Вопрос о танце русском

Михаил Мурашко. Кризис ансамблей русского танца

Редакция завершает начатую в №1 за 2010 год и про-должавшуюся все это время дискуссию по проблемам русского танца. Собственно, дискуссией нельзя назвать ту серию статей, что были опубликованы на страницах журнала. Это был, скорее, рассказа самих себе и своём понимании русского танца. Создалось впечатление, что авторы – деятели народного танца не слышат друг друга или не хотят вступать в диалог. Так или иначе, волей не-волей создалась картина состояния и понимания сего-дняшнего существования русского сценического танца. А разобщенность деятелей, их интересов и поступков, кар-тина времени. В процессе года работы редакция высту-пила одним из инициаторов и участников двух круглых столов по народно-сценическому танцу. В Москве (в зале имени Чайковского; в мае месяце и в Красноярске (декабрь).

Разговор касался как природы сценических народных танцев, так и организационно-творческих вопросов самого существования коллективов (ансамблей), вопросов подготовки кадров. Во встречах принимали участие представители многих региональных коллективов, школ, вузов хореографии. К сожалению, это не привлекло внимание руководителей управляющих ведомств культуры страны. Что, вероятно, многое объясняет.

Редакция считает своим долгом напомнить, что традиционное народное искусство должно являться одним из приоритетов в культурной политике страны, так как позволяет сохранить самобытность народов, её населяющих. А знание своего искусства есть тот стержень, который лежит в основе гордости, патриотизма и культурной принадлежности.
Наша дискуссия завершилась, но это не означает, что редакция не будет публиковать статьи по проблемам жизни и творчества коллективов народного танца. Мы ждём смелых, принципиальных и творчески дерзновенных мнений.

Кризис ансамблей русского танца.
Журнал «Баллет», №2 (2011 г.)

Михаил Мурашко, профессор кафедры народного танца
Московского государственного университета культуры и искусств

Согласен кто-то или нет с этим утверждением, но кризис ансамблей народного танца (в данном случае русского) существует, и тут ничего не попишешь. И начался он не сегодня, а, как мне кажется, в 80-е годы XX столетия. Да, именно тогда, когда ансамбли союзных и автономных республик гремели во всем своем блеске и славе. Когда концертные залы были заполнены до отказа, а на выступления некоторых коллективов можно было попасть, только пройдя через ряды конной милиции. Когда гастроли были обычным делом. Когда руководители каждой территории соревновались между собой за право иметь свой и обязательно лучший творческий коллектив, и каждое выступление своего ансамбля оценивалось по самым суровым партийным меркам. Когда строились дворцы культуры и балетные залы, выделялись деньги на костюмы, для артистов предоставлялись квартиры. Что уж говорить о руководителях! Славное было время!
И именно в это, золотое время для коллективов, воспевающих свою землю, свой народ и пользующихся всенародной любовью зародился кризис. На утверждение, что кризис начался в 90-х годах в связи с изменениями, произошедшими с нашим государством, можно сказать, что эти изменения только ускорили, и обнажили проблемы возникшие ранее. Конечно, если бы не случились катаклизмы, ансамбли жили бы лучше, чем сегодня, но кризис все равно случился бы, он уже существовал.
Почему возник кризис, да и может ли он вообще быть в творческих коллективах, где все произведения репертуара строятся на основе фольклора – этого родника, этой неистощимой кладовой вместившей в себя тысячелетние знания и мудрость народа? Казалось бы, не может! Но кризис возник! Он есть! Он просто плохо виден, да и не все хотят его видеть. Кризис в искусстве, это не кризис в экономике, когда закрываются предприятия, лопаются банки, банкиры выбрасываются из окон, простые люди остаются без работы. В искусстве все работают, зрители аплодируют, артисты получают заработанные деньги. Все хорошо, только нет новых идей и новых путей для решения старых (вечных) идей, а есть топтание на месте, когда у всех примерно одно и то же – вот это и есть кризис в искусстве.
Как же возник кризис?
Обратимся к творчеству самых выдающихся мастеров русского танца – основателей профессио-нальных коллективов народного танца.
Татьяна Алексеевна Устинова. Ее первые сценические танцы, можно сказать, были перенесены из деревни, которые она знала прекрасно. И не просто знала, она перетанцевала эти пляски, переплясы, кадрили на деревенских пятачках. Ее «Тверская кадриль» была сочинена на основе народных кадрилей, а потом один за другим пошли танцы разных областей: «Девичий хоровод» (Воронежская), «Давыдковская кадриль» (Ярославская), «Тимоня» (Курская), «Московские хороводы» (Московская), «Северные хороводы» (Архангельская), «Гусачок» (Смоленская), «Матаня» (Орловская), «Змейка» (Рязанская), «Напарочка» (Вологодская), «Золотая цепочка» (Сибирь), «Кружилиха» (Тульская), «Дощечки» (Пензенская). Вокально-хореографические картины «Брянские игрища», «Калужские переборы», которые, на мой взгляд, стали вершиной творчества Татьяны Алексеевны (как балетмейстера народного хора). В крайнем случае, я не знаю других произведений, где бы так мастерски и так естественно были бы задействованы оркестр, хор и танцоры, создающие столь грандиозные народные полотна. На сцене возникли русские танцы, – сценические хореографические произведения, – сочиненные на основе танцевального фольклора разных областей. Это было здорово!
Это было развитие русского народного танца вширь.
Игорь Александрович Моисеев. Первые программы ансамбля строились на основе танцев народов СССР. Далее – танцы стран народной демократии (Польша, Венгрия, Румыния, Болгария и т.д.). Далее – танцы стран мира (Китай, Монголия, Корея, Испания, Италия, Греция, Мексика, Аргентина и т.д., вплоть до Египта). Великолепно!
Это было развитие народного танца вширь.
Ольга Николаевна Князева. Ее уральские танцы – настоящие хореографические шедевры. Не зря И. А. Моисеев приглашал Ольгу Николаевну ставить «Байновскую кадриль» и «Шестеру» в своем ансамбле. И. З. Меркулов, М. С. Чернышов, Э. К. Филиппов, Б. Н. Бурмакин, В. Д. Модзолевский, М.С. Годенко, Я.А. Коломейский, Г.Ю. Гальперин, М.Я. Кругликов, А.П. Шостак, В.Ф. Копылов и другие балетмейстеры, в том числе работающие сегодня, много сделали для развития русского танца разных регионов.
Это было развитие русского народного танца вширь.
Надежда Сергеевна Надеждина. Творчество Надеждиной глубоко фольклорно, но не фольклорны-ми танцами, а фольклорными русскими образами. Ее девушки-березки – это Россия, нежная, вечно юная, родная и любимая. «Северное сияние», «Цветы полевые», «Лебедушки», «Сударушки», «Цепочка», «Прялица» – это разные стороны одного образа – образа милой Родины – России. Глядя на сказочно красивых девушек-исполнительниц этих танцев нельзя не влюбиться в них, а через них невозможно не полюбить и эту удивительную и такую прекрасную страну – Россию.
Это было развитие русского народного танца вглубь.
Павел Павлович Вирский и Ансамбль танца Украины. Один только танец «Гопак» дает портрет украинского народа: красивые девушки, мужественные юноши – красивый талантливый народ! А рядом былинные «Запорожцы», драматические «Чумацкие радости», сатирическая зарисовка из старинного ярмарочного кукольного театра «Ой, под вишней», лирико-драматическая миниатюра «Подоляночка», одноактный балет «Октябрьская легенда» – трагедия с оптимистическим финалом. В этих и других произведениях балетмейстер смог глубоко проникнуть в философию и психологию украинского народа. Отсюда и вывод: свою землю надо любить и защищать, а чтобы получить счастье, нужно пройти через страдания, счастье нужно заслужить. Своими произведениями Вирский показал, что средствами народного танца можно решать любые задачи.
Это было развитие украинского народного танца вширь и вглубь.
Но была и вокально-хореографическая картина «Сказ об Ивушке, земле Русской» у Т. А. Устиновой, где Лебедушки, прекрасная Ивушка и могучие Витязи противостоят злым Коршунам. Эти знаковые для русского человека образы позволили автору решать сюжет в поэтически-обобщенной форме.
И это было развитие русского танца вглубь.
Из сказанного можно сделать вывод: развитие русского танца шло по двум направлениям: вширь и вглубь. Здесь нет приоритета одного направления перед другим. У каждого из названных балетмейстеров есть танцы одного и другого направлений, но у одних больше вширь, у других больше вглубь. Все они выдающиеся мастера, основатели русского народно-сценического танца, достаточно широко разработали методы интерпретации фольклорного танца, а также методы сочинения хореографических произведений на основе фольклора и своим творчеством подняли русский сценический танец на такую высоту, что встают два вопроса: куда? и как? идти дальше? Идти-то необходимо! Не закрывать же все ансамбли!
Для того чтобы определить куда и как двигаться дальше нужно твердо сказать: в своем творчестве наши выдающиеся мастера собрали только верхний слой фольклорной мудрости, т.е. слой лежащий на поверхности. Вокруг них народ исполнял фольклорные пляски, переплясы, хороводы, кадрили. Это был в первую очередь танцевальный пласт, состоящий из танцев разных регионов с их стилевыми особенностями. Проникать в многозначные философские глубины содержания и трактовки содержания фольклора особой необходимости не требовалось. Бери фольклорный танец, делай его пригодным для сцены, или на основе этого материала сочиняй новый танец и показывай. В основном так и делали, и добивались больших успехов, потому что в любом фольклорном произведении генетически заложен мощный импульс, идущий из самых древних народных истоков.
Итак, собрав верхний слой фольклора и добившись при этом больших результатов, великие старики покинули этот мир. Сегодня вокруг нас не водят хороводы, не танцуют кадрили и переплясы. Где же брать материал для сочинения новых русских сценических танцев?
Если бы в свое время Областные Дома народного творчества основной своей обязанностью считали сбор и фиксацию фольклорных танцев, как образцов народного танцевального творчества (такая работа оправдывала бы название – «Дом народного творчества»), сегодня балетмейстерам было бы очень удобно работать: пошел в библиотеку и взял, к примеру, кадриль «По задам» деревни Трынкино Ленинградской области. Но такого не случилось. Были отдельные энтузиасты и мы знаем их по именам: Э. К. Филиппов (Иркутская обл.), О. В. Руднева (Курская обл.), Н. М. Бачинская ( Русские хороводы и хороводные песни), М. Д. Яницкая (Ленинградская, Ярославская обл.), А. В. Бажонкин и В. И. Боршняков (Нижегородская обл.), еще здравствующий ныне И. И. Веретенников (Белгородская обл.) и другие. (Простите меня, кого не назвал). Повторяю: такого не случилось. Поэтому сегодня у нас есть основной и единственный принцип изучения фольклорных танцев – из рук в руки, точнее – из ног в ноги.
На практике это выглядит так. Представим, что тот фольклорный (?) материал, который мне передал мой учитель Т. А. Устинова, я в свою очередь передал своим ученикам, мои ученики передают его своим ученикам, а те передают своим…и т.д. Понятно, что от материала, переданного мне Устиновой, постепенно не останется и следа. Если мы уже сегодня испытываем трудности в нахождении подлинного танцевального материала (особенно регионального), то можно представить что будет дальше. Какой же выход?
Выход один. Переходить целиком и полностью на рельсы профессионального искусства. Как музыка, как опера, как живопись и другие виды искусств. У каждого вида искусств существуют законы сочинения произведений, по которым творцы создают свои опусы. И эти законы, кстати, не мешают художникам разных видов искусств создавать свои собственные шедевры.
Из этого следует, что нам, балетмейстерам русского танца, пора перестать надеяться только на свой божественный дар – сочинять по интуиции, а необходимо овладеть профессией хореографа – сочинителя танцев, т.е. изучить законы, методы и приемы, по которым сочиняются танцы. И здесь, кроме законов драматургии, становятся важными такие понятия как форма, тип, жанр, стиль произведения. Но начать нужно с того, что необходимо научиться разговаривать на одном языке. А чтобы разговаривать на одном языке, нужна единая классификация русского народного танца.
В книгах по народной хореографии (в этом можно легко убедиться), у каждого автора свое толкование о формах, жанрах, видах, хороводах, плясках, кадрилях, переплясах. К примеру, хоровод в одном случае называется вид, в другом – жанр, в третьем – форма, в четвертом – тип и т.д. Такое положение дел в русском танце ненормально. Повторюсь еще раз: для того чтобы мы смогли разговаривать о русском танце на одном языке, нужна единая классификация русского танца. И основное место в этой классификации, по моему мнению, должна принадлежать формам русского танца, потому, что именно формы (в первую очередь) дают возможность отличать один танец от другого. Форма – это способ (метод) изложения хореографического материала, и как он будет изложен, – такую форму этот материал, как хореографическое произведение, – и приобретет.
Проблема классификации русского танца касается всех, кто имеет хоть какое-то отношение к русскому танцу – педагогов и балетмейстеров (как профессионалов, так и любителей), работающих в настоящее время, а также студентов, будущих специалистов русского танца. И тем и другим просто необходимо иметь хотя бы минимальные знания о русском танце и его определениях. Потому что без знаний, особенно в настоящее время, в русском танце трудно сочинить что-то интересное, тем более что-то новое. И можно ли это сделать, если в русском танце существует такое разномнение? И не является ли это разномнение одной из причин кризиса в русском танце, который длится уже несколько десятков лет?
Хорошо студенту, будущему хореографу. Сочинять танцы в разных формах и типах, жанрах и стилях, т.е. ремеслу хореографа, его могут научить в учебном заведении (если там этому учат!). Как студент – будущий композитор, никогда не спутает форму рондо с формой фуги, форму сонаты с формой концерта, так и студент – будущий хореограф, не должен путать форму пляски с формой перепляса, форму хоровода с формой кадрили, форму лансье с картиной, или сюитой. И тем более не путать жанры и виды, формы и типы.
Вопрос подготовки студентов, будущих хореографов важен, но у них все еще впереди. Умные и талантливые умеют учиться у других умных и талантливых. А вот как быть тем, кто уже работают балетмейстерами, и сочиняют русские танцы, часто не задумываясь, как они это делают? Ответ один: учиться! Недостаточная образованность нас – хореографов – одна из главных причин кризиса в русском народном танце. Поэтому проблема образования специалистов русского танца важна для всех, кто работает в русском танце: балетмейстеров (как профессиональных, так и любительских), работающих сегодня и создающих репертуар своих коллективов сегодня, студентов, будущих специалистов русского танца, а также педагогов, обучающих студентов, словом всех, кто имеет хоть какое-то отношение к русскому танцу.
Это только нам кажется, что мы знаем о себе все, или, в крайнем случае, очень много. На самом деле, самое большее, чего мы не знаем – так это о самих себе, о своей истории, о своих корнях. Мы можем долго и много рассуждать о древнегреческих богах, римских, египетских, особенно индийских – это модно сегодня. А как же наши боги, наши мифы, наши корни? И каждый ли из нас знает, кто такие Род, Макошь, Перун, Велес, Жива, Морана, Сварог, Коляда, Масленица и как они связаны друг с другом? И почему, например, русский бог Хорс и египетский бог Хор имеют общий корень «хор»? Или почему русский бог Яр (Ярило) и египетский бог Ра имеют одинаковое изображение – сокол? И откуда такие названия: Саха-ра, А-ра-вия, А-ра-ра-т, русские реки с названием Пече-ра, Сама-ра, Уг-ра, Ист-ра, Уг-ра, Ба-ра, Вост-ра, Днест-ра, Днеп-ра, На-ра, Пох-ра, Пече-ра, Су-ра, Сест-ра, П-ра (Па-ра), Ва-ра-х, Ва-ра-дуна, Кинд-ра, Жизд-ра, Ра-суха, Ра-ма, а также Рава, Раса, Ранха, Ра – древние названия Волги, многократно упоминаемые в древнеиндийской Ригведе, а также в Махабхарате и древнеиранской Авесте.
Мне могут возразить, дескать, зачем нам теория, нам она ни к чему, мы практики, наше дело ставить танцы. Но в том-то и дело, что без знаний о своем народе, без любви к своему народу, трудно поставить настоящий русский танец. И, если бы мы больше знали о своем народе, может, и кризиса не было бы! Да и история о своем народе – это еще не теория. А что касается теории, то теория и практика существуют неразрывно. Это единое целое. И не зря говорят, что теория без практики мертва, а практика без теории часто остается экспериментом без выводов и обобщений.
В таком контексте вопрос о классификации русского танца, его формах, типах, жанрах, стилях становится наиважнейшим, а понятие форма – ключевым. И это только первая ступень к началу овладения профессией «Искусство хореографа».
Сегодняшнее состояние русского сценического танца не может не тревожить. Из репертуара профессиональных ансамблей народного танца и танцевальных групп русских народных хоров (что уж говорить о любительских коллективах!) почти исчезли танцы (формы) перепляс, кадриль, лансье. Вернее сказать, по названию – они есть, но только по названию. На самом деле эти переплясы, кадрили и лансье никакого отношения к своим названиям не имеют. Особенно плохо обстоит дело с формой лансье. И в профессиональных коллективах, и в любительских, их (лансье) вообще немного, а те единичные танцы, представленные как лансье – никакого отношения к форме лансье не имеют. Вывод – на сцене нет ни одного танца лансье, и, повторюсь, почти нет кадрилей и переплясов, все меньше и меньше хороводов, все больше и больше танцев, которые порой трудно определить к какой форме их можно отнести.
Форма танца, конечно важна, но и жанр в котором сочинен танец, тоже имеет большое значение. Необходимость выбора жанровых особенностей танцев диктует тема произведения, его идея. А если это не танец, а концертная программа русского ансамбля, состоящая из танцев в двух отделениях? Можно ли здесь обойтись без учета жанров? Если, к примеру, дать программу только из лихих плясок, где каждая в отдельности проходит на ура? Долго такой концерт будут воспринимать зрители? Не устанут ли они от такой лихости, и не превратится ли такая лихость в жестокое однообразие, способное испортить настроение и зрителям, и артистам?
В творчестве хореографов народно-сценического танца жанры имеют такое же значение, как и в балетных спектаклях а, может быть, еще и большее. В концертной программе, состоящей из отдельных танцев, каждый танец – маленький спектакль и разнообразие жанров таких маленьких спектаклей просто необходимо.
В качестве примера применения разных жанров в произведениях народно-сценического танца можно привести триптих «Русский фарфор» в постановке Н.С. Надеждиной в Государственном хореографическом ансамбле «Березка». Триптих состоит из трех танцев, где первый танец «Год 1812» имеет лирический жанр, второй танец «Год 1886» – комедийный жанр с элементами сатиры, третий танец «Год 1918» – героический жанр. Три дуэта, идущих друг за другом – совсем не простая задача для хореографа. И только определив эмоциональную тональность, т.е. жанр каждого танца исходя из идеи каждого танца и общего замысла в целом, можно было приступить к сочинению такого сложного произведения. В результате – успех.
В творчестве Т.А. Устиновой представлены танцы самых разных жанров: девичий лирический «Воронежский хоровод», мужской комедийный перепляс «Камаринская», эпическая картина «Сказ об Ивушке, земле Русской» и многие другие.
У И.А. Моисеева каждый танец имеет свой жанр: героические танцы «Хоруми» и «Партизаны», сатирическая «Городская кадриль», танец-шутка «Финская полька», лирические танцы из русской сюиты «Хоровод» и «Коробочка», хореографическое полотно «Ночь на лысой горе», в котором переплелись реальность и фантастика.
П.П. Вирский, обращаясь в своем творчестве к разным темам, четко определял жанр каждого танца. «Чумацкие радости» – драма из жизни чумаков, «Запорожцы» – эпическая сюита, «О чем верба плачет» – трагическая картина, «Ой, под вишней» – сатирическая миниатюра, «Подоляночка» – лирическая картина, «Гопак» – лирический и одновременно героический танец.
Если проанализировать творчество скоморохов, то и там мы увидим обязательное присутствие жанров. Особенной популярностью у зрителей пользовaлись комический и сатирический жанры, высмеивающие недостатки и пороки людей, особенно господ. Но скоморохи были артистами широкого профиля. Им приходилось играть и на праздниках, и на свадьбах, и на похоронах, и на различных обрядовых действах, так что творчество скоморохов развивалось в различных жанрах. Творчество скоморохов постоянно подпитывалось народными танцами, песнями, пословицами, поговорками, прибаутками, да и жизненными историями. Скоморохи жили той же жизнью, что и народ и источником творчества скоморохов было – творчество народа.
В русском фольклоре, этом удивительном коллективном народном творчестве, каждый танец обязательно имел свой жанр. Среди хороводов, плясок, переплясов были лирические и комедийные, драматические и сатирические, эпические и трагедийные жанры. Жанры не придумывались. Сама жизнь способствовала их рождению. Любовь и ревность, жизненные успехи и неудачи, воинские победы и поражения, исторические события и природные катаклизмы – все отражалось в творчестве народа и, непременно, в определенном жанре. И люди знали, когда, по какому поводу, к какому случаю какую песню или танец можно и нужно исполнять.
Жанры в сценических хореографических произведениях являются обязательной необходимостью. Каждая тема требует своего жанра. Жанры придают каждому произведению определенную тональность, непохожесть, оригинальность.
К сожалению, в настоящее время на сцене (в ансамблях танца, ансамблях песни и танца, в русских народных хорах) представлен, в основном, один жанр – лирика. А где комедия, драма, эпос, сатира, героика, трагедия? Ответа нет. Зато невооруженным глазом видно: каким бедным стал русский сценический танец и в профессиональных коллективах, и в любительских. Исключения не в счет!
Немалую роль в русском танце играет стиль танца, особенно при сочинении танца, построенного на стилевых особенностях определенного региона. Ведь русский танец, имея общую пластическую и содержательную основу, удивительно разнообразен. Каждый регион имеет свой собственный стиль с присущими чертами и особенностями манеры для этого региона. Произведение, построенное на региональном фольклоре, предстает как произведение уникальное, единственное, непохожее на другие (пример: танцы Т. А. Устиновой, О. Н. Князевой, И. З. Меркулова и других хореографов).
Из всего сказанного можно сделать вывод: сочинение русского танца, где будет присутствовать идея, форма, жанр, стиль и талант (!) может дать возможность этому танцу долгую и прекрасную сценическую жизнь, такую, как это было в лучших произведениях наших великих учителей.
Итак, да здравствует искусство народного танца! Да здравствует профессия! Да здравствует высокий профессионализм! Да здравствует классификация русского народного танца! Да здравствуют формы, жанры и стили! Да здравствует профессиональное образование!
И вот тогда, я уверен, мы сможем сочинять русские народные танцы, – настоящие произведения искусства, развивающие русский танец и вширь, и вглубь! И тогда мы сможем, наконец, преодолеть кризис! Потому что появятся произведения, сочиненные на основе новых тем и идей, почерпнутых из самых глубин русского фольклора, насыщенных великой философией, где будут не ходульные типажи, а психологически разработанные образы, понятные и дорогие для каждого русского человека!

Конкурс-викторина «О танцах и не только»

Описание разработки

Цель:

выявление и систематизация знаний из области хореографии.

Задачи:

развитие интереса к хореографическому искусству, расширение кругозора.

Вопросы этого конкурса-викторины могут взять на вооружение классные руководители, педагоги-организаторы, вожатые ДОЛ и другие учителя в качестве материала для классных часов, игры со зрителями на концертных мероприятиях, танцевальных вечерах, дискотеках и т. п. в форме интерактива. Это разрядит обстановку и создаст нужное настроение. Материал систематизирован по разделам хореографии.

В разделе V «Из песни слов не выкинешь» рекомендуется составить нарезки из этих песен в качестве озвучки правильных ответов. Удачи и хорошего настроения!

I. Народные танцы.

1. Назовите самый древний массовый танец-игру, свойственный всем народам.

2. Какие танцы изначально исполнялись в храмах и посвящались богине Изиде?

(Восточные танцы живота)

3. Танец без правил — это. Что? (Пляска. Пляскам никто не учит, их пляшут, как душа просит, как сами ноги требует. )

4. Русская пояска под топот. (Трепак)

5. Какой танец создали специально для фильма «Грек Зорба» в 1964, ставшего после этого одним из символов Греции? (Сиртаки)

6. При исполнении белорусского народного танца бульба руки упираются в бока тыльной стороной и держатся за спиной. Какой практический смысл в этом положении рук? (Он исполнялся после уборки картофеля, когда очень трудно отмыть руки)

7. Мелодию какой русской народной плясовой песни и танца увековечил М. И. Глинка, сочинив на её основе симфоническую пьесу того же названия? («Камаринская»)

8. Главные аккомпанементы этого танца — гитара и скрипка, как правило, мужчина исполняет музыкальную композицию, а женщина хореографическую. Кто эти люди и какие танцы они танцуют? (Цыгане, цыганские танцы)

9. В разные времена года ини танцевали разные танцы. Зимой это были «аулакэи» и «кич утыру». Весной и летом для танцев не было времени. Праздник Сабантуй завершался общим танцем хораном, смысл которого– единство народа, общность его для достижения своих целей. Назовите народность. (Татары)

10. Врожденное жизнелюбие, оптимизм и хитрость, а в чем-то и везение, помогли этому народу выжить в этом мире и пронести сквозь века свою своеобразную, самобытную, оригинальную, не похожую ни на одну другую культуру. Известный танец этого народа переводится как «Давай веселиться». Произнесите название танца на языке этого народа. («Хава нагила», еврейский народный танец).

II. Бальные танцы.

1. Разновидность медленного вальса, назван так в честь одного из городов США.

2. Название какого танца переводится как «соус»? (Сальса)

3. Птичка польку танцевала,

4. Потому что весела!

5. Нос налево, хвост направо —

6. Вот так полечка была!

7. А чьё имя носила эта полька? (Карабаса. Полька «Карабас» из к/ф «Золотой ключик»)

8. Какой бальный танец получил название одного из аллюров лошадей? (Галоп. )

9. Название какого танца возводят к языку нигерийского народа ибибио, где оно значило «танец под звук барабана», и исполнялся изначально только мужчинами?

10. Этот танец, включающий чередование вальса, польки и мазурки, был чрезвычайно популярен в Европе в XIX в. Как он назывался? (Котильон)

11. Танго – из Аргентины, румба – с Кубы, ламбада – из Бразилии, а откуда самба?

(Тоже из Бразилии)

12. Для обучения этому танцу выделяются государственные субсидии и общественные гранты. Главный танец карнавала в Рио-де-Жанейро. (Самба)

13. Французский танец алжирского происхождения, характерные движения -выбрасывание ноги. Дословно переводится как «утка» (Канкан)

14. Не только испанский танец, но и предмет одежды (Болеро)

Русская молодежь умеет танцевать национальные танцы? Знает их (СМ)?

Все мы прекрасно видим как молодежь с Кавказа умеет танцевать и знает свои национальные танцы. А русская молодежь знает свои национальные танцы? Умеет их танцевать. Для сравнения 2 видео. После 2 видео мне стало стыдно за этих людей и обидно за то,что не знают своей культуры. Не танец,а какое убожество.

Вопрос не национальный вопрос,а про культуру и традиции

Пляшут от души и те, и другие. Эстетика исполнения, несколько, отличается. На первом видео, танцоры, очевидно, профессиональны. Это могло бы, отчасти, оправдать свадебных плясунов и нелепых танцоров со третьего видео. Однако, кавказские ребята, лихо исполняющие сложные па лезгинки, явно, любители. Это визуальное впечатление.

Мое мнение на этот счет созрело задолго до просмотра этого позорного контраста. Сейчас развелось уйма учебных заведений под громким названием «гимназия». К сожалению, остался только бренд. Хорошим манерам, культуре поведения и этикету там не обучают. Я давно ратую за введение в общеобразовательных школах обязательного преподавания хореографии. Возможно, для этого можно было бы пожертвовать некоторыми бесполезными предметами преподавание которых проводится абсолютно формально.

К уроку МХК «Радуга русского танца»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Радуга русского танца.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Пескова Т.А., учитель МХК МБОУ «Никольская основная общеобразовательная школа» Торбеевского района Урок МХК в 9 классе: «Радуга русского танца»

Цель: познакомить учащихся с танцевальным русским народным творчеством Задачи: дать понятие «русский народный танец», проследить историю развития танца, показать его многообразие развивать коммуникативные навыки, умение создавать атмосферу творческого взаимодействия при реализации танцевальных замыслов воспитывать в детях чувство бережного отношения к традициям и танцевальной культуре русского народа обобщить и реализовать полученные знания в практической деятельности (разучить несколько фигур кадрили)

«Посмотрите, народные танцы являются в разных уголках мира… у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного — бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряжённый, тяжёлый, у другого – лёгкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий» Н.В.Гоголь

Русский танец, как музыка и песня, — один из древнейших и любимейших видов народного творчества.

Русский народный танец возник очень давно и восходит к языческим игрищам наших предков. Истоки его мы находим в культуре и быте восточнославянских племён. Игрища в дохристианской Руси были приурочены к календарным языческим праздникам. Например, Ярилин день – праздник Солнца, Таусень – Новый год, Обжинки – сбор урожая.

Скоморошить — петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать, т. е. изображать какие-то лица или существа

Кадриль – задорный игровой парный танец, вид русской пляски. Своё происхождение ведёт от салонного французского танца. В России кадриль появилась в начале XIX столетия.

Выбранный для просмотра документ радуга русского танца.doc

Урок МХК в 9 классе

Тема: «Радуга русского танца»

Цель: познакомить учащихся с танцевальным русским народным творчеством

дать понятие «русский народный танец», проследить историю развития танца, показать его многообразие

развивать коммуникативные навыки, умение создавать атмосферу творческого взаимодействия при реализации танцевальных замыслов

воспитывать в детях чувство бережного отношения к традициям и танцевальной культуре русского народа

обобщить и реализовать полученные знания в практической деятельности (разучить несколько фигур кадрили)

Оборудование: видеофрагмент фильма «Любовь и голуби,

Анна Литвиненко «Весёлая кадриль»

Видео «Весенний хоровод»

Г. И. Данилова «Мировая художественная культура» (учебное пособие для 7-9 классов)

Проверка домашнего задания.

Сообщение темы урока. Н. В. Гоголь писал: «Посмотрите, народные танцы являются в разных уголках мира… у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного — бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряжённый, тяжёлый, у другого – лёгкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий…» (Слова выведены на экран) (Слайд 3)

Учитель: Действительно, танцевальное искусство каждого народа удивительно, оригинально и самобытно. На уроках мы будем знакомиться с некоторыми танцами народов мира, которые отражают их характер, чувства, привычки и особенности жизни. А начнём мы с танца русского.

Тема урока «Радуга русского танца»

Учитель: Русский танец, как музыка и песня, — один из древнейших и любимейших видов народного творчества. (Слайд 4) У каждого танца – своя многовековая история и традиции. Невозможно сосчитать, сколько народных танцев бытует сегодня в России! Для каждого из них характерны широта движений, молодецкая удаль, жизнерадостность, поэтичность и тонкий лиризм, простота и скромность, сочетающиеся с чувством собственного достоинства.

Учитель: Русский народный танец возник очень давно и восходит к языческим игрищам наших предков (запись в тетрадь). (Слайд10) Истоки его мы находим в культуре и быте восточнославянских племён. Игрища в дохристианской Руси были приурочены к календарным языческим праздникам. Например, Ярилин день – праздник Солнца, Таусень – Новый год, Обжинки – сбор урожая.

Введение на Руси в конце X века христианства отразилось не только на жизненном укладе русского человека. Постепенно в игрища стали включать христианские обряды. Стали появляться новые танцевальные движения, меняться характер исполнения.

Народный обряд «Колосок» (работа с учебником с. 185)

Учитель: В 1068 году в летописи «Повесть временных лет» впервые появляется слово «скоморох». Это плясуны, музыканты, песенники и острословы.

(Слайд 11): Скоморошить — петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать , т. е. изображать какие-то лица или существа (запись в тетрадь)

Учитель: Скоморохи сыграли значительную роль в развитии, совершенствовании, а главное в популяризации русского народного танца. Они несли в себе неистощимый запас веселья, остроумия, энергии; зарождали в народе вольнолюбивые мысли, прививали любовь к русскому искусству, к своей Родине.

А ещё сочиняли новые песни, игры, пляски. В народе говорили: «Всяк спляшет, да не как скоморох».

Вопрос: Какие искусства связаны с игрищами скоморохов?

(Народный театр, кукольный)

Учитель: Самой первой и простейшей формой русского народного танца является хоровод.

Сообщение учащегося «Русский хоровод»

Просмотр видео «Весенний хоровод»

Учитель: Со временем круговые хороводные движения начали распадаться на бесчисленное множество плясок. Зарождалось народное танцевальное искусство: появились пляски-кадрили, переплясы. Более подробно мы с вами поговорим о кадрили.

(Слайды 13-14) Работа в тетради : Кадриль – задорный игровой парный танец, вид русской пляски. Своё происхождение ведёт от салонного французского танца. В России кадриль появилась в начале XIX столетия.

Учитель: Кадриль стала одним из любимых танцев русского народа. По форме построения кадрили бывают круговыми и квадратными (угловыми). Этот танец делится на фигуры, которые могут иметь различные названия: «Знакомство», «Задорная», «Проходочка», «Прогулочка». Фигуры отделяются друг от друга паузами, выкриками, дробями, взмахом платка.

(Прослушивание песни «Веселая кадриль»)

Учитель: Этот танец отличается своей зажигательностью, искромётностью, задором, а главное, простотой. Это мы с вами сейчас и докажем. Я предлагаю вам разучить три основные фигуры кадрили.

Исходное положение: исполнители стоят в линиях по обеим сторонам класса. Мальчики с правой от зрителей, девочки – с левой. Участвуют 2 пары. Исполнители линией идут к центру класса, здороваются, вращаются в парах и парами расходятся по углам класса. В фигуре используется простой шаг с каблука.

Танцующие парами идут по кругу, исполняя два простых шага и тройной притоп. Вернувшись на своё место, исполняют вращение в паре в одну и в другую стороны. Затем парами сходятся в центр круга и расходятся на свои места. Участвуют 2 пары.

Танцующие парами выстраиваются в колонну по центру класса, исполняют вращение в парах, затем поднимают руки, образуя воротца. Через «ручеёк» проходит третья пара, партнёры прощаются и расходятся по разным сторонам. Затем прощается вторая пара. Последними уходят танцоры первой пары. Участвуют 3 пары.

(Разучивание танцевальных фигур сопровождается музыкой)

Учитель: Мы с вами убедились, что кадриль, действительно, отличается простотой и задором.

Учитель: Наш урок подходит к завершению, и мне хотелось бы вас попросить ответить на вопросы по данной теме.

Чему был посвящён сегодняшний урок?

Дайте определение «русский народный танец».

Когда возник русский танец, с чем связан?

Дайте определение «кадриль», расскажите об её основных особенностях.

Учитель: Многие русские поэты, писатели оставили множество восторженных строк, посвящённых русскому танцу. Вот, например:

«Зрил ли ты, певец тииский,

Как в лугу весной «Бычка»

Пляшут девушки российские

Под свирелью пастушка?

Как, склоняясь главами, ходят,

Башмачками в лад стучат,

Тихо руки, взор поводят

И плечами говорят?»

Эти строки написал Гаврила Романович Державин. А наш с вами современник, балетмейстер Игорь Александрович Моисеев сказал так: «Не могу назвать более многоликого, податливого и благодатного для хореографии материала, равного по своим качествам русскому фольклору».

Режиссеры, используя русские танцы в своих фильмах, придают им выразительность, яркость.

Учитель предлагает посмотреть фрагмент фильма «Любовь и голуби» (режиссёр Владимир Меньшов)

Учитель: На сегодняшнем уроке мы говорили о танцевальном русском народном творчестве. Мы не только познакомились с одним из видов русского народного танца — кадриль, а также формами его построения, особенностями и манерой исполнения

Учитель предлагает несколько вариантов заданий:

работа с учебником (с.184-189)

нарисовать рисунок «Русская кадриль»

придумать свою фигуру для кадрили

найти сообщения о других популярных русских танцах