Веселая музыка для бальных танцев

Музыка для бальных танцев

Автор: Арнаутов. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Музыка для бальных танцев.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 1378 КБ.

Музыка для бальных танцев

Царство бальных танцев

Подготовила учитель музыки УВК № 33 г. Днепропетровска Арнаутова Ирина Владимировна

Карта царства бальных танцев

Бальными называют танцы, созданные для исполнения на танцевальных вечерах (балах). Большинство бальных танцев имеют народное происхождение.

1. Музыкальный жанр, в котором соединены музыка и поэзия (песня) 2. Знак, которым записывается мелодия (нота) 3. Песня для убаюкивания ребёнка (колыбельная) 4. Песня, которую создаёт народ (народная) 5. Особая хвалебная песня (гимн) 6. Нота, которая находится после ноты «до» (ре) 7. Вид искусства (музыка)

Музыка танца

Полонез ( с фр.-польский) – один из древнейших танцев. Когда-то его называли «великим», или «пешим», так, как музыка танца напоминает шествие, торжественный марш. В старину народный полонез исполняли только мужчины.

Фридерик Шопен

Великий польский композитор и пианист, один из классиков мировой музыки.

1. Музыка, которая написана для пения (вокальная) 2. Тип музыки, который имеет энергичный, чёткий ритм, близкий к шагу (марш) 3. Шестая нота в звукоряде (ля) 4. Разновидность фортепиано (рояль) 5. Струнный инструмент, который называют «царицею души» (скрипка)

Вальс (с фр. и нем.- кружиться)- парный бальный танец, в основе которого лежат народные танцы Австрии, Германии и Чехии.

Иоганн Штраус

Австрийский композитор и дирижёр, яркий представитель венской танцевальной музыки

1. Знак молчания (пауза) 2. Первая нота в звукоряде (до) 3. Русский народный инструмент (балалайка) 4. Очень солёная нотка (соль) 5. Знак, который ставится в начале нотоносца (ключ) 6. Нота – это … (знак)

Подвижный танец

Полька (с чешск. –половинка) – весёлый, подвижный танец. Польку танцевали маленькими, короткими, шажками.

Сергей Васильевич Рахманинов

Выдающийся советский композитор, гениальный пианист и дирижёр.

AllDanceWorld.ru

Веселая музыка для танцев: Танцы для детей

Веселые танцы для детей – это альбом веселой музыки для танцев, без
которых не должен обходиться ни один настоящий детский праздник! Именно на танцах дети смогут напрыгаться всласть, повторяя понравившиеся им
танцевальные движения. Это весело не только для самих
детей, но и для их родителей.

Ведь так забавно наблюдать за тем, как ваше чадо скачет под веселые музыкальные мотивы вместе с другими детьми. Насладитесь праздником в полной мере, устроив детям веселые
танцы под зажигательные композиции Самба «Тико-тико», Танец Чарли Чаплина, Канкан, Яблочко и
многие другие. Ваш ребенок с удовольствием пустится в пляс и запомнит многие композиции как любимые на всю жизнь. Веселая музыка для танцев делает любой праздник особенным,
ведь именно в момент танца детишки смогут растрястись и полностью оживиться, принимая компанию друг друга.

Учитывая особенности детских танцев, в этой подборке танцевальных композиций исполнены простые и понятные мелодии под зажигательный ритм и превосходное исполнение. Вы и сами
наверняка знаете немало из представленных песен, если даже не все. Ведь это самые яркие произведения музыки, которые больше всего нравятся детям. Танцуя с самого детства,
ребенок привыкает к самой традиции танца, благодаря чему в будущем ему будет на много проще раскрыться на танцевальных мероприятиях, отпуская душу в пляс. Вы сможете привить
вашим детям полезную привычку, которая будет помогать им уже будучи взрослыми расслабляться и отдыхать в такой замечательной игре как танцы.

Композиции на музыкальном альбоме «Веселые танцы для детей» несут в себе большой положительный заряд, благодаря которому вы всегда сможете поддержать настроение детского
праздника, объявив танцы! Многие родители не удержатся от пляса и сами, ведь играть будет настоящая танцевальная музыка! Это отличный способ создать дух праздника, в котором
каждый сможет найти себе веселое занятие, а танец будет объединять всех малышей. На нашем сайте вы сможете прямо сейчас скачать альбом «Веселые танцы для детей», приобретая
по-настоящему ценную коллекцию записей в формате mp3.

Скачать веселую музыку для танцев: Танцы для детей:

Постановка бального танца для свадьбы

Свадебный бальный танец

Свадьба – наверное, самое важное событие в жизни человека. Сколько времени, сил, денег уходит на подготовку свадьбы. И ,конечно же, всем хочется, чтобы этот день запомнился на всю жизнь. И первый свадебный танец – это всегда один из самых трогательных моментов в этот день. Свадебный танец украсит любой семейный видео архив и останется в Вашей памяти на долгие годы.
В последнее годы все больше пар исполняют бальный свадебный танец на собственной свадьбе. Однако не все решаются украсить обряд своего бракосочетания таким оригинальным способом. И в основном это случается не от отсутствия желания, а из-за элементарного неумения танцевать.
Традиционно танцевальную программу любой свадьбы открывает первый свадебный танец Сегодня постановка бального свадебного танца для молодоженов такой же важный момент, как и выбор обручальных колец. И так должно быть, ведь первый свадебный танец создает настроение для всего вечера – это романтика любви. От того насколько профессионально подобран и поставлен бальный танец для свадьбы будет зависеть Ваш успех.

Выбор свадебного бального танца.

Сегодня молодежь выбирает для своего свадебного танца, тот танец, который больше подходит для них. И выбор возможностей для постановки бального танца для свадьбы очень разнообразен.
Что танцуют на свадьбе? Всё! И Вальс, и Танго, и Румбу, и абстрактную композиционную постановку. Всё зависит от Вашего желания, от того какой Вы хотите видеть свою свадьбу.
Удивите своих гостей – подарите им вальс – первый свадьбный бальный танец молодоженов! Но бальный танец для свадьбы может быть как вальс, так и любой другой танец европейской или латиноамериканской программы: страстное танго или романтичная румба, зажигательный джайв или лиричный фокстрот.

Вот некоторые возможные варианты для постановки бального танца для свадьбы:

Медленный и красивый бальный свадебный танец


Традиционно для первого свадебного танца выбирают Вальс. В этом случае тоже есть выбор – вальс Бостон или Венский Вальс, Фигурный и др.
Для постановки первого бального танца для свадьбы лучше всего выбрать вальс – Венский Вальс. Стоит поставить фигурный Венский вальс, который очень динамичен, эстетичен и, что самое главное, очень романтичен!
Вальс – это классический бальный свадебный танец. Представьте себя кружащимися в свадебном танце, вызывая восхищенные взгляды гостей.
Но если Вы не желаете быть как все и Свадебный Вальс кажется вам банальностью, тогда выбирайте – Блюз, Фокстрот или свадебное Танго!

Блюз и Фокстрот – по-настоящему красиво и элегантно! И достаточно легкие в освоении танцы. Иногда полезно взять фигуры из обоих танцев – получается замечательно!
Танго – страстный и экстравагантный бальный танец. Этот танец потребует определенных усилий во время изучения и исполнения, но зато в зале не останется равнодушных.

Плюсы медленного бального танца:

Вальс, Блюз и Фокстрот – действительно красивые, элегантные и достаточно легкие в освоении бальные танцы. (Фокстрот – немного более сложный танец). В свадебном платье эти танцы смотрятся умопомрачительно!
Танго, как первый бальный свадебный танец — оригинально, страстно, пикантно и дерзко.

Минусы медленного бального танца:

Вальс – это бальный танец танцуют все.
Танго – достаточно трудный в исполнении танец. Для постановки для свадьбы бального танца – танго необходимо взять минимум 10 уроков. Кроме того, этот танец потребует определенного наряда для невесты. И не у каждого есть столько терпения и возможностей для изучения этого бального танца в качестве первого на свадьбе.

Необычный бальный свадебный танец

Первый танец молодоженов может быть не только лишь свадебным вальсом… Любители экзотики стараются превратить свою свадьбу в нечто эксклюзивное. Свадебный танец здесь по определению не может обыкновенным вальсом.
Если вам хочется оригинальности, то вы можете выбрать свой собственный оригинальный свадебный бальный танец. Латиноамериканская страсть или восточная утонченность — здесь нет ограничений! Главное правильно подобрать музыкальное сопровождение и выбрать тот вариант, который больше всего подходит именно для вас. Поверьте, что такой танец не забудет ни один приглашенный!

Организация свадьбы подобна букету невесты – и то, и другое мы воспринимаем как красивое целое, не задумываясь о том, из каких частей оно состоит. Обычно вступающие в брак и не подозревают, как нелегко сложить из разнородных составляющих чудесную композицию. На первый взгляд организовать свадьбу действительно просто: подобрать зал, где будет проходить свадебное торжество, арендовать лимузин, найти ведущего…. Но на самом деле в подготовке каждого из этих этапов есть множество тонкостей и нюансов, о которых знают только профессионалы.

Постановка бального танца для свадьбы.

Очень важно, чтобы молодожены сделали правильный выбор. Классический вальс, зажигательные латиноамериканские ритмы, танец под музыку из любимого кинофильма.

Как выбрать бальный танец для свадьбы.

Во-первых, стоит посмотреть различные видео свадебных бальных танцев. Сегодня Вы можете найти любые свадебные танцы в Youtube. После этого, решите для себя каким Вы видите свой свадебный бальный танец: хотите ли Вы медленный, классический, романтичный танец или Вы видите свой танец быстрым, веселым, динамичным. То есть, в первую очередь, Вы должны выбрать темп (ритм), в котором Вы хотите танцевать. Если Вас привлекает что-либо медленное, лиричное — Вам подойдут медленный вальс, румба, фокстрот… Если же Вы предпочитаете более быстрые и динамичные бальные танцы, то Вам стоит подумать о танго, свинг (буги-вуги, джайв), сальса…

После того, как Вы определились с темпом – характером будущего свадебного бального танца стоит прослушать по 1-2 мелодии каждого вышеназванного танца. Если Вас прельщает романтика и лирика — послушайте мелодии медленного вальса, румбы, фокстрота. Если хотите Вы хотите зажигать — послушайте мелодии танго, сальсы, свинга. И только после прослушивания мелодий примите решение о том, каким будет Ваш свадебный танец.

Лучше выбрать Ваш бальный свадебный танец самостоятельно, ведь никто не знает Вас лучше, чем Вы сами. И, видя Вас впервые, любой постановщик бального свадебного танца предложит Вам самый распространенный вариант, подходящий большинству пар. Теперь решите, хотите ли Вы танцевать то же самое, что танцует большинство?

Для того чтобы поставить Вам красивый и подходящий именно для Вас свадебный бальный танец, очень важно чтобы Вы могли сказать какой бальный танец (быстрый или медленный) Вы хотите танцевать и какая музыка Вам нравится. Если Вам нравится несколько мелодий-песен – это абсолютно нормально, это даст Вам возможность дополнительного выбора и поможет сделать красивый свадебный бальный танец, учитывающий Ваши пожелания и соответствующий вашему вкусу.

Как выбрать музыку для свадебного бального танца.

Первый вопрос, который стоит перед молодоженами — какую музыку выбрать и будет ли эта музыка подходить, для свадебного бального танца?
Сегодня миф о традиционных свадебных бальных танцах развеян, молодежь выбирает нетрадиционные танцы и, соответственно, нетрадиционные мелодии. Но в любом случае выбор остается за Вами. Если Вас прельщают традиции – то Вам подойдут мелодии вальса.

Если же Вы предпочитаете что-то нетрадиционное – то для выбора Вашей мелодии стоит подумать:

1. Существует ли мелодия, с которой у Вас связанны хорошие воспоминания или очень символичная для Вас: под эту мелодию в Вашей жизни происходили очень важные и радостные события. При выборе этого варианта, Вы не только будете танцевать, но и наслаждаться воспоминаниями. А значит и эмоции будут совсем другими…

2. Мелодия, которую Вы неожиданно услышали и она Вам безумно понравилась. Вы сразу поняли, что это мелодия Вашего свадебного бального танца. Для постановки бального танца для свадьбы очень важно, чтобы мелодия Вам нравилась, чтобы Вы чувствовали, что это Ваш танец! И поверьте, что свадебный бальный танец можно поставить под любую мелодию.

3. Если же Вы не можете найти «свою» музыку и не знаете на чем остановиться, то стоит посетить раздел» музыка для свадебного танца» любого профессионального сайта по свадебному бальному танцу. Прослушайте все варианты рекомендованной музыки и постарайтесь, если не выбрать мелодию для Вашего свадебного бального танца, то хотя бы выбрать Ваш стиль.

Конечно, ведущую роль в выборе свадебного бального танца играют выбор стиля и мелодии, но не стоит забывать, что на этом пути существует множество подводных камней.
Иногда, после того как мелодия выбрана и уже даже выучены шаги, невеста неожиданно понимает, что в своем платье она может с трудом ходить, а про танцевать и говорить нечего. Платье может быть тяжелым, длинным, неудобным и т.д. Не меньше проблем может возникнуть и с туфлями.

Для того, чтобы Вы не оказались в подобной ситуации:

1. Свадебный бальный танец надо выбирать с учетом фасона платья. Расскажите Вашему хореографу сразу, на первом занятии или при первой встрече, какое у Вас будет платье. Фасон Вашего платья может ограничить выбор возможных танцев, например, если платье зауженное, оно будет красиво подчеркивать Ваши формы, но быстрые повороты и динамичные перемещения в таком платье сделать сложно. В таком платье Вы не сможете танцевать джайв или другие быстрые бальные танцы. B этом случае, Ваш свадебный танец должен быть спокойным, элегантным, без «экстрима». Большая, пышная юбка — не стесняет движений, не заставляет укорачивать шаги, Вы сможете перемещаться свободно. Но слишком пышная юбка будет мешать Вам, станцевать такие танцы как Ча-Ча-Ча или буги-вуги. И наоборот, длинная пышная юбка с дополнениями в виде шлейфа или длинной фаты будет очень хорошо смотреться в классических танцах — медленный английский вальс, фокстрот…

2.Конечно, это только общие соображения, и каждый отдельный случай индивидуален. Даже если Ваше платье совсем не подходит, для того бального танца, который Вы выбрали, Ваш танцевальный эксперт поможет подобрать движения, которые сделают Ваши желания реальными, и при этом Вы будете выглядеть красиво. Только не забудьте обсудить все возможные проблемы заранее. И, конечно, подумать об этом в первую очередь должны Вы. Хореограф может подсказать и предусмотреть многие вещи, но совместное обсуждение — лучший вариант в данном случае.

3.Кроме того, после нескольких первых занятий, парам стоит начать танцевать в тех туфлях, в которых они будут танцевать на свадьбе. В каждой паре обуви Вы ощущаете себя по-разному даже при обычной ходьбе — все это знают. Для того чтобы Вы чувствовали себя комфортно во время свадебного танца, необходимо привыкнуть к обуви, в которой Вы будете танцевать. Даже если это самая удобная в мире пара! Высота каблука, другая форма колодки — и вы уже двигаетесь немного иначе. Это может мешать не только Вам, но и Вашему партнеру. Поэтому старайтесь попробовать заранее. Это не сложно, но это Вам очень поможет.
Но даже если Ваши туфли совсем не подходят для танца – это не повод для расстройства и, тем более, для решения об отказе от свадебного танца. Из любого положения всегда есть выход, и, в данном случае, он очень прост — переобуться на время свадебного бального танца. Так поступают очень многие пары.
То же самое касается и свадебного платья, желательно попробовать танцевать в нем ДО СВАДЬБЫ, ведь свадебное платье обычно бывает очень длинным, очень пышным и т.д., что, несомненно, затруднит Ваши движения, особенно если Вы танцуете в нем в первый раз. Многие невесты не очень хотят танцевать в свадебном платье, т.к. существует примета, в соответствие с которой, показывать свадебное платье жениху до свадьбы не принято.

Но, еще раз, выход есть из любой ситуации:

  • Иногда платье состоит из двух частей: юбка и лиф, тогда стоит протанцевать танец хотя бы в юбке.
  • В том случае, когда платье цельное, можно надеть сверху халат или какую-либо другую накидку.
  • В случае, если Вы все же не готовы, чтобы Ваш жених увидел платье даже частично, то можно протанцевать танец с Вашим хореографом. Хотя все же, Вашему партнеру тоже важно протанцевать свадебный танец именно в тех нарядах, которые будут на свадьбе. Ведь не забудь, что в день свадьбы вы оба будете взволнованы, поэтому не стоит добавлять дополнительные причины для стресса.
  • Часто, после такого пробного танца невесты понимают, что платье слишком пышное или платье длинное, жених или сама невеста может наступить на него в танце. В этом случае можно подумать, как красиво подколоть платье на время танца.
  • В некоторых случаях пары решают сменить наряды во время свадебного бального танца. Иногда, этого требует задумка танца (нельзя станцевать зажигательный джайв в длинном платье со шлейфом, или задуманный танец решено танцевать в платье другого цвета). Но иногда свадебное платье может стать помехой даже во время вальса, и тогда тоже стоит подумать о смене нарядов.

И последний совет: не откладывайте постановку свадебного бального танца на потом. Конечно, можно поставить танец и за 5 – 6 уроков, но тогда и уровень Вашего танца будет соответственным. Но это же Ваш свадебный танец, и он должен выглядеть так, чтобы запомниться всем гостям, и чтобы Вам самим хотелось просмотреть и полюбоваться танцем много, много раз.

Бальный танец на юбилей, торжество.

Все мы знаем, как трогательно и красиво выглядит свадебный бальный танец. Но свадьба осталась далеко позади, а поводов для того, чтобы поставить новый бальный танец — можно найти немало. И вот — впереди маячит какой-нибудь важный юбилей, и почему бы вновь не удивить гостей, подготовив бальный танец на предстоящее торжество. И, конечно же, мы меняемся, жизнь меняется, следовательно, сегодня, выбор Вашего бального танца может быть совершенно другим.

Поверьте, красивый бальный танец «идет» всем, и в каждом возрасте ваш танец будет отражать, Ваш выбор, Ваши приоритеты и, наконец, Вашу любовь.

Веселая музыка для бальных танцев

В XIX столетии в области танца и танцевальной музыки происходит значительное обновление образности и выразительного языка, появляется огромное количество новых жанров. В наибольшей степени этому способствовали бурные социальные потрясения, происходящие в Европе в конце XVIII — первой половине XIX века и повлекшие за собой радикальные перемены в общественной и культурной жизни (Великая французская революция, наполеоновские войны, национально-освободительное движение в Австрии, Германии, Италии, Польше).

Франция, в течение нескольких веков определявшая основные направления развития хореографического искусства, по-прежнему остается танцевальным центром Европы. Преподаватели-французы пользуются огромной популярностью во многих странах и считаются самыми талантливыми и осведомленными в области танца (причем, как бытового, так и сценического).

В бальной практике начала XIX века еще сохраняются многие танцевальные жанры прошлых времен. Во Франции продолжают исполнять менуэт, гавот, бурре, в Англии — жигу, в России — гавот, гросфатер, менуэт, французскую кадриль. Однако манера их исполнения меняется, становясь более непринужденной; темп танцев ускоряется; старые композиции видоизменяются и приспосабливаются к новым эстетическим вкусам и правилам поведения в обществе.

Бальная практика, в свою очередь, оказывает огромное воздействие на сценический танец, способствуя обогащению хореографии новыми па, ритмами, темпами, а музыки — образами и выразительными средствами. Но все же, говоря о танцевальных формах и жанрах, являвшихся составной частью всех представлений музыкального театра и основой классического балетного спектакля XIX века, необходимо сказать о той роли, которую сыграло в их эволюции эстетическое течение «романтизм».

Процесс разделения между бытовой танцевальной музыкой и академической, начавшийся еще в эпоху Ренессанса, в XIX веке усиливается. Высокохудожественные образцы танцевальных произведений все более отрываются от абстрагированного бытового танца. Часто танцевальность выступает завуалировано, не обнажая своей четкой гомофонности, квадратной основы, обычной расчленности и других характерных свойств. Это уже не столько танцы, сколько опоэтизированные представления о них.

***
Многие из описываемых танцевальных жанров возникли и стали широко известны задолго до XIX столетия (например, хота, трепак, лезгинка и др.). Но мы все же решили поместить их характеристику в данном разделе, так как именно в XIX веке они завоевали популярность по всей Европе и вошли в профессиональное музыкальное и хореографическое искусство.

ВАЛЬС (франц. valse; от нем. walzer, walzen — выкручивать ногами в танце, кружиться; англ. waltz, итал. valzero) — парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением; один из самых распространенных бытовых музыкальных жанров, прочно утвердившийся в профессиональной музыке европейских стран. Музыкальный размер 3-дольный (3/4, 3/8, 6/8). Темп вальса, первоначально умеренно-быстрый, впоследствии мог быть различным — от медленного до быстрого.

ЭКОСЕЗ (экоссез; франц. [dance] ecossaise — «шотландский [танец]») — старинный шотландский народный танец, происходящий от контрданса. Отличительные черты — быстрый темп, размер 2/4, обычно в мажорном ладу. Музыкальная форма экосеза представляет собой две повторяющиеся 8- или 16-тактовые части.

Примеры:
Бетховен 6 экосезов для фп., 1823; два экосеза для фп., 1825; экосез для военного оркестра, 1810
Шуберт Более 90 фп. экосезов
Шопен Три экосеза для фп. соч. 72, 1830
Вебер
Чайковский «Евгений Онегин»

КАДРИЛЬ (от исп. cuadrilla — буквально — группа из 4-х человек, от лат. quadrum — четырехугольник) — бальный танец XVIII—XIX веков, происходящий от контрданса. Музыкальный размер чаще 2/4, темп подвижный. Музыка, обычно основанная на популярных мелодиях (в т. ч. на таких «неподходящих», как темы из «Тристана и Изольды» Вагнера или Stabat mater Россини), складывалась из 8- или 16-тактовых разделов, соответствующих определенной фигуре танца. Перед кадрилью обыкновенно звучит восемь или шестнадцать тактов (ритурнель), которые уведомляют танцующих, что им пора занять свои места. После того, как танцующие заняли свои места, музыка играет интродукцию (8 тактов) Такую интродукцию играли перед каждой фигурой кадрили.

Танцевальная техника исполнения была доведена до совершенства, а движения были идеально законченными и выверенными. Хореографические фразы поочередно исполнялись разными парами, а каждая фигура заканчивалась общим движением, соединяющим всех участников танца.

Существует множество разновидностей кадрили, распространенных в народном быту — русская, украинская, белорусская, литовская, латышская, эстонская, американская (получившая название square dance, букв. «квадратный танец»). Русская кадриль, отличающаяся самобытностью, имеет многообразные местные варианты: московская, калининская, волжская, уральская и др. Одна из разновидностей кадрили — народные танцы шестера, восьмера, четвера, распространенные на Урале и в северных областях России.

Примеры:
— Творчество Ланнера , семьи Штраус , фп. пьесы Глинки и др. композиторов конца XVIII —XIX века

ЛАНСЬЕ (франц. lancier, букв. — улан) — английский бальный танец (английская кадриль), разновидность контрданса. Получил распространение в Европе в середине XIX века.

ТАМПЕТ (франц. — «буря») — парный массовый народный танец, возникший в конце XVIII века. Музыкальный размер 2/4, темп подвижный.

Примеры:Асафьев «Пламя Парижа» № 17

КОТИЛЬОН — бальный танец французского происхождения, близкий контрдансу. Ранний вид котильона известен с XVIII века, тогда он состоял только из одной фигуры и напоминал поздние формы бранлей. Особое распространение танец получает в середине XIX века в странах Европы и в России. К этому времени относится усложнение его композиции и появление огромного количества фигур.

ГАЛОП (франц. galop, от франкск. wahl-hlaup — кельтская рысь, wala-hlaupan — хорошо бежать; нем. — Galopp, galopade, Galoppwalzer) — бальный танец XIX века, исполняющийся в стремительном скачкообразном движении. Музыкальный размер 2/4, характерны острые, пунктирные ритмы.

Канкан

КАНКАН (cancan, букв. — шум, гам) — быстрый, энергичный танец в размере 2/4, по-видимому, алжирского происхождения. Берет свое начало от контрданса, кадрили или галопа. Характерные па: выбрасывание ноги, высокие прыжки. Появился в Париже в 1830-х гг. и вскоре вошел в моду, являясь непременной принадлежностью общественных балов.

Примеры:Шостакович «Золотой век» № 33

МАЗУРКА (польск. mazurek) — польский народный танец. Характеризуется быстрым темпом, трехдольным размером. Ритмика мазурки своеобразна, акценты, порой резкие, часто смещаются на вторую, а иногда и на третью долю такта, встречаются даже на двух или всех трех долях.

КРАКОВЯК — польский народный танец в оживленном движении на 2/4 с характерным синкопированным ритмом. Возник в Краковском воеводстве, но с давних пор (существование его засвидетельствовано уже в 14 в.) получил распространение по всей Польше, преимущественно в шляхетской среде, а затем и в крестьянском быту. Так же, как полонез, краковяк назывался «большим танцем» и имел торжественный характер воинского шествия; с течением времени стал более разнообразным, сохранив, однако, 2-дольность.

Примеры:
Эльснер Увертюра к опере «Король Локетек», хор «a la Krakowiak» из оперы «Ягелло в Течине», «Rondo a la Krakowiak»
Шопен «Большое концертное рондо» («Rondo a la Krakowiak») для фп. с оркестром; финал 1-го концерта для фп. с оркестром
С. Монюшко, З. Носковский, Ю. Зарембский и др. польские композиторы
Глинка Краковяк из оперы «Иван Сусанин»
Римский-Корсаков Опера «Пан-воевода»
Глиэр Балет «Бахчисарайский фонтан»

БОЛЕРО — испанский народный парный танец. Темп движения умеренный, музыкальный размер 3-дольный. Ритмический рисунок зачастую близок ритму полонеза.

Примеры:
Бетховен «Песни разных народов», тетрадь 1 № 19 (обработка народной песни «Белая голубка») и 20
Мегюль «Слепые из Толедо»
Вебер «Прециоза»
Обер «Немая из Портичи», «Черное домино»
Берлиоз «Бенвенуто Челлини»
Чайковский «Лебединое озеро»
Делиб «Коппелия»
Шуман Романс «Идальго» соч. 30 № 3
Верди Болеро Елены из оперы «Сицилийская вечерня»; песня Эболи с хором из оперы «Дон Карлос»
Глинка Романсы «Победитель», «О, дева чудная моя»
Мусорский Романс «Оделась туманами Сиерра-Невада»
Шопен «Болеро» для фп. соч. 19
Альбенис Болеро «Puerta de Tierra» для фп.
Равель «Болеро» для оркестра

СЕГИДИЛЬЯ — испанский народный танец-песня. Темп умеренный или быстрый (allegro, allegretto), размер 3-дольный, лад чаще всего мажорный (изредка — чередование мажора и параллельного минора). Мелодия обычно начинается со слабой доли, в конце фраз используются мелизмы. Характер жизнерадостный.

Примеры:
Примеры:Глинка Увертюра «Ночь в Мадриде» (инструментальные и вокальные темы 2-х кастильских сегидилий, записанные композитором в Испании)
М. де Фалья Мурсийская сегидилья из цикла «Семь испанских народных песен»
Бизе «Кармен» 1 акт
Альбенис

ФАНДАНГО — общее наименование обширной группы испанских парных танцев, генетически восходящих к одному древнему прототипу. Родина фанданго — Андалусия (южная Испания), где его варианты бытуют обычно под названиями, производными от местных топонимов: малагенья (от Малага), ронденья (от Ронда), гранадина (от Гранада), картахенера (от Картахена) и др.

Примеры:
Глюк Балет «Дон Жуан» (процитирована одна из мелодий)
Моцарт «Свадьба Фигаро» 3 акт
А. Солер Фанданго для клавесина
Римский-Корсаков «Испанское каприччио» (одна из тем)
— Пьесы в духе фанданго есть также у Д. Скарлатти, Боккерини, Альбениса, Гранадоса, М. де Фальи.

ХОТА — испанский парный танец. Известен с XVII века, хотя первый сохранившийся образец относится к 1779 г. (в тонадилье «Летние приключения» П. Эстеве-и-Гримау). Характерные особенности: быстрый темп, 3-дольный размер, короткий затакт, членение мелодии на фразы объемом в 4 такта с кадансами поочередно на доминанте и тонике, мажорный лад.

Примеры:
Глинка Симфонические увертюры «Арагонская хота» и «ночь в Мадриде»
Лист «Испанская рапсодия» для фп.
М. де Фалья Балет «Треуголка» финал; Хота из вокального цикла «7 испанских песен»»; фп. цикл «4 испанские пьесы» № 1 («Арагонская»)

ХАБАНЕРА (от названия города La Habana — Гавана) — кубинский танец и песня. Размер 2-дольный (2/4), темп умеренный или умеренно подвижный. Отличительная деталь — постоянная ритмоформула аккомпанемента с пунктирным ритмом на 1-й доле, выдерживаемая в басу на протяжении всей пьесы.

Примеры:
Бизе Опера «Кармен», хабанера Кармен «У любви как у пташки крылья…»
Шабрие, Дебюсси и др. французские композиторы
Равель «Испанская рапсодия»
Творчество испанских композиторов

ПОЛЬКА — один из наиболее популярных национальных чешских танцев (Богемия). Характерным для нее являются оживленный темп, 2-дольный размер (2/4), четкий ритм.

Примеры:
Сметана, Дворжак, семья Штраус, Рубинштейн, Балакирев, Чайковский, Рахманинов и др.
Стравинский «Цирковая полька»
Шостакович Балет «Золотой век» № 30

ФУРИАНТ (чеш. furiant, букв. — гордец, зазнайка, от лат. furia — ярость, неистовство) — чешский народный парный танец юмористического характера в быстром темпе. Сопровождается пением. Размер переменный 2/4 — 3/4, причем вначале следуют три 2-дольных, а затем два 3-дольных такта. Танец изобилует острыми ритмическими акцентами.

Примеры:
Сметана Опера «Проданная невеста»; «Чешские танцы» для фп.
Дворжак «Два фурианта» для фп.; секстет соч. 48; фп. квинтет соч. 81; «Славянские танцы» для оркестра № 1 и № 8; Симфония № 6
Кршичка Фурианты для оркестра
Вейнбергер «Чешские танцы»

ВЕРБУНКОШ (от нем. Werbung — вербовка) — стиль и жанр венгерской танцевальной музыки, возникшие во 2-й половине XVIII века. Зарождение их связано с вербовкой новобранцев в армию. Литературные источники и рисунки свидетельствуют, что уже в середине XVIII в. вербовка сопровождалась танцами и музыкой. Около 1770 г. эта музыка получила название «вербункош», распространившееся по всей стране.

Примеры:
Ракоци-марш, созданный неизвестными композиторыми
Творчество венгерских композиторов (Бихари, Лавотта, Чермак, Эркель, Кодаи)
Лист «Венгерские рапсодии» для фп.
Гайдн Rondo all ongarese из фп. трио Соль мажор
Моцарт Скрипичный концерт Ля мажор, финал
Бетховен Симфония № 3, финал; Симфония № 7, тема побочной артии; увертюра «Король Стефан»
Шуберт Струнный квинтет соч. 163, финал; «Венгерский дивертисмент»
Берлиоз Использование мелодии Ракоци-марша в оратории «Осуждение Фауста»
Брамс Концерты; «Венгерские танцы»

ЧАРДАШ (от венг. csarda — трактир, деревенский кабачок) — венгерский народный танец в размере 2/4 или 4/4, с характерными синкопами и типичными мелодическими окончаниями, которые периодически повторяются. Состоит из двух контрастных частей: меланхоличного или патетического вступления, сопровождающего круговую мужскую пляску — лассу (лашшу — венг. lassu), и быстрой фришки (венг. friss), сопровождающей зажигательную парную пляску. Фришка часто начинается медленно, но, постепенно ускоряясь, достигает стремительного темпа.

Первая публикация чардаша относится к 1834 г.; тогда же он стал бальным танцем. Наибольшей популярности чардаш достиг в 1845 — 80-х гг.; как народный танец существует в Венгрии и поныне.

ХАЛЛИНГ (от Hallingdal — название долины на западе Норвегии) — норвежский сольный мужской народный танец. Музыкальный размер 2/4, реже 6/8, ритм богат и разнообразен (часто применяются синкопы). Темп умеренный, нередко ускоряется к концу танца. Музыкальное сопровождение к танцу обычно играют на хардингфеле — народной норвежской скрипке.

Примеры:
Григ Норвежские танцы для фп.
Творчество норвежских композиторов (У. Булля, Ю. Хальворсена и др.)

СПРИНГДАНС (также — спрингар, спринглейк, от норв. springe — прыгать) — популярный норвежский крестьянский танец, получивший название в связи с особенностью его исполнения — вприпрыжку. Близок шведскому народному танцу полска.

Примеры:
Григ Норвежские танцы для фп.; Спрингданс из цикла «Лирические пьесы» для фп.

ТРЕПАК — старинная русская пляска, плясовые движения которой (преимущественно дробные шаги и притоптывания) импровизировались исполнителем, стремившимся показать удаль и виртуозное мастерство. По характеру трепак, имеющий много общего с «Камаринской» и «Барыней», представлял собой либо одиночную мужскую пляску, либо пляску-соревнование (так называемый перепляс). В отличие от них не имел традиционной мелодии, т. к. его происхождение не было связано с конкретной песней. Метроритмическая формула — два 2-дольных такта с дроблением сильной доли 1-го такта и дальнейшим укрупнением длительностей.

Примеры:
Чайковский Балет «Щелкунчик»; «Характеристический танец», соч. 72 № 4 для фп; «Приглашение к трепаку» соч. 72 № 18 для фп.; финал скрипичного концерта
Римский-Корсаков Пляска и песня скоморохов из 1-й картины оперы-былины «Садко»
Мусоргский Трепак из вокального цикла «Песни и пляски смерти»
Стравинский «Русская» из балета «Петрушка»

ГОПАК (от укр. гоп — восклицание во время исполнения танца; отсюда же глаголы гопати, гопкати — прыгать) — украинский народный танец в быстром темпе и музыкальном размере 2/4. Ритм — четкий и акцентированный. Песенные и инструментальные мелодии гопака исполняются в народе и как самостоятельные музыкальные пьесы.

Примеры:
Мусоргский «Сорочинская ярмарка», песня «Гопак»
Чайковский «Черевички», «Мазепа»
Римский-Корсаков «Майская ночь»
Гулак-Артемовский «Запорожец за Дунаем»
Соловьев-Седой «Тарас Бульба»
Хачатурян «Гаянэ»

ЛЕЗГИНКА — народный танец лезгин (Дагестан), распространенный по всему Кавказу. Музыкальный размер 6/8 (иногда 2/4), иногда происходит чередование размеров 6/8 и 3/4. Мелодия четкая, динамичная, ритм — упругий с энергичными ударами-акцентами, темп быстрый. Благодаря этим характеристикам музыкального сопровождения эмоциональная насыщенность и экспрессия танца еще более усиливается. Аккомпанируют исполнению различные народные музыкальные инструменты и пение хора, причем ритм отбивается всеми присутствующими в ладоши.

Примеры:
Глинка «Руслан и Людмила»
Бородин «Князь Игорь» половецкие сцены (пляска мальчиков и дикая мужская пляска)
Рубинштейн «Демон»
Балакирев «Исламей». Симфоническая поэма «Тамара»
Римский-Корсаков «Шехеразада» финал
Ипполитов-Иванов «Кавказские эскизы»

КЕЙК-УОК (также кекуок, кек-уок; англ. cakewalk — ходьба с пирогом) — популярный с середины XIX века танец-марш афро-американского происхождения. Характерные черты: быстрый темп, музыкальный размер — 2-дольный, синкопированный ритм, аккорды, воспроизводящие звучание банджо, игровой комедийный (часто иронически-гротесковый) склад. Остро акцентированные ритмы, типичные для кейк-уока, в дальнейшем легли в основу рэгтайма, а двумя десятилетиями позже определили стиль эстрадного джаза.