Восточные танцы с вуалью

Волшебная вуаль

Автор: Katya Reeves

В первой части статьи вы познакомились с пятью необычными движениями для танца с платком – «Вуалью Андромеды», «Штормом», «Парусом», «Капюшоном» и «Поворотом с вуалью в одной руке». Во второй части вы узнаете, как выполняются не менее интересные и необычные движения, такие, как «Крылья», «Бутон», «Изида», «Прогиб с платком» и «Конверт».

Прежде, чем перейти к изучению движений, задайтесь вопросом: популярен ли танец с платком? В своей книге «Платок и восточный танец» исследователь восточного танца и танцовщица Элизабет Артемис Мурат отвечает на этот вопрос так: «История танца с платком прерывиста. Он появлялся и исчезал, только чтобы появиться снова. В Египте этот вид танца выходит из моды (1). Но его все еще иногда можно встретить в Турции.

Но чтобы увидеть самые интересные и тщательно продуманные танцы с платком, надо обратить внимание на восточных танцовщиц США, Англии и Европы. Именно они – его верная гвардия; они постоянно обогащают восточный репертуар новшествами составных платков, платков и мечей, платков и огня, пелерин (2)… Можно определить современное танцевание с платком как неторопливое снятие платка и манипуляции с ним в танцевальной технике» (3).

Поскольку интерес к танцу с платком ослабевает, возникает логичный вопрос: а не вызвано ли это, помимо иных причин, еще и однообразностью подачи, скудностью движений, типичностью такого танца? Если вы тоже считаете, что танец с платком – «…прекрасное, яркое зрелище, пробуждающее эмоции и воспоминания» (4), эта статья – для вас.

Данное движение вуалью является имитацией крыльев. «Крылья» из платка – это и статичное, и динамичное движение, которое украсит ваш танец.

Разберем статичный вариант. Подкиньте вуаль перед собой и позвольте ей упасть вам на руки, как в предлагающем положении. Возьмите вуаль, пропустив ее под большие пальцы рук. Поднимите руки вверх и немного в стороны, чтобы платок натянулся в ваших руках. Распрямите локти, вытяните пальцы рук к потолку. Ваши руки образуют букву V. Держите натянутую вуаль так, чтобы она не закрывала ваше лицо. Ослабьте руки – ваша вуаль должна как бы провиснуть на уровне шеи и немного опуститься. Теперь плавно разведите руки вниз и вперед. Платок мягко опустится перед вами в предлагающее положение. В качестве вариации изобразите «крылья» за спиной. Заведите платок назад, плавно поднимите руки через стороны вверх, также буквой V. Разверните ладони от себя. Из этого положения можно выйти множеством способов, плавно перейдя к следующим движениям или же вращаясь.

Динамичный вариант крыльев – это «крылья» с вращением. Для того чтобы исполнить это движение, можно принять позу с «крыльями» перед собой или за спиной, оба способа подходят. Когда ваши «крылья» будут готовы, обратите внимание на руки: пальцы вытянуты к потолку, ладони повернуты – внимание — внутрь, локти прямые. Сблизьте руки так, чтобы буква V была видна, но не разводите их слишком далеко в стороны. Теперь самый ответственный момент. Начните вращаться по часовой стрелке, сначала не спеша, потом ускоряя темп. Конец вуали может закрыть вам лицо, ничего страшного. В силу прозрачности большинства платков вам будет видно, куда вращаться. Постарайтесь не разводить руки, буква V на протяжении всего вращения должна оставаться в первоначальном виде. Именно удержание положения рук является наиболее сложным при исполнении такого с виду простого движения. Посмотрите в зеркало при вращении: не опускается ли одна рука ниже, чем другая? Убедитесь, что ваши локти прямые. Чем быстрее вы будете вращаться, тем красивее будет результат. Тренируйтесь, и ваши «крылья» из вуали будут легкими и послушными.


Крылья

Это движение с платком также имеет отношение к крыльям. В танце с крыльями есть несколько статичных, но очень красивых поз, которые можно использовать в выступлении. «Изида» — одна из таких поз. Аналогичное движение с платком отличается от позы крыльев тем, что ваши кисти свободно держат платок, в то время как в танце с крыльями вы держите палочки (шпильки), и кисти неподвижны. Перейдем к выполнению движения.

Повернитесь боком к зрителю. Распрямите спину, вытяните вуаль за спиной в стороны, руки поднимите до уровня плеч. Вытяните одну ногу вперед и немного прогнитесь назад. Сведите руки вместе перед собой. Оставьте одну руку в таком положении, а вторую немного приподнимите вверх, не разгибая. Согните запястье. Теперь плавно поменяйте руки, то опуская, то поднимая их. Мы опускаем кисть, поднимая руку, и поднимаем ее, когда рука опускается вниз. Постарайтесь не сгибать локти, чтобы руки не выполняли «волну» вместо «Изиды». Работают плечи и запястья. Данная поза – статичная, поэтому не делайте слишком много повторений. Вполне достаточно 3-4 взмахов руками. Будьте грациозны, не спешите. Позвольте зрителям насладиться плавностью ваших движений!


Изида: Неон демонстрирует выполнение «Изиды» с помощью крыльев

В этом прекрасном движении отражается внутренняя трансформация танцовщицы, происходящие в ее душе перемены. «Бутон» — очень непростое и капризное движение, которое во многом зависит от вашего мастерства и внимательности. Для того чтобы изобразить юную розу, вам необходима подготовительная стадия.

«Бутон» — это динамичное движение, а значит, в нем используются вращения. Для начала принимаем позу «бутона». Распрямляем платок перед собой на вытянутых в стороны руках. Подкидываем его вверх и накидываем на руки так, чтобы с обеих сторон вуаль свисала равномерно. Руки вытянуты в стороны, как в начале. Ткань покрывает ваши руки и грудь, запястья тоже покрыты. Поднимите обе руки вверх так, чтобы платок при этом не соскользнул на пол. Не держите его. Здесь важно накинуть платок так, чтобы он опустился вам на плечи и руки одинаково спереди и сзади. Когда вы поднимете руки, расслабьте локти. Руки согнуты в локтях, а запястья при этом расположены друг напротив друга. При этом можно начать раскрытие «бутона» с соединенными запястьями и согнутыми локтями, либо с разведенными в стороны, но тоже согнутыми руками. Попробуйте оба варианта. Замечу, что при сомкнутых запястьях ваш «бутон» будет раскрываться дольше. Теперь разведите пальцы в стороны и расслабьте кисти рук. Повторюсь, вуаль мы не держим. Для чего развести пальцы? Чтобы, когда вы начнете вращение, вуаль летела свободно и поднималась вверх, образуя лепестки «бутона».

Теперь само вращение. Как обычно, поворачиваемся по часовой стрелке. Платок не должен смещаться вперед и спадать с рук. Руки не должны заваливаться вперед, так как вуаль тоже наклонится вперед и может упасть. Старайтесь держать руки на одном и том же расстоянии друг от друга, если начали кружиться с разведенными запястьями. Если они еще вместе, по ходу вращения медленно разводите руки в стороны до момента, когда кисти рук будут над плечами. Теперь следите, чтобы руки не расходились еще дальше. Не забывайте про пальцы. В момент вращения ваши пальцы будут направлять концы платка, поэтому не сводите пальчики вместе, а разведите, как будто к ним на ниточках привязаны маленькие куклы, и ниточки не должны перепутаться. Смотрите вперед и улыбайтесь! Не кружитесь слишком долго, это наскучивает зрителю. Чтобы платок не падал и не обвисал на плечах, постарайтесь найти такой темп, в котором вам комфортно вращаться, но не спешите и не слишком расслабляйтесь.

«Бутон» – очень нежное движение, вы можете выразить с его помощью свои ощущения в танце, можете показать раскрытие души танцовщицы при звуках любимой мелодии.
Для «бутона» подойдут как легкие, так и плотные платки с одноцветными либо разноцветными принтами.

Сразу поясню, этот «прогиб с платком» отличается от прогиба, изображенного на фото.


Мария Шашкова демонстрирует разновидность прогиба с платком

Данный прогиб, в отличие от прогиба на фото, по плечу большинству из вас. Безусловно, он требует определенной гибкости, но при правильном исполнении не травмоопасен. Не забудьте тщательно разогреть мышцы, прежде чем прогибаться назад.

Чтобы сделать «прогиб с платком» по ходу вашего выступления, вам необходимо следующее. Для начала, выставляем вперед одну ногу. Нога, на которую вы будете опираться, прогибаясь, должна быть сильной, а не наоборот. От этого во многом зависит ваша безопасность во время выполнения движения. Платок держим за спиной, вытянув руки в стороны. Теперь перекидываем его через голову вперед, опускаем на ступню вытянутой вперед ноги. Медленно поднимаем платок по ноге вверх, одновременно плавно отклоняемся назад. Вы поднимаете платок, насколько сможете, но желательно прогнуться как можно ниже. В лучшем случае вуаль покроет ваши бедра, живот, грудь, шею и голову. Натягивая платок на грудь и выше, вы разводите руки под платком в стороны. Это — ваш максимальный прогиб, из которого, однако, вы должны найти силы так же элегантно встать. Начинать подъем вверх лучше с движений руками. Поднимите одну руку под платком змееобразными движениями вверх. То же самое со второй. Тяните руки вверх, плавно поднимая за ними корпус. Делайте движения руками как можно мягче. Когда подниметесь за руками вверх, снова разведите руки под платком в стороны и на пару секунд замрите в таком положении. Если удастся, сохраните вуаль у вас на лице. Ее можно будет снять различными способами, но ваша загадочность от этого только возрастет.

Во время выполнения прогиба обратите внимание на свои ощущения, не спешите, не наклоняйтесь слишком низко, при возникновении болевых ощущений прекратите движение.

«Прогиб с платком» – это еще и прекрасное движение для начала танца. Для этого нужно перед началом выступления хорошо разогреть мышцы, заранее, до начала музыки, прогнуться и накинуть на себя вуаль. Тогда танец начинается с движения руками и снятия с себя платка.

Покрытие себя платком также очень эффектно смотрится в партере, при прогибах назад, однако, такое исполнение требует гораздо более серьезной физической подготовки, чем вариант стоя. Не торопитесь все попробовать, будьте уверены в своих силах.

Что касается платка, то он должен быть полупрозрачным и довольно легким, чтобы не напоминать покрывало и не создавать ощущение тяжести.


Прогиб с платком

Вряд ли есть более загадочное и притягательное движение с платком в восточном танце. Американцы называют его love letter, то есть, любовное послание. «Конвертом» называется движение, при котором вы как будто запечатываетесь внутрь вуали, пряча в ней верхнюю часть туловища, а затем постепенно освобождаетесь. Для того чтобы выполнить «конверт», вам понадобится достаточно широкий шарф – от 2.30м и шире. Длина также может быть больше стандартной (1.10м). Если ваш платок имеет размеры 3х1.50м, это замечательно. Плотность ткани здесь не имеет значения, поскольку движение практически статично, и оно в равной степени красиво смотрится с полупрозрачным и непрозрачным платком.

Рассмотрим самый обычный вариант «конверта», исполняемый в ходе выступления. Начинайте делать это движение, вращаясь как обычно. Платок — у вас за спиной на вытянутых в стороны руках. Не останавливаясь, приблизьте друг к другу прямые руки перед собой. Возьмите оба конца вуали крепко в левую руку, правая рука свободна. Оттолкните вуаль левой рукой влево, правую руку отведите вправо. Платок натянется вокруг вас. Поднимите обе руки вверх, распрямите локти. Вуаль закрывает вас спереди и сзади. Прекратите вращение. В этом положении лучше всего развернуться по диагонали к зрителю, чтобы вас могли как можно лучше разглядеть. Теперь будет не лишним какое-нибудь амплитудное движение, например, волна всем телом или восьмерка вниз. Напоминаю, все это делается, когда вы находитесь внутри вуали. Выполняя эти движения, раскройте отверстие платка сверху большим и указательным пальцами правой руки. Посмотрите наверх и опускайте ткань вниз через голову, пока край платка не окажется у вас перед глазами. Внимание, вы должны проследить, чтобы платок не открыл лицо. Растяните ткань в стороны. Вы смотрите в просвет вуали, контролируя его ширину пальцами правой руки. Здесь центральное место отводится вашим глазам – пробуйте, «стреляйте» глазками то влево, то вправо, используйте магнетическую силу взгляда.

Теперь вы можете сделать два движения: либо спрятать под вуаль обе руки, либо только одну. Итак, платок растянут в стороны, и закрывает ваше лицо, видны только глаза. Возьмите концы вуали в обе руки. Заведите руки за голову. Положите их почти на самый верх макушки. Обе ваши руки должны оказаться под вуалью. Теперь ваше лицо обтянуто тканью, и только глаза по-прежнему открыты.

Чтобы взять концы платочка в одну руку, заведите обе руки за голову и возьмите всю вуаль в правую руку. Как и прежде, ваше лицо обтянуто тканью, но левая рука свободна – ей можно сделать несколько эффектных волнообразных движений, добавив к ним, например, прогиб стоя назад.
Оба варианта «конверта» подойдут для эффектного начала выступления.
Чтобы снять «конверт», достаточно взмаха правой рукой вправо и вверх с одновременным расслаблением кисти, и если вы все делали верно, платок распрямится и опустится вам на правую руку. Левши, не забудьте перевести все движения с правой руки на левую и наоборот.


Конверт

Вернемся к вопросу, поставленному в начале статьи. Популярен ли танец с платком? Исследователь восточного танца и танцовщица Морокко констатирует: «Сегодня в Северной Африке или на Среднем Востоке не понимают танцев с платками. Люди не могут выйти за пределы первого впечатления: это стриптиз. Вот почему восточные танцовщицы танцуют с платками очень недолго, а потом бросают их. Они не тратят время на снятие платка — они и их зрители находят это зрелище противным» (5). Однако мы с вами живем в России, в стране, где бережно относятся к культуре восточного танца. Это означает, что у нас есть все шансы развенчать нелепые мифы и поднять репутацию танца с платком на тот уровень, которого этот завораживающий танец достоин.

*1. То же самое сейчас происходит с использованием сагат. Но если платок – это аксессуар, история использования которого в танце противоречива, то сагаты – музыкальный инструмент, известный еще со времен Древнего Египта (см. Джон М. Уайт «Боги и люди Древнего Египта», — М., 2004). Соответственно, происходящие в Мекке восточного танца – Египте – изменения по отношению к использованию аксессуаров можно считать своеобразной танцевальной модой, а не данью традиции, как это принято объяснять. – Прим. автора.

*2. Примеры некоторых из этих прекрасных и театральных новшеств можно наблюдать в танцах Eva Cernik (прим. Артемис Мурат).

*3. Источник: www.shira.net. Перевод: www.iDance.ru.

*4. Элизабет Артемис Мурат, «Платок и восточный танец». — Прим. автора.

*5. Там же. – Прим. Автора.

Katya Reeves © 2007

На фото: Katya Reeves (в черном костюме) и Лейла Нара (в синем костюме).

Фото предоставлены автором статьи.

Полное или частичное копирование и воспроизведение статьи запрещено

без письменного согласия автора статьи и администратора сайта

Восточные танцы.

Тысячелетия назад человек еще только-только училось общению, но уже существовал язык танца. С помощью жестов и движений человек рассказывал, как он видит окружающий мир, что он чувствует.

Сам танец всегда был связан с бытом человека, его народа. Неслучайно каждый танец связан с характером племени, в котором он зародился.

Восточный танец стоит особняком среди всех. Его называют и чарующим, и соблазнительным, ароматным, ласковым, порой жестоким, порой сказочным.

Техника восточного танца уникальная, сам же он олицетворяет саму жизнь, движения танцовщиц приоткрывают загадочные тайны. На Западе его зовут «танец живота», но это название неверное.

Про восточные танцы складываются различные мифы, объясняющие как появились те или иные элементы, движения. Но красивые легенды про красивые танцы не всегда правдивы, поэтому разберемся подробнее в том, откуда появились те или иные техники, движения, костюмы и развенчаем основные мифы.

Все танцовщицы обязательно на пупке носят украшения. Идея украшать пупок на самом деле возникла лишь в 30-х годах 20-го столетия в Голливуде. Именно так восточный танец представляли себе местные продюсеры и режиссеры. На самом же Востоке танцовщицы таких украшений не имеют.

В танце живота используется трость в качестве символа пастушьего посоха, которым когда-то женщины пользовались при выпасе овец. Танец с тростью родом из Южного Египта. По традиции все мужчины той местности носили с собой длинные посохи, которые они использовали в качестве оружия. Постепенно даже возникло целое военное искусство владения посохом, возник и танец изображает борьбу с помощью этого оружия. Через какое-то время женщины стали танцевать уже с тростью, игриво обыгрывая мужские забавы, со временем и оформился «ракс аль ассайя» — танец с посохами.

В военных походах женщины сопровождали мужчин, по ночам развлекая их танцами. Это и явилось основой для появления танца с жонглированием меча на голове. Нет никаких фактов, которые бы подтвердили этот миф. Более того, сам танец с жонглированием мечом мало распространен на Ближнем Востоке. Исследователи считают, что на использование меча, как фольклорного инструмента в танце натолкнула картина художника Жана-Леона Жерома в 19 столетии. Его-то живопись и стала катализатором для творчества танцовщиц по всему свету. Можно предположить, что позирующая художнику модель действительно исполняла такой танец, это умели и ее соплеменницы, однако такой прием никогда не был общепринятым. В Египте есть похожий танец, когда мужчина делает движения с мечом в руке, совершая агрессивные действия. Но и в таком танце нет балансировки меча, ни на теле, ни на голове.

Танец живота использовался в гареме для привлечения внимания султана. Из танцовщиц правитель и выбирал самую лучшую. Это заблуждение — самое распространенное, но факты легко опровергают его. Элементы танца передавались из поколения в поколения, считается, что в основе его лежат техники, которые позволяли женщине подготовить мышцы живота для родов. Даже сегодня такие движения присутствуют в ритуалах на Ближнем Востоке и Северной Африке. Женщины окружают свою подругу, которая готовится рожать, и начинают совершать круговые движения бедрами, готовя ее к предстоящему. В гареме же не было такого, чтобы султан ходил и задумчиво выбирал из танцующих красоток себе пассию. Жены вообще редко видели султана в больших гаремах. Решение же о том, кто именно из молодых жен будет принадлежать этой ночью мужу, принималось или его матерью или же старшей женой. Поэтому и энергия молодых девушек была направлена не на изучения танца и овладение мастерством, а на завоевание благосклонности старших и влиятельных женщин. Хотя не исключено, что девушки танцевали друг для друга, скрашивая унылые дни. Сегодня на Ближнем Востоке женщины часто танцуют для других женщин — это могут быть соседки, подруги, кузины, сестры, тетушки. Танец является развлечением, приятным времяпрепровождением в ожидании супруга. Танцы можно встретить на семейных праздниках, свадьбах и даже на некоторых мужских праздниках.

Целью танца живота традиционно было соблазнение мужчины. Как было сказано выше, на Востоке женщины танцуют преимущественно друг для друга, такая традиция складывалась веками. Конечно же, кто-то из красоток использовал такой прием и для соблазнения за закрытыми дверями полюбившегося мужчины, однако это нетрадиционное для культуры Востока исключение. Для людей, выросших в такой среде, не существует понятия как танец-соблазнение, этому не учат благовоспитанных дочерей.

На Ближнем Востоке есть традиционный танец Семи Вуалей. Он основан на предании о том, как богиня Иштар спускалась в подземный мир, оставляя около каждого из семи врат по одной из своей вуалей. И эта история является всего лишь красивым мифом. Существует библейский рассказ о женщине, которая станцевала для Ирода, тронув его сердце. Однако нигде не упоминается никаких деталей этого действа. Но названием «Танец семи вуалей» возникло лишь в 19 веке в пьесе Оскара Уайльда. На основе нее была поставлена опера Штрауса «Саломея», в которой и появился окончательно образ девушки, снимавшей одна за другой шали, пока она не осталась обнаженной перед царем Иродом.

Танец живота был принесен на Ближний Восток цыганами. Этот миф полностью тяжело опровергнуть, так как едва ли этот восточный танец имеет место единого происхождения. Сегодня можно найти в Африке танцы, в которых используются и использовались движения бедрами задолго до миграции цыган на Запад. Да и Турции волнообразные движения появились до прихода цыган. Хотя исключать их влияние на танцы и музыку нельзя. Постепенно, по мере проникновения цыган танцы и музыка смешивались, цыгане вносили что-то свое, перенимая и передавая элементы других культур. Так и сложился тот танец живота, который мы знаем и любим сегодня.

Цыгане любили танцевать около костров, обожая ночную романтику. На самом деле жизнь цыган была очень тяжелой. Когда общественность Европы возмущалась положением рабов в Америке в Румынии рома (как называют себя цыгане) сами жили на похожем положении. Во время Второй мировой войны положение этого народа стало особо тяжелым, большую часть своей европейской истории цыгане гонимы коренным населением, их изгоняют с мест обитания. Так что кочевая жизнь обусловлена отнюдь не романтикой, а тем, что зачастую люди не имели своего крова.

Ближневосточные танцовщицы имели наряд, который состоял из лифа и пояса, которые были украшены монетами или поясом из кисточек. Сегодня сложно представить танцовщицу без таких элементов. На самом деле расшивать монетами одежду танцовщиц придумали в США. Многие при этом указывают на дизайнера костюмов для Голливуда Боба Мэки. Пояс с кисточками, или чоли, традиционно носился под сари индианками. А вот использование его в качестве элемента танца было также придумано в Америке, в традиционной одежде на Востоке и в Африке такой элемент не использовался. На Востоке такими кисточками украшали вьючных животных, да и то по особым случаям. Нет никаких доказательств того, что турки или арабы во время танца пользовались поясами из пушистых кисточек. А вот на танцовщицах такие аксессуары сразу стали хорошо смотреться, неудивительно, что такой «американский» стиль быстро распространился. Женщины с монетами и кисточками смотрятся экзотично, но не стоит воспринимать такую одежду в качестве этнической для народов Востока.

Название танца живота «белли данс» (bellydance) происходит от испорченного арабского слова «бэлэди», что означает родина и означает «танец египтян». В 1893 году американский продюсер Блум придумал это название танца, чтобы подогреть интерес к своей выставке «Улицы Каира» на Всемирной ярмарке в Чикаго. В своей биографии, во всяком случае, он там утверждал, хотя многие считают, что своим названием танец обязан французскому «лё данс дю вантр», который представлял собой пляску североафриканских народностей с движениями живота. На самом деле между этими двумя танцами есть существенные различия. Сам же Блум не особо задумывался над названием, его схожестью с кем-либо. Он сделал ставку на слово «живот». В те времена женщины были преимущественно затянуты в корсеты, естественно внимание людей привлекли танцовщицы, оголявшие живот. Фонетическое же схожесть со словом «бэлэди» было замечено недавно, в нем нет никакого глубокого смысла.

Восточные танцы с вуалью

Арабский танец – польза для здоровья

Арабский танец оказывает благоприятное влияние на здоровье и эмоциональное состояние женского организма в целом. Танец активно развивает координацию движений, вестибулярный аппарат, оказывает благоприятное воздействие на сердечно-сосудистую систему, укрепляет суставы и связки, развивает их гибкость, оказывает положительный эффект на состояние позвоночника, а также лечебно-профилактическое влияние на гипертонию и шейный остеохондроз. И все это только часть списка.

Арабский танец – взгляд в прошлое

Ни один другой танец не вызывает такого ажиотажа и не описывается так часто различными путешественниками. Сведения об этом танце дошли до наших дней из многих стран и разных периодов истории. Древнегреческая версия танца включала движения бедрами и животом. В Кадисе в первом веке нашей эры танцовщицы «опускались на пол, трепеща бедрами». В седьмом веке нашей эры персидский ученый, описывая талант великой танцовщицы, упомянул «удивительную быстроту вращений и колебаний бедрами».

Арабский танец – настоящее

Сегодня, будучи социальным развлечением арабского мира, танец сохранил свою сокровенную сущность и многие обычаи, его окружающие, что уже сильно отличает его от многих других танцевальных форм. Навыки его исполнения все еще передаются по наследству от матери к дочери. Он все также исполняется женщинами для собственного удовольствия. Более того, танцовщицы по-прежнему выступают, как под открытым небом за мелочь, которую им бросает толпа, так и в домах состоятельных людей за большое вознаграждение. Танец также продолжает оставаться основой любых торжеств, особенно свадеб.

Особенности исполнения классического арабского танца.

В танце используются базовые движения, являющиеся основой классики. В основном, это изолированные движения разных частей тела: головы, плечей, рук, груди, бедер и живота. Основные танцевальные элементы представляют собой различные комбинации с использованием кругов, волн, ударов, трясок и других наиболее популярных движений, совмещенных с проходками и наложением пластики.

Современный эстрадный арабский танец

Эстрадный вариант классического арабского танца (Cabaret Belly Dance) является более современным «ресторанным» вариантом исполнения классики. Его появление связано с бурным развитием арабского танца на Востоке и по всему миру.

Популярность арабского танца в мире

На сегодняшний день арабские танцы пользуются большой популярностью не только в странах Востока, но и по всему миру. Существует множество танцевальных школ и студий, которые предлагают различные программы по обучению арабскому танцу.

Очень востребованным оказалось проведение тематических мастер-классов (work-shops), на которых разбираются не только основные движения и связки, но и целые танцевальные постановки. И что особенно важно, эти мастер-классы проводят постановщики-хореографы – носители арабской культуры.

Фольклорный арабский танец

Большое многообразие фольклора (Arabian Folklore, Egyptian Folk Dance) обусловлено наличием большого количества регионов в Египте и других странах Востока, где в каждой местности народные танцы танцуют в своём национальном костюме, зачастую с характерными для этого региона предметами и движениями.

Соло табла.

Танец Соло табла (Solo Tabla) представляет собой исполнение классического арабского танца под довольно быструю музыку с ярко-выраженными барабанами, отсюда и название этого стиля, которое переводится как «сольный танец под барабаны».

Американский стиль

• Вуаль — это в чистом виде наше изобретение, относящееся к тем временам, когда большинство «танцовщиц» не обладали достаточным репертуаром движений самого Восточного танца, чтобы исполнить танец на 20-40 минут. Кроме того, у американцев были голливудские фантазии на тему «танца семи покровов», благодаря которым размахивание куском шифона (синтетического или настоящего) стало обыденным. В Египте вуалью могут размахивать немного при выходе (мадженси), но ее довольно быстро отбрасывают в середине или в конце первой песни.

Греческий стиль

• Настоящего «Греческого» стиля вообще не существует. ОНИ сами называют танец Анатолитико Хоро: анатолийский (турецкий) танец. Именно от турков греки и получили танец, вместе с 500ами годами угнетения: диктатурой Оттоманской империи.
• Музыкально, в основном, быстрый или очень медленный чифтетелли, греки произносят его Цифте телли, а также некоторые хорошо аранжированные турецкие или греческие мелодии, с более стабильным, перекатывающимся ритмом и почти без синкоп, много румбы/болеро, хорошая карсилама, и, если в оркестре есть хороший кларнетист, может быть медленный таксим.

История рождения и развития восточного танца

Происхождение восточного танца как слияния человеческого тела с музыкой. Сравнительная оценка разных стилей танца живота: египетский, ливанский, турецкий, персидский, арабский, греческий, американский. Исполнение танца с платком, цимбалами и саблями.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

» Российский государственный гуманитарный университет »

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

по дисциплине: «Культорология»

На тему: «История рождения и развития восточного танца»

I. История зарождения восточного танца

II. Развитие Belly танца («танец живота»)

III. Стили и виды восточного танца в разных странах

Список используемой литературы

Восточный танец.…… После этих слов нашему мысленному взору представляется загадочная прекрасная восточная красавица-колдунья, исполняющая сказочный танец и околдовывающая всех, кто видит её. От её волшебных движений, искрящего расшитого наряда, выразительных глаз невозможно оторвать взгляд.

Танец живота…… Вы никогда не задумывались над тем, почему столь оригинально называют восточные танцы? Если Вы хотя бы один раз видели танцовщицу, танцующую танец живота, Вы никогда не сможете забыть волшебное впечатление, произведённое на Вас этим танцем.

Происхождение восточного танца можно сравнить с происхождением жизни на земле — множество легенд, противоречивых сведений и теорий, и ни одного доказательства, что все было именно так, а не иначе. Видимо, развитие танца не считалось настолько важным событием, чтобы запечатлеть его историю документально.

Восточный танец — это тайна древней культуры, загадка, ответ на которую не лежит на поверхности. Тайна человеческого тела. Тайна слияния с музыкой, в которой совсем другие ритмы, тона и инструменты. Тайна нашей энергии и того, как раскрытие этой энергии творит чудеса.

I. История зарождения восточного танца

Арабский танец живота имеет много корней. Его истоки прослеживаются на фресках древних храмов Месопотамии. Фрески сохранили красивые изображения танцующих людей. Похожие фрески, чей возраст датируется примерно за 1000 лет до Рождества Христова, имеют и древние египетские храмы. Принято считать, что эти фрески описывают древний ритуальный танец, посвященный плодородию и рождению новой жизни.

Жрицы, танцевавшие в храмах, иногда служили «священными проститутками», которые через свой танец обращались к духу Великой Богини. Вполне возможно, что некоторые из движений их танца сохранились в том танце живота, который исполняют современные танцовщицы. Интересно отметить, что существовали различные касты танцовщиц. Гавази (в переводе с египетского диалекта — чужестранцы), которые выступали на улицах и, как правило, не отличались образованностью. Авалим, которые были танцовщицами совсем другого уровня. Алме (ед. число от Авалим) — так называли танцовщицу, которая получила специальное танцевальное и музыкальное образование. Авалим умели играть на различных музыкальных инструментах, хорошо разбирались в поэзии, могли исполнять стихи и песни собственного сочинения, как гейши средневековой Японии. Стили танца Гавази и Авалим довольно сильно отличались. Люди, изучающие историю танца живота, считают, что он зародился как ритуал подготовки к деторождению. В те времена не было больниц, обезболивающих препаратов и других медикаментов, облегчающих процесс родов, поэтому приходилось рожать так, как было задумано природой.

Не удивительно, что женщины превратили в ритуал те движения, которые укрепляли и тонизировали мышцы и тем самым облегчали роды. Легко заметить, что многие движения танца живота сосредоточены в области живота или таза. Представляя собой комбинацию напряжения и расслабления мышц, они тренируют внутренние органы и тонизируют мышцы живота. Волнообразные движения фактически задействуют те мышцы женщины, которые выталкивают ребенка при родах.

II. Развитие Belly танца ( » танец живота » )

Термин «танец живота» (bеIIу) произошел от арабского слова «beledy», что означает «родина», «родной город». Этим словом называют музыку, танец и костюм. Оно не имеет никакого отношения к анатомии. Со времен возникновения «beIIу» всегда был танцем женского самовыражения и чаще всего исполнялся в женской компании вдали от мужских глаз. «BеIIу» развился в многокультурное искусство, сегодня известное как «восточный танец», во времена Оттоманской империи, когда женщины из разных стран вместе жили в гаремах турецких султанов и, конечно же, там танцевали. Бесспорно, многие султаны имели счастье наслаждаться прекрасным танцем, но сама женщина напоминала собой лишь тень, извивающуюся за кружевными покрывалами. Эротизм танца живота исходит из загадки запретного и скрытого.

Мужчин привлекал танец живота не только из-за его неприкрытой чувственности, но и потому, что женщины для них были окружены ореолом загадочности: мужчина не имел доступа в часть дома, где жили женщины, и не мог присутствовать на женских собраниях, неотъемлемой частью которых был танец живота. В 80-е годы 19 века танец живота, названный тогда танцем Саломеи, получил широкое распространение в Европе. Частично это произошло благодаря Мате Хари, которая заявляла о себе как об исполнительнице танца живота, хотя в гораздо больше степени ей удавался стриптиз. В то время упоминать в приличном обществе слово «женские бедра» и «живот» считалось неприемлемым, так как на ум могли прийти и иные вещи. И танцовщицы того времени одевались совсем по-другому, нежели сейчас. Как правило, они выступали в длинных платьях, бедра подчеркивал платок.

Смена танцевального образа началась значительно позже. С Голливуда. Костюмы для танца получили оттенок гламурности. Впервые в голливудских фильмах появились танцовщицы с открытым животом, расшитым лифом и поясом на талии. Групповой восточный танец или танец живота во многих фильмах часто выглядел не слишком удачно. Казалось, что, танцовщицы, несмотря на все старание исполнить синхронно одно и то же движение танца живота, были не слишком техничны, хотя среди них были и известные исполнительницы восточных танцев.

Групповой восточный танец смотрелся плохо, так как танцовщицы танца живота не были знакомы с самой идеей хореографии. Многие известные танцовщицы восточных танцев, такие как Самия Гамаль, Тахия Кареока, Надия Афек и другие, начинали свою карьеру в Casino Opera. В то время как американские танцовщицы восточных танцев начали использовать вуаль как аксессуар в танце, на Ближнем Востоке впервые это сделала Самия Гамаль.

В действительности же она начала танцевать танец живота с вуалью по совету своего хореографа, который хотел, чтобы ее руки в танце живота выглядели более изящно. Видеозаписей с использованием вуали в танце живота до Самии Гамаль нет, хотя на различных древних восточных гравюрах и изображены танцовщицы восточных танцев с вуалью в руках. В 50-е годы 20 века в Каирских ночных клубах блистали такие великие танцовщицы восточных танцев как Зухер Заки, Наа, Аза Зариф, Наджва Фуад, Надия Хамди, Фифи Абду и Ракия Хассан. В это время в Египте усилились исламские настроения, что обусловило более жесткое отношение к танцу живота. Тем не менее, на Ближнем Востоке успели образоваться два новых танцевальных центра восточных танцев — один из них был Бахрейн, где не было строгих правил в отношении танца живота. Вторым танцевальным центром восточных танцев стала Ливия. В то же время, в Турции танец живота развивался скорее в стиле кабаре, костюмы танцовщиц были более открытые и соблазняющие, чем в остальных стилях. Следует сказать, что хотя многие из известных танцовщиц восточных танцев и повлияли на манеру исполнения танца живота, используя вуаль, меч или змей в качестве аксессуаров, они не могли оказать решающего воздействия на это древнее искусство. Танец живота формировался в течение многих веков, каждая из восточных стран и наций вносила в него что-то свое.

Египетские танцовщицы частично скопировали этот образ, опустив пояс с талии на бедра ниже пупка. Все это позволяло намного лучше разглядеть движения танца. В 20-е годы 20 века Египет начал снимать фильмы, в которых участвовали и танцовщицы. Таким образом, это послужило началом хореографии на Ближнем Востоке. До этого весь танец являлся импровизацией от начала до конца. Некоторые изменения в «арабских танцах» произошли в 10-12 вв. н.э. Дело в том, что до 10 в. н.э. эти танцы исполнялись только женщинами. С 10 в. н.э. арабскими танцами заинтересовались мужчины. Они не танцевали танец на публике, но, оценив его красоту, стали преподавать его женщинам как учителя и мастера танца. Мужчины не убирали имеющихся движений, но «разбавили» их некоторыми па из китайских и таиландских ритуальных женских танцев. С этого периода и до сегодняшнего дня «арабский танец» существует уже почти без изменений.

Судя по сохранившимся историческим данным, танец живота когда-то четко делился на два вида:

— Низший, который исполняли танцовщицы Гавази (вроде цыганок) и девушки не мусульманки для публики, в том числе и за деньги. Для этого танца были характерны вызывающая одежда и довольно откровенные движения, с эротическим подтекстом.

— Высший. Ему обучались жрицы храмов и девушки из хороших семей. В таком танце все движения были направлены на управление собственной энергией, танец помогал решить духовные проблемы, улучшить здоровье, и не только свое. Одежда, соответственно, была более закрытой и целомудренной, без сексуальной агрессивности. Целью такого танца было пробудить спящую энергию или, напротив, успокоить ее. Подобный танец женщина могла исполнить только для одного мужчины — своего мужа или в храмовом ритуале.

Сегодня женщины по всему миру вспомнили о танце живота и постепенно начали возвращать его к первоначальной форме. Когда женщина влюбляется в этот танец именно как в форму искусства, она постепенно открывает для себя все новые и новые знания. Достигая определенного уровня мастерства и научившись сложному искусству изоляции отдельных частей туловища, она начинает по-новому пользоваться своим телом, выражая с его помощью всё, что угодно. От здоровой матриархальной женской силы до утонченных, возвышенных полетов души. Танец открывает новые аспекты ее «я», которые ей только предстоит осознать и исследовать.

Определенные движения восточного танца родом из ритуальных танцев африканских племен — они использовались, чтобы ускорить и облегчить роды. Видимо, эти движения попали в танец живота благодаря жителям северной Африки, которых нередко захватывали в рабство, и продавали по всей территории юго-восточной части Евразии. Немалый вклад внесли в развитие восточного танца живота и славянские девушки, которые тоже не по своей воле покидали родину

III. Стили и виды восточного танца в разных странах

Египетский «стиль» Расслабленный, уверенный танец, много движений бедрами, но не бешеный ритм. По большей части быстрая, иногда очень затейливая (оркестрованная) расцвеченная музыка, особенно вступления. Много Максума и барабанов. Короткий, медленный таксим, если он, вообще, бывает. Четкая постановка рук. Акценты, движения и проходки, очень много взаимодействия с публикой. Ливанский Более волнообразный. Изящные руки, прямое положение корпуса, более резкая работа бедрами, часто больше медленной музыки. Больше энергии, меньше кокетства. Танцовщицы более склонны носить высокие каблуки, нежели египтянки. Местные танцовщицы изображают застенчивое отношение, вроде: «Я совсем не понимаю, как мое тело это выделывает». Но совсем не та степень застенчивости, какая бывает в некоторых народных женских танцах Армении. «Новый» ливанский стиль является более экспериментальным. Это касается и костюмов, и музыки, и самого танца. Все на очень высоких каблуках или на платформах, что портит очень много движений, поскольку каблуки меняют центр тяжести. Турецкий Настоящий турецкий стиль очень живой, яркий и жизнерадостный. Больше «партера», чем у остальных. Египетский максум не используется, зато используются тяжелый чифтетелли и иногда быстрый карсилама (обычный или в варианте Сулу Куле). Турецкие танцовщицы не меняют костюмы, как египтянки, а также они не разнообразят номера.

Персидский Его называют «Ракс-э-Араби» или «арабский танец». Настоящие персидские/иранские танцы могут иметь движения бедрами и грудной клеткой, но большинство принципиально отличаются от движений других стилей. Это изящный, скользящий танец на 6/8, в котором используются скоординированные движения головой и руками, особенно движения головой. В иранском сообществе движения восточного танца чаще используются в сценическом танце и некоторых народных танцах, но редко составляют отдельную дисциплину. В любом случае, они танцуются невероятно женственно и деликатно. «Наз» или «шарм» — это главное, но ни в коем случае не вызывающе сексуально. Сокровищница классических и народных стилей персидского танца неисчерпаема. Арабский, как в Саудовской Аравии Практически исключительно исполняется женщинами с женщинами и для женщин в домах. Смесь Восточных движений и некоторых очаровательных движений волосами. В Саудовской Аравии нет ночных клубов и профессиональных танцовщиц. Все это совершенно против законов шариата. Марокканский Шихатт — это смесь некоторых египетских и ливанских стилей. Это — не восточный танец. Настоящий шихатт в белле смотрелся бы очень вызывающе. Городской Шихатт в своей основе имеет несколько движений восточного танца. То, что предлагают туристам в Марокко под видом Восточного танца, как правило, очень средне или плохо.

Греческий Настоящего «Греческого» стиля не существует. В Греции танец называют «Анатолитико Хоро», т.е. анатолийский (турецкий) танец. Именно от турков греки и получили танец. Музыкально, в основном, быстрый или очень медленный чифтетелли, а также некоторые хорошо аранжированные турецкие или греческие мелодии, с более стабильным, перекатывающимся ритмом и почти без синкоп, много румбы/болеро, хорошая карсилама, и, если в оркестре есть хороший кларнетист, может быть медленный таксим. Максум — большая редкость. Американский стиль Вуаль — это изобретение, относящееся к тем временам, когда большинство «танцовщиц» не обладали достаточным репертуаром движений самого Восточного танца , чтобы исполнить танец на 20-40 минут. Кроме того, у американцев были голливудские фантазии на тему «танца семи покровов», благодаря которым размахивание куском шифона (синтетического или настоящего) стало обыденным. В Египте вуалью могут размахивать немного при выходе (мадженси), но ее довольно быстро отбрасывают в середине или в конце первой песни.

Танец с платком (шарфом)

Этот танец считается довольно-таки таинственным, он может на время что-то прикрыть, чтобы продемонстрировать с большим эффектом. Он очень театрален, танцовщица должна ощущать платок, как часть своего тела, иначе все будет выглядеть наигранно и неискренне.

Однако часто шаль не используют для всего танца, с ним танцуют при выходе в течение минуты, а потом отбрасывают его в сторону.

Танец с цимбалами (Сагаты)

Цимбалы — древний музыкальных инструмент в виде двух пар деревянных или металлических пластинок. Танцовщицы используют их как музыкальное сопровождение к своему танцу. Сагаты — дальние родственники испанских кастаньет, сделанных из металла.

Исполнительница успевает не только танцевать, но и аккомпанировать себе звоном сагатов. Дополнять музыку, создаваемую танцовщицей, можно на тамбурине и бубне.

Этот необычный танец интересно смотрится в контрасте: женственный танец живота и холодное оружие воинов. Танцовщицы обычно используют этот аксессуар для балансировок на голове, животе или бедре. Странно, но ни в Египте, ни в Турции, ни в Ливане сабля не пользуется большой популярностью в танце. Зато есть мужской вариант с саблей, где саблей машут, но никогда не балансируют ею ни на какой части тела

Заключение

Сегодня танец живота становится популярным во всем мире, исключая Средний Восток. Строгое следование Исламу запрещает женщине быть артисткой, петь или танцевать. Женщины могут танцевать только в компании других женщин (независимо от стиля танца). В течение последнего времени Исламский фундаментализм приобрел сильное влияние во многих странах Среднего Востока. Результатом стало сомнение в дозволенности многих форм женских выступлений и запрете их во многих странах Среднего Востока. Кроме Штатов и Среднего Востока белиданс популярен во многих странах мира.

восточный танец живот музыка

Список используемой литературы

1. » Belly dance-танец живота» http://bellydance.spb.ru/ (2001)

2. Росанова О. В. Восточный танец. Секреты создания костюма ,изд-во: Феникс,2006,95 С.