Восточная музыка для танца халиджи

Халиджи — так называется особенно женственный народный стиль средневосточного танца. Название танца переводится как «залив», поэтому в танцевальном мире он известен как «заливский танец», по названию области его происхождения – Персидского залива.

Этот танец исполняют только женщины, причем часто группами. В танце особое внимание уделяется красоте костюма, украшений и роскошных длинных волос исполнительницы. Вот откуда еще одно название танца – «танец волос».

В танце традиционно имитируются «верблюжьи» движения. Это животное играет большую роль в жизни людей Востока, их еще называют кораблями пустыни и считают очень красивыми.

Особое впечатление на зрителя оказывают великолепные волосы танцовщицы. Она совершает ими быстрые вращения, делает круговые движения и восьмерки, перекидывает волосы с плеча на плечо. Все это создает завораживающий эффект и особое впечатление.

В танце очень много характерных движений руками – хлопков, щелканий указательными пальцами, ударов запястьями о бедра и голову в сидячем положении.

Во время танца женщина демонстрирует свои запястья, украшенные золотыми браслетами. В каждом движении заложен особый смысл. Например, если танцовщица касается запястьем сердца и лба, то это означает, что она любящая, добрая и умная женщина.

Весь танец основан на движениях верхней частью тела и на мягких шагах. С помощью шаговых движений женщины кружатся в танце на три счета.

Плечами совершаются тряски с одновременным вращением верхней части тела, также исполняются удары и круговые движения грудью. Бедра у танцовщиц скрыты под широким платьем, поэтому движения ими ограничены.

Традиционной одеждой Халиджи является очень широкое верхнее платье (тоба), оно шьется из ярких легких тканей и украшается позолоченными узорами и блестками. По-другому его еще называют абая.
Во время танца танцовщица активно использует свое платье. Она может приподнять подол, выполняя круги грудью одновременно с шагами. Широкие рукава женщина может использовать как чадру и, заигрывая, прикрыть лицо.

Когда танцовщица совершает основные движения, она приподнимает подол до уровня бедер. Нижнее платье в традиционном костюме закрытое, с длинными рукавами. В сценическом виде нижнее платье без рукавов, а юбка может быть и узкой, но тогда в ней предусмотрены разрезы, чтобы не сковывать движения. Завершает весь образ огромное количество золотых украшений.

Музыка у этого вида танца имеет некоторые характерные особенности, поэтому ее не спутаешь ни с чем другим, за основу взят ритм Халиджи. Мелодия обычно быстрая, живая, ритмичная и зажигательная, но иногда используется медленный темп, но в основу положен все тот же ритм, который невозможно спутать.

Халиджи (музыка)

Танец халиджи происходит из стран, расположенных в районе Персидского залива. Этот танец очень чувственный, утонченный, эротичный, исполняется как женщинами, так и мужчинами группами и сольно. Танец халиджи один из самых древних танцев Востока. Этнографы отмечают, что его возраст достигает трех тысяч лет. Название танца халиджи происходит от названия племени людей, обитавших в Аравийской пустыне, основным занятием которых было разведение и продажа верблюдов — самого необходимого и дорогого средства передвижения в пустыне. Иногда танец халиджи называют танцем верблюда за схожесть некоторых движений танца на плавные и важные движения этого животного. Движения танца включают в себя множество различных шагов в разных направлениях, тряску грудью, плавные движения руками и головой с развевающимися волосами, различные вращения, восьмерки. Исполняется халиджи под музыку одного ритма, которая часто дополняется вокалом. Костюм состоит из абайи (длинное арабское платье с рукавами из тонкой струящейся ткани) и фустан халиги. Из всего огромного многообразия восточных танцев различных школ чаще всего исполняются танцы балади, халиджи, саиди, дабка, гавейзи, имеющие свои характерные особенности.

Танец балади относится к народным танцам, исполняется женщинами для женщин. Этот танец танцевали в селениях Египта. Название танца балади переводится как моя деревня или моя родина. В балади используются простые движения рук без особой системы, движения бедрами и тряски. Исполняется танец преимущественно на одном месте. Костюм для танца балади — традиционный бедлех, состоящий из юбки, лифа и платка, повязанного на поясе или галабея — широкая и длинная мусульманская рубашка с богатой вышивкой. Голову танцовщицы повязывают платком или повязкой. В танце может использоваться восточная шаль тархи. щедро украшенный богатой вышивкой, дополняется множеством браслетов на руках и ногах.

Из верхнего Египта, Сирии и Ливана происходит танец саиди. Появлению танца предшествовал танец пастухов с бамбуковыми палками, которые использовались в качестве оружия. Саиди может исполняться как женщинами, так и мужчинами. В мужском исполнении саиди исполняется с бамбуковыми палками и движения танца имитируют технику владения оружием, воинственность. В женском варианте танца саиди применяется трость. В саиди используется множество прыжков, приседаний, вращений трости или палки, различных трюков. Мужчины исполняют этот танец в костюме, состоящем из традиционных для народного костюма штанов и тюрбана на голове. Женский костюм для саиди — галабея с расклешенными широкими рукавами, шарф, повязанный на бедрах и повязка на голове. Танец саиди — один из самых популярных, отличается высокой зрелищностью, требует от исполнителей хорошей техники. Восточные танцы — особый вид танцевального искусства, получивший особую популярность в мире в последние годы. Они очень красивы, пластичны, эстетичны, но в то же время эмоциональные, зажигательные. Восточные танцы помогают поддерживать прекрасную физическую форму, гибкость, а, следовательно, способны продлить молодость и сохранить здоровье. Женщина, танцующая восточный танец всегда прекрасна, грациозна. Восточная мудрость говорит о том, что можно бесконечно смотреть на звездное небо, горящий огонь и танцующую женщину. Известно около пятидесяти видов восточных танцев, которые отличаются в зависимости от места своего происхождения. Наиболее распространена турецкая, египетская, таиландская, пакистанская, иорданская, персидская и бутанская школа танца. Для турецкой школы типична эротичность и артистичность танца, что связано с использованием этих танцев в гаремах. В египетском танце используется полная расслабленность, множество мелких вибраций, ограниченное использование перемещений. Иорданские танцы отличаются сложной танцевальной техникой. Для персидской школы восточных танцев характерна подчеркнутая утонченность, деликатность, полное отсутствие эротичности. Дабка — групповой народный арабский танец, исполняемый женщинами или мужчинами, возможно смешанное исполнение. Этот танец традиционно исполняется на всех праздниках в арабских странах. Дабка происходит с тех времен, когда жилища в селениях строились из веток деревьев и покрывались сверху глиной. Строительство выполнялось всеми жителями селения. Глину для строительства разминали ногами. Для этого мужчины, держась за руки, месили глину сильными ритмичными ударами ног. Такая строительная методика постепенно ушла в прошлое, а остался народный танец, который символизирует дружбу, единение. В танце одновременно принимают участие несколько десятков человек, держащихся за руки. Ведет танец один танцор, который находится во главе группы танцоров и держит в свободной руке платок, которым в такт музыке вращает над головой. Танец дабка популярен не только на Востоке, но и в некоторых европейских странах. Вариантом танца является знаменитый греческий танец сиртаки. Танец семи покровов исполняется сольно и сопровождается сбрасыванием семи покровов — покрова, вуали, фаты, что символизирует собой постепенное достижение чистоты. Семь покровов символизируют собой основные элементы (огонь, земля, вода и воздух) и основы человека (тело, душа и дух).

Стили восточного танца

== KHALEEGY ==

Халиджи – это традиционный арабский невероятно красивый и нежный танец, который просто завораживает своими плавными движениями и грациозными жестами. Это действие создает потрясающее ощущение умиротворения и спокойствия, а особенная утонченная подача и мягкая проходка делают халиджи непревзойденным и запоминающимся.

Возник этот танец на территории Персидского залива, поэтому и носит соответствующее название – «залив». Его нарекли в честь места, где танец зародился, но имя абсолютно точно соответствует впечатлению, которое он создает – во время наблюдения за прекрасными движениями халиджи создается ощущение созерцания бриза на море.

Халиджи – уникальное произведение танцевального искусства. Этот танец вовсе не похож на другие фольклорно-национальные стили арабско-восточных танцев, он не такой «прыгучий» и быстрый, как, к примеру, дабка или саиди. Изначально халиджи считался чисто женским танцем, который исполнялся женщинами для женщин. Но сегодня это совсем не так – халиджи предполагает исполнение как мужчинами, так и представительницами прекрасного пола. В мужской вариации используются различные аксессуары в виде палки или разнообразного оружия. Но все же женский вариант – более распространенный.

Одна из главных особенностей этой хореографической постановки – это костюм, в котором исполняют халиджи . Он имеет огромное значение в смысловой нагрузке танца. Костюм для халиджи довольно просторный и даже несколько объемный, с первого взгляда может показаться, что он вовсе не уместен в этом танце и будет только скрывать всю красоту движений. Но это впечатление обманчиво. Наряд для халиджи придает танцу еще больше пленительности, притягательности, загадочности и только подчеркивает уникальную текучесть танца и изящность всех жестов.

Галабея – это широкое, длинное платье с богатой и красочной вышивкой. Стоит отметить, что она имеет такое же огромное значение в халиджи, как и сами движения или жесты. Во время танца девушка может всячески обыгрывать свой наряд, импровизировать и демонстрировать красоту своего платья, приподнимая подол. В связи с этим предусмотрены специальные штанишки, которые надевают под наряд. Они не дают возможности увидеть оголенные части женского тела, что очень важно в арабской культуре. В платье имеется специальный кармашек сзади и широкий рукав, который можно использовать в качестве своеобразного капюшона. Эти особенности выкройки делают акцент на движениях бедрами и плавности шагов.

Из огромного количества всяческих особенностей этого арабского танца хочется выделить именно то, что это не просто обычная хореография, а танец-состояние. То есть, в халиджи главное – не музыка или движения, а чувства, которые исполнитель передает зрителю. Слушая свое сердце, душу и тело, танцор создает настоящее произведение искусства.


Халиджи – нежный танец женской души!

К этому танцу невозможно относиться равнодушно, ведь при полностью закрытом костюме танцовщица остается максимально женственной и эффектной!

Какова история танца халиджи, и почему его танцуют именно так, а не иначе, нам рассказала Ирина Белопольская – танцовщица, преподаватель, хореограф-постановщик, признанный специалист по Заливскому стилю не только в России, но и за рубежом. Ее опыт работы в таких восточных странах как Йемен, Катар, Бахрейн, Иордания велик, что дает свое преимущество в подаче танца. Все ее постановки не похожи между собой, но всегда чувствуется рука мастера. Сами арабы, глядя на ее выступления, сказали, что мы не знали, что нашу культуру можно представить так изысканно и женственно. Ирина разработала две уникальные программы по стилю халиджи, которые помогают не только вникнуть в стиль, а так же почувствовать и развить ритм самого восточного танца. Каждая ее постановка (соло или групповая) украшает фестивали и концерты, вносит в энергичность восточного искусства элементы женственности и вдохновения. Как преподаватель, Ирина тщательно подходит к изучению Заливского стиля, стараясь как можно понятнее объяснить. После ее мастер-классов даже у неопытных появляется желание танцевать и двигаться в направлении стиля халиджи. Она очень творческий человек. Ее любовь к стилю передается даже после обычного общения с ней. Ее жизненное кредо – творить с любовью. И тогда ее любовь к стилю ощущается и передается зрителям.

– Ирина, как переводится слово халиджи и правда, что это в первую очередь – это танец волосами?

– Танец халиджи называют gulf style. Gulf – переводится, как Залив. Заливский танец. ХалИджи, ХалИги, ХалиДЖИ – ошибки нет в произношении. Ударения ставят в зависимости от диалекта страны. Танец волос – изначально так и считалось. И в этом есть своя правда. У всех народов считается, что длинный волос поистине богатство и красота женщины. Есть версия, что всевозможные движения волосами считались как сушкой волос. И от этого возник сам танец. Но истинной версии никто не знает. Это лишь легенда. В других странах Персидского залива об этом танце говорилось так, что костюм танцовщицы это как парус, развивающийся на ветру. На данный момент многое изменилось: и хореография стиля, и костюмы. Да и танцевать его можно, не делая акцент на волосы, а красиво украсить, повязав на голову платок.

– Откуда пришло это танцевальное направление, и кто его придумал?

– Танец халиджи – это фольклорный стиль стран Персидского Залива. Сейчас еще называют стилем стран Арабского залива, но на карте пока стоит надпись — Персидский Залив. Принадлежат 6 стран – королевство Саудовской Аравии, княжество Кувейт, королевство Катар, королевство Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты, Султанат Оман. Насчет того, кто его придумал – такого единого создателя нет, как к примеру в Ракс Шарки, где есть основатели восточного стиля, но Махмуд Реда представил вариант стиля в своих выступлениях. То есть он показал, что существует этот фольклорный стиль. Так как он собирал все восточные фолкнаправления по всем восточным странам. В странах Арабского Залива не существует как таковых преподавателей по стилю Халиджи, как в Египте. И как сказала Ракия Хасан – русские и украинцы красиво развили это направление.

– Что характерного в нем? Есть ли у него фишка и отличие от других видов восточных танцев?

– В первую очередь костюм – он состоит из нижнего платья (dera) и верхнего (galabeya). Вот с названием верхнего платья возникают споры: как верно называть его — galabeya, jalabeya, jelbab, toba или abaya. Дело в том, что в разных странах и названия разные. В Бахрейне меня не сразу поняли, что я имела ввиду, когда попросила показать мне Галабею. Они больше слышат как ДЖАлабея. Абая – это традиционная одежда женщин стран Востока (черный халат). Но этим словом некоторые в России называют и костюм для халиджи. В Катаре, когда попросила показать мне абаю, имея ввиду костюм для танца халиджи, мне как раз таки принесли черную абаю. Тоба- больше называют в Эмиратах. Я не считаю это ошибкой. Каждый говорит так, как ему удобно. Вы стиль халиджи не перепутаете с другими восточными стилями. Во-первых, музыка здесь спокойная, традиционная, с характерным ритмом, который четко отличается от привычной восточной. Костюм, который не похож на стандартный для Ракс шарки. Движение шеей, кисти рук, и воздушность костюма – это все преимущества стиля.

– Ирина, а когда вы сами пришли в этот танец?

– Все началось в 1998 году, когда я впервые услышала музыку и увидела выступление. Влюбилась сразу. Учителей в Москве по этому стилю не существовало. На все мои попытки узнать, как же под него танцевать, я получала ответ: что ты смотришь, не смотри на меня. Уехав на контракт, мне жутко повезло, т.к. страна Йемен – это кладезь халиджи. Туда приезжали из всех стран. Наблюдала, смотрела, пробовала, спрашивала. Ну как спрашивала…Вот таких педагогов, чтобы мне говорили нога туда, акцент сюда – их не было. Просто общий набор информации, которую я пропускала через себя, чтобы почувствовать стиль. Ощущение, что я понимаю и чувствую стиль пришло ко мне примерно года через два. Каждодневной работы… Всю технику я проработала методом проб и ошибок. И в результате создала свою нетравматичную методику движения головы и так называемого «танца волос». Я тщательно продумала то, как можно максимально безопасно делать красивыми замахи и последовательность движений танца. Сейчас мне легко отдавать свои знания другим танцовщицам. Все мельчайшие тонкости стиля, акценты. Каждый новый ученик-это мое новое познание в технике халиджи. Не все люди одинаковые. Одним достаточно посмотреть на танец, другим нужно четко считать ритм, а третьих нужно вести за ручку. Методика преподавания одна, а подход разный.

– А чем привлек именно этот танцевальный стиль?

– О, эта музыка! Когда я ее услышала, спросила: «Что это?» Это было что-то невероятное – песня Рашид Аль Маджик «Аlla». И танец с движениями, непохожими на те, из которых состоит восточный танец. В галабеях не танцевали. Это они уже чуть позже появились. Первые привезенные из Египта. Меня привела к стилю музыка. А затем все остальное. Сейчас ее так много. Такой разнообразной, интересной, и легкой и сложной, и с элементами латины, бачаты, хип хопа и R’n’B. Этот танцевальный стиль не перестает удивлять и вдохновлять. Что скрывать – стиль халиджи меня вдохновляет как ни какой другой стиль. Там (в Gulf странах) создают музыку, а у меня возникает новый танец.

– Какую пользу для женщины приносит этот танец, что он развивает?

– Не хочу называть его лечебной гимнастикой, все-таки это танцевальное направление. Но польза есть, основанная на моих собственных наблюдениях и занятиях: так как задействована шея и верхняя часть корпуса, то со временем исчезают проблемы, связанные с шейным отделом. Конечно, нужно заниматься очень мягко, без резких движений. Нагрузку на шейный отдел давать постепенно. Еще одно – ритм. Так как ритм не из легких, то развивается дополнительная чувствительность к ощущению музыки и самого стиля Халиджи. Корпус – развивается верхняя часть корпуса, за счет акцентов в стиле.

– На что Вы рекомендуете обратить внимание новичкам в этом стиле, чтобы не было ошибок в их постановках и любовь к халиджи продлилась дольше?

– Если вы влюбились в этот стиль, то это надолго. Для начала берем самую не сложную, со средним темпом музыку. Костюм стандартный – Т-образный. С ним легче начинать танцевать, танец будет основан на Gulf хореографии. А дальше по нарастающей – чем сложнее музыка, тем больше раскрывается возможностей в танце. Главное, не опускать руки, если что-то не сразу получается. И не говорите если не получается – это не мое.

Если влюбились в стиль, значит это ваше!

Фото и видео из архива Ирины Белопольской