Торжественный бальный танец шествия

Торжественный бальный танец шествия

Барокко (итал. barocco — букв. — причудливый, странный) как направление началось приблизительно с начала XVII века. Основой для барочного стиля явился ренессанс, в котором можно видеть многие шаги, из которых позже выросли барочные движения.

Барочный танец по своему характеру — сценический, точнее, барочный стиль танца тяготеет к сцене.

Первыми барочными танцами были показательные танцы одной пары перед королём. Для этих танцев характерны, во-первых, сложность (в течение одного танца фигуры практически не повторялись), во-вторых — симметрия, т. е. зеркальность (в отличие от ренессанса, в котором зеркальной могла быть схема танца, но не движения, т. к. танцоры идут с одной ноги). В- третьих, появляется различия в исполнении мужской и женской партий (в определённом месте танца мужчина может сделать купе, чтобы поменять ногу).

Когда барокко набирает силу (сер. XVII века), появляются придворные балеты, в которых мог принимать участие и сам король (например, этим славился Людовик XIV). Сюжет у придворных балетов был аллегорический (например, король олицетворял собой солнце, а придворные — звёзды, которые поклоняются солнцу).

Кроме балета существовал придвовал придворный театр. В нем основное место занимала опера, в которой обязательно присутствовали танцевальные отрывки. В опере массовые танцевальные сцены использовались также, как в античности — хор (хору назначалась определенная роль, например, облака, а в барочной опере танцовщицы представляли собой, например, тени умерших).

Опера в барокко тоже представляла собой нечто особое. Её сюжет был античный, но характер исполнения — барочный. Т. е. в центре внимания стояло не действие, а чувства героев (любовь, страдания).

Чтобы понять технику исполнения барочного танца, нужно обратить внимание на архитектуру, скульптуру, гравюру. Для скульптуры (Бернини) и живописи (П. П. Рубенс, А. Ван Дейк во Фландрии) характерны эффективные декоративные композиции, парадные портреты. Гравюра в эпоху барокко представляла собой офорт (от франц. eau-forte — азотная кислота. Рисунок процарапывался гравировальной иглой в слое кислото-упорного лака, покрывающего металлич. Пластину, затем порцарапанные места протравливались кислотой, а полученное углубленное изображение заполнялось краской и оттискивалось на бумагу). Таким образом, результат было сложно предсказать, т. к. химическую реакцию контролировала природа, а не человек. В то время вообще шло быстрое развитие науки, и человек часто вступал в отношения с природой, с природными стихиями, неконтролируемыми явлениями (ставил эксперименты, проводил опыты). Это чувствуется и в музыке, где стиль барокко отличает, с одной стороны, стремление к глубокому отображению внутреннего мира человека, к драматизму и синтезу искусств (опера * , оратория ** , кантата *** , пассион **** ), с другой — к освобождению от союза со словом (развитие инструментальных жанров).

Архитектуру барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) отличают пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. В построении зданий используются эллипсы, спирали, сферы. Организация пространства рассчитана на зрителя, чтобы создать у него иллюзию: зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись создает иллюзию разверзшихся сводов.

Постановка руки в танце барокко как раз пример сслучая, когда эллипс кажется окружностью. Стихийность, так характерная для эпохи барокко, заключена в жесткую школу барочного танца. Существует джентельменский набор движений (сравнительно небольшой), с помощью которого и выражаются все чувства и тонкости сюжета.

В разных странах барочный танец имеет там различную манеру исполнения. Когда барочный танец попадает в страну, то он или доминирует там, как таковой, или включает в себя характерные танцевальные движения народа, живущего в этой стране. Примером может являться Англия. В отличие от Франции, где манера исполнения танца достаточно мягкая, в Англии движения рук более упругие, динамичные и открытые, что, возможно, связано с более строгим воспитанием.

Другой пример — аллеманда. Изначально германский танец, довольно простой по строению. А во что он превратился в барокко! Еще одним примером может послужить жига — старинный танец кетьтского происхождения. Барочная жига имеет очень мало общего с более древним исполнением танца.

Интересно также посмотреть как меняются танцы других стран, попадая во время барокко во Францию. Как пример возьмем контрдансы. Это композиционные танцы. Изначально появились в Англии. К концу XVII века в них стали попадать барочные движения. Во Франции буквально случился «бум» на контрдансы, т. к. они были достаточно не сложные по композиции, по сравнению с показательными барочными танцами, то они стали очень распространены, их с удовольствием танцевали и сотнями сочиняли с использованием различных игровых приемов галантного характера. Композиционные приемы контрданса попали в другие барочные танцы (менуэт, гавот и др.)

Барочный танец просуществовал во Франции вплоть до Великой французской революции (1789 — 1794 гг). С этого момента самым распространенным танцем во Франции стала фарандола, а затем появилась французская кадриль.

* Опера — муз.-театр. произведение, сочетающее сольное, ансамблевое и хоровое пение, инструментальную музыку,сценические и декорационные искусства.

** Оратория — муз. Произведение для певцов — солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначено для концертного исполнения. Обладаает эпико-драматическим характером и ясной сюжетностью.

*** Кантата — крупное вокально — инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Близка к оратории, но отличается от нее меньшим масштабом и отсутствием драматической разработки сюжета.

**** Пассион — муз. Произведение, содержание которого основано на евангельской истории страданий и смерти Христа.

Музыка для бальных танцев

Автор: Арнаутов. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Музыка для бальных танцев.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 1378 КБ.

Музыка для бальных танцев

Царство бальных танцев

Подготовила учитель музыки УВК № 33 г. Днепропетровска Арнаутова Ирина Владимировна

Карта царства бальных танцев

Бальными называют танцы, созданные для исполнения на танцевальных вечерах (балах). Большинство бальных танцев имеют народное происхождение.

1. Музыкальный жанр, в котором соединены музыка и поэзия (песня) 2. Знак, которым записывается мелодия (нота) 3. Песня для убаюкивания ребёнка (колыбельная) 4. Песня, которую создаёт народ (народная) 5. Особая хвалебная песня (гимн) 6. Нота, которая находится после ноты «до» (ре) 7. Вид искусства (музыка)

Музыка танца

Полонез ( с фр.-польский) – один из древнейших танцев. Когда-то его называли «великим», или «пешим», так, как музыка танца напоминает шествие, торжественный марш. В старину народный полонез исполняли только мужчины.

Фридерик Шопен

Великий польский композитор и пианист, один из классиков мировой музыки.

1. Музыка, которая написана для пения (вокальная) 2. Тип музыки, который имеет энергичный, чёткий ритм, близкий к шагу (марш) 3. Шестая нота в звукоряде (ля) 4. Разновидность фортепиано (рояль) 5. Струнный инструмент, который называют «царицею души» (скрипка)

Вальс (с фр. и нем.- кружиться)- парный бальный танец, в основе которого лежат народные танцы Австрии, Германии и Чехии.

Иоганн Штраус

Австрийский композитор и дирижёр, яркий представитель венской танцевальной музыки

1. Знак молчания (пауза) 2. Первая нота в звукоряде (до) 3. Русский народный инструмент (балалайка) 4. Очень солёная нотка (соль) 5. Знак, который ставится в начале нотоносца (ключ) 6. Нота – это … (знак)

Подвижный танец

Полька (с чешск. –половинка) – весёлый, подвижный танец. Польку танцевали маленькими, короткими, шажками.

Сергей Васильевич Рахманинов

Выдающийся советский композитор, гениальный пианист и дирижёр.

Сценарий проведения вечернего бала, посвященного танцам.

В1. Здравствуйте, уважаемые гости и все участники нашего торжественного бала.
В2. Мы рады приветствовать вас в этом зале, который сегодня так удивительно красив.
В1. И делают его таким не украшения, а ваши счастливые лица.
В1. Мы начнем с разговора про бальный этикет. В течение всего бала следует вести себя учтиво и вежливо, ко всем присутствующим относиться с равным уважением и вниманием.
В2. Бал сопровождается не только хорошими манерами поведения, но и определённой манерой разговора. Недопустима громкая, резкая речь, запрещено употребление ненормативной лексики. Не стоит держать руки в карманах, жевать, демонстративно удаляться от общества – таким поведением вы оскорбляете прочих приглашенных.
В1. Держать себя грациозно и изящно, двигаться непринужденно и легко следует не только во время танцев, но и во всякое другое время на балу.
В2. Следует следить, чтобы выражение лица всегда оставалось любезным и милым взгляду, улыбаться и глядеть с приятностью.
В1. Бал — это вечер, посвященный танцам. Посему крайне неприлично, придя на бал, избегать участия в танцах, никого не приглашая или часто отказываясь от приглашений.
В2. При обмене приветствиями сначала кавалеры приветствуют дам поклоном, затем дамы приветствуют кавалеров реверансом.
В1. Даме неприлично танцевать много с одним и тем же кавалером, следует ограничиваться двумя или тремя приглашениями от одного и того же лица.
В2. Также и кавалеру следует приглашать во время бала разных дам, предварительно представляясь в случае, если дама ему незнакома.
В1. Кавалер, желая пригласить даму на танец, должен подойти к ней и, изящно поклонившись, сделать приглашение в самой вежливой и деликатной форме: “Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [танец]”. Или просто: “Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами”.
В2. Воспитанная дама не должна разрешить себе, отказав одному кавалеру, идти сейчас же танцевать с другим. Она должна будет пропустить танец.
В1. Воспитанный кавалер не должен разрешать себе, получив отказ от дамы, тут же приглашать другую присутствующую даму, показывая тем самым, что ему на самом деле все равно с кем танцевать.
В2. В случае недостатка в кавалерах обязанность танцевать падает на каждого. Неприлично, зная танец и наблюдая множество неприглашенных дам, избегать приглашения.
В1. С другой стороны, дама, оставшаяся без приглашения, должна перенести спокойно эту маленькую неприятность и не выказывать своего неудовольствия. Ей надо иметь вид, будто она с большим удовольствием смотрит на танцующих.
В2. По окончании танца кавалеру следует поклониться даме и проводить её к указанному ею месту. После чего он может отойти, непременно поблагодарив даму за танец. Или продолжить общение, если оба того желают.
В1. Во время танцев свободного перемещения следует двигаться вместе со всеми, танцуя по периметру зала – не разрывать круг, не занимать место сбоку от другой пары или перед ней. Следует держать расстояние до пары, двигающейся перед вами.
В2. Если по какой-то причине пара сбилась, лучше отойти в центр зала, но не наружу, и, тем более, не оставаться на линии танца.
В1. А теперь приступим к основной части нашего бала – к танцам. Я хочу представить вам моих помощников – Бальных церемонимейстеров. Они помогут вам разобраться с построениями в зале.
Убедительная просьба беспрекословно слушаться указаний церемонимейстеров.

В2. Немного истории. Бальный танец возник в 14 в. в Италии и служил для массового развлечения. Затем он распространился во Франции и по всей Европе. В 16-17в. Франция стала законодательницей бальных танцев. В России балы появились в 18 веке, при Петре 1. По его указу бальный танец стал обязательным предметом в программе многих учебных заведений.
В1. Балы всегда начинались с величественного танца – Полонеза

Полонез
В2. Этим танцем открывался любой бал. По сути своей это было торжественное шествие, в котором принимали участие все прибывшие, даже если потом они весь бал проводили за карточным столом.
В1. В первой паре шел хозяин с самой знатной гостьей, во второй – хозяйка с самым именитым гостем. Если на балу присутствовал Император, то полонез открывал он с хозяйкой дома, а второй парой шел хозяин с Императрицей.
В2. Первый кавалер громко объявлял «Руку дамам, господа, и следуйте за мной».
Первая пара задавала фигуры, остальные повторяли их. Количество фигур не было ограничено. Их можно было придумывать прямо по ходу танца.
В1. Мы приглашаем команду Юго-Восточного Автономного Округа исполнить для нас этот прекрасный танец.

Па-де-грас
В2. В последнее десятилетие XIX в. Россию, как и всю Европу, охватила мода на новые социальные танцы. Кадрили, польки, мазурки и вальсы приелись публике, и требовалось что-то новое. Тогда и возник Па-де-Грас. Это общий танец, танец для всех.
В1. Но прежде, чем предложить кавалерам приглашать дам, мы сыграем в бальную игру – излюбленное развлечение танцующих.
*Бальная игра: на сцене выстраиваются две колонны, одна – кавалеров, другая – дам. Колонны строятся по два человека. Посередине стоит кавалер с цветком в руке. К нему подходят две дамы, держась за руки. Кавалер подает цветок одной из них, с другой же – идет танцевать. Подает ей руку и помогает спуститься по ступенькам, в зал, где церемонимейстеры встретят их и проводят на место в танце.
Дама, принявшая цветок, ожидает, когда к ней подойдут два кавалера, подает цветок одному из них, а с другим идет танцевать. Момент выбора приятен, но лучше постараться не затягивать его.
Так поступают до того момента, пока не остается последний кавалер или дама. Если остается кавалер, то он идет приглашать любую понравившуюся ему даму. Если же остается дама, её непременно нужно пригласить кавалеру из зала. *
*Игра*
В2. Итак, мы танцуем Па-де-Грас, красивый и романтичный танец.

Конский бранль
В1. Одними из первых известных нам народных танцев являются бранли – эти французские танцы были записаны горожанином Туаном Арбо. Его книга построена характерным для того времени образом – в виде диалога ученика Каприоля со своим наставником.
В2. Предположительно первые бранли появились еще в 12 веке. Эти танцы построены всего на нескольких движениях. Кроме того, бранли часто делят на круговые, линейные и мимические (игровые). Конский бранль – один из самых известных и распространенных бранлей.
В1. Встречаем команду Зеленоградского Автономного Округа!

Романеска
В2. Этот танец зародился в Италии или Испании.
В1. Есть версия, что его название происходит от испанского романса. Бранли, к 14му веку распространившиеся по Европе, постепенно убыстрялись, обогащались прыжками, поворотами, изящными позами – так и появилась романеска.
В2. Легкость и живость, с которой исполнялся танец, не исключали известной изысканности, которую нужно было сохранять даже при быстром повороте плеч.
В1. Этот танец для нас исполнит команда Центрального Автономного Округа – просим вас!

Контрданс «Черная Лошадка»
В2. А теперь разрешите представить вашему вниманию серию танцев под названием Контрданс. Эти танцы зародились в Англии в XVII веке. Впервые контрдансы упоминаются еще при королеве Елизавете 1.
В1. Существует мнение, что название эти танцы получили от английского countrydance, что буквально переводится как «деревенский танец».
В2. Общедоступность, живость и универсальность Контрданса сделали его в 18-19 вв. популярным на балах Европы и России.
В1. Первый из контрдансов, который вы увидите сегодня – контрданс «Черная лошадка» – исполняет команда Северо-Восточного Автономного Округа.

Полька-тройка
В2. В 18 веке веселый чешский танец «Полька» покорил страны Европы. Согласно легенде, сельская девушка, слушая чешскую народную песню, придумала те прыжки, которые есть в «Польке». Из-за быстроты и веселого характера она назвала придуманные шаги “Madera”. В переводе с чешского означает «половина», т.е. полшага.
В1. Полька имела огромный успех. Педагоги ухватились за новый танец, начали преподавать его во всех салонах и танцевальных школах.
В2. В наши дни полька – популярный танец с большим количеством вариаций от сложных до простых, прыгучими шагами и всегда – счастливой, радостной музыкой.
В1. Изюминка следующего танца в том, что на паркет выходят тройками: кавалер и две дамы. Дамы держат кавалера в «замочке», соединяя руки и спереди, и за спиной кавалера. Это – «Полька-тройка», общий танец, кавалеры приглашают дам!

Контрданс «Прихоть мистера Бевериджа»
В2. Непростой и прихотливый контрданс, рассчитанный на две пары – в отличие от традиционного контрданса, для исполнения которого требуется три пары танцоров.
В1. Он куда менее похож на игровой танец и более официален.
В2. И исполняет его команда Северо-Западного Округа.

Менуэт
В1. Скромные жители французского местечка Пуату, находящегося в Бретани, были бы, наверное, весьма удивлены, если бы им сказали, какая блестящая будущность предстоит их любимому танцу, состоявшему из «маленьких шагов» (pas menus).
В2. Мотивы этого народного танца, бесхитростного и простого, пришлись по вкусу аристократии и придворным кругам не одной Франции, а всего мира, бравшего пример с французских законодателей мод.
В1. Менуэт – «танец королей и король танцев» – так говорили в один голос историки.
В2. Известно высказывание о том, что «кто хорошо танцует менуэт, тот все делает хорошо».
В1. И ни один танец 16-17 веков не пользовался такой популярностью, как менуэт, являвшийся общепризнанным образцом салонного танцевального искусства.
В2. Этот изысканный танец представляет нашему вниманию команда Западного Автономного Округа.

Бальный ручеек
В1. А сейчас мы немного отвлечемся от аристократического, дворцового лада и сыграем в бальную игру под названием «Бальный ручеек».
Бальный ручеек
Первая пара (Кавалер и Дама) высоко поднимают руки и идут по кругу вприпрыжку. За ними, подражая им, идет вереница пар. Танцор без пары ныряет под их руки, в «воротца», и, наклонившись, быстро идет сквозь строй. Выбрав себе партнера, танцор берет его за руку, выхватывая из пары. Предыдущий партнер должен беспрекословно отпустить выбранного. Новая пара доходит до конца танцующей колонны и становится в «хвост». Оставшийся без пары идет следом, обегает круг и ныряет в «воротца».
*Игра*
Вальс святого Бернара
В2. Несомненно, самым любимым и изысканным танцем 19 века был вальс. Существовали просто вальсы, когда каждая пара была предоставлена самой себе, и фигурные вальсы, состоявшие из определенной последовательности фигур.
В1. Вальс святого Бернара, или Вальс-экосез – старинный шотландский танец. Изначально его танцевали в медленном темпе под звуки волынки. Когда он распространился в континентальной Европе, то стал более быстрым. Особенной популярностью танец пользовался во Франции и в Германии, где стал обязательной частью бальной программы.
В2. Итак – следующий танец нашего бала – Вальс святого Бернара. Общий танец.
В1. Кавалеры приглашают дам!
Марш-карусель
В2. “Чудесный марш “Карусель” получил имя не от ярмарочного аттракциона, а от конноспортивного соревнования, в котором наездники занимаются гонками и разными манёврами.
В1. Одно из таких мероприятий в венской придворной ездовой школе, ныне известной как “испанская ездовая школа”, проходило 21 мая 1853 г. в ходе Придворного праздника того года.
В2. Событие вдохновило Иоганна Штрауса на сочинение одного из самых захватывающих произведений его раннего периода творчества: марша “Карусель”, которым композитор впервые дирижировал на весеннем празднике в Фольксгартене 14 июня 1853 г.”
В1. Этот танец для нас представит команда Восточного автономного округа.

Кормление лиса
В2. Детский танец, история о лисе, забравшемся в виноградник. Он объелся винограда и уснул, а хозяин виноградника со своими детьми пришел и стал будить его.
В1. Танец поставлен хореографом Ривкой Штурман в 1950 году.
В2. А вот и текст песни, под которую танцуют «Кормление лиса».
«Лис, который идет по дороге, медленно приближается к моей виноградной лозе.
Когда никто не видит, он крадет гроздь винограда, которая кажется такой красивой,
И убегает со своей добычей.»
Танец инструкторов
Марш герцога Карло
В1. Следующий танец бальной программы – марш герцога Карло.
В2. Изящный танец со сменой партнеров.
В1. Мы предлагаем вам изучить его прямо сейчас. Танец общий, кавалеры приглашают дам.

Гавот
В2. Гавот – грациозный танец с медленными плавными движениями. Появился в XVI веке в центральной и южной частях Франции.
В1. Первоначально он очень напоминал хороводный танец, и интерес к нему быстро угас.
В2. В XVIII веке танец пережил второе рождение. Известный итальянский музыкант Жан-Батист Люлли ввел его в репертуар многочисленных салонов, а также в придворный обиход.
В1. Многие музыканты того времени использовали танец в качестве стилизации и композицию применяли в отрывках оперы и иных театральных представлениях.
В2. Сегодня мы увидим этот танец в исполнении команды ЮЗАО.

Кадриль
В1. Французский танец, зародившийся из английского контрданса, возник в конце XVIII в. Он был весьма популярен до конца XIX в. в Европе и России.
В2. Изначально в этом светском танце, развившемся из сельского, существовало всего пять обязательных фигур.
В1. Сейчас кадриль переживает свой новый расцвет. Танец стал обрастать новыми, интересными фигурами.
В2. Появилось множество постановок по мотивам классической кадрили. Одну из них нам представит команда ТиНАО

Полька-тройка
В1. И вновь мы приглашаем вас станцевать радостный танец.
В2. Общий танец. Полька-тройка!

С древнейших времен и до наших дней люди танцуют — на праздниках или просто в свободные вечера, непринужденно веселясь или участвуя в торжественной церемонии.

Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудреные звуки самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах, в сопровождении труб, виол или оркестра.

Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до нашего времени.

Конечно, они очень отличаются один от другого в зависимости от страны, в которой родились, от времени, когда это произошло, от того, кто и где их исполнял.

Вот, например, аллеманда. Серьезная, неторопливая. Как бытовой и придворный танец аллеманда появилась в Англии, Франции и Нидерландах в середине XVI века.

Родилась аллеманда из приветственных сигналов трубачей, звучавших при встрече высоких особ — князей, владетелей графств и герцогств. Под эти приветственные звуки двигалось торжественное шествие придворных, поэтому размер танца четный, как у марша — 2/4, реже 4/4.

Войдя в сюиту как часть цикла, аллеманда стала богато разработанной торжественной пьесой вступительного характера. Французский танец куранта (courante — бегущая, текущая) — тоже придворного происхождения, но довольно быстрый — об этом говорит название, — отличающийся сложными, затейливыми фигурами и соответствующей им затейливой музыкой. Размер его трехдольный — 3/4 или 3/8.

Совсем иная сарабанда. Это медленный, величественный танец, родившийся в Испании. Он возник из торжественного похоронного обряда, когда все присутствовавшие на погребении в молчании ступали вокруг гроба. Происхождение танца отразилось в его названии — sacra banda — по-испански — святое шествие. Сказался в сарабанде и горделивый испанский характер. Несмотря на то, что сарабанда — танец-шествие, размер ее 3/4 в трехдольном движении удобнее было совершать многочисленные повороты во время спуска по крутой винтовой лестнице в усыпальницу, шествовать вокруг гроба.

Жига (от англ. jig) старинный танец английских моряков — быстрый, веселый, непринужденный. Музыка его словно льется безостановочно, ровными триолями, как веселый ручеек, в размере 3, 6, 9 или 12 восьмых.

Аллеманда, куранта, сарабанда и жига — именно в таком порядке, составляя контрастные сочетания, они вошли в старинную сюиту. Красивы и очень отличны по характеру танцы разных народов. Своеобразны норвежские крестьянские танцы. Парный «прыжковый танец» — спрингар — отличается острым чеканным ритмом, яркой мелодией в трехдольном размере. Парни, весело подпрыгивая и притопывая, ведут девушек, которые ступают мелкими шажками.

Халлинг — сольный танец, в котором юноша показывает силу, проворство и ловкость. Халлинг изобилует высокими прыжками, вращениями, перевертываниями в воздухе. Музыка его, в размере 2/4 носит мужественно-суровый характер, имеет упругий и прихотливый ритм.

Гангар — неторопливый, спокойный. Его танцуют парами, торжественно и чинно, в размере 6/8.

Эти три самых распространенных в Норвегии танца широко использовал в своем творчестве Григ, который сам любовался ими, записывал их мелодии.

Множество чудесных танцев издавна бытует в Польше. Наиболее известны из них — полонез, краковяк и мазурка.

Самый древний танец — полонез. В старину он назывался «великим», или «пешим» танцем. Нынешнее его название — французское, в переводе означает «польский». Сначала его танцевали только мужчины. Полонезом — парадным шествием, в котором все гости должны были принять участие, открывались придворные балы. Под горделивое, величественное звучание музыки — своеобразного торжественного марша, но в трехдольном размере, длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки. Кроме придворного, существовал и крестьянский полонез — более спокойный и плавный.

Излюбленный польский танец — мазурка, точнее — мазур (от названия одной из областей Польши — Мазовии). Народная мазурка — с веселой, задорной, резко акцентированной мелодией в трехдольном размере — это парный танец, в котором нет заранее придуманных фигур. Ее импровизируют партнеры. В шляхетской, дворянской мазурке больше блеска, ее па как бы символизируют военную удаль. В XIX веке мазурка стала одним из самых популярных бальных танцев.

Краковяк (краковяки — жители города Кракова) — отличается четким двудольным размером. Вначале его танцевали тоже только мужчины: парами, в которых один изображал рыцаря, а другой — его оруженосца. Затем краковяк стали танцевать в паре с дамой: она — плавно, изящно, он — с резкими притоптываниями.

Все эти танцы представлены в творчестве великого сына Польши — Шопена. Особенно часто обращался он к мазурке. Среди шопеновских мазурок — и блестящие бальные, и задорные крестьянские, и опоэтизированные нежные мелодии — настоящие миниатюрные поэмы. Кажется, сама душа Польши воплотилась в этих прекрасных творениях.

Народный танец полька по созвучию многим тоже кажется польским. Однако он принадлежит другому славянскому народу — чехам. Название его происходит от слова pulka — половина, так как танцевали его мелкими шажками. Это живой непринужденный танец в двудольном размере, который танцуют парами по кругу. Полька обычно открывала деревенский бал, и, заслыша ее веселые звуки, никто не мог устоять на месте. Этот самый любимый из чешских народных танцев завоевал широкую популярность во всей Европе. Он звучит в опере чешского композитора Бедржиха Сметаны «Проданная невеста».

Интересна судьба австрийского танца лендлера. Этот парный круговой трехдольный танец получил свое название от австрийской области Ландль. В начале XIX века он перекочевал из сел в города Австрии и Германии. Его стали танцевать на балах, и постепенно он превратился во всем известный и всеми любимый вальс.

Вот уже целых два века живет и пользуется неизменной любовью этот увлекательный, вечно юный танец. В Германии, Австрии, Чехии, крестьяне на праздничных вечеринках весело кружились парами (отсюда происхождение названия танца — немецкое walzen — прокатывать). Постепенно движение становилось все более плавным, кругообразным, из него уходили типичные для народного танца подпрыгивания и притопывания. Рождался вальс. На рубеже XVIII и XIX века вальс быстро распространился по многим странам. Прежде всего новый танец завоевал Вену. Вальсы композиторов Лайнера и Иоганна Штрауса-отца звучали в австрийской столице повсюду. Вальсы же Иоганна Штрауса-сына покорили не только Вену, но и весь мир. Поэтичные, изящные, с обаятельными, свободно льющимися мелодиями, они пленяли слух. Они пронизывали и оперетты И. Штрауса. Начиная с «Приглашения к танцу» Вебера, вальс попал в сферу симфонической музыки. В России великолепным образцом такого симфонического вальса стал «Вальс-фантазия» Глинки. Зазвучали в концертах и фортепианные вальсы — «Мефисто-вальс» Листа, «Сентиментальный вальс» Чайковского и, конечно, многочисленные вальсы Шопена — то блестящие, бравурные, то нежные и мечтательные. В наше время любимы вальсы Прокофьева — из балета «Золушка» и оперы «Война и мир», вальс .html»>Хачатуряна из музыки к драме Лермонтова «Маскарад».

В Венгерских рапсодиях Листа, в Венгерских танцах Брамса звучат характерные мелодические обороты, острые ритмические фигуры. Они сразу узнаются на слух. Это — интонации венгерского танца чардаша. Название его происходит от слова csarda — трактир, корчма. Венгерские корчмы издавна служили своеобразными клубами, где собирались окрестные жители. В них или на площадке перед ними и танцевали. Чардаш возник не в крестьянской или придворной среде, а в городе, в начале XIX века. Танец этот двудольный и состоит из двух частей — довольно медленного патетического лашшана и стремительной, огневой фришки.

На юге Италии расположился город Таранто. Он дал имя национальному итальянскому танцу тарантелле. Тарантелла распространена по всему югу Италии. Особенно любят ее в Неаполе и в Сицилии. Стремительный, веселый танец, исполняемый под гитару и кастаньеты, ярко выражает характер темпераментных южан. Размер тарантеллы 3/8 или 6/8 с характерным, непрерывным и непринужденным движением триолями. Жизнерадостный ритм тарантеллы привлек к себе многих композиторов разных стран — Листа, Шопена, Чайковского, Прокофьева. Верди использовал тарантеллу в опере «Сицилийская вечерня», а Россини создал в ее ритме песню, пользующуюся большой популярностью.

Яркостью, темпераментом отличается и южнофранцузский — провансальский — танец фарандола. Его участники пляшут в хороводе, держась за руки, то быстро, то медленно, в сопровождении тамбуринов и пронзительно звучащей флейточки-галубе. Прекрасную фарандолу написал Бизе к драме А. Доде «Арлезианка».

Очень колоритны танцы Испании. Хота — любимый танец Арагона, Каталонии, Валенсии, — отличается быстрым темпом, трехдольным размером, острым ритмом, который подчеркивается щелканьем кастаньет. Это парный танец, исполняемый под гитару или мандолину. Своеобразием хоты пленился Глинка во время своего путешествия по Испании. Его оркестровая «Арагонская хота» написана на подлинную народную тему.

Другой распространенный испанский танец — болеро (от испанского voler — летать), более умеренный, с ритмом, напоминающим ритм полонеза. Сопровождается он тоже гитарой и кастаньетами, но часто и пением. Русские композиторы — Глинка, Чайковский, Даргомыжский, Кюи — писали романсы в ритме болеро. Пожалуй, самое известное произведение в этом ритме — «Болеро» французского композитора Мориса Равеля.

Русские танцы — и веселые пляски, и плавные хороводы, часто сопровождаются пением. Среди танцев народов нашей страны известны украинские гопак и «Казачок» (существуют также «Казачки» кубанский и терский) — двудольный танец импровизационного характера, в котором партнер повторяет движение своей подруги; задорная молдавеняска и молдавский танец-хоровод коло, известный также на Украине. Коло танцуют и за пределами нашей родины — в Болгарии, Румынии, Югославии, Польше.

Большую известность среди наших народных танцев приобрел грузинский танец лезгинка. Быстрая, темпераментная, требующая большой силы и ловкости от юноши, плавности и изящества от девушки, она является их своеобразным соревнованием. Музыка лезгинки — с четким ритмом, двудольным размером и энергичными движениями — привлекла к себе внимание многих композиторов. Так, Глинка в «Руслане и Людмиле», Рубинштейн в «Демоне» поместили бурную, полную стихийной силы и страсти лезгинку.

Как и песня, танец существует в жизни человека с незапамятных времен. Естественная потребность выразить свои эмоции в движении сделала танец спутником его жизни.

На ранних этапах истории, в первобытном обществе, танцы имели ритуальные функции. В фольклоре многих народов обрядовые танцы существуют до сих пор, они часто связаны с играми, действами. Позже танцы приобрели развлекательное значение, как форма проведения досуга. Кроме народных возникали придворные, бальные, салонные.

Сопровождающая танцы музыка может быть вокальной, вокально-инструментальной, чисто инструментальной. В эпоху Возрождения наиболее популярными были смешанные песенно-танцевальные жанры. В их музыке запечатлелись ритмические структуры песенной поэзии. Это закрепило в слуховом опыте людей привычку к четкому ритму, а также определенные эмоциональные и смысловые связи между словами в тексте и мотивами в музыке. Все это послужило основой светской профессиональной музыки.

Огромное разнообразие танцев разных времен и народов постепенно сложилось в общую музыкальную «копилку», из которой каждый композитор выбирает те ритмы и интонации, которые наиболее точно могут создать нужный ему художественный образ.

Хореография того или иного танца обычно живет столько, сколько живет танец, а затем с изменением стиля жизни и моды — исчезает. Жизнь музыки танца намного продолжительнее. Она сохраняется в инструментальных (да и в вокальных) жанрах долгое время. Такова судьба сарабанды, менуэта, полонеза и др. Хореография танцев послужила основой для искусства балета.