Урок музыки какие бывают танцы

Урок музыки какие бывают танцы

«Три кита в музыке» — песня, танец, марш. Урок музыки в 1 классе I четверть

Гречанов В.А.
учитель музыки,
СОШ №4, с. Сотниковское

Цели урока: сформировать знания о музыкальных жанрах: песня, марш, танец; развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять, используя разнообразные виды музыкально-практической деятельности; развивать творческое мышление, внимание, память. Способствовать формированию духовной культуры школьников, воспитанию коммуникативных качеств личности, интереса к музыке.

Должны знать: три типа (жанра) музыки: танец, марш, песня.

Должны уметь: определять на слух тип (жанр) музыки, выявлять сходные и различные черты в музыке.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: по источнику получения знаний – словесный, наглядный, практический. По характеру познавательной деятельности – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Формы работы: коллективная.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, диск с записями песни «Чему учат в школе» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского, «Марш», «Итальянская полька» С. Рахманинова, «Вальс» П. Чайковского.

Ход урока

• Организация учащихся на урок.

Вход в класс под музыку.

Музыкальное приветствие.

Учитель: Добрый день вам, добрый день!

Дети: В мире музыки, фантазии и песен.

Учитель: Добрым будь, щедрым будь

Дети: И с искусством в дивный путь!

Я рад видеть вас сегодня на уроке, рад вашим улыбкам. Сегодня на уроке вас ожидает много нового и интересного.

— Как вы сегодня приветствовали друг друга?

— Чем отличается ваше приветствие от приветствия на нашем уроке?

II . Изучение нового материала.

«Звуки шумовые и музыкальные»

Учитель:

Все на свете дети знают,

Звуки разные бывают .

Журавлей прощальный клекот,

Самолёта громкий рокот,

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колёс и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые.

Только есть ещё другие:

Не шуршания, не стука –

Музыкальные есть звуки.

Наш мир полон звуков, которые издают все предметы (дети приводят примеры: шум листвы, дождя; столы, стулья при передвижении; голоса людей и т.д.). Ребята, закройте глаза и послушайте звуки, окружающие вас, затем каждый расскажет, что услышал. (Высказывания детей).

— Как можно назвать все эти звуки? (Шум)

— Какие ещё могут быть звуки? (Музыкальные)

Слушание музыки: «Итальянская полька» С.В. Рахманинова.

— Это тоже звуки, но чем они отличаются от тех, которые мы только что слушали? (Музыкальные).

— Звуки в окружающем нас мире бывают шумовые и музыкальные, которые появляются при игре на музыкальных инструментах или во время пения.

И сейчас, мы с вами поиграем в игру «Узнай звук».

Я вам показываю иллюстрации, а вы хлопаете в ладоши, когда на рисунке будет предмет, издающий музыкальный звук и топаете ногами, когда на рисунке будет предмет, не издающий музыкальных звуков. (физминутка)

• Композитор. Исполнитель. Слушатель.

Распевание, упражнение на дыхание.

Сядьте ровно. Сделайте глубокий вдох через нос, выдох – как спускает шарик (2-3 раза).

Упражнение «33 Егорки».

Представьте, что вы ёлочки в лесу. Подуйте на ладони (3 раза). Сделайте 3 резких выдоха.

Упражнение «Музыкальное эхо».

Мы с вами сейчас издавали звуки. Какие это звуки: музыкальные или шумовые?

— Из каких звуков состоит музыка?

— Кто придумывает музыку?

— Оказывается, эту загадку люди до сих пор не смогли разгадать, поэтому они сочинили много сказок о музыке и музыкантах. Сказка о Садко рассказывает о чудесном певце, музыканте, который своей музыкой покорил даже морского царя. (чтение фрагмента из сказки). А какие сказки о музыке вы знаете?

— Итак, значит, музыку сочиняют люди.

Человека, который сочиняет музыку, называют композитором.

Композитор сочинил музыку, теперь её надо исполнить, т.е. нужны певцы, музыканты, играющие на разных инструментах.

— Ребята, что же будет с музыкой, если её никто не услышит? ( Эта музыка исчезнет).

— Чтобы музыка была, её надо сочинить, затем исполнить.

Музыканта, который исполняет музыку, называют исполнителем.

— Ну и наконец, музыку нужно услышать. А кто мне скажет, как называется человек, который слушает музыку? (Слушатель).

Ребята, давайте с вами сделаем вывод всего сказанного. Для кого пишется музыка? (Музыка существует для людей, а не только для тех, кто её пишет и исполняет).

Для того чтобы стать композитором и исполнителем, нужно много учиться, иметь музыкальный слух, а вот слушателем может стать каждый из вас.

Сейчас, я предлагаю вам творчески изобразить музыканта, исполнителя, слушателя. (Дети импровизированно показывают действия музыканта, исполнителя, слушателя).

Физкультминутка.

Ножки, ножки бежали по дорожке.

Лугом, лесочком прыгали по кочкам.

Прибежали на лужок и потопали: топ, топ, топ.

На цветочки засмотрелись, песенки распелись,

У берёзки встали, бодро танцевали.

( Сопровождается музыкальными звуками под баян или фортепьяно).

IV . Музыкальные жанры.

Используется сказка В. Бондарева «Три весёлых зайца».

С бирюзового неба скатилась звёздочка. Она перепрыгнула через розовую тучку, мелькнула среди деревьев музыкальной рощи и спряталась в родничке-мотивчике, что вытекал из-под корней берёзы. Родничок вздрогнул, прислушался: кто-то шёл по роще. Ближе, ближе. Вокруг становилось всё светлее и светлее. Кусты раздвинулись, и к родничку вышла румяная, в венке из весенних цветов Мелодия. Она наклонилась над родничком и протянула руки к воде. Родничок боялся щекотки и потому зажурчал, заплескался. Его услышал Соловей. Выпорхнул из гнезда, отряхнул с крыльев росу и запел:

— Дрозд, Дрозд, вставай. Ночь уходит. Чуешь? Чуешь? Топ-топ-топ.

Издали с поля его бойко поддержала перепёлка:

— Ты прав, ты прав: вставать пора, вставать пора.

— Дрозд, пора. Уже пора.

— А я уже встал, встал я!

Мелодия умылась. Обрызгала родниковой водой венок и побежала к морю, где ждал её кит Песня.

Увидел кит мелодию и запел. (Песня на усмотрения учителя).

А в эту минуту в музыкальной роще под ореховым кустом завозился маленький Зайчонок. Он проскакал всю ночь, замёрз. Начал он притопывать ножкой – то одной, то другой. И побежали ножки чётко по дорожке:

Я шагаю, я шагаю, я шагаю

И не страшно, и не страшно мне ничуть!

Всё на свете, всё на свете я узнаю!

Ну а если и не всё, то что-нибудь, — весело пел Зайчонок.

И так у него это весело и чётко получалось! А дорожка всё бежала и бежала и привела его к морю. Вынырнул из моря кит: «Как весело поёшь, Зайчонок! Хочешь, я научу тебя маршировать, слушать и слышать разные марши?» «Хочу, — отвечает Зайчонок, — а ты кто?»

— Я – кит Марш, на мне и моих друзьях держится огромный мир «Музыка». Поплыли со мной!

Не испугался Зайчонок воды, прыгнул он не спину киту, и поплыли они за мелодией и китом-песней.

Солнышко поднималось всё выше и выше. Потрогало своим лучиком Щенка за ушко. Вскочил он, лапками глазки протёр, осмотрелся и побежал по дорожке к морю, распевая, кувыркаясь и подпрыгивая. А у берега его ждал кит Танец: «Тебя-то я и жду! Поплыли со мной в страну «Музыка». Там ты научишься петь и танцевать». И поплыли они познавать новую страну.

Вот такая интересная история страны «Музыка».

И мы, ребята, с вами будем познавать музыкальную страну. Ведь музыка – это целый мир, как неизвестная планета, которую мы будем изучать. Люди представляли «мир музыки», стоящий на трёх основах, «трёх китах».

Давайте, слушая музыку, узнаем наших новых знакомых: песню, танец, марш.

V . Слушание музыки.

• Звучит марш. Дети делают под музыку любые движения.

• Танец «Итальянская полька» С. Рахманинова, «Вальс» П. Чайковского.

• Песня «Чему учат в школе» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.

– Итак, назовите три основы, «три кита», на которых держится музыкальный мир. (Дети называют). Учиться узнавать имена «трёх китов» будем на уроках музыки, так же, как вы на других уроках учитесь «буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь».

— Знакомы вам эти слова? Из какой они песни?

— Правильно. Из песни «Чему учат в школе» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. (слайд 11)

После прослушивания:

— Какие слова запомнились лучше всего?

— Можно эти слова считать самыми главными?

— Слова в песне являются стихами или прозой?

-Кто пишет стихи? Музыку? Кто слушает музыку?

VI . Разучивание и исполнение песни «Чему учат в школе»

— Как можно назвать человека, который исполняет музыкальное произведение один? (если дети испытывают затруднение, учитель сам даёт ответ).

Сейчас, ребята, мы исполним песню. Я буду солист, а вы будете петь слова «Учат в школе».

На следующем уроке мы с вами продолжим изучение темы «Песня, танец, марш». И начнём изучение с «Марша».

VII . Итог урока. Рефлексия.

План-конспект урока по музыке по теме:
Конспект и презентация открытого урока музыки и пения «Три «кита» в музыке» для детей 1 класса школы-интерната VIII вида.

Конспект и презентация (итогового) открытого урока музыки и пения «Три «кита» в музыке» для детей с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

Предварительный просмотр:

КУ «Няганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Открытый урок «Три кита в музыке» для детей с ограниченными возможностями здоровья (1 класс)

Составила: учитель музыки Рыбакова Е.В.

Конспект открытого урока в 1 классе I четверти (итоговый).

Тема I четверти: Песня, танец, марш – музыкальные жанры.

Тема урока: Три «кита» в музыке.

Цель: обобщение музыкальных знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроках в первой четверти.

Образовательная — формирование целостной системы ведущих знаний по теме

I четверти — осознанного представления о музыкальных жанрах – песня, танец, марш.

Воспитательная — воспитание музыкального вкуса, исполнительской культуры, культуры слушания и умения анализировать услышанное произведение.

Развивающая — развитие умения определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш); развитие вокальных умений и навыков, внимания, памяти, мышления.

Коррекционная — корригировать отклонения в интеллектуальном развитии, нарушения звукопроизносительной стороны речи, развивать слуховое и зрительное восприятие музыки.

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-путешествие, игра.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, пластического интонирования, эмоциональной драматургии, контрастных сопоставлений, перспективы и ретроспективы, игры.

Попевки: М.Ю.Картушина, «Здравствуй, друг», «Весёлый урок», «До свидания».

Песни: М.Л.Лазарев, «Катерок», Р.н.п. «Во поле берёза стояла», М.Л.Лазарев, «Барабан».

Музыкальные произведения для слушания: С.В.Рахманинов «Итальянская полька», П.И.Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица».

Музыкальные произведения для игры на музыкальных инструментах: С.С.Прокофьев «Марш».

компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Дети входят в класс под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Музыкальное приветствие: попевка М.Ю. Картушиной,»Здравствуй, друг».

Учитель — Ребята, уже традиционно, встретила нас на уроке. (дети договаривают — «музыка»). И сегодня мы вновь отправимся в путешествие по океану музыки. С чего же всё начиналось? (слайд №2).

Учитель — Давайте вспомним легенду о сотворении нашей земли и о трёх китах. В старину люди думали, что наша земля плавает в огромном океане и держат её три кита. (слайд №3). О том как появилась музыка, тоже есть легенда. Придумали её учёные-музыканты. Музыка тоже держится на трёх китах и плавают они в океане музыки. Как их зовут? (дети называют — » танец, марш, песня»).(слайд №4).

Учитель — А мы с вами уже знаем, как появляется музыка? Кто её создаёт? (дети отвечают — «композитор»). (слайд №5).

Учитель — Что же с ней происходит дальше? Что нужно сделать, чтобы музыка ожила? (дети отвечают — «её нужно исполнить, нужен исполнитель»). (слайд №6).

Учитель — А исполняется музыка для тех, кто её будет. (дети договаривают — «слушать»).

Учитель — Как мы называем таких людей? (дети отвечают — «слушатели»).(слайд №7).

Учитель — Итак, ребята, без кого не может музыка жить? (дети отвечают — «без композитора, исполнителя, слушателя»).

Учитель — Молодцы! Вы уже много знаете о музыке. Ну а сейчас, ребята, мы отправляемся в путешествие по океану музыки. Вы готовы? (дети отвечают — «да»). (слайд № 8).

Учитель — Тогда садитесь поудобнее. Чтобы было веселее, будем передавать настроение музыки и своё настроение движениями рук, корпусом тела в такт звучащей музыки. Итак, в путь! (звучит музыкальная заставка телепередачи «В мире животных», дети выполняют плавные движения руками и телом).

Учитель — А сейчас отгадаем загадку. (слайд № 9).

Если слова соединить с мелодией,

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто . (дети отвечают — «песня»).

Учитель — Ребята, чтобы наше путешествие было приятным и интересным, давайте споём песенку «Катерок», автор М.Л.Лазарев.

Учитель — Ребята, какая по характеру эта песенка? Как мы её исполнили ? (дети отвечают — «весело, легко»). Подумайте, а какие бывают ещё песни по характеру? Вот вам подсказка. (исполнение мелодии р.н.п. «Во поле берёза стояла» на фортепиано, дети отвечают — «плавная, медленная»). А ещё под такую песню можно водить хоровод. Давайте все встанем кружком и исполним песню «Во поле берёза стояла». (слайд № 10).

Р.н.п. » Во поле берёза стояла». (дети поют и водят хоровод).

Учитель — Молодцы, ребята, вы настоящие артисты! А какие киты помогли нам исполнить эту песню? (дети отвечают — «песня и танец»). (слайд № 11).

Учитель — Правильно. А как мы водили хоровод, в каком характере? (дети отвечают — «плавно, медленно»). И что же, все танцы плавные и медленные? Сейчас мы узнаем ответ на этот вопрос.

Учитель — Ребята, послушайте очень внимательно незнакомую нам музыку. Подумайте, какая она по характеру, как её исполнял музыкант? (дети слушают музыку С.В.Рахманинова «Итальянская полька» ).

Учитель — Ребята, понравилась вам музыка? Какая она, как можно под неё танцевать? (дети отвечают — «музыка быстрая, лёгкая, весёлая»).

Учитель — Молодцы. Такой быстрый, весёлый танец называется — полька. (слайд № 12).

Учитель — Ну что, ребята, продолжаем наше путешествие по океану музыки. И сейчас мы отправимся в сказку. А вы должны угадать, какой кит приведёт нас туда? Слушайте внимательно. И все вместе будем передавать настроение музыки движениями рук и корпусом тела в такт звучащей музыки.

Слушание музыки П.И.Чайковского «Вальс» из балета «Спящая красавица». (дети во время слушания музыки выполняют плавные движения руками и телом).

Учитель — Как красиво получилось! Молодцы, все старались. Какие движения у нас были? Как мы их исполняли? (дети отвечают — «движения были плавными, исполняли мы их легко»). (слайд № 13).

Учитель — Правильно, ребята. А какой кит помогал нам исполнить эту музыку? (дети отвечают — «кит танец»).

Учитель — Молодцы. Такой плавный, лёгкий и кружащийся танец называется — вальс.

Учитель — Наш друг, кит хочет загадать нам загадку. (слайд № 14).

Вместе, в ногу: раз, два, три!

Как шагают, посмотри!

Не поют и не танцуют,

Строем дружно. (маршируют).

Учитель — Ребята, как зовут этого кита? (дети отвечают — «кит марш»). И сейчас на уроке звучит музыка С.С.Прокофьева «Марш». Какой характер у марша? Как звучит такая музыка? (дети слушают музыку и после слушания отвечают на вопросы — «характер весёлый, бодрый, музыка звучит чётко»).

Учитель — Ребята, как вы думаете, какой музыкальный инструмент может помочь нам исполнить марш? (дети отвечают — «барабан»).

Учитель — Молодцы, верно. А мы знаем с вами песню про барабан. Давайте её исполним. Кто будет барабанщиком? (дети исполняют песню М.Л.Лазарева «Барабан» , солисты играют на барабанах).

Учитель — Молодцы, ребята, вы настоящие певцы и музыканты !

Учитель — Наше путешествие заканчивается. Вам оно понравилось? (дети отвечают — «да!»).

Учитель — А кто помогал нам путешествовать? (дети отвечают — «музыкальные киты: песня , танец и марш»). (слайд № 15).

Учитель — Вы все сегодня очень хорошо работали и получили оценку «5». Спасибо за урок. А сейчас мы споём нашу любимую попевку про урок музыки.

Мы танцуем, маршируем,

Дружно песенки поём.

Никогда мы не скучаем,

Очень весело живём!

(дети и учитель исполняют попевку «До свидания» и выходят из класса). (слайд № 16).

Выразительные средства музыки: Диалог метра и ритма

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ
Ритм: Диалог метра и ритма

Когда мы говорим, то на одних словах замедляем темп, а другие произносим быстро, делая акцент на главных моментах, чтобы придать смысл всей фразе в целом. То же самое в музыке: ее также можно разделить на фразы, и одни ноты будут звучать сильнее других. Временная организация этих нот и называется ритмом.

Ритм является, пожалуй, основной характеристикой музыки. Несмотря на то, что он может существовать сам по себе — в барабанной дроби африканских племен, например, — в классической музыке, редко можно услышать ритм без мелодии или гармонии.

Другим важным временным аспектом в музыке является метр. Метр и ритм — это не одно и то же. Метр — это регулярное и равномерное повторение музыкального рисунка, тогда как ритм относится к специфической организации длительности нот внутри каждой музыкальной фразы. Пьесы с одним и тем же метром могут иметь абсолютно разный ритм. Например, вальс — это танец на три четверти с тремя ударными долями и с акцентом на первой: РАЗ, два, три, РАЗ, два, три, но это не значит, что в каждом вальсе ритм будет идентичным. Для сравнения возьмите начало трех фортепианных вальсов Шопена — Вальс ми-бемоль мажор, соч. 18 (фрагмент), Вальс ля-бемоль мажор, соч. 42 (фрагмент), Вальс ля минор, соч. 34, № 2 (фрагмент).

Барабаны и другие ударные инструменты почти всегда используются в поп-музыке для поддержания метроритмической основы, в то же время в классической музыке они чаще используются для пунктуации или подчеркивания ритма, установленного настроенными музыкальными инструментами. Даже без барабанов в классической музыке нетрудно различить метр: вы, как правило, воспринимаете его, постукивая пальцами под музыку. Если отнести метр к равномерному повторению событий, то существует «метр» Вселенной и нашей повседневной жизни. Есть «метр» циклического повторения времен года, месяцев и дней, так же как «метр» жизнедеятельности человека: дыхания, ходьбы, подъема и падения уровня наших гормонов и — наиболее очевидный — биение нашего сердца.

Стремление различить метрический рисунок музыкальной пьесы может зачастую сделать доступным даже самое сложное произведение, но не волнуйтесь, если временами вам будет казаться, что это не получается: иногда композиторы намеренно делают его мало различимым, возможно, для того, чтобы создать ощущение пространства или остановившегося времени. Например, совершенно невозможно стучать в такт известному началу к «Тристану и Изольде» Вагнера (фрагмент), даже если вы очень хорошо разбираетесь в музыке.

В музыке практически не найдешь произведения, в котором бы метр и ритм полностью совпадали, сливались в неразрывное целое. Гораздо чаще встречаются произведения, в которых взаимодействие метра и ритма вступает в диалог, а порой и в спор, где ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую размеренность метра. В таких сочинениях ритм становится необыкновенно изобретательным: он всячески избегает совпадения с метрическими долями, то перенося их с сильной доли на слабую, то прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте из балета А. Хачатуряна «Гаянэ», получившем название «Танец с саблями».

Своей необыкновенной образной выразительностью эта музыка во многом обязана именно ритму: его бесконечно подвижная игра, изменчивость, непредсказуемость всегда безотказно действуют на слушателя, вовлеченного в живое и яркое эмоциональное сопереживание.

Бывает, что ритму удается — пусть на короткое время — вырваться из ритмических оков. Это не означает, что он начинает действовать сам по себе, вне связи с общей ритмической организацией сочинения. Однако в сознании слушателей, а порой и в памяти многих слушательских поколений какой-нибудь ритмический оборот может стать самым ярким образом, сигналом всего последующего образного развития.

Таково, например, начало симфонии № 5 Л. Бетховена, которое является очень известным и значительным сочинением, однако вырастает оно из короткого мотива, состоящего всего из четырех нот:

Известно, что композитор сам сказал о своем музыкальном эпиграфе: «Так судьба стучится в дверь»— слова, ставшие в дальнейшем крылатыми. Многочисленные варианты этого мотива-эпиграфа пронизывают всю первую часть симфонии, проникают и в ее остальные части. В мотив-эпиграф вложен не только мрачный и угрожающий смысл. Одновременно он воспринимается как призыв к неустанной героической борьбе, которая с огромной силой и неукротимой энергией развертывается на протяжении всей первой части.

Удивительна эта концентрация мощной музыкальной энергии, заключенная всего в четырех нотах, к тому же почти лишенных мелодического начала!

Извечное стремление музыкального ритма к преодолению «Земного притяжения» метрической пульсации – одно из проявлений эмоциональности в музыке. Ведь и у человека пульс бьется не всегда ровно, он ускоряется или замедляется в зависимости от его переживаний, волнений и тревог. Если проследить поведение ритма в музыкальном произведении, то обнаружится, что оно не всегда одинаково: где-то ритм поддерживает спокойное и неторопливое повествование, где-то, наоборот, включается в стремительное движение музыкального потока, где-то нарочито замедляется и даже как будто замирает.

Пульс соответствует частоте, с которой разворачиваются музыкальные события. Сравните медленный пульс «Грезы» Дебюсси (фрагмент) с быстро сменяющимися темами и мотивами его «Игры волн» (фрагмент).

Здесь мы подходим к еще одному средству ритмической выразительности музыки — ее скорости, или темпу.

Музыка, будучи искусством временным, за долгие века своего существования научилась движению во множестве темпов — от медленных до самых стремительных. Каждый из музыкальных темпов имеет свое название, обычно на итальянском языке. Так, например, Adagio (адажио) означает «медленно», moderato (модерато) — «умеренно», allegro (аллегро) — «скоро», presto (престо) — «быстро», presto prestissimo (престо престиссимо) — «в высшей степени быстро». Рядом с этими названиями могут применяться обозначения усиливающего (molto — мольто — «очень») или сдерживающего характера (mа non troppo — ма нон троппо — «но не слишком»).

Как видим, в темповых обозначениях отражены даже различные оттенки скорости. Это связано с тем, что музыкальный темп в огромной степени зависит от содержания и характера произведения, от тех настроений и эмоций, которые в нем преобладают.

О чем же рассказывает музыкальный ритм?

Что слышится нам в мерной поступи метра, в причудливом и порой неожиданном рисунке ритма; какую загадку таят музыкальные темпы? И как все это, сочетаясь множеством связей, преобразуется в стройное, совершенное и гармоничное целое — музыкальное произведение?

Из всех искусств только музыка способна показать нам красоту в движении, в развитии, в ее становлении шаг за шагом. А. Блок говорил, что в мире «катятся звуковые волны, волны духа». Но точно так же, как сейчас, эти волны катились и сто, и двести лет назад. В них — наши радости и надежды, поражения и разочарования, все, чем полна человеческая жизнь. Лишь музыке подвластно выражение этого грандиозного непрекращающегося движения — движения звезд и земли, океанов и рек, людских судеб и чувств. Лишь музыка доносит до нас живой ритм давно ушедших времен.

Презентация

В комплекте:

1. Презентация ppsx, 13 слайдов;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Симфония № 5, часть I, mp3;
Вагнер. Тристан и Изольда. Прелюд, акт I (фрагмент), mp3;
Дебюсси. Греза (фрагмент), mp3;
Дебюсси. Море, вторая часть — «Игра волн», mp3;
Хачатурян. Балет «Гаянэ». Танец с саблями (3 действие), mp3;
Шопен. Вальс ля минор, соч. 34, № 2 (фрагмент), mp3;
Шопен. Вальс ля-бемоль мажор, соч. 42 (фрагмент), mp3;
Шопен. Вальс ми-бемоль мажор, соч. 18 (фрагмент), mp3;
3. Сопроводительная статья, docx.

Конспект урока музыки по теме: «Танцевальные ритмы» для 4 класса

Цель. Познакомить учащихся с бальными танцами разных народов на примере музыкальных произведений. Сопоставить разные танцы, выявить сходные и различные черты в их музыке, создать свои определения музыкальных понятий. Развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять, используя разнообразные виды музыкально – практической деятельности, развивать творческое мышление, внимание, память. Способствовать формированию духовной культуры школьников, воспитанию коммуникативных качеств личности, интереса и уважения к музыкальной культуре разных стран и народов.
Должны знать: три типа (жанра) музыки, танцы народов мира, простые музыкальные формы.
Должны уметь: определять на слух бальные танцы, выявлять сходные и различные черты в их музыке, создавать свои определения музыкальных понятий.
Тип урока: урок – путешествие.
Методы: по источнику получения знаний – словесный, наглядный, практический; по характеру познавательной деятельности – объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Наглядность: карта путешествия, портреты композиторов, видеофрагменты танцев, музыкальный кроссворд «Танцевальная разминка», игра «Исправь мои ошибки».
ТСО: проигрыватель CD – дисков, компьютер.
Музыкальный материал: Ф. Шопен «Полонез Ля Мажор», чешская народная песня «Полька», Л. Боккерини «Менуэт», С. Рахманинов «Итальянская полька», «Вальс», «Полонез» М. Огинского, YVES MONTAND «SOUS LE CHIEL DE PARIS», песня из кинофильма «Три орешка для Золушки в исполнении Карела Готта, STRAUSS «GESCHICHTEN AUS DEM WIENER WALD», песня «Голубой вагон», фрагменты танцев из кинофильмов.

Ход урока.
Вход в класс под музыку Л. Боккерини «Менуэт».
Музыкальное приветствие.
Добрый день, вам, добрый день!
В мире музыки, фантазий и песен.
Добрым будь, щедрым будь
И искусством в добрый путь!
Эмоционально – психологический настрой на урок.
Учитель: Я рада видеть вас сегодня на уроке, рада вашим улыбкам. Сегодня на уроке нас ожидает много нового и интересного.
Физкультминутка.
Ножки, ножки
Бежали по дорожке.
(Бег на месте).
Лугом, лесочком
Прыгали по кочкам.
(Прыжки).
Прибежали на лужок
И потопали: топ, топ, топ.
(Ритмическое притопывание ногами).
На цветочки засмотрелись,
(Оглядываясь кругом, рассматривают)
Песенки распелись
(Активная работа артикуляционного аппарата без звука)
У березки встали,
(Ходьба на месте)
Бодро танцевали
(Произвольные танцевально – ритмические движения.)
Дети садятся.
Тема нашего урока: « Танцевальные ритмы».
Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Ребята, скажите, существует ли в мире язык, который понимают все люди земного шара?
Дети: Да, это язык музыки.
Учитель: Правильно. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный, и этот музыкальный язык понятен всем другим народам без перевода. Красивы и отличительны по характеру танцы народов мира. Это зависит от страны, в которой они родились, от времени, когда это произошло, от того, кто и где их исполнял.
Актуализация ранее полученных знаний.
Мы знаем, что существует три основных жанра, три типа, которые помогают понять музыку. Назовите их.
Дети: Песня, танец, марш.
Учитель: Что вы знаете о танцах?
Какие названия танцев известны вам?
Где можно услышать танцевальную музыку? Увидеть исполнение танца?
Какие танцы вы умеете исполнять?
С какими танцами мы познакомились на прошлых уроках?
Какие танцы называют бальными?
Кроссворд «Танцевальная разминка»
В таблице находятся названия старинных танцев. Постарайтесь как можно скорее их отыскать.

в м г у к е р е л т п
а к а д р и л ь а п о
л л в м е н у э т о л
ь г о д о н р и к л ь
с а т г ч а р д а ш к
н е п о л о н е з к а
т а н г о л г о п а к
Учитель: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня у нас будет необычный урок, а урок – путешествие. А отправляемся мы туда в волшебном поезде, который готов к поездке. Но прежде всего мы должны распеться.
Распевание, упражнения на дыхание.
Сядьте ровно. Сделайте глубокий вдох через нос, выдох – как спускает шарик (2-3 раза).
Упражнение «33 Егорки»
Представьте, что вы елочки в лесу. Подуйте на ладони (3 раза). Сделайте 3 резких выдоха.
Упражнение «Разные ребята»
«Музыкальное эхо»
Изучение нового материала.
Учитель: Вы готовы к поездке. Мы отправляемся в путешествие по планете Разноцветной Музыки, в страны Загадочных Ритмов. В главных дворцах каждой танцевальной страны приветливо засияли огни, и зазвучала волшебная музыка.
Я – ваша подруга,
Я – ваша попутчица.
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья, вам всегда интересно.
Узнали, кто я?
Ну, конечно же, … (песня).
Чтобы поезд смог куда-нибудь поехать, нужно спеть песню о нем. Вы знаете такую песню?
Дети: «Голубой вагон».
Дети исполняют припев песни «Голубой вагон».
Учитель: (звучит «Полонез» М. Огинского). Нас радушно принимает Польша. В XV веке в Польше возник танец полонез.
Я к вам на бал не опоздал,
Ведь мною открывают бал.
Я польский танец – и давно
Такое имя мне дано.
Когда – то его называли «великим» или «пешим», так как музыка танца напоминает шествие, торжественный марш, только на три доли.
Ученик: В старину народный полонез исполняли только мужчины. Со временем величественный танец – шествие стал открывать балы: гости становились в пары и длинной вереницей шли по залу с легкими приседаниями. Так полонез стал популярным бальным танцем.
Видеофрагмент из кинофильма «Война и мир».

Учитель: Опишите характер музыки танца.
Какой цветовой фон сюда больше подойдет?
Рассмотри схемы тактирования. Какая из них соответствует движению менуэта?

Учитель: Как называется этот танец?
Ответы детей: Вальс.
Учитель: Как вы догадались?
(Ответы детей).
Учитель: Вот уже больше 250 лет живет и пользуется неизменной любовью этот удивительный и вечно юный танец. В Германии, Австрии, Чехии крестьяне на праздничных вечеринках весело кружились парами. Это был лендлер. Со временем он превратился в вальс. Вальс (с фр. и нем. — кружиться). Прежде всего, новый танец завоевал Вену. Вальсы создавали многие композиторы. А «королем» вальса называют выдающегося австрийского композитора Иоганна Штрауса (сына), который написал более 460 вальсов. Вальсы Штрауса (сына) звучали повсюду. Они покорили не только Вену, но и весь мир. Вальсы бывают очень разные – медленные, спокойные и быстрые, мятежные. Однако этот бальный танец всегда имеет трехдольный размер.
Зимний бальный сезон – важное событие в культурной жизни Вены. Он начинается накануне Нового года и длится около 7 недель.
Ребята, представьте, что вы на балу, и пары плавно кружатся под звуки этого чарующего танца.
Бал в разгаре. Все кружится,
По паркету след ложится
От летящих легких пар.
Если ты еще не стар,
То почувствуй наслажденье
От мелодии, движенья.
«Вальс» в исполнении учащихся 4 класса.
Учитель: Почему здесь возникает желание танцевать, плавно кружась, а не маршировать? Верно, благодаря трехдольному размеру создается ощущение плавного кружения: раз – два – три.
Учитель: Так что же такое вальс?
Ответы детей: Парный бальный танец в размере ¾.
Учитель: А какой цветовой фон подойдет к этому танцу?
Ответы детей: Белый, розовый, голубой, так как танец нежный, ласковый, изящный.
Учитель: Нам пора возвращаться домой. (Звучит песня «Голубой вагон».)
Закрепление материала.
Учитель: Проверим, как вы усвоили новый материал.
Игра «Исправь мои ошибки».
Указать стрелками правильные ответы
Полонез Чехия
Менуэт Польша
Вальс Франция
Полька Австрия
Учитель: Чем отличаются друг от друга эти танцы?
Учитель: В каких жизненных ситуациях люди разных времен и народов танцуют? Почему? С чем это связано?
Ответы детей: Люди танцуют в минуты радости и веселья, при этом отдыхают сами и доставляют радость другим.
Учитель: Вы смотрели фрагменты различных танцев. Может ли танец быть маршевым? А песня танцевальной? Какую песню с танцевальными ритмами мы разучивали?
Игра «Угадай мелодию».
Каждый день в королевстве Танцев танцевали только один танец. Все жители надевали голубые кофточки и голубые сандалии, выходили на голубую площадь и танцевали:
в понедельник – вальс,
во вторник – ламбаду,
в среду – польку,
в четверг – полонез,
в пятницу – менуэт,
в субботу – мазурку,
в воскресенье – рок –н- ролл!
Отгадайте: какой день недели в королевстве?
Звучат Ф. Шопен «Полонез Ля Мажор», Л. Боккерини «Менуэт», С. Рахманинов «Итальянская полька», «Вальс».
Итог урока.
Что нового узнали?
Что понравилось?
Что запомнилось за время путешествия?
Где бы вы еще хотели побывать?
Анализ уровня активности учащихся, оценка знаний.
«Танцы, танцы, танцы…»
Учитель: Предлагаю закончить урок минутой творчества. Посвятим танцам несколько строк и сочиним пятистишие под названием «Танцы, танцы, танцы…»
1. Название «Танцы, танцы, танцы…»
2. Два прилагательных (какие?) (Красивые, любимые)
3. Три глагола (что делают?) (Волнуют, кружат, несут)
4. Фраза, состоящая из четырех слов, которой вы выражаете свое отношение к танцам. (Это красота, грация, изящество)
5. Одно слово, ваша ассоциация к словам «Танцы, танцы, танцы…» (Восторг, восхищение)

Надеюсь, вы получили удовольствие от нашего путешествия, а знания, полученные на этом уроке, найдут свое продолжение в вашей жизни.
Под музыку дети выходят из класса.

Полный текст материала Конспект урока музыки по теме: «Танцевальные ритмы» для 4 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.