В чем разница танца живота от трайбл

Волна тазом. Все секреты танца живота

Многие женщины мечтают овладеть искусством восточных танцев, чтобы радовать своего любимого мужчину. Восточные танцы достаточно сложны, чтобы овладеть ими всего за несколько занятий. Но, если подойти к этому вопросу со всей серьезностью, то постепенно, урок за уроком, вы сможете овладеть даже самыми сложными элементами.

Особенно, если сразу же обратиться к опытным специалистам. Например, восточные танцы в Киеве от преподавателей школы julia-mitsai.com.ua позволят вам в максимально сжатые сроки не только получить представление о восточных танцах, но и радовать своего мужчину невероятно красивыми и сексуальными движениями, от которых он будет в восторге. При этом стоит отметить, что занятия в этой школе имеют сравнительно не высокую стоимость.

Секреты элемента волна тазом

Плавно выполните все части волны, чтобы движение получилось мягким и красивым. Очень важно изолировать и использовать только нижнюю часть тела, приподняв грудь и держа ее неподвижно, отведя назад и расслабив плечи.

  1. Волна тазом, подготовительный этап. Встаньте прямо, выпрямите ноги в коленях и приподнимите грудь. Вынесите таз вперед, а живот втяните, напрягая брюшные мышцы. В это время хорошо растягивается поясница. Если вы выполняете сжатие правильно, то, посмотрев вниз, должны увидеть только грудь, но не бедра или таз.
  2. Держа ноги прямо, прогнитесь назад в пояснице, выталкивая ягодицы вверх и назад, продолжая сохранять верхнюю часть туловища расслаблен ной и неподвижной. Сгибайте и выгибайте таз 8 раз, сосредоточивая энергию на сжатии и в полную силу используя мышцы живота.
  3. Согните ноги в коленях Су и в таком положении еще 8 раз повторите сжатия и выгибания.
  4. Волна тазом: Исходное положение — выпрямить ноги, прогнуться в пояснице.
  5. Не сгибая ног, вытяните таз вперед.
  6. Сохраняя положение таза, согните ноги в коленях, но не расслабляйте мышцы живота.
  7. Держа ноги согнутыми, прогнитесь в пояснице.

Прежде чем двигаться дальше, выполните эту волну 16 раз.

Танец живота Bellydance.

Среди направлений танца живота одним из самых молодых является трайбл (Tribal Bellydance) – стиль американской школы беллидэнса. Это целый культурный пласт эклектики танцевальных движений, костюмов и музыки, заимствованных у различных народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Испании и Индии.

Это многогранный танец, основанный на этнических элементах, прошедших современную обработку.

Итак, что же такое трайбл?
Tribe в переводе с английского означает «племя, род», соответственно, tribal – «племенной, принадлежащий какому-либо племени». На протяжении истории его развития, трайбл трансформировался, развивался и дополнялся. На сегодняшний день существует несколько его разновидностей: америкен трайбл стайл или американский трайбл (American Tribal Style) и трайбл фьюжн беллидэнс (Tribal Fusion Bellydance).

Почему и как возник трайбл?
Этот необычный для России стиль появился в США во второй половине XX века. Его основоположница – Джамила Салимпур (Jamila Salimpour). Изначально она занималась стилем кабаре (Cabaret Bellydance, или, как его еще называют, американский ресторанный стиль – American Cabaret). Это классический беллидэнс, получивший название от мест, где он танцуется: кафе, бары, рестораны. В то время в Америке танец живота как таковой был практически неизвестен, а все знания о нем ограничивались его голливудским представлением. Все его элементы: бра, пояса, шифоновые юбочки, – навеяны Западом. Женщины разделись и стали танцевать для мужчин: это уже был стриптиз, а свое историческое, сакральное значение беллидэнс потерял совсем. Танцовщицы, с которыми Джамила занималась кабаре беллидэнсом, стали уходить из этого направления, потому что их не устраивало отношение общественности к их роду деятельности. Тогда Джамила Салимпур собрала труппу из сорока человек под названием «Бал-Анат» (Bal-Anat). Она преподавала танец живота, развивая свой метод и терминологию движений, руководствуясь рассказами своего отца-военного, который много путешествовал по Африке и видел, как танцуют беллидэнс египетские танцовщицы. Параллельно интересуясь историей и культурой Индии, Джамила на основе своих обобщений решила видоизменить танец. Она стала интерпретировать марокканские танцы, танцы цыган Алжира и Египта. Она показала американцам племенные, народные групповые танцы со своей спецификой движений, татуировками и костюмами. Она не называла свой стиль трайблом, обозначая его просто как танец живота.


У Джамилы была ученица Маша Арчер, уроженка Киева, которая занималась у нее два с половиной года, а затем решила основать свою труппу «Сан-Франциско Классик Дэнс Трауп» (The San Francisco Classic Dance Troupe). Все ее последователи признавали, что Маша была из рук вон плохой преподавательницей, а в костюмах предпочитала чрезмерную эклектику, сочетая несочетаемое. Её танец был основан в основном на свободной импровизации. Но заслуга Маши Арчер в том, что она увела танцовщиц беллидэнса из кабаре и баров на более уважаемые сцены. Она принципиально подчеркивала, что танец живота – высокое искусство, достойное только большой сцены.
Ученица Маши Арчер, прозанимавшаяся у нее семь лет, Каролина Нериккио (Carolina Nericcio), стала основоположницей одной из разновидностей трайбла – америкен трайбл стайл (American Tribal Style или ATS). Именно Каролина развила и создала этот стиль таким, каков он есть и по сегодняшний день, с уникальной и четко выстроенной системой импровизации, движениями и переходами. В 1987 году она основала свою труппу «Фэт Ченс Бэлли Дэнс» (Fat Chance Belly Dance) – современный эталон, носитель классики трайбл-стиля, пример для подражания трупп со всего мира.
Что представляет собой трайбл в Европе и России?
С 90-х годов трайбл-стиль начал проникать в Европу. Первой его переняла Германия в 1996 году. Стоит заметить, что каждая страна вбирает в себя определенные традиции этого стиля и привносит в него собственные. Немцы соединили трайбл-традиции с традициями западного средневековья. Они называют себя не труппами, не семьями, а кланами, а своих руководителей – «мамочками». Они придумывают своему клану название и эмблему и выступают в средневековых замках.
В России впервые заговорили о трайбле в 2005 году, когда в журнале «Ориенталь» была опубликована статья Лены Джан, танцовщицы из Германии. С ней общалась заинтересовавшаяся стилем Маргарита Дроздова. В декабре в рамках трайбл-вечеринки она провела ознакомительную лекцию-встречу по этому стилю, представив участницам видео-, аудио- и фотоматериалы. В январе 2006 года по приглашению школы восточных танцев «Серебряная ночь» в Москве состоялся мастер-класс Ирины Комаровской (США). С этого началось распространение трайбла в Москве. Среди известных танцовщиц современного беллидэнса, внесших большой вклад в развитие трайбла, Маргарита отмечает и Ирину Ици, которая сейчас живет, танцует и преподает этот стиль в США. Маргарита сообщает, что в конце 2006 года планируется еще один большой мастер-класс, где основное внимание будет уделено основам импровизации. Импровизация возможна, когда танцевальный коллектив уже сплочен, когда танцовщицы превосходно чувствуют друг друга.
Как выглядит трайбл и чем отличается от классического беллидэнса?
В основном беллидэнс – это египетская техника: вытянутость вверх, легкость, кокетство, соблазнение. Трайбл представляет собой полную противоположность. Это танец женской силы и независимости, в котором внимание уделяется совершенно иной технике и эстетике движений. Практически отсутствует элемент соблазнения, элемент кокетства. Трайбл сочетает племенные танцевальные традиции цыган с элементами, заимствованными из фламенко: гордая осанка, сильные руки, подбородок, спина, достаточно экспрессивная подача движений.

Основа, каркас, на который нанизываются движения, – это корпус: прямая спина, угол подбородка 90 градусов, высокие локти, ровные плечи и обязательно – испанская кисть. Взгляд – чуть свысока, но не надменный. В трайбле действует принцип мышечной изоляции: например, работают только бедра – остальное статично. Также одной из характеристик стиля является выделение определенных движений посредством их изолирования и повторов: например, удары или восьмерки бедрами, круги или восьмерки грудью, которые повторяются несколько раз (при этом не забывайте, что остальные части тела – неподвижны). Шаг – на средних полупальцах, но часто движения опускаются на полную стопу. В основном танец считается на восемь счетов.

Самая характерная особенность трайбл-стиля, следующая из названия, состоит в том, что этот танец исполняется группой (называть ее можно как угодно: племенем, кланом, семьей). Очень важно, чтобы, посылая женскую энергетику публике, танцовщицы поддерживали друг друга во время танца. В этом отношении трайбл можно сравнить с ирландским степом, где работа в теснейшем телесном и зрительном контакте с партнером является неотъемлемой частью выступления.

Трайбл представляет собой групповую импровизацию, состоящую из движений, которые тщательно изучаются участниками группы и исполняются всеми одинаково. Чаще всего в группе – четыре–пять танцовщиц с одной ведущей, роль которой попеременно исполняют все или почти все участницы танца. Все связки основаны на системе символов, знаков, подаваемых ведущей. Переходы от одного движения к другому обозначаются движением рук, поворотами и сменой направления.

Еще одна особенность стиля – костюм. Костюм историчен (эклектика элементов, заимствованных у различных народов) и намеренно противоположен костюму кабаре-стиля: тяжелые материалы, тяжелые монеты, отсутствие шифона, страз, блесток, темные (земные) цвета. Костюм характеризуется многослойностью: под длинной юбкой солнце-клеш обязательно должны быть полные шаровары из непрозрачной ткани. Поверх юбки – пояс с многочисленными увесистыми кисточками, зеркальцами, ракушками или набедренные платки, украшенные тяжелыми монетами. Сверху – чоли или блуза индийского покроя, не закрывающая живот, и лиф. На голову наматывается тюрбан с различными тяжелыми украшениями: сережками, монетами, бусинами. Украшениям уделяется достаточно большое внимание, и чаще всего используются марокканские. Они одеваются на шею, руки, щиколотки. Также актуальны камни, например, сердолик или бирюза – им приписываются определенные магические характеристики. Многие танцовщицы делают татуировки, ярко разукрашивают себя хной, увлекаются пирсингом.

База основных движений в школе танцев соответствует общей программе ATS, но основная творческая деятельность направлена на развитие другого направления трайбла – фьюжн беллидэнс. Название направления произошло от английского fusion («слияние, смешение, объединение») – наложение, например, испанской музыки и арабской музыки, использование египетской техники и турецкой музыки, то есть объединение в танцевальном представлении различных стилей танца, музыки и костюмов разных культур. Трайбл фьюжн – как раз то направление, в котором должна двигаться Россия: обязательно внести в танец свой колорит, создав уникальное культурное достояние.


Костюм в стиле фьюжн отличается от костюма америкен трайбла. В первом используются ярко выраженные испанские мотивы: цветы, ракушки в форме кофейных зернышек, имеющие определенное символическое значение (ассоциации с женским началом). Также преобладает эклектика, сочетание различных элементов: например, индийских (монеты) и африканских (искусственные дреды или косички из искусственных волос, часто с бусинами). У фьюжн-направления очень много ответвлений, в частности: нью эйдж трайбл (New Age Tribal) – трансовый танец, исполняя который, танцовщицы в традициях марокканских племен впадают в транс, и нео трайбл (Neo Tribal), основанный на америкен трайбл с элементами классического беллидэнса: в этом танце в рамках одного выступления возможен переход от трансовой музыки к лиричным арабским мелодиям.
Что касается музыки, под которую танцуется трайбл, то в основном это барабаны, барабанное соло, барабанные ритмы. Также используется трансовая музыка, марокканская музыка. Одно время в Америке была популярна современная музыка, даже турецкая попса. Сегодня все чаще используется электронная музыка. Например, ей отдает предпочтение Рейчел Брайс (Rachel Brice) – символ американского фьюжна. Она много лет занималась йогой, что позволило ей создать и развить свой уникальный, ни на что не похожий стиль.

Танец Трайбл

Кого из хореографов не сковывала заученность движений в классическом танце, невозможность свободно импровизировать? Всегда находились такие, кто хотел уйти от этого.

Нашлась и Каролина Нериккио, американка итальянского происхождения, которая не стала учиться традиционной хореографии, а, занимаясь у Маши Арчер с четырнадцати лет, организовала свою собственную танцевальную группу – Fat Chance Belly Dance в 1987 году. Вышеупомянутая Маша Арчер тоже когда-то выросла в вполне самостоятельную леди и оторвалась от Джамилы Салимпур, которая училась танцевать по рассказам своего отца и домовладелицы, а также – по египетским фильмам.

Благодаря этим танцовщицам родился танец Трайбл — таким, каким мы привыкли его сегодня воспринимать: смесь движений арабского танца живота, индийского танца жестов и испанского фламенко. В основе танцевального стиля лежит American Tribal Dance или ATS.

Итак, мы говорили о возможности импровизировать на сцене. Это будет групповой синхронный танец, исполняемый группой танцовщиц без малейшей подготовки и без совместных репетиций. Более того, исполнительницы могут совсем не знать друг друга и даже разговаривать на разных языках! Танец объединит их и даст возможность общения жестами, которые дадут понять друг другу, что именно будут изображать на сцене танцовщицы в каждый последующий момент. Такие специальные движения и жесты называются в ATS ключами-подсказками.

Если перед зрителями будет выступать технически сильная группа, аудитория получит незабываемые зрелищные ощущения. Если в концерте примут участие новички, зрители, да и сами участники, воспримут все, скорее, не танцем, а некими спортивными состязаниями, игрой, ориентированной на отличную физическую подготовку, тренинг невербального общения и реакции танцующих.

Мы говорили об импровизации, но если смотреть на Трайбл со стороны, то синхронные движения кажутся довольно медлительными и монотонно-однообразными. В чем же тогда суть импровиза танца? В ATS более ста движений и связок, чья техника строго определена. В пределах этих движений и импровизируют танцующие. Тем удивительнее видеть, насколько четки и синхронны движения женщин! Ведь ни одного совместного исполнения до встречи на сцене у них не было!

Универсальность стиля позволяет придумывать красивейший номер прямо на глазах аудитории. Все это – в пределах техники, отработанной Каролиной Нериккио.

Как и у всякого стиля, в ATS существуют ответвления и направления, которые несколько изменили его основу и потому носят собственные названия, а объединяются одним общим наименованием – «Трайбл-фьюжн». Например, Old school Tribal-fusion – основной последователь ATS. В этом направлении широкие возможности для сольного танца, а если танец, все-таки, групповой, то чаще всего он бывает постановочным.

Солистка Ками Лиддл, оторвавшись от группы Каролины (как та сама когда-то поступила с Машей Арчер), уехала в другой город и стала танцевать самостоятельно, стараясь сделать свои композиции более яркими и зрелищными. Примерно также поступили Шерон Кихара, Фредерик Давид, Рейчел Брайс и многие другие, сегодня ставшие уже вполне самостоятельными и признанными звездами.

Еще один подвид классического ATS – Improvisation Tribal Style (ITS), отличается от основного тем, что в процессе групповой импровизации каждая из групп придумывает собственные движения и ключи-связки. Именно благодаря этому ответвлению от ATS прославилась американская танцгруппа «Unmata».

Даже исходя из одного только названия Gotic Tribal-fusion, становится ясно, что здесь присутствуют элементы готической субкультуры. Некая мрачность и изысканность данной стилевой разновидности делает ее очень популярной и любимой зрителями. Наиболее известная исполнительница Gotic Tribal-fusion – Ариэлла.

Есть ветвь, базирующаяся на цыганском направлении – Balkanian Tribal-fusion; нечто, напоминающее танцевальную систему Айседоры Дунка и Маты Хари – Vintage Tribal-fusion; с значительным преобладанием индийских мотивов – Indian Tribal-fusion; слегка механизированный, с робото-марионеточными движениями Animation Tribal-fusion, солисткой последнего из направлений стала знаменитая сегодня Зое Джейкс; яркая смесь ATS и Belly Dance стиля, здесь самая яркая на сегодняшний день величина – Мира Бетс.

Говорят, что начинать обучаться исполнять ATS или любую из его разновидностей можно в любом возрасте. Этим видом хореографии занимаются и женщины, и мужчины. Комплекция не столь важна, главное, чтобы мышцы тела были достаточно тренированными. Способность к групповой импровизации очень сближает и делает людей креативнее.

Сшить костюм для Трайбла довольно несложно, вот его примерное описание:

Две широкие юбки ( подол – не менее двадцати трех метров);

Шаровары на кокетке;

Пояс с монистами или помпонами;

Красивая прическа или красиво оформленный платок на голове рекомендуются. Кстати, украинская трайбл-дива Галина Воробьева предпочитает именно платки и палантины на голове. Красивая татушка на бедрах не помешает!

Можно, конечно, попытаться освоить ATS, как в свое время это сделала Каролина Нериккио – по фрагментам фильмов и видеороликам. Но гораздо правильнее было бы освоить эту технику под руководством профессионалов. И поскольку Трайбл все увереннее распространяется у нас и его даже перестают путать с танцем живота, есть надежда, что вскоре он охватит все новые и новые сферы.

Трайбл – магия стиля

Для трайбла трудно подобрать исчерпывающее определение. Я бы назвала его феноменом среди танцев, настолько это творческий стиль. Чтобы понять тайну очарования трайбла, мне потребовалось перелистать страницы его истории, вникнуть в его философию и побеседовать с президентом Российской Федерации Трайбла Светланой Дворецкой.

Но сначала я ловила свои ощущения…

То, что происходило на сцене, преображало мои эмоции, заставляло испытывать какую-то гордую непокорность и вызывало желание встроиться в группу этих амазонок и дать своему телу свободу. Медленные движения рук танцовщиц, унизанных браслетами и патинированными кольцами, казались невыполнимыми. Завораживающая «змеиная» техника перекатывалась пластичной волной от кончиков пальцев к плечам и обратно, плавно переходила на грудь и преображалась в резкий отточенный акцент в области живота. Складывалось ощущение, что не хватает лишь декораций: огромного костра… или индийского дворца…или индейских вигвамов по периметру. Принадлежность «племени» так и осталась для меня загадкой.

Четкие движения рук, гордо поднятая голова, постановка корпуса и независимый взгляд, нисколько не заигрывающий с залом, – это черты стиля, которые не дают перепутать трайбл ни с чем другим.

Его философия полностью исключает кокетство с публикой. Это танец женской силы, глубинной страсти и независимости. Его главным отличием от беллиданса является настрой танцовщиц на получение удовольствия от танца и энергетической подпитки в первую очередь для самих себя. Они не презентуют себя залу, не озабочены пленением зрителя, они просто танцуют настолько завораживающий танец, что испытывают состояние, близкое к трансу. Трайбл ориентирован на внутренние эмоции танцующей женщины или группы, которая ощущает себя единым, по-женски могущественным, целым. На мой взгляд, это крутой стиль самовыражения, формирующий уверенную и раскрепощенную личность.

Движения трайбла основываются на принципе мышечной изоляции. Когда работают бедра, остальное остается статично. Движения бедер сменяют повторяющиеся круги или «восьмерки» грудью. Руки «живут» своей отдельной пластичной жизнью. Шаговые движение осуществляются на средних полупальцах с переходом на полную стопу.
Когда узнаешь, что групповой трайбл – это чистая импровизация на сцене, вначале не перестаешь изумляться, ведь все движения танцовщиц слаженны и синхронны. Танцовщицы могут солировать по очереди. Ярко выраженного лидера нет, но «племя» живет по своим невидимым законам и знакам, которые незаметно для зрителя подает солистка. Она импровизирует и решает, каков будет следующий шаг и движение всей группы, а едва уловимые повороты головы и жесты служат командами для всех.

Рождение танца

Удивительно, но трайбл родился, как протест. И в этом смысле он обязан своим появлением стилю Cabaret Bellydance (или American Cabaret) – тому «голливудскому» беллидансу, который был весьма популярен в Соединенных Штатах в середине 20-го века и исполнялся в кафе, барах и ресторанах. Шифоновые юбочки, пояса и бра были привнесены в классический беллиданс именно Западом. Cabaret Bellydance практически стер то историческое и сакральное значение, которое имел беллиданс на Востоке. Можно сказать, что восточные танцы в Штатах были превращены в подобие стриптиза и усладу для мужчин.

Но, то была Америка — перекресток многих культур и страна, где сильны феминистические настроения. В начале 60-х многие танцовщицы американского ресторанного беллиданса стали уходить из этого направления. Мнение общественности не слишком-то одобряло род их деятельности.

Одной из них, Джамиле Салимпур, претило само незаслуженное «унижение» восточного танца. Она горячо интересовалась танцевальным искусством Северной Африки и Среднего Востока и сделала первый шаг к сохранению и воссозданию того исконного танца, который был ветвью старинной глубокой, но вымирающей культуры. Отец Джамилы был военным, много ездил по странам Африки и Востока. Во многом по его рассказам, картинкам, книгам и фотографиям Джамила старалась воссоздать богатый образ танца. Технику она пыталась собрать, общаясь и записывая все со слов восточных эмигранток, работающих танцовщицами в американских ресторанах. Недостающую информацию заполнили её собственные фантазии и выдумки на эту тему.

С 1952 года Джамила начинает преподавать беллиданс, постепенно развивая свой метод и терминологию движений. А в 1969-м собирает труппу из 40 человек «Bal-Anat». Джамила видоизменяет танец, внося в него исконный египетский стиль и собственные творческие изыскания. На основе беллиданса она интерпретирует и показывает публике народные групповые и цыганские танцы Марокко, Алжира и Египта, и американские племенные танцы. Благодаря творческим поискам постепенно появилась и сложилась специфика движений будущего трайбла, его костюмы и татуировки. Сама Джамила не называла свое детище трайблом, а все так же именовала танцем живота. Однако, специфические движения, групповое танцевание, татуировки на лице и теле, эклектичные костюмы и фольклорные украшения создавали ощущение племенного танца. Впоследствии именно это название — «tribal», что в переводе с английского означает «племенной, принадлежащий какому-либо племени» и прижилось к новому эффектному направлению.

Новый виток в развитие трайбла внесла ученица Джамилы Салимпур Маша Арчер. Поскольку собственную труппу «The San Francisco Classic Dance Troupe» она основала, практически не научившись хореографической постановке, её танец во многом строился на свободной импровизации. Несмотря на то, что по признанию последователей, Маша обладала весьма посредственными преподавательскими способностями и грешила излишней эклектичностью в костюмах, именно благодаря ей трайбл ушел из баров и кабаре на уважаемые сцены.

Основоположницей классики трайбл-стиля стала преемница Маши Арчер Каролина Нериккио, которая создала и развила одну из наиболее ярких разновидностей трайбла American Tribal Style (ATS). В 1987 году ею была основана труппа «Fat Chance Belly Dance», которая в полной мере показывала стиль таким, какой он существует и сегодня, с четко выстроенной уникальной системой импровизации, переходами и движениями.

Маша Арчер и Каролина Нериккио (изучавшая катхак) привнесли в трайбл яркие индийские мотивы. Известно также, что формирование трайбла изначально происходило под сильным влиянием египетского фольклора, из которого основательницы стиля черпали идеи, технику, вдохновение и костюмы. Можно с уверенностью утверждать, что исторические корни трайбла лежат в танцах египетских цыган Ghawazee и культуре Среднего Алжира Ouled Nail – две древние ветви, которые сейчас почти утеряны.
На сегодняшний день трайбл разветвился на несколько направлений, наиболее популярные из которых American Tribal Style и Tribal Fusion.

В отличие от ATS, Tribal Fusion – танец индивидуальный. Чаще всего его исполняют соло, но дуэты, трио и групповые постановки также нередки. Как говорят: кому мало одного трайбла, тот танцует трайбл-фьюжн. Это направление основано на базе джвижений АТS с привнесенными элементами кабаре, бурлекс, латины, джаз-модерна, хип-хопа, брейка, фламенко и проч. Трайбл-фьюжн можно варьировать по своим предпочтениям бесконечно, сделать его страстным или холодным, быстрым или медленным, изысканным или агрессивным.

Не последнюю роль в формировании обособленной и яркой трайбл-культуры, существующей сегодня в мире, сыграли и колоритные костюмы, присущие этому танцу.

Костюмы

Фантастически красивые костюмы – одна из изюминок стиля. Мало какой танец может похвастаться таким безграничным разнообразием возможностей воплотить в костюме свою фантазию. Мало какой стиль может позволить себе такую массу украшений оригинальных и броских. Настоящее царство эклектики — невообразимые комбинации элементов со всех концов света: Центральной Азии, Северной Африки, Среднего Востока и Индии.

Классическое сочетание в костюме для American Tribal Style – многослойная длинная юбка с воланами (или 2 юбки) в стиле фламенко и индийских цыган, и верх – индийская блуза или чоли, на которое сверху надевается расшитое монетами бра. Обязательно открытый живот и спина — костюм всегда состоит из двух деталей (верх и низ). Юбки шьются из тончайшего хлопка натуральных природных насыщенных оттенков. Руки танцовщиц либо полностью открыты, либо обтянуты узкими рукавами блузы, чтобы ничто не мешало видеть их изгибы и пластику. Под юбку иногда надевают шаровары, что и вовсе не оставляет намека на флирт. Поверх юбки – пояс с патинированными монетами, ракушками каури, зеркальцами, увесистыми кисточками и помпонами. В классическом исполнении на голову наматывался тюрбан, который украшался бусами, массивными серьгами и монетами. Сегодня тюрбан устарел и сменился на богатую прическу с убранными вверх волосами. Прическу обильно украшают цветами, декорируют платками, тканью и специальными украшениями из металла. В целом, в костюме для ATS преобладает фольклорная основа.

Трайбл-фьюжн и в костюмах придерживается большей свободы и смешения стилей.

Дополнительный колорит танцовщицам придают татуировки и рисунки хной в стиле берберских племен, выполненные не только на теле, но и на лице. В макияже для АТС господствуют темная подводка для глаз и яркие темно-красные оттенки губной помады. Фьюжн часто использует макияж, напоминающий стиль вамп.

Украшения — отдельная тема трайбла

Здесь страсть любой женщины к украшательству себя может утолиться в самой полной мере. Количество украшений, которые надевает танцовщица трайбла, в общем-то, ограничивается только её фантазией и идеей композиции.

Индийские серьги, широкие металлические браслеты на запястья и ноги (кованые, гравированные, с вкраплением самоцветов (бирюза, оникс) и подвесками), перстни, кулоны в этническом стиле. В кулонах и серьгах используется металл, кость, дерево, перья. Многие танцовщицы предпочитают украшения кучи – это настоящие старинные антикварные украшения берберских племен, которые жили на всей территории Северной Африки. На сегодняшний день их привозят из всех стран этого региона, чаще всего из Пакистана и Афганистана. Особое место занимают массивные ожерелья и колье, которые могут почти полностью закрывать шею и область декольте. Так трайбл уходит от темы соблазнения…

… Я находилась в полной уверенности, что почувствовала этот танец правильно. И все же, мне хотелось задать несколько вопросов человеку, который находится в его эпицентре. Наш разговор со Светланой Дворецкой – президентом Российской Федерации Трайбла, который состоялся 22 августа, стал для меня доказательством, что танец привлекает сильных и ярких женщин и несет в себе огромный потенциал.

Н: Светлана, существуют ли физические каноны для трайбла? Скажем, для классического танца живота процветает стереотип – женщина должна иметь жирок на животе и аппетитную грудь. Трайбл- танец для худышек или для полненьких? У каких исполнительниц трайбл смотрится лучше?

Светлана Дворецкая: Одна из причин, почему я люблю трайбл, это то, что в нем есть место всем, вне зависимости от фигуры, веса и возраста. В АТС все смотрятся хорошо, но очень худеньким девушкам иногда тяжелее с некоторыми движениями и они могут не так «аппетитно смотреться» на них. В трайбл-фьюжн, скорее всего, стройное телосложение может помочь, но есть множество примеров звезд, которые далеко не худышки. Дело, все-таки, скорее, в физической форме и технике.

Н: Сложно ли научиться трайблу и сколько времени примерно требуется, чтобы затанцевать с нуля? Ведь движения очень пластичные, создается ощущение, что все части тела «живут» в танце сами по себе. Насколько трудно координировать движения?

Светлана Дворецкая: Здесь все очень индивидуально. Бывает, что человек осваивает и схватывает базу за несколько месяцев. Есть же и те, которые за несколько лет не могут научиться управлять своим телом. Обычно через полгода — год уже виден результат.
Чаще всего в трайбле те, кому очень нравится этот стиль сам по себе, поэтому обучение идет не на результат, а как удовольствие от самого процесса его изучения. Пластика, координация, изоляция развиваются со временем. Для этого есть специальные техники и тренировки. Обычный исполнительский уровень достигнуть не так сложно; а вот стать мастером и танцором высокого класса — это работа не простая и кропотливая.

Н: Существует мнение, что трайбл – это работа мышц. Есть ли у него что-то общее с йогой? Можно ли красиво танцевать трайбл и развить необходимую гибкость без дополнительных занятий йогой?

Светлана Дворецкая : Да, трайбл- это отчасти работа мышц. Но развитие мышц само по себе не влияет на танец и трайбл в частности. Я никогда не занималась йогой. Мне это не мешает. Мои мышцы развиваются сами в процессе занятий трайблом. И, кстати, именно те, которые нужны. Но я уверенно могу сказать, что многим исполнителям трайбл-фьюжн помогает йога. Путей много и они могут быть очень разные.

Н: На мой взгляд, есть некий парадокс в этом танце. С одной стороны Американский Трайбл Стиль (АТС) называют классическим Tribal Bellydance. С другой, трайбл всячески дистанцируется от классического беллиданса. И все-таки, Светлана, трайбл — это одно из направлений танца живота или совершенно обособленный стиль?

Светлана Дворецкая: Да, некий парадокс существует. И, наверное, у каждого свой ответ на этот вопрос. Для меня лично трайбл –очень дальний родственник фольклорного танца живота, не имеющего по сути прямого отношения к распространенному на сегодняшний день в России беллидансу. И я считаю трайбл совершенно обособленным стилем. Как минимум в АТС столько же индии и фламенко, сколько и Ориенталя, но он же не является их частью при этом. Так что трайбл не является одним из направлений танца живота.
Что касается терминов, то АТС является классикой и основой всего трайбла.
Проблема в понимании еще и возникла в языковой и культурной разнице. В Америке стиль «ракс-шарки» или беллиданс в нашем российском понимании называют «кабарэ», а беллидансом там называют «Ориенталь», т.е. фольклорные танцы стран Северной Африки и Среднего Востока. Это иногда затрудняет понимание в России описания американского трайбла.

Светлана Дворецкая: За последнее время трайбл набрал обороты, появилось очень много преподавателей, школ и студий, в которых теперь есть группы по трайблу. Поэтому часто люди уже имеют некое представление о стиле. Но стиль всегда находит «своих», которые с первого взгляда влюбляются в него и приходят заниматься. Практически все приходят учиться после увиденных выступлений или видеозаписей, покоривших их. Стиль специфический, поэтому огромного наплыва нет, но люди приходят постоянно. Трайбл скорее не просто танец, а целая субкультура, поэтому многие идут не только как на занятия, а как в определенный мир танца, искусства и отношений внутри этой субкультуры. Чаще приходят девушки 20-30 лет. Но спектр возрастной от 15 до 60. Так что место есть всем. Всем кому трайбл нравится.

Светлана Дворецкая: О! Это целый мир! И у каждого он свой. Кто-то танцует для самореализации… кто-то кому- то что-то доказывает, часто себе самой. Кто вообще не знает, ЗАЧЕМ и ПОЧЕМУ, просто нравится. Кто-то всю жизнь испытывает страх перед сценой, но почему-то идет на нее. Это скорее как вопрос что почувствуют люди когда посмотрят фильм. Каждый свое.
Но я слышала от многих танцовщиц о неописуемых ощущениях в моменты выступлений, когда они чувствуют контакт со зрителем «лицом к лицу» со сцены. Это невозможно описать. Нужно попробовать.
Что чувствую я? Сложный вопрос… Чувства сложно описать. Иногда сложно даже понять. Я не люблю танцевать сольно, я «групповой» танцор. Когда я выхожу со своей группой- это очень яркие ощущения. В первую очередь я чувствую гордость за наш сильный, красивый, сплоченный коллектив, который мне удалось создать. Это плод моих трудов и моя гордость. Во вторую очередь я чувствую свою любовь к трайблу, потому что как бы измотана и устала я не была (особенно в период Фестивалей, где некогда ни спать, ни есть много дней подряд), я всегда могу выйти на сцену и ТАНЦЕВАТЬ. И на несколько минут танца я забываю боль, усталость, изнеможденность, даже лень. Я побеждаю саму себя. Этот танец дает мне понимание моей силы, силы творчества, силы меня самой.
Контакт со зрителем не описать. Это что-то сокровенное, волшебное и необыкновенное. Когда сотни глаз смотрят на тебя, и ты понимаешь (спустя какое-то время, опыт и признание), что им нравится то, как ты двигаешься и они даже специально пришли на это посмотреть- для меня это чудо! Великое чудо танца и искусства. Ради одного этого, мне кажется, стоит работать, учиться и попытаться выйти на сцену.
Мужчины реагируют по-разному, как и женщины. Кому-то очень нравится, кто-то безразличен. Их реакция в принципе не сильно отличается от общей. Но заметила, что мужьям намного чаще нравится, когда из жены занимаются трайблом, чем танцем живота, и часто одобряют такой выбор.

Светлана Дворецкая: Я бы сказала немного иначе. Сначала был сформирован так называемый OldSchoolTribal, потом Каролина Нериккио создала АТС. А дальше уже на базе АТС появился трайбл-фьюжн, который может быть очень разным, за счет смешения АТС с различными танцевальными стилями. Этот процесс продолжается и сколько в мире исполнителей, столько и разных стилей трайбл-фьюжн. Просто в нем каждый выбирает свое, более близкое, более интересное. Есть, конечно, более или менее популярные направления, новые веяния, но этот процесс бесконечный и изменчивый; никто не знает, что появится завтра.
Мне лично на сегодняшний день как зрителю интересен Винтаж в трайбле и очень популярное сейчас направление ITS. Это групповая импровизация, как и АТС, только уже в стиле трайбл-фьюжн. Динамика, высокая скорость, необычная музыка и минимализм в костюме. Ну и могу сказать определенно, что в мире сейчас новая волна популярности АТС, и в России этот стиль сейчас очень популярен.

Светлана Дворецкая: Мне кажется, что нельзя создать велосипед во второй раз. Поэтому я не думаю, что можно создать еще одну трайбл-культуру. Она одна- американская, и уже создана. Поэтому проще взять у них оригинал, и дальше развивать уже в своем русле, виденье, привнося что-то свое. Конечно, каждый танцует по-своему, в каждой стране трайбл приобретает свои черты. Но база и основа у трайбла одна. И она или есть — или нет.
В Германии довольно долго пытались развивать свое виденье, но за последние годы там началось активное изучение АТС, и в страну пришел оригинал, в этом году туда, например, с комплексным обучением приезжала Каролина. Кто-то, наверное, будет танцевать по прежнему «свой трайбл», но я знаю уже очень многих немецких преподавателей, которые «заразились вирусом оригинального трайбла» и теперь идут по этому пути. Посмотрим, что будет дальше.
В России период первого становления стиля мы уже, скорее всего, прошли, и нам, как организации (Российской Федерации Трайбла), пришлось пройти через немалые трудности, препятствия, несогласие и непонимание на пути первых шагов и распространения правильной информации о стиле. Но я горжусь результатом и могу смело заявить, что в России оригинальное видение и понимание стиля преобладает и уже сформировано большое сообщество специалистов и просто увлеченных, объединившихся в целую субкультуру американского трайбла. Мы активно вливаемся в мировое и американское трайбл-сообщество и нам там рады, так как мы находимся в одной плоскости понимания этого стиля. Сможем ли мы удивить американцев «своим» трайблом? Не знаю. Он должен для этого достичь очень высокого технического уровня и быть при этом необычным и интересным для них. Но мы пытаемся, и, надеюсь, результаты не заставят себя ждать.

Н: Какую музыку любит трайбл? Есть мнение, что его можно танцевать под любую музыку кроме попсы. Так ли это?

Светлана Дворецкая: В принципе трайбл очень хорош тем, что его можно танцевать под «что угодно». Я иногда на вечеринках танцую и под попсу.
Для АТС есть свои правила в музыке, они довольно стандартны и строги. В «классике» музыки для трайбл-фьюжн есть уже много сформированных идей, групп, стилей. Но, в остальном трайбле можно брать абсолютно любую музыку. Все зависит от направления, в котором будет этот танец, вкуса и пристрастий данного исполнителя.

Светлана Дворецкая: Да, совершенно верно. АТС исполняется только группой и только импровизационно. В трайбл-фьюжн же нет никаких ограничений. Это может быть и соло и группа (правда обычно группы небольшие); также это может быть и постановка, и импровизация (и соло и групповая импровизация).
У всех исполнителей номера рождаются по-разному. Некоторые не могут запомнить постановочный номер и поэтому любят сольно импрозировать; некоторые очень нервничают при импровизации и предпочитают готовить заранее постановки.
Я люблю групповые импровизации. Это сложнее в изучении, освоении и подготовке, зато намного проще во время выступления. Обычно, в случае трудностей или проблем на сцене, я легко «выкручиваюсь» во время групповых импровизационных танцев, и часто именно я совершаю ошибки и путаю что-то, когда танцую со своей группой свои же постановки. Сочинив что-то однажды очень сложно держать статичную картинку этого творческого предмета, так как в каждый новый день и момент ты уже чувствуешь и видишь это по-другому, и моментально возникает спонтанное желание его изменить.
Я сочиняю в основном групповые танцы. Обычно для меня первичен стиль, в котором я хочу сделать номер, потом я подбираю музыку, обдумываю идею номера и костюмы, и в последнюю очередь наполняю танец движениями, в конце сочиняю перестроения и «разводки». Но бывало и так, что, слушая радио за рулем, я слышала песню, и все «прорисовывалось» само от начала до конца. Такие танцы самые интересные и необычные для меня.

Н: Часто ли преподавателями РФТ устраиваются выездные мастер – классы? Где о них можно узнать? И как на них можно попасть?

Светлана Дворецкая: Сейчас появилось очень много мастер-классов, интенсивов и фестивалей в разных городах и даже странах от преподавателей РФТ. Я езжу очень много в последнее время. Все чаще приглашают за рубеж. Прошлые выходные мы провели с МК и выступлениями в Питере, в следующие отправляемся в Тольятти. Осенью будет огромное количество поездок по разным странам и городам.
Все объявления мы и наши организаторы вывешивают на общероссийском трайбл-форуме www.tribal.su и на нашей страничке ВКонтакте. Там же можно узнать информацию о стиле, обучении ему, преподавателях и школах по всей России и в ближнем зарубежье.

Н: Существует мнение, что танцы подобного рода, в частности беллиданс, влияют на женское здоровье самым лучшим образом. Что можно сказать в этой связи о трайбле?

Светлана Дворецка: Мне кажется, что любая физическая нагрузка и активность очень важна и полезна. Танцы- это наверное один из самых приятных способов физических упражнений. Я бы, скорее всего, не смогла себя заставить постоянно заниматься фитнесом или чем-то подобным, а танцуя, выдерживаю огромные нагрузки и очень длительные тренировки. У меня были случаи, когда я преподавала и танцевала по 6-7 часов подряд.
Трайбл однозначно хорошо сказывается на осанке, делает руки сильнее, но при этом пластичнее. Очень многие мышцы в теле приходят в тонус, укрепляется спина. Многое слышала о том, что большое количество работы бедрами хорошо сказывается на работе женского организма. Главное заниматься без перегрузок, риска, с хорошим преподавателем и не травмировать свой организм.

Н: Светлана, Ваше знакомство с трайблом состоялось в 2006 году. До этого момента Вы занимались какими-либо другими танцами? Чем трайбл так сильно очаровал лично Вас? В чем для Вас его магия?

Светлана Дворецкая: До 2004 года я совершенно не занималась танцами или каким-либо спортом. Наоборот, была даже «не спортивным» человеком. Занималась бизнесом. Потом случайно с подругой за компанию и из любопытства пришла в беллиданс. И меня «затянуло». Три года занималась беллидансом. В принципе нравилось, но чего-то не хватало. Как только увидела трайбл- поняла чего.:) Он просто нашел меня… или я его.. уже не знаю. Это было на 100% моё. Это невозможно объяснить. И очень скоро я оставила беллиданс, решив полностью посвятить себя только трайблу.

Н: Как изменилась Ваша жизнь после того, как в неё пришел трайбл?

Светлана Дворецкая: Можно сказать, полностью. Я ушла из офиса, почти свернула в течение нескольких лет свой бизнес до небольшого состояния, которое позволяет заниматься танцами сколько нужно. Полностью поменялся круг общения, график работы, появилось очень много «командировок». Я много танцую, тренируюсь, слежу за фигурой. Пришлось стать преподавателем, что было совершенно в новинку. Очень часто пытаюсь «ловить творческую музу и состояние» (в бизнесе такое вообще было не нужно и не возможно). Ну и конечно образ жизни, стиль в одежде, даже отношение к жизни. Все доходы теперь уходят в творчество. Ну и за некоторые необычные новинки, которые привнес трайбл в мою жизнь, я ему очень благодарна: это татуировки, английский язык и мои новые американские друзья!

Н: Как вы считаете, почему женщине стоит научиться танцевать трайбл?

Светлана Дворецкая: Хороший вопрос! Но, думаю, здесь каждая ответит для себя сама. Скорее всего, душа должна позвать туда. Кому-то захочется движения, кто-то любит музыку, кто-то ищет таких же увлеченных подруг, компанию единомышленниц. Кто-то захочет убежать от офисной волокиты. Некоторые ищут место в жизни, где можно отдохнуть от быта, уклада семьи, детей. Кто-то всю жизнь мечтал о сцене. У каждого свой повод идти в танец.
Я просто скажу, что не представляю теперь свою жизнь без танца. Трайбл подарил мне столько прекрасного, и я ни за что от этого теперь не откажусь. А могла ведь прожить всю жизнь как офисный робот, не ведая, какое счастье дарит творчество. Когда женщина танцует — она становится самой собой и она прекрасна. Нужно просто прийти к себе! Найти себя! Просто стать собой и счастливой! Мне трайбл помог. И многим другим. Может быть, кому-то еще поможет стать счастливее. Может той, которая это прочитает. Я пожелаю этого всем! До встречи на занятиях в Трайбл-доме и Добро пожаловать в трайбл!