .

Актер той же петербургской труппы Григорьев 2-й — Петр Григорьевич Григорьев — не отстал от Григорьева 1-го и тоже сочинил водевиль про польку — «Купеческая полька» (он обычно исполнял роли купцов), и этот водевиль был поставлен на той же сцене в тот же театральный сезон — в 1845 году [13] [14] . А в скором времени и этот водевиль был повторен в московском Большом театре — под названием «Купеческая полька на Нижегородской ярмарке» 27 августа 1845 года в бенефис П. М. Садовского [12] .

В Петербургской императорской труппе одновременно с двумя русскими водевилями про польку (Григорьева 1-го и Григорьева 2-го) шел и еще переводной французский водевиль «Три польки» (Les 3 polka), в котором блистал актер Максимов 1-й в роли Ботандиера [15] .

На этом любовь к польке в России не закончилась. К всеобщей «полькомании» присоединился литератор Д. В. Григорович — в 1845 году он под псевдонимом Степан Громилов выпустил книгу «Полька в Париже и в Петербурге», где изложил историю этого танца и средства «выучиться танцевать польку без помощи учителя» [9] . Сам автор свидетельствовал, что писал свой труд по заказу Н. А. Некрасова, что вполне возможно, так как Н. А. Некрасов тут же откликнулся на книгу ироничной рецензией [9] .

Полька в середине 19 века стала поистине царицей балов и театральных сцен.

Но постепенно мода на нее ушла. Но — ушла только мода, а сам танец остался.

[править] Исполнение

Танец проходит в весьма быстром темпе, что требует проворного, ловкого переступания ногами при помощи быстрых шажков [4] . Шажки получаются маленькими, как бы половинными — в размер ритма, отсюда и название танца [2] .

Исполнение танца такое (дается по сайту Мир танца):

Па на месте: вперед и назад.

Движение занимает 2 такта.

И. п.: ноги — III позиция (п. н. впереди).

Подскок на л. ноге, вытянутая правая поднимается вперед, немного отрываясь от пола.

П. нога делает небольшой шаг вперед на низкие полупальцы,

Л. нога подставляется к правой назад в III позицию.

П. нога снова делает шаг вперед, л. нога подтягивается к щиколотке правой сзади (колено согнуто, пальцы вытянуты) (рис. 13 6).

Подскок па п. ноге, левая в прежнем положении.

Л. нога делает небольшой шаг назад на низкие полупальцы.

Правая подставляется в III позицию вперед.

Л.нога снова делает шаг назад, правая приближается к ней.

Подскок на л. ноге, правая поднимается вперед, немного отрываясь от пола.

[править] Вариации

Танец очень быстро стал поистине интернациональным. Он получил распространение по всей Европе. И в каждой ее части танец постепенно стал исполняться по-своему: польку «разбавляли» какими-то своими, более знакомыми, движениями. Каждый народ вносил в чешскую польку свой колорит и свои национальные черты [4] .Отсюда — возникли различные вариации этого танца: финская полька, полька Сяккиярви, белорусская полька, украинская полька, венгерская, немецкая, шведская, латиноамериканская и т.д. Кроме того, любой хореограф может придумать и поставить собственную вариацию танца.

Полька «Галинка»

Автор — Кондратенко Г.М.

Танец создан примерно в 2000 г.

Музыкальный размер 2/4, темп 62-64 такта в минуту.

Описание танца

Запись танца Ивановой Е.И.

Композиция танца занимает 16 тактов музыкального сопровождения.

Основные танцевальные элементы:

  • Па галопа (боковой галоп)
  • Па польки вперед и назад
  • Подскок (шаг с подскоком)
  • Кик

Исходное положение:

Танцующие стоят по кругу парами лицом друг к другу, мальчик – спиной к центру, девочка — лицом к центру.

Ноги – в 1 позиции.

Руки — во 2 позиции, локти округлены, кисти соединены.

Позиция кистей соединенных рук партнеров – «за пальчики». Пальчики девочки лежат на пальчиках мальчика, кончики пальцев рук девочки направлены в центр ладоней рук мальчика. Партнеры придерживают пальцы друг друга своими большими пальцами. (Мальчик своим большим пальцем придерживает пальцы девочки сверху, а девочка своим большим пальцем придерживает пальцы мальчика снизу.)

Мальчик начинает с левой ноги.

Девочка начинает с правой ноги.

Танцующие исполняют в паре 2 раза па галопа (боковой галоп), продвигаясь по линии танца: мальчик — с левой ноги, девочка — с правой ноги.

При исполнении галопа головы танцоров поворачивается в сторону движения (у мальчика — влево, у девочки — вправо).

На счет «2» танцующие заканчивают исполнение па галопа в позиции:

МАЛЬЧИК стоит на левой ноге, свободная правая нога — в стороне на носке,

ДЕВОЧКА стоит на правой ноге, свободная левая нога — в стороне на носке.

Затакт (И) — с небольшим подскоком на опорной ноге (мальчик — на левой ноге, девочка — на правой ноге) партнеры поворачиваются лицом по линии танца (мальчик — на 90 град. влево, девочка — на 90 град. вправо).

Свободная нога (у мальчика — правая, у девочки — левая) проводится рядом с опорной и броском поднимается вперед невысоко над полом с выпрямленным коленом и оттянутым носком (jeté – жете).

Левая рука мальчика и правая рука девочки разъединяются и опускаются в бальную позицию.

Соединенные правая рука мальчика и левая рука девочки проходят через низ и поднимаются вперед в позицию «Полонеза»: руки соединены перед корпусом на высоте 1-ой позиции. Кисть правой руки девочки лежит сверху на кисти левой руки мальчика. Локти слегка смягчены.

Счет 3-И-4: танцующие исполняют 1 раз па польки вперед по линии танца (мальчик – с правой ноги, девочка – с левой ноги).

При исполнении движения головы танцоров поворачиваются в сторону ноги, с которой начинается движение (у мальчика — вправо, у девочки — влево). Взгляд — друг на друга.

Танцующие исполняют 4 раза подскок (шаг с подскоком) в повороте. Каждый из танцоров поворачивается вокруг своей оси:

МАЛЬЧИК начинает с подскока на правой ноге (на затакт — И) и поворачивается вправо,

ДЕВОЧКА начинает с подскока на левой ноге (на затакт — И) и поворачивается влево.

(Партнеры поворачиваются вовнутрь по отношению друг к другу.)

Исполняя повороты, партнеры разъединяют руки и обе руки переводят на пояс. (Девочка может взяться руками за юбочку.)

Выполнив полный поворот, партнеры возвращаются в исходное положение танца: лицом друг к другу (мальчик — спиной к центру, девочка — лицом к центру).

У мальчика свободна левая нога, у девочки — правая нога.

Руки партнеров опять соединяются в исходной позиции.

В конце 8 такта партнеры должны закончить повороты на подскоках в позиции — лицом по линии танца, рядом друг с другом (девочка справа от мальчика).

У мальчика свободна левая нога, у девочки — правая нога.

Руки остаются на поясе. (Девочка может придерживать руками юбочку.)

Танцующие исполняют 2 раза па галопа (боковой галоп), расходясь друг от друга:

МАЛЬЧИК начинает с левой ноги и продвигается влево, к центру,

ДЕВОЧКА начинает с правой ноги и продвигается вправо, от центра.

Головы танцоров повернуты друг к другу, взгляд — друг на друга.

На счет «2» танцующие заканчивают исполнение па галопа в позиции:

МАЛЬЧИК стоит на левой ноге, свободная правая нога — в стороне на носке,

ДЕВОЧКА стоит на правой ноге, свободная левая нога — в стороне на носке.

Положение рук не меняется.

Танцующие исполняют свободной ногой 2 раза движение «кик» вперед/накрест, с небольшим смягчением колена опорной ноги.

МАЛЬЧИК исполняет 2 раза «кик» правой ногой (левая нога при этом смягчается, как бы пружинит):

Счет И: Согнуть в колене правую ногу, подняв колено вперед/вверх. Ступня правой ноги с оттянутым носком прижимается к колену левой ноги. (Колено левой ноги выпрямлено.)

Счет 3: Быстрым и резким движением (с броском) вытянуть правую ногу вперед/вниз и чуть накрест перед опорной левой ногой, носок правой ноги оттянут. Колено левой ноги смягчается.

Счет И: Снова резко согнуть в колене правую ногу, подняв колено вперед/вверх. Ступня правой ноги с оттянутым носком прижимается к колену левой ноги. Колено левой ноги выпрямляется.

Счет 4: Второй раз быстрым и резким движением (с броском) вытянуть правую ногу вперед/вниз и чуть накрест перед опорной левой ногой, носок правой ноги оттянут. Колено левой ноги смягчается.

ДЕВОЧКА аналогично исполняет 2 раза «кик» левой ногой, со смягчением колена опорной правой ноги.

Положение рук не меняется. Взгляд — друг на друга.

Танцующие исполняют 2 раза па галопа (боковой галоп), продвигаясь друг к другу:

МАЛЬЧИК начинает с правой ноги и продвигается вправо, от центра

ДЕВОЧКА начинает с левой ноги и продвигается влево, к центру. Исполняя это движение, девочка выходит перед мальчиком по линии танца, спиной к мальчику.

На счет «2» танцующие заканчивают исполнение па галопа в позиции:

МАЛЬЧИК — лицом по линии танца. Мальчик стоит на правой ноге свободная левая нога — в стороне на носке.

ДЕВОЧКА — лицом по линии танца, перед мальчиком, спиной к нему. Девочка стоит на левой ноге, свободная правая нога — в стороне на носке.

Положение рук не меняется.

Счет 3: Приставить свободную ногу в 1 позицию (мальчик приставляет левую ногу, девочка приставляет правую ногу).

При этом мальчик остается в положении — лицом по линии танца, а девочка, перед тем, как приставить правую ногу к левой, исполняет полповорота влево (на 180 град.) на подушечке левой ноги, поворачиваясь лицом к мальчику, спиной по линии танца.

Счет 4: В позиции лицом друг к другу (мальчик — лицом по линии танца, девочка — спиной по линии танца), танцующие исполняют прыжок на двух ногах, сгибая ноги назад (пятками ног коснуться ягодиц).

Положение рук не меняется.

Танцующие исполняют 2 раза па польки, продвигаясь по линии танца:

МАЛЬЧИК исполняет 2 раза па польки ВПЕРЕД, начиная с левой ноги,

ДЕВОЧКА исполняет 2 раза па польки НАЗАД (спиной по линии танца), начиная с правой ноги.

Первое па польки танцующие исполняют с поворотом корпуса вправо (левыми плечами друг к другу).

При этом слегка согнутые в локтях левые руки партнеров соединяются ладонями на высоте плеч. Свободные правые руки, слегка согнутые в локтях, отводятся назад/в сторону. Поворот головы и взгляд — друг не друга.

Второе па польки танцующие исполняют с поворотом корпуса влево (правыми плечами друг к другу).

При этом слегка согнутые в локтях правые руки партнеров соединяются ладонями на высоте плеч. Свободные левые руки, слегка согнутые в локтях, отводятся назад/в сторону. Поворот головы и взгляд — друг не друга.

Счет И-1-И-2-И-3: Танцующие исполняют 3 раза подскок (шаг с подскоком):

МАЛЬЧИК начинает с подскока на правой ноге (на затакт — И) и продвигается вперед по линии танца, догоняя девочку слева от нее, то есть мальчик продвигается ближе к центру,

ДЕВОЧКА начинает с подскока на левой ноге (на затакт — И) и исполняет подскоки в повороте вправо, практически на одном месте (чуть продвигаясь вперед по линии танца).

Руки — на поясе. (Девочка может придерживать руками юбочку.)

Счет 4: Оба партнера с небольшим прыжком ставят ноги в исходное положение (соскок на две ноги в 1 позицию), поворачиваясь лицом друг к другу (мальчик — спиной к центру, девочка — лицом к центру). Колени смягчаются.

При этом партнеры принимают исходное положение танца. (Мальчик открывает руки во 2 позицию, ладонями вверх, девочка сверху кладет свои руки в руки мальчика.)

Замечания к танцу

  • Название танца: по предложению членов Городского методического объединения педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных, полька названа именем ее автора — Кондратенко Галины Михайловны.
  • Характер танца веселый, задорный, жизнерадостный, игривый. Движения быстрые, легкие.

Литература

  1. «Ритмика в школе, третий урок физической культуры«. Учебно-методическое пособие. Ж.Е. Фирилева, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская. Изд. Феникс, Ростов-на-Дону, 2014 г.

Стихи для детей о Польке «Галинка»

Видео к танцу Полька «Галинка»

Основные фигуры композиции танца демонстрирует КОНДРАТЕНКО Галина Михайловна — автор танца, руководитель Городского методического объединения (ГМО) педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных.

Запись выполнена на танцевальных Семинарах — практикумах Международного танцевального совета ЮНЕСКО в СПб, 2014-2015 учебный год.

Видеозапись полной композиции танца выполнена на Городском конкурсе исполнителей бальных танцев, посвященном памяти заслуженного работника культуры РФ В.Ф. Смирнова по отечественной программе, ежегодно проводимом Комитетом по образованию СПб и Санкт-Петербургским городским Дворцом творчества юных (2008 год).

Музыкальное сопровождение

Варианты музыки для исполнения Польки «Галинка» (доступно для скачивания):

Танец «Полька» для детей 7 лет

Тема: Танец «Полька»

Цель занятия: Научить учащихся исполнять «польку» и отличать музыку танца от других музыкальных направлений, а также расширить знания о жанре «танец».

Задачи занятия: Разучить основные движения «польки», познакомиться с музыкальным размером танца, воспитывая вежливое отношение между партнёрами.

План занятия:

  1. Вводная часть занятия. Просмотр видео ряда разнообразия танцевальных направлений в музыкальном сопровождении; классического, народного, бального, современного танцев. Подробнее останавливаясь на танце «Полька», обращая внимания на музыкальный размер 2/4, 4/4.
  2. Основная часть занятия. Разминка на середине зала под музыку. Портерная гимнастика на ковриках.

3. Игра «Жуки и бабочки».

4.Изучение основных движений танца «Полька».

5. Разучивание танца «Полька» по частям:

6. Заключительная часть занятия. Исполнение танцевальной композиции «Полька», подведение итогов.

Просмотр содержимого документа
«Танец «Полька» для детей 7 лет»

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА №1»

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Танец «ПОЛЬКА» для детей 7 лет

Педагог дополнительного образования

Цель занятия: Научить учащихся исполнять «польку» и отличать музыку танца от других музыкальных направлений, а также расширить знания о жанре «танец».

Задачи занятия: Разучить основные движения «польки», познакомиться с музыкальным размером танца, воспитывая вежливое отношение между партнёрами.

Для занятия понадобится:

Для педагога — мелок белый, резинки двух цветов, аппаратура, фонограмма, слайды для показа наглядного материала.

Для девочек – чёрный гимнастический купальник с юбочкой, балетки, коврик

Для мальчиков – чёрные эластичные брюки, белая футболка, балетки, коврик.

Вводная часть занятия. Приглашение детей в зал под музыку «Полька» И. Штрауса. Просмотр видео ряда разнообразия танцевальных направлений в музыкальном сопровождении; классического, народного, бального, современного танцев. Подробнее останавливаясь на танце «Полька», обращая внимания на музыкальный размер 2/4, 4/4.

Основная часть занятия. Расстановка учащихся по линиям в шахматном порядке. Разминка на середине зала под музыку:

— маршировка на месте;

— упражнения для улучшения гибкости шеи;

— для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, подвижности плечевых и локтевых суставов, а также кистей рук;

— упражнение для улучшения подвижности и гибкости позвоночника;

— для улучшения подвижности коленных и голеностопных суставов, укрепления мышц голени и стопы.

3. Игра «Жуки и бабочки».

Педагог раздаёт резинки двух цветов, которые одеваются на правые руки (у кого белые, нужно встать во внешний круг, а у кого красные – во внутренний круг).

4.Изучение основных движений танца «Полька».

-ритмичные похлопывания в ладоши;

-постановка детей в общей круг держась за руки;

— постановка в пары;

Движение по кругу с остановкой в нужном месте конкретной паре.

5. Разучивание танца «Полька» по частям:

1 часть – подскоки;

2 часть – прыжок «Соте»;

3 часть – приставные шаги, хлопки.

6. Заключительная часть занятия.

Исполнение танцевальной композиции «Полька», подведение итогов, поклон, аплодисменты.

Заходят учащиеся под музыку и встают в три линии в шахматном порядке. Происходит приветствие детей и руководителя поклоном.

Педагог: «Танцы в XXI век,

Любит каждый человек.

Это что ещё за штука?

Где её преподают?

— Ребята, давайте вспомним, на каких трёх китах основана музыка? Песня — самый важный «кит». Песня всегда мелодия, напев. В мелодии – «душа музыки», в том числе и танцевальной, и даже музыку марша можно напеть. Марши встречаются при разных жизненных обстоятельствах; на праздниках, на военных парадах, на спортивных соревнованиях и т. д.

— А танец – это способ выразить своё настроение и чувства при помощи ритмичных шагов и движений тела. Танцы бывают разные по характеру. Это может быть и плавный «Вальс», и весёлая задорная «полька».

— Наши древние предки сопровождали танцами все события, которые происходили в их жизни.

— Дети, какие виды танца вы знаете?

Учащиеся: Отвечают на вопрос.

Педагог: Сейчас я вас познакомлю, посмотрите.

-«Классический», самый трудный танец, обратите внимание на костюмы исполнителей, их обувь. Танец, который сочиняет хореограф.

— «Народный танец» выражает характер, отличительные черты каждого народа. Танец, который сочиняет сам народ.

— «Бальный танец» — танцевали на балах.

— «Современный танец» — родился в XX веке, изменилась музыка, изменился и танец.

Педагог: А вы мне сможете изобразить, как нужно двигаться в перечисленных танцах?

Педагог: Хорошо. Сейчас я включу музыку, а вы будете импровизировать.

Включается музыка; «классическая», «русская народная», «мордовская», «вальс», «современная попса». Учащиеся импровизируют.

Педагог: Все молодцы. Сегодня на занятии мы научимся танцевать весёлый и распространённый танец «Полька».

— А вы знаете где «зародился» этот танец?

Педагог: Родиной этого танца является Чехия. Существует «полька»; венгерская, немецкая, шведская, финская, «полька-галоп», «мазурка». Танцевать можно по одному, а можно парами или группой. Мы будем танцевать парами!

— Прослушайте музыкальный размер танца «полька» 4/4, 2/4 (прохлопывает педагог в ладоши ритм). Давайте прохлопаем вместе. (Прохлопывают учащиеся с педагогом музыкальный размер). А теперь прослушаем музыку для нашего танца «полька», композитора И. Штрауса.

Педагог: Прежде чем мы перейдём к разучиванию движений танца, мы должны разогреть наши мышцы, т.е. сделать разминку. Развернитесь лицом к зеркалу, чтобы смогли себя увидеть. И так друзья начнём.

« Мне нужны ваши ручки, ножки и спинка!

Голова, шея и плечи.

Тренируем мысли и тело,

Приступаем к разминке смело!»

1. Марш на месте;

2. Повороты, наклоны головы;

3. Поднимание плеч;

4. Работа локтями и кистями;

5. Наклоны и повороты в сторону, вперёд и назад;

6. Перекаты с носка на пятку;

7. Подъём на полу пальцы две ноги, попеременно.

Партерная гимнастика на ковриках:

1.Сидя на полу поднимаем ноги по очереди;

2. Наклоны вперёд сидя в позе «лотоса»;

4. «Ножницы» лежа на спине;

5. «Лодочка с веслом»;

Педагог: Молодцы! Пока вы складываете за собой коврики, я расскажу что мы будем делать дальше.

— А сейчас мы с вами поиграем в игру «Жуки и бабочки». Нужно запомнить кто стоит рядом с вами и не забыть своего места от куда вы «прилетите». Потому что вы бабочки и жуки летающие над своими цветами. Тут неожиданно появляется тучка. И вы летите на свой цветочек прятаться.

— Ну, начали! (включается музыка).

Педагог: Молодцы! «Теперь наберёмся терпения,

Перейдём к изучению движений,

Движения танца просты, посмотри и повтори!»

(Педагог раздаёт учащимся резинки двух цветов, которые одеваются на правые руки.)

Педагог: Внимание! У кого резинки белого цвета – внешний круг (девочки), а у кого красного цвета – внутренний круг (мальчики).

— А пока дети, встаньте на свои места в две линии, в шахматном порядке.

— Начнём! Первое движение: подскоки на месте по одному. Отработка движения под музыку (Музыкальная фраза №1).

— Следующее наше движение: прыжок на месте по одному «соте». Прыжок на месте по очереди, стоя парами лицом друг к другу. Отработка движения под музыку (Музыкальная фраза №2).

-Далее: приставные шаги. Добавляем хлопки и исполняем комбинацию: приставные шаги + хлопки. Соединяем все движения вместе: прыжки, приставные шаги, хлопки. Отработка движения под музыку (Музыкальная фраза №3).

Педагог: Ну что, запомнили?

Педагог: Сейчас мы с вами встанем в круг, возьмёмся за руки и «растянемся», встав друг от друга на расстоянии вытянутых рук. Теперь повернёмся по кругу и исполним под музыку подскоки.

Педагог ставит детей в пары. Отмечает место остановки пары цветным мелом.

Педагог: Ребята, сейчас мы повторим все движения с остановками в следующем порядке:

1 часть – подскоки;

2 часть – прыжок «соте»;

3 часть – приставные шаги, хлопки;

4 часть – подскоки;

5 часть – прыжок «соте».

Педагог: «Если танца будет мало,

Есть у танца поворот:

Мы станцуем всё сначала,

А потом – наоборот!»

— Теперь дети, соединяем все наши движения в танец и исполняем его полностью.

— Ребята, какие вопросы будут ко мне?

Педагог: У меня к вам есть ещё вопросы. « Польку» танцуют только в быстром темпе?

Педагог: Вот и подошло к концу наше занятие.

— Скажите пожалуйста, какой сегодня танец мы научились танцевать?

Педагог: Какая страна является родиной «Польки» ?

Педагог: Какие стили танца вы узнали?

Педагог: Какие предметы помогают нам?

Педагог: Вы молодцы! Были внимательными и выполняли движения правильно. Поблагодарим друг друга аплодисментами. Встали все на поклон.