Все о спортивных бальных танцах литература

ВСЕ О СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦАХ

СОВЕТЫ ОПЫТНЫМ ТАНЦОРАМ. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ИСПЫТАНИЯ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ

СОВЕТЫ ОПЫТНЫМ ТАНЦОРАМ
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ИСПЫТАНИЯ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ
В большинстве видов спорта и развлечений можно дать достаточно точную оценку чьего-либо прогресса. Тем не менее в течение многих лет приверженцы бальных танцев (за исключением сравнительно небольшой группы соревнующихся в общественных танцевальных залах) не имели критерия, позволяющего измерить их достижения. Сегодня у нас имеются испытания для непрофессионалов с присвоением медалей. Несомненно, общий стандарт бальных танцев в Великобритании неимоверно вырос с тех пор, как ведущие профессиональные ассоциации и общества утвердили эти тесты.
Несколько лет назад большинство учеников было удоволетворено, если достигнутый ими уровень позволял перемещаться по бальному залу без чрезмерных затруднений для себя и партнеров; теперь они радуются, только получая более полные знания и подтверждая свой рост с помощью испытаний, которые проводятся широко известными профессиональными эк¬заменаторами .
С момента появления данных соревнований тысячи танцоров воспользовались их преимуществами. Это вполне объяснимо: ведь бальные танцы являются столь восхитительным времяпрепровождением и светская что достижение приемлемого стандарта не так уж ооре- менительно, да к тому же не требует больших затрат. Не много других видов развлечений приносят такое удовольствие при таких низких вложениях.
Я настоятельно рекомендую участвовать в Испытаниях с присвоением медалей каждому любителю, который находит удовольствие в танце. Показатели легко улучшить, если есть стимул работать; выиграв первую медаль, танцоры обретают чувство уверенности и получают удовольствие не только от совершенствования своей техники, но и от осознания того, что эксперты признали и официально подтвердили это.
Между испытаниями с присвоением медалей и танцевальными соревнованиями пролегает бездна. Первые не предусматривают выразительных, «пламенных» движений, желательных для участников танцевальных соревнований, — их использование обязательно окажется неуместным. Вот главные моменты, на которых надо сконцентрироваться:
1. Изящная и точная работа стоп.
2. Хорошая прямая поза и правильная под держка.
3. Спокойная интерпретация основных стандартных фигур и мягкость движения.
В более сложных тестах необходимо уделить особое внимание стилю и другим техническим деталям, но для успеха в соревнованиях за присвоение «бронзовых» и «серебряных» разрядов весьма существенно тщательнее изучить вышеперечисленные пункты.
Запомните, важно не то, что вы делаете, а то, как вы это делаете. Хотя большинство танцевальных обществ выпускают перечни фигур для каждого разряда, кандидаты теряют баллы в любом танце не из-за пропуска фигур, а из-за плохого исполнения одной из них.
Любой квалифицированный учитель может подготовить вас для испытаний с присвоением медалей.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ
Сильные танцоры, достигшие необходимого уровня для участия в испытаниях с присвоением серебряных и золотых медалей, часто обращают свои мысли к танцевальным соревнованиям. Обстановка, царящая на прославленных турнирах, поистине очаровательна и гораздо больше волнует по сравнению с испытаниями с присвоением медалей, где оценить все усилия танцора может только экзаменатор.
Многие медалисты делают поспешные выводы, что, если они преуспеют при сдаче «золотого» теста или возглавят одно из ведущих обществ, им будет несложно достичь какого-либо места в соревнованиях. К сожалению, это далеко от истины.
В медальных тестах экзаменатор следит за точностью техники, правильностью осанки и движений, а также соблюдением стиля, даже если последний не особенно привлекателен. Кандидат соревнуется не против других пар, а подтверждает соответствие общим стандартам в танце, как их понимает именно этот экзаменатор в данный период.
Танцор, который прошел испытания с присвоением медалей высшего уровня, может быть уверен, что его танец технически совершенен, движения правильны и выдержаны в хорошем стиле. Такие знания являются необходимой основой танцевальных соревнований, но недостаточны для формирования первоклассного танцора. Движения танцора на соревнованиях должны быть свободными, плавными, выполняться без напряжения. Фигура или группа фигур, исполненные достаточно хорошо с точки зрения экзаменатора, теперь должны наполниться ритмической экспрессией, чтобы выглядеть совершенно живыми. Стиль танцора или пары должен быть не только корректным — он должен быть привлекательным. Необходимо изучить более трудные группы фигур, а кавалер, осуществляющий ведение втанце, должен знать, какие движения и когда он может «сократить» или «добавить» для создания того или иного эффекта или во избежание столкновения с другой парой. Семьдесят дять процентов успеха в соревнованиях обеспечивают опыт и тренировка. Нет коротких путей к успеху, но приведенные ниже заметки должны помочь молодым танцорам, участвующим в соревнованиях, избежать некоторых наиболее очевидных ошибок, которые разрушают шансы многих молодых пар.
Поддержка
Безукоризненная поддержка жизненно необходима. Общий внешний вид пары всегда производит неизгладимое впечатление на судью прежде, чем он увидит, как она танцует. Следует обратить внимание на следующие детали.
Левая рука кавалера должна образовывать угол с предплечьем, чуть наклоненным вперед, создавая плавную линию от локтя к кисти. Проследите за группировкой пальцев Л кисти и убедитесь, что кисть не опускается вниз от запястья. Суставы Л кисти должны быть чуть выше, чем запястье.
При ведении дамы, особенно в променадной позиции, нельзя низко опускать П локоть. П предплечье должно опускаться вниз от локтя к П кисти. Если положить П руку на спину дамы слишком высоко, П локоть тоже будет стремиться опуститься. Многие кавалеры, поддерживая даму, оказывают большое давление на П запястье, при этом свободная П кисть свешивается вниз, начиная от запястья, и часто отрывается от спи¬ны партнерши. Данная ошибка портит общий облик пары. Чтобы избежать этого, слега надавливайте на спину дамы указательным пальцем П руки. Изучите иллюстрации в этой книге.
Дамам необходимо следить за пальцами Л кисти. Не следует их полностью выпрямлять и напрягать, пальцы должны лежать естественно и слегка сгибаться.
Одежда
Пара выглядит намного лучше, если на даме надето красивое платье. Фасоны одежды для дам резвычайно разнообразны, поэтому неблагоразумно давать слишком много комментариев по этому поводу, важно помнить одно: платье должно всегда «двигаться» и парить вместе с танцором. В наше время существует немало коммерческих предприятий, специализирующихся на одежде для танцев. Спросите совета у своего учителя. По-настоящему качественный костюм для вечера сшить очень трудно, и танцорам, участвующим в соревнованиях, следует посоветовать обратиться к эксперту, прежде чем заказывать костюм. Приведем несколько моментов, за которыми следует проследить.
Фрак не должен подниматься на плечах, когда поднимаются руки. Важна хорошая линия плеч, поэтому необходимо оставлять на виду по крайней мере часть белого воротника, даже когда руки подняты. Из-за фрака, который поднимается и закрывает белый воротник, возникает впечатление поднятых плеч. В такой же степени важно, чтобы была видна небольшая часть белой манжеты. Рукава фрака должны быть узкими, чтобы создавать изящную линию руки, кроме того, узкие рукава зажимают белый манжет рубашки и постоянно удерживают его в одном и том же положении. Фалды фрака должны достигать верхней части икры. Слишком короткие фалды выглядят довольно глупо, тогда как слишком длинные выглядят неаккуратно и уродуют силуэт.
Одна из самых худших ошибок — носить слишком короткие или узкие брюки. В нормальном положении брючины должны достигать задника туфли. Во время исполнения некоторых танцевальных фигур они неизбежно стремятся касаться пола, но ничего не бывает хуже, чем короткие брючины, которые поднимаются почти до лодыжек во время длинного шага. Если они слишком узкие, то кавалер вглядит так, будто у него согнуты колени. А слишком широкие брюки выглядят довольно неуклюже.
Общие советы
Презентация — это слово очень часто используется в связи с демонстрацией танцев профессионалами, но презентация также играет определенную роль в танцевальных соревнованиях. Например, манера, в которой дама держит голову в фигурах променада, может существенно повлиять на облик пары в таких вариациях, как виск и крыло. Некоторые дамы предпочитают поворачивать голову во время променада вправо, другие держат голову повернутой влево. Оба способа правильные. Дама должна применять самый привлекательный способ, но избегать одной особенно досадной ошибки — аффектации. Очень часто дама поворачивает голову не к позиции променада, а гораздо левее, одновременно поднимая левое плечо с довольно застенчивым выражением. Аффектация такого типа выглядит довольно досадно, и ее следует избегать. Особенно приятно наблюдать танец дам, имеющих естественную постановку головы, которая продолжает естественную линию корпуса и завершает общуб картину.
Следует также научиться управлять выражением лица. Довольно глупо во время соревнований скалить зубы, словно Чеширский кот. Однако в неменьней степени абсурдно сохранять мрачное выражение. Улыбаясь, любыми средствами открывайте рот, но не держите его открытым все время.
Кавалер должен держать голову неподвижно и не вертеть ею из стороны в сторону при повороте или покачивании. Он должен смотреть на партнершу только когда ведет ее в позицию очень открытого фоллэвея и при выполнеии некоторых других сложных фигур.
Позиция
Одна из общих ошибок, которые можно часто наблюдать на соревнованиях по танцам, — когда дама танцует слишком долго справа от кавалера. При выполнении широко распространенных внешних фигур ее корпус смещается к справому боку кавалера и часто там остается. Невозможно постоянно танцевать перед кавалером, но если дама постоянно смещена вправо, картина будет испорчена.
Многие дамы имеют привычку сильно прогибаться назад от линии бедер, таким образом ощущая контакт с кавалером только в области бедер, а не выше, что довольно плохо, поскольку ограничивает движения кавалера. Часто из-за этого кавалеру очень трудно шагнуть в сторону от партнерши, не потеряв контакта с ней. На соревнованиях подобные ошибки приводят к потере многих очков.
Из-за недостаточного контакта при выполнении внешних шагов кавалер иногда ошибочно переносит центр тяжести слишком далеко назад. Корпус должен все время идти вслед за стопой. Это же правило помо¬жет кавалеру избежать эффекта «присаживания», который можно часто видеть на внешних шагах.
Вариации
Неопытный участник танцевальных соревнований нередко полагает, что, включив в каждый танец по полдюжине понастоящему сложных, броских вариаций, он произведет большое впечатление на судью. Возможно, в таком случае лучшие будет убедить его, что вариации безумной степени сложности очень редко приносят паре очки, в то время как плохо исполненные вариации несомненно несколько очков отнимут. На соревнованиях, где уровень пар почти одинаков, судье гораздо проще заметить нечто для него непрятное, чем о лучить от чего-то положительное впечатление. Не рискуйте. Выберите несколько фигур, которые сможете хорошо исполнить без ошибочных касаний или некрасивых линий тела, и повторите их несколько раз, вместо того чтобы рисковать, исполняя фигуру, некоторые элементы которой могут не понравиться судье. Если вы разучили великолепную вариацию и по вашим расчетам способны станцевать ее хорошо, не сомневаясь — включайте ее между некоторыми надежными основными фигурами. Драгоценный камень выглядит гораздо привлекательнее в простой оправе, чем в разукрашенной — она только уменьшает его красоту.
Сильные участники танцевальных соревнований также должны прочитать раздел «Выразительность танца».

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ТАНЦА
Существуют сотни танцоров, которые обладают хорошими внешними танцевальными данными, правильной техникой и двигаются на приемлемо высоком уровне, но не достигают вершин. Чего же им недостает? Возможно, того важного, что отличает хорошего танцора от выдающегося танцора — плавности и экспрессии.
Большинство танцоров знают, что правильное расслабление коленей при выполнении шагов, таких как первый шаг любого поворота в вальсе, сделает их танец более приятным внешне, и они стараются приобрести этот навык. Меньшее число соревнующихся понимают, что, придавая своему танцу большую ритмическую выразительность, они преодолевают границу между обычным танцем и выдающимся.
Несколько очевидных примеров помогут объяснить, что подразумевается под словом «экспрессия».
Посмотрите, в какой манере некоторые танцоры имполняют третий шаг назад в виске. Его можно делать довольно быстро, точно на один счет, — но в этом случае, вероятнее всего, произойдет «подбрасывание» при переносе веса тела на стопу, — или почти «ласково» перейдя в позицию, медленно, уверенно контролируя движения, возможно, с небольшой задержкой, но создав интересный ритмический рисунок. Последние три шага натурального спин-поворота в вальсе можно исполнить в четком темпе, каждый шаг — строго на один счет, а можно немного ускорить движение на четвертом шаге, что приведет почти к «зависанию», запаздыванию стопы на 5-м шаге и облегчению 6-го, полностью изменяющим характер движения. Перу и тройному шагу в фокстроте можно придать технически правильную размерность, а можно задержать предыдущий шаг левой стопой (последний шаг натурального поворота), продолжив его смелым махом на первом шаге пера и немного задержав третий шаг, что полностью изменит впечатление. Существуют дюжины других примеров, когда «игра» темпом достигается благодаря движениям корпуса, а не положению стоп, что, в свою очередь, позволяет создать очаровательный танец к большому удовольствию исполнителей.
Как это делается? Можно ли приобрести такие навыки? Это достигается сокращением времени при исполнении одного шага и созданием ховер-эффекта на следующем; расслаблением коленей; пониманием того, что правильное ведение дамы без особых усилий создает предпосылки для получения данного эффекта. Всего этого может достичь любой сколь утодно искусный танцор, который обладает развитым чувством ритма и равновесия, а также достаточно терпелив на репетициях, чтобы воплотить их в свой танец. Танцоры со слабо развитым чувством ритма поначалу потерпят неудачу, но ничто не сможет помешать овладеть подобными ритмическими интерпретациями любому танцору со средним интеллектом, который обладает удовлетворительными способностями.
Возможно, самое лучшее соединение для тренировок — это натуральный поворот, заканчивающийся закрытым импетусом в фокстроте. Вот несколько советов для кавалеров.
Исполните 1,2,3 натурального поворота, а затем перейдите к закрытому импетусу следующим образом.
Когда ЛС идет назад на 4-м шаге, твердо, но не очень сильно направьте даму П кистью, так чтобы она сделала хороший мах вперед справа от вас. Расслабьте колени и считайте «Б» (а не как обычно «М»).
Исполните поворот на пятке, не обращая внимание, насколько плотно закроются стопы; колени все еще расслаблены. Держите стопы параллельно, даже если они расположены недостаточно близко. Счет на этом шаге «М». Следует заметить, что движение дамы вперед позволит вам сделать поворот. Не пытайтесь поворачиваться самостоятельно.
Твердо поддержите даму, чтобы остановить ее вращение от вас. Не пытайтесь приподниматься. Скорость движения дамы заставит вас подняться без особых усилий с вашей стороны.
На 4-м шаге немного выведите ЛС в сторону, несколько дальше назад чем по стандартным техническим правилам. Убедитесь, что она на самом деле опустится в конце счета «М», причем с легким переносом веса тела вперед прежде чем шагнете назад ПС по диагонали к центру против ЛТ на обычный счет «М» для перехода к перо-окончанию, по диагонали к центру.
Таким образом темп изменится с МББМ на БМБМ. Возникнет эффект раннего ускорения, а не ховера, причем более выразительный и привлекательный, чем при обычном ритме.
Если после тренировки усилия по ускорению движения между первым и вторым шагами закрытого импетуса все еще заметны, можете быть уверены, что и вы не овладели ведением. Скорость должна достигаться без видимых усилий.
Другое особенно полезное соединение, на котором удобно практиковаться, — это открытый импетус, а затем волна в вальсе. Волна из променадной позиции, она очень часто используется опытными танцорами. Обратите внимание на следующие важные моменты.
Исполните 1,2,3 натурального поворота (вальс), затем сделайте 1 шаг назад для открытого импетуса, вновь твердо поддержав даму П рукой, чтобы она закрутилась вперед справа от вас.
Импетус вовсе не вынуждает вас продолжать поворот вправо и подниматься на носках после поворота на пятке. Продолжайте твердо поддерживать даму рукой, лежащей на ее спине, чтобы вовремя прекратить вращение, и продолжайте ховер как можно дол- ше, прежде чем перенесете вес тела на ЛС, двигаясь по диагонали к центру в конце счета 6.
Привлекательное окончание волны исполняется следующим образом.
Шагните вперед ПС, по диагонали к центру в ПП, по выполнении очень уверенно направьте даму, чтобы она совершила мах поперек вашего корпуса, когда вы будете шагать вперед ЛС (на подушечке стопы), двигаясь почти к центру. Дама выполнит длинный шаг в сторону (2) на подушечке ПС, повернувшись прямо к кавалеру, но ее голова все еще обращена вправо.
Подкрутка, которую получила дама на первом шаге, заставит ее продолжить вращение на подушечке ПС до тех пор, пока она не повернется к ЛТ, затем она перенесет ЛС в сторону (3). В результате этого замаха дама и кавалер также поднимутся на подушечки стоп на 2 шаге; кавалер попытается поддержать этот подъем ховер-эффектом, прежде чем на 3 шаге поставит ПС в сторону, разворачивая корпус спиной к ЛТ.
Продолжая волну, кавалер шагает ЛС назад, от дамы, прямо к ЛТ (4).
На 5-м шаге кавалер переносит ПС назад достаточно быстро, твердо направляя даму вперед. Дама шагнет вперед ЛС на линию с кавалером. Оба, кавалер и дама, на 5 используют подушечку стопы.
Развернув корпус влево, оттолкнитесь вверх подушечкой стопы (это должно сопровождаться закруткой дамы вперед), добившись небольшого ховер-эффекта, прежде чем поставить ЛС в сторону, корпус фронтом к стене на 6. Сделайте этот шаг с небольшой задержкой и легко.
Следующий шаг от дамы выполните ПС; помните, что надо опус¬тить Л пятку и вновь оторвать, перенося веса тела вперед над ПС, чтобы продолжить натуральной фигурой.
Существует много других фигур, при исполнеии которых можно достичь большей выразительности, как бы «воруя» время на одном шаге и добавляя его на следующем. Ховер-телемарк будет выглядеть гораздо лучше, если вы не будете строго придерживаться ритма МББМ, а вместо него счет распределится приблизительно следующим образом: 1 1/2 счета, 1 1/2 счета, 1 счет, 2 счета. Подлинно первоклассные танцоры чувствуют, насколько художественно оправдана необычная ритмическая интерпретация. Менее опытным танцорам следует обратиться за советом к профессионалам, которые смогут дать окончательную оценку, насколько желательна необычная интерпретация.

Термины классического и современного танца!

Автор: Administrator

Adagio (адажио) – медленная часть урока.
Allegro (аллегро) – быстрая часть урока, прыжки.
Allongee (алянже) – удлинить, вытянуть. Взмах кисти.
A la seconde (а ля сгон) – положение en face, а робочая нога открыта в сторону на 90*.
Aplomb (апломб) – устойчивость.
Arabesque (арабеск) – поза, в классическом танце существует четыре вида позы «арабеск».
Arch – (арч) – арка, прогиб торса назад.
Assemble (ассамбле) – соединять, собирать; прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе; прыжок с двух ног на две
Attitude (аттитюд ) – поза, положение тела; поднятая вверх нога полусогнута.
Balance (балянсе) – покачивание.
Balancoire (балансуа ) – качели; применяется в grand battement jene.
Pas ballonee (па балене) – сильно вытянуты в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le cou-de-pied.
Battement retire – (батман ретире ) – перенос через скольжение рабочей ноги, через passé из 5 поз. Вперед в 5 поз. Назад
Battement developpe (батман девлоппе) – медленное поднимание ноги на 90* и више в нужное направление.
Battement double frappe (батман дубль фраппе ) – движениес двойным ударом.
Battement fondu (мягкий батман) — мягкий батман(тающий).
Battement frappe (батман фраппе) – удар ноги о щиколотку опорной ноги.
Battement soutenu (батман сутеню ) — движение в повороте с подтягивание ног в пятую позицию.
Battement tendu (батман тандю) – вынос ноги на носок.
Batterie (батри) – нога в положении sur le cou-de-pied проделивает ряд мелких ударных движений.
Body roll (боди ролл) – группа наклонов корпуса, волна.
Bounce (баунс) – трамплинное покачивание торса, вверх-вниз.
Pas de bourree (па де бурре)- танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.
Brize (бризе) – прыжок с заноской.
Changement de pieds (шажман де пье) – прыжок с переменой ног в воздухе.
Contraction – (контракшн) – сжатие, уменьшение обьема корпуса и округление позвоночника, начинается в центре таза, постепенно захватывая весь позвоночник, исполняется на выдохе.
Corkscrew turn (корскру повороты) – повороты, при которых повышается или понижается уровень вращения.
Curve – (керф) – изгиб верхней части позвоночника( до солнечного сплетения ) вперед или в сторону.
Pas chasse (па шассе) – партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.
Pas de chat (па де ша) – кошачий шаг.
Pas ciseaux (па сизо) – ножницы, движение ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздух.
Coupe (купе) – положение ноги на щиколотке.
Pas coure (па курю) – пробежка по шестой позиции.
Croisee (круазе) – поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
Ecartee (экарте) – поза классического танца, развернутая по диагонале вперед или назад, корпус отклонен от ноги.
Effacee (эфасе) – развернутое положение ног и корпуса.
En face (ан фас) – прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.
En dedans (ан дедан) – внутрь, в круг.
En dehors (ан деор) – наружу, из круга.
Epaulment (эпольман ) – положение исполнителя, повернутого в 3)4 в 8 точку или 2; различается epaulement croise (закрытый) и epaulement efface (открытый).
Echappe (эшаппе) – прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собирание из второй в пятую.
Flat back (флет бек) – наклон торса вперед, в сторону (на 90*), назад с прямой спиной, без изгиба торса.
Flat step (флет степ) – шаг, при котором вся стопа одновременно ставится на пол.
Flex (флекс) – сокращенная стопа, кисть или колени.
Flik (флик) – мазок стопой по полу к опорной ноге.
Fouette (фуэтте) – прием поворота, при котором тело исполнителя поворачивается к зафиксированной в определенном положении ноги ( на полу или в воздухе).
Frog – position (фрог позишн) – позиция сидя, при которой согнутые в коленях ноги касаются друг друга стопами, колени должны быть максимально раскрыты в стороны.
Fouette (фуэте) – вид танцевального поворота, быстрого, резкого; открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.
Entrechat (антрашакат) – прыжок с заноской.
Degage (дегаже) – переход с ноги на ногу.
Plie (плие) – приседание.
Demi-plie (деми плие) – маленькое приседание.
Deep body bend (диип боди бенд) – наклон торсом вперед ниже 90*, сохраняя прямую линию торса и рук.
Deep contraction (диип контракш) – сильное сжатие в центре тела, в котором участвуют все части тела, руки, ноги и головы.
Demi rond (деми ронд) – полукруг носком ноги по полу вперед и в сторону, или назад и в сторону.
Drop (дроп) – падение расслабленного торса вперед или в сторону.
Grand-plie (гранд плие) – большое приседание.
Glissade (глиссад) – прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.
Grand battement (гран батман ) – бросок ноги на 90* и выше вперед, назед или сторону.
Grand jete (гран жете) – прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону. Ноги раскрываются максимально и принимают в воздухе положение Pas emboite (па амбуате) – прыжок, во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
Pas faille (па файи) – это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки к следующему прыжку, одна нога как бы подсекает другую.
Jete (жете ) – бросок ноги на месте или в прыжке.
Jete entrelase (жете антрелясе) – перекидной прыжок.
Jete ferme (жете ферме) – закрытый прыжок.
Pas (па) – шаг, движение, комбинация.
Passe (пассе) – проходящее, скользящее движение.
Petit battement (пти батман) – маленький батман, на щиколотке опорной ноги.
Pirouette (пируэт) – быстрое вращение на полу.
Pointe (поинт) – пуант, носок, пальцы.
Port de bras (пор де бра) – упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
Preparation (препарасион) – подготовка к движению.
Peleve (релеве) – поднимание на носки или полупальцы.
Releve lent (релеве лян) – медленное поднимание ноги на 90*.
Renverse (ранверсе) – опрокидывание корпуса назад в сильном перегибе и в повороте.
Rond de jambe par terre (рон де жамб пар тер) – круг ногой в воздухе.
Rond de jambe en lair (рон же жамб ан лер) – круг ногой в воздуху.
Saut de basque (со де баск) – прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.
Saute (соте) – прыжок на месте по позициям.
Sissonne fermee (сисон ферме) – закрытый прыжок.
Sissonne ouverte (сисон уверт) – прыжок с открыванием ноги.
Sissonne simple (сисон семпл) – простой прыжок с двух ног на одну.
Sissonne tombee (сисон томбе) — прыжок с падением.
Sur le cou-de-pied (сюр ле ку де пье ) – положение ноги на щиколотке другой, опорной ноги.
Temps lie (там лие) – связуещее, плавное, слитное движение рук, ног, головы и корпуса.
Tire-bouchon (тир бушон) – движение при котором нога находится в полусогнутом положение впереди.
Tour chaine (тур шене) – быстрые повороты, следующие один за одним.
Tour en lair (тур ан лер) – поворот в воздухе. V- position (в позиция )– положение рук (заниженная 2 и 3 поз.)

Как оценивается конкурсный танец?

Я хотел бы ответить на часто задаваемый вопрос, одинаково интересующий и зрителей и танцоров: По каким принципам оценивает судья выступление пары?

Критериев, по которым судья мог бы оценивать, слишком много, чтобы подробно рассматривать каждый в тот отрезок времени, что отведён для выступления, тем более что, по крайней мере шесть пар судятся одновременно. Поэтому, судья полагается на общее впечатление, которое оставляет пара. Опытный судья видит оцениваемый танец комплексно и может быстро оценить все факторы.

ПОЗИЦИЯ В ПАРЕ — один из наиболее важных моментов. Хорошая позиция придаёт паре изящество и лёгкость, улучшает баланс, облегчает ведение и позволяет партнеру держать контакт, особенно в свинговых танцах. Результат соревнования часто зависит от правильной осанки. Отсюда старая пословица, «Постоянная работа над осанкой – залог совершенствования».

РИТМ — если пара не танцует в такт с музыкой, никакое мастерство в любом другом аспекте не может это скрыть или компенсировать. Музыка — это всё!

ЛИНИЯ — этим мы подразумеваем длину и растяжение тела от носка до головы. Красивые и хорошо выполненные линии, прямо или косвенно увеличивают объём фигур.

РАМКА — правильное неподвижное положение рук, устанавливаемое в закрытых танцах. Линия рук партнёров должна быть прямой от локтя до локтя. Руки должны образовывать своего рода овал, который при изменении объёма рамки должен сохранять форму для того, чтобы партнёры оставались в правильной позиции друг относительно друга, не вываливались. Пара должна быть красивой.

БАЛАНС . Существует два вида баланса — нейтральный и центральный. При центральном балансе вес тела равномерно распределён на обе ноги. При нейтральном — вес тела на одной ноге. Весь танец — это переход из нейтрального баланса в центральный и наоборот. Если пара не находится в состоянии равновесия, танец становится тяжелым, ломаются линии, в конце концов можно просто упасть.

ДИСТАНЦИЯ МЕЖДУ ПАРТНЁРАМИ — должна быть достаточной для того, чтобы партнёры не мешали друг другу. При это не следует забывать, что при слишком большой дистанции партнёрам будет сложно находить баланс — танец потеряет лёгкость.

МУЗЫКАЛЬНОСТЬ — все движения в танце должны соответствовать специфике музыки — выделяться сильные доли, плавно прорабатываться слабые. Например, в румбе на шаг приходится на сам удар, а длительность ноты (счёт «и») — это снижения, работа бёдер. Чем дольше счёт «и» тем быстрее и выразтельнее румба. В танго ноги танцуют достаточно вязко, а движения головой весьма активны. Этим достигается и скорость и плавность.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — пара танцует эмоционально, показывая зрителям их отношение к музыке, или они стиснув зубы с умным выражением лица пытаются не забыть композицию?

ЭНЕРГИЯ — Энергия танца захватывает зрителей. Я заметил, что в джайве всегда есть наиболее яркая пара, которая выигрывает этот танец. Но энергия должна быть управляемой. Например, мощное движение весьма полезно в вальсе и фокстроте, но только если оно достигается за счёт свинга, а не только длиной шага. Движения должны соответствовать музыке. Например, в медленном вальсе накопление энергии происходит за счёт снижения между счётами «три» и «раз». А высвобождение энергии на счёт «раз» должно быть управляемым (дабы не проскочить счёт два, чем частенько грешит ваш покорный слуга — А.И.) и поддерживаться при вырастании на «два» и «три». То же самое и в остальных танцах.

РАБОТА НОГ И СТОПЫ — скользящее движение (как будто на лыжах) стопы по полу в фокстроте даёт плавность; намеренный подъём стопы в танго подчёркивает стаккато; правильная работа колен придаёт румбе некоторую «модность», а натяжение носков — это не поддержка ноги, а увеличение длины линии. Использование этих четырех приёмов и правильная работа стопы опорной ноги позволяют добиться мощного и быстрого шага.

ШЕЙП — это отдельный разговор. Он нужен для того, чтоб шикарно показать партнёршу зрителям и судьям (например в классической для пасодобля фигуре «плащ» или после пивотов в танго — примеров куча). Шейп достигается различными способами. В стандарте шейп достигается растяжением партнерши вверх и вправо от партнёра.

ВЕДЕНИЕ — Ну, тут по-моему всё ясно. Единственный критерий — партнёрша должна быть лёгкой. При неправильном ведении лёгкости достичь невозможно. Каждый человек индивидуален, поэтому изучение партнёра — долгая и тяжелая, но весьма нужная работа. Достичь полного взаимопонимания удаётся крайне редко (такие пары становятся великими), чаще партнёры просто подстраиваются друг под друга.

FLOORCRAFT — «Видение паркета» В это понятие входит не только умение уходить от столкновения, но и умение танцевать без остановок в окружении других пар, когда кажется, что идти уже некуда. Здесь и проявляется станцованность пары – партнёр должен выбирать правильные направления и вести партнёршу, а та, в свою очередь, должна понимать, что от неё хочет партнёр в той или иной ситуации.

СТИЛЬ ПАРЫ — Как пара смотрится вместе, костюмы, поведение на паркете. Это тоже далеко не самый последний критерий оценки.

Судьи по-разному оценивают выше перечисленные критерии. Одного может заинтересовать техника, другого хореография, третьего артистизм или композиция. Все эти факторы важны и должны оцениваться. На практике же иногда пара получает несоизмеримые оценки — от 1 до последнего места. Танцоры, задающие себе вопрос: «А что же такое судья увидел, что поставил такую высокую (низкую) оценку?» — должны понимать, что повлиять мог любой из критериев. Порой правильная работа стопы не даст такой высокой оценки, как аккуратное собирание ног в 6 позицию.

Судья видит пару всего несколько секунд. В этот момент сильная пара может допустить ошибку и получить низкие оценки, в то время как слабая пара может чисто и без ошибок показать несколько элементов и получить высокие. В это есть элемент рулетки.

Танцоры, будьте уверены, что всякий квалифицированный судья оценивает вас только по вашей работе. Большинство судей дорожит репутацией и делает свою работу добросовестно. Судьи, конечно стараются вытянуть своих, но профессионалы делают это в разумных пределах. Так или иначе, ни один судья не сможет однозначно вытянуть вас на первое место или завалить. Использование критериев оценки, описанных в этой статье обычно гарантирует правильный результат.
Автор: Dan Radler (перевод Алексий Ионов)

Стандарт (Европейская программа)

Программу Европейских танцев или Стандарт (Standard) составляют 5 основных танцев, такие как: Медленный Вальс (Slow или English Waltz), Медленный Фокстрот (Slow Foxtrot), Танго (Tango), Квикстеп или Быстрый Фокстрот (Quickstep) и Венский Вальс (Viennesse Waltz). Порядок исполнения танцев на соревновании:

AboutDance.com.ua

Бальный танец: спорт или развлечение?

Приводя своего ребенка в мир бальных танцев, немногие родители могут дать себе ответ на этот вопрос. Красота танца, костюмов, причесок завораживает и иногда за таким ярким фасадом не все сразу могут разглядеть «изнанку» – разнообразие танцевальных объединений, школ, клубов, правил, турниров, и т.д. Мир бальных танцев сегодня широк и многогранен, он пребывает в постоянном развитии. Знание – сила, поэтому понимание законов и правил развития этого мира несомненно может содействовать пониманию своей позиции, правильной постановке целей, а следовательно, выбору оптимального пути их достижения.

Правильно назвать – правильно понять. (Конфуций)

Спортивный (бальный) танец это сегодня активно меняющийся вид танцевального искусства, представляющий собой результат своеобразного симбиоза искусства и спорта. Аналогами являются, например, фигурное катание, спортивная гимнастика и т.д. История бальных спортивных танцев в сегодняшнем понимании непродолжительна.

К началу ХХ века, бальными стали называть группу относительно популярных парных танцев, вызывающих наибольший интерес в обществе, достаточно описанных и стандартизированных, чтобы в ходе специальных соревнований можно было бы выявить наилучшие танцевальные пары. Путевку в жизнь бальным танцам дала Англия, где издавна силен дух соревнования.

Становление спортивных бальных танцев

Конец XIX века ознаменовался возрождением Олимпийских игр и мощной популяризацией спорта. В это же время появилась идея проведения танцевальных соревнований, впоследствии успешно реализованная Камилем де Реналем, который организовал в 1907 году в Ницце крупный турнир по танго. В ходе эволюции бальных танцев была отобрана «десятка» конкурсной программы: изначально это были танцы медленный вальс, танго, медленный фокстрот, квикстеп, венский вальс (европейская программа), затем в 40-х годах ХХ века стали танцевать и ча-ча-ча, самбу, румбу, пасодобль, джайв (латиноамериканская программа).

В Англии были образованы первые объединения преподавателей бального танца, разработавшие основные идеи и стандарты техники исполнения фигур:

1902 г. – Британская ассоциация преподавателей бального танца;

1903 г. – Альянс Соединенного королевства;

1904 г. – Имперское общество.

Большое увлечение бальным танцем общество проявляло не только в Соединенном королевстве. В воздухе витала необходимость проведения чемпионата мира. Он был проведен в 1909 году в Париже (организатор Камиль де Реналь). В 1922 году он же, совместно с изданием «The Dancing Times», в г. Лондон провели неофициальный чемпионат мира, победителем которого стал В. Сильвестр, впоследствии организатор шоу-программ о танцах на телевидении, руководитель танцевального оркестра и автор публикаций о бальных танцах.

С 1921 годом, когда прошла основная стандартизация вальса, фокстрота и танго, связывают завершение формирование английского стиля танцевания. Из-за активной деятельности преподавателей танца английской школы, этот стиль был принят за основу по всему миру. В 1920-30 гг. проявили себя и первые исполнители бальных танцев, например Д.Брэдли, Ф.Хейлор, В.Сильвестер, А.Мур, Т. Палмер и Е.Споуорт, С.Фармер и А.Роскоу.

Многочисленные чемпионаты мира и танцевальные турниры того времени послужили благодатной почвой, на которой взошел в 1921 году в небольшом курортном английском городке поистине легендарный цветок бальных танцев – Блэкпульский фестиваль.

С момента основания и до сегодняшнего дня, этот ежегодный турнир, фактически открытый чемпионат мира, является самым престижным событием для танцоров всего мира. Широкое представительство танцевальных школ послужило причиной проведения в рамках Блэкпульского фестиваля в 1948 году первого Мирового конгресса преподавателей бального танца. Поддерживая добрую традицию, с тех пор каждый год лучшие преподаватели и звезды бальных танцев обобщают и передают свой бесценный опыт, полученный на паркете. Дальнейшим значимым расширением календаря турниров послужил старт проведения известной чемпионкой и педагогом Элсой Уэллс турнира International Championships в знаменитом концертном зале Лондона – Royal Albert Hall (1953 г.)

Журнал «The Dancing Times» в лице редактора Филиппа Ричардсона, обладающего весомым влиянием в развитии конкурсного бального танца в Англии, в 1929 году инициировал создание Official Board of Ballroom Dance (OBBD) – объединения английских и зарубежных ассоциаций преподавателей бальных танцев. Функцией OBBD предполагалось определение стандартов и стилей танцевания, создание и внедрение системы медальных тестов, проведение экзаменов для преподавателей, проведение конгрессов с целью накопления и распространения передового опыта.

С начала 30-х годов оригинальный “английский стиль” танцевания покоряет Европу. Танцевальные пары начинают путешествовать в другие страны для участия в танцевальных турнирах. Становится ясно, что эстетика танца, исполнительское мастерство танцевальных дуэтов из различных стран идентичны, но стиль, методы и способы ее реализации в разных школах трактуются по-разному. Появляются общие требования к проведению соревнований, проистекающие из рейтинговой системы британской танцевальной школы. Параллельно идет процесс рационализации программы турниров. Одновременно с созданием профессиональных организаций в мире, в европейских странах танцоры-любители объединялись в клубы и создавались национальные «аматорские» организации. Но только в 1932 году была предпринята неудачная попытка создать международную организацию.

Тем не менее, в 1935 году в Праге создана Federation Internationale de Dance pour Amateurs / International Amateur Dancers Federation (FIDA), ставшая первой международной федерацией любительского танца. Она состояла из любительских объединений танцоров Австрии, Англии, Германии, Голландии, Франции, Швейцарии, Чехословакии и Югославии. Франц Бюхлер (Австрия) был избран первым президентом. Позже к FIDA присоединились танцевальные ассоциации балтийских государств, Бельгии, Италии, Канады и Норвегии.

В 1936 году в курортном городе Бад-Наухайм перед началом Олимпийских игр, FIDA в тесном сотрудничестве с любительской танцевальной организацией RPG (Германия) в рамках четких правил организовала проведение первого официального чемпионата мира среди любителей. В турнире приняли участие пары из 15 стран и трех континентов. В дальнейшем до начала Второй мировой войны в 1939 году, все международные соревнования проводились под управлением FIDA. В 1953 году FIDA была восстановлена и к 1955 году в своих рядах собрала танцоров десяти стран.

Важнейшее значение в развитии бального танца, как спорта, имели первые учебные публикации. В 1936 году танцевальный мир получил первый учебник А.Мура «Бальные танцы» (Ballroom Dancing), в котором автор изложил описание фигур международной танцевальной программы, а также книгу В.Сильвестра и Ф.Ричардсона «Искусство бального танца» (The Art of Ballroom). В дальнейшем были изданы книги «Пересмотренная техника стандартных танцев» (1948), «Основные фигуры стандартных танцев» (1948), «Стандартные вариации» (1950) Алекса Мура. Основы техники латиноамериканских танцев были предложены Ф. Бэрроусом в учебнике «Theory & Technique of Latin – American Dancing» (1948), а также Д. Петридесом (1950). Началом очередного качественного этапа в развитии латиноамериканских танцев принято считать 1961 год с публикацией книги «Technique of Latin Dancing» У. Лейэрда.

Конец 30-х годов 19 века характеризуется появлением танцевальной периодической литературы (например, журналы «Alex Moore Monthly Letter Service» и «Ballroom Dancing Times»), популяризующей бальные танцы, в которой публикуются танцевальные новости, а также основы методической работы преподавателей.

Интеграционная тенденция привела в начале 50-х годов к образованию международных организаций, которые объединили танцевальные организации разных стран: профессиональные – ICBD (International Council of Ballroom Dancing, 1950 г.) и любительские: – ICAD (International Council of Amateur Dancers, 1953 г.)

Коренные преобразования мира бальных танцев начались на рубеже 70-х годов, когда получило распространение альтернативное название бальных танцев – танцевальный спорт. В некоторых странах (например, ФРГ) были сформированы сборные команды под руководством национальных тренеров, а также оказывалась поддержка на государственном уровне. Вследствие этого усилились позиции немецкой танцевальной школы. В один ряд с новыми английскими и американскими конкурсами (United Kingdom Championships, г. Борнемут, Англия; US Open, г. Майами, США) встал крупнейший международный турнир German Open (проводится с 1987 года в г. Манхайм). В связи с развитием итальянской танцевальной школы в европейской программе (конец 90-х годов) все больше внимания стал привлекать Italian Open (Открытый чемпионат Италии, г. Червия, Италия, с 1983 г.) Япония является одним из ведущих танцевальных центров в Азии. Турнир Asia Open (Открытый чемпионат Японии, г. Токио, с 2002 г.) привлекает танцоров-профессионалов со всего Мира крупнейшим призовым фондом.

Для дальнейшего развития бальных танцев как олимпийского вида спорта, под категорию «танцевальный спорт» были скорректированы названия основных танцевальных организаций: ICBD переименована в 1995 году в WD & DSC (Всемирный совет по танцу и танцевальному спорту), а ICAD – в IDSF (Международная федерация танцевального спорта), которая в 1995 году получила признание Международного олимпийского комитета (МОК). Позднее она становится членом GAISF (General Association of Intentional Sports Federations) и членом WGA (World Games Association). В 1997 году на World Games в г. Лахти (Финляндия) спортивные танцы впервые включены в программу Игр. IDSF в 2001 году присоединяется к Всемирному антидопинговому кодексу и создает Антидопинговую комиссию, а спортсмены-танцоры федерации принимают участие в шестых Всемирных играх в г. Акита, Япония, где по критерию доходности от продажи билетов спортивные танцы превзошли 36 видов спорта. С 2003 года 10 турниров Grand Slam, основанные IDSF, ежегодно проводятся на всех континентах. Руководствуясь принципом создания своего единого танцевального пространства, в котором танцоры могут принимать участие, IDSF создает ограничения и запреты для своих членов на участие в соревнованиях других организаций.

С целью развития спортивного танца и устранения запретов, представителями России, Украины, Молдовы во время проведения конференции в начале 2004 г. (Киев) была создана международная любительская организация IDU – Международный танцевальный союз. В начале 2005 года создается IDSA (International Dance Sport Association) – Международная ассоциация танцевального спорта с целью развивать и популяризировать спортивные танцы в мире путем использования формата максимально открытого участия во всех официальных соревнованиях IDSA и профессионального судейства, лицензированного WD & DSC (с лета 2006 г. WD & DSC преобразован в WDC – Всемирный танцевальный совет). В 2007 году вследствие агрессивной позиции IDSF относительно открытых танцевальных конкурсов, во время проведения Блэкпульского фестиваля была основана любительская лига WDC Amateur League.

В 2010 году, на Генеральной ассамблее IDSF в г.Вене (Австрия) было одобрено создание Professional Division (PD) в рамках IDSF, отвечающего за проведение турниров для профессионалов. Затем на ежегодном общем собрании в Люксембурге IDSF изменяет свое название на WDSF (World Dance Sport Federation, 2011 г.)

Таким образом, сегодня существуют различные международные организации, которые занимаются развитием спортивного танца, например:

WDSF – Международная Федерация Танцевального Спорта (90 стран, президент Лукас Хиндер, Швейцария);

WDC – Всемирный совет по танцам (60 стран, президент Донни Бернс М.В.Е., Шотландия);

IPS/WDSC – Комитет по спортивным танцам в инвалидных колясках – член Международного Параолимпийского комитета (43 страны, президент Грете Андерсен, Норвегия);

IDU – Международный танцевальный союз (22 страны, президент Игорь Машин, Украина);

IPDSC – Международный профессиональный совет танцевального спорта (50 стран, президент Питер Максвелл, Англия);

IDSA – Международная ассоциация танцевального спорта (33 страны, президент Святослав Влох, Украина);

EDSF – Федерация Cпортивного Tанца Европы (28 стран, президент Святослав Влох, Украина);

BDFI – Международная федерация танцоров бальных танцев (28 стран, президент Грег Смит, Нидерланды).

Самой многочисленной международной любительской организацией, несомненно, является WDSF. Развитием профессионального танца в рамках организации занимается недавно созданное подразделение (PD – профессиональный дивизион). Вторая по численности международная организация организация WDC изначально объединяла преимущественно танцоров-профессионалов. И только недавно была учреждена любительская лига WDC AL. Несмотря на общую цель – развитие спортивного бального танца и признание его олимпийским видом спорта, это принципиальное отличие влияет на пути и способы достижения цели и взаимоотношения между организациями. Практически все тенденции организационной эволюции танцевального спорта нашли свое отражение и в Украине.

Спортивные бальные танцы в Украине

Украинское спортивное общество бальных танцев является отражением мировых тенденций развития танцевального спорта. Членство украинских танцевальных клубов и украинских танцевальных организаций в международных институтах спортивного танца открывает доступ украинским танцорам к участию в крупнейших мировых танцевальных событиях.

В январе 1992 года в Украине была создана Ассоциация спортивного танца Украины (АСТУ – президент Святослав Влох). В этом же году она была принята в IDSF. Украинские танцевальные пары, состоящие в АСТУ, были призерами и победителями открытых первенств Италии, Франции, Австрии, Голландии, наиболее престижных турниров в Манхайме (Германия), Блэкпуле (Англия), Алассио (Италия) и др. В Украине проводились чемпионаты мира среди молодежи и юниоров, Кубки и Чемпионаты Европы среди взрослых. Ежегодно в Украине проходит до десяти крупных международных турниров серии International Open и Open to the World. Такие города как Львов, Харьков, Киев, Одесса, Днепропетровск, Донецк стали не только крупными танцевальными центрами Украины, но играют все более заметную роль в мировых спортивных танцах. Однако противоречия, которые существовали в мировом танцевальном движении между любителями и профессионалами, не обошли и Украину.

В 1993 году в Украине был создана Всеукраинская профессиональная организация – Украинская Лига профессионалов бального танца (УЛПБТ), президентом которой была избрана бывший генеральный секретарь АСТУ – Ирена Бусь, г. Львов. Членами этой организации были тренеры АСТУ и опытные танцевальные пары, которые решили изменить статус спортсмена-любителя на статус профессионала. Для того, чтобы стать профессионалом, необходимо было сдать профессиональный экзамен по европейским и латиноамериканским танцам. После сдачи профессионального экзамена может быть присвоена одна из следующих профессиональных степеней: Associate, следующая Member, или самая высокая Fellow. Экзаменаторами могут быть только профессиональные преподаватели высшей степени Fellow. Президиум УЛПБТ наладил тесный контакт с английской профессиональной организацией United Kingdom Alliance, которая имела давние традиции повышения профессионального уровня преподавателей, тренеров, танцоров, и содержла в своем составе лучших экзаменаторов не только Великобритании, но и мира.

В том же 1993 году Министерством юстиции Украины была зарегистрирована еще одна профессиональная танцевальная организация – Украинский совет бального танца (УРБТ), которую возглавил один из лучших тренеров Украины Алексей Литвинов (г.. Харьков). УРБТ для получения профессионального статуса приглашала профессиональных экзаменаторов из России. Эти две украинские профессиональные организации – УЛПБТ и УРБТ – подали свои заявки для вступления в ICBD (International Council of Ballroom Dancing) (г. Лондон). В мае 1993 года в г.. Блэкпуле (Великобритания) состоялось ежегодное генеральное заседание ICBD, на котором рассматривался вопрос о вступлении одной профессиональной организации от Украины.

Именно в Блэкпуле президентами УЛПБТ и УРБТ было задекларировано создание объединенной украинской профессиональной организации – Украинского Совета Танца (УРТ) (сопредседатели – Ирэна Бусь и Алексей Литвинов), благодаря чему Украина получила условное членство в ICBD. УРТ очень активно развивала профессиональное движение в Украине, проводила много соревнований для профессиональных танцоров, семинары для тренеров и судей, профессиональные экзамены, различные мероприятия с приглашением ведущих специалистов мирового уровня и руководителей ICBD. Впервые в истории ICBD, Украина получила полноправное членство не через 3, а через 2 года. В 1995 году на общем собрании была изменена структура УРТ, которая из союза двух всеукраинских организаций превратилась в единую профессиональную танцевальную организацию, президентом которой была избрана Ирэна Бусь (г. Львов).

ICBD была переименована в WD & DSC (Всемирный совет по танцу и танцевальному спорту), а затем в WDС (Всемирный совет по танцу), полноправным членом которой и единственным представителем от Украины стала УРТ. УРТ проводит Чемпионаты Украины среди профессионалов, в которых принимают участие профессиональные опытные пары и лучшие любительские пары – в прошлом многократные Чемпионы Украины среди любителей, которые достигли профессионального уровня и перешли на более высокую ступень – танцора-профессионала. Лучшие две профессиональные пары Украина ежегодно официально направляются на Чемпионаты мира и Европы, все профессиональные танцоры имеют возможность участвовать в открытых чемпионатах разных стран. Профессиональные судьи УРТ международной категории WDC обслуживают официальные Чемпионаты Европы и мира среди профессионалов, различные международные соревнования других стран. УРТ также является полноправным членом International Dance Organization (IDO), (офис которой в Швеции) – международной танцевальной организации, проводит международные соревнования, Чемпионаты Европы и мира по современным танцам – диско, хип-хоп, брейк-данс, электрик, данс- шоу, свинг, сальса, мамбо и другие.

Несмотря на договор, подписанный мировыми профессиональной и любительской организациями по координации их деятельности, в Украине сотрудничество между УРТ и АСТУ в то время не наладилось. В среде танцоров-любителей, которых объединила АСТУ, усилилось размежевание среди тренеров. Одни, сосредоточив внимание на работе с сильнейшими танцевальными парами Украины и имея реальные рычаги влияния в Президиуме АСТУ, старались получить еще больше влияния, вводя все новые и новые положения в устав АСТУ, увеличивали финансовое давление как на организаторов клубных соревнований, так и на большую массу начинающих танцоров. Другая группа не согласных с таким положением объединяла тренеров, которые занималась в школах массового обучения и с танцорами младших классов, а также тренеров, готовивших танцевальные пары достаточно высокого уровня, но не имевших возможностей реально отстаивать свои взгляды в Президиуме АСТУ.

В ноябре 1996 г. Была создана Украинская федерация спортивного танца (УФСТ – президент Сергей Пинчук), а в марте 1999 Союз общественных организаций спортивного танца Украины (СГОСТУ, президент Игорь Машин). За годы своего существования СГОСТУ стала одной из наиболее массовых организацией, занимавшихся развитием спортивного танца в Украине и объединила танцевальные клубы из всех областей Украины. В 1998 году УФСТ и УРТ основали Украинский союз спортивного танца (УРСТ), к которой в 1999 году присоединилась и СГОСТУ. Возглавил УРСТ первый заместитель председателя Госкомспорта Украины, член Национального олимпийского комитета -Анатолий Домашенко (г.. Киев). УРСТ, объединив усилия любителей и профессионалов, стала самой многочисленной танцевальной организацией Украины, проводила Чемпионаты Украины среди любителей, активно развивая и популяризируя спортивный танец в Украине.

В 2005 году в рядах АСТУ назрел очередной конфликт, в результате которого выделились еще 2 организации: «Динамо – Украина» (президент Сергей Дороговцев г. Донецк) и «Украина танцевальная» (президент Сергей Кравчук, г. Луцк). В этом же году IDSF приостановила членство АСТУ в своей организации, обязав все конфликтующие стороны сесть за стол переговоров и приложив усилия, объединиться в одну танцевальную организацию, которая и была бы представлена в IDSF от Украины. К тому времени в Украине существовало 7 танцевальных организаций, которые в той или иной степени занимались развитием спортивного бального танца. Процесс объединения затянулся на три года. И все же в ноябре 2008 года 4 организации: УФСТ, «Динамо – Украина», УРТ и «Украина танцевальная» подписали документ о самороспуске и создали одну общую танцевальную организацию – Всеукраинскую федерацию танцевального спорта (ВФТС). Президентом этой организации избрали депутата Верховной Рады Украины – Бориса Дейча, г. Симферополь.

В 2009 году ВФТС приняли в члены IDSF от Украины, вместо АСТУ. СГОСТУ и АСТУ отказались участвовать в процессе объединения еще на начальном этапе. Не получив членства в IDSF (позже переименована в WDSF), эти две организации вступили в альтернативную международную танцевальную организацию International Dance Union (IDU) – Лигу танца. АСТУ также входит в состав International Dance Sport Association (Международной Ассоциации спортивного танца) IDSA с 2005 года. АСТУ постоянно обеспечивает участие спортсменов Украины во всех официальных Чемпионатах и Кубках мира и Европы. Каждый год WDC, WDC AL и IDSA предоставляют АСТУ право проведения соревнований такого уровня, что является подтверждением высокого уровня организации и проведения соревнований в Украине.

ВФТС от членства в WDSF приобрела некоторые черты закрытости. Танцорам клубов, состоящих в этой организации, согласно руководящих документов, запрещено принимать участие в турнирах, проводимых другими организациями. Имеются и другие различия. Переход танцоров в следующую возрастную категорию осуществляется по году рождения (в АСТУ, СГОСТУ и др. – по дате рождения). Также существуют существенные ограничения по дресс-коду, и танцевальным фигурам у танцоров вплоть до возрастной категории «юниоры 2, 15-16 лет». Все это приводит к существенным сложностям для танцоров, принимающих участие в танцевальных турнирах других организаций. Например, в возрастной категории «юниоры 1» танцорам АСТУ, желающим принимать участие в турнирах ВФТС, приходится иметь два комплекта танцевальных костюмов. Другим существенным ограничением, за которое часто критикуют ВФТС, является возможность участия в Чемпионатах мира WDSF только по результатам отборочных соревнований. Во всех турнирах АСТУ, открытых турнирах СГОСТУ, открытых соревнованиях WDC, WDC AL и IDSA, а также таких турнирах как International Championship, Блэкпульский фестиваль может принять участие любая танцевальная пара, что, без сомнения, повышает открытость и соревновательность танцевальных мероприятий.

В настоящее время ВФТС переживает организационный кризис. В связи с событиями вокруг Крыма, некоторые руководители этой танцевальной организации, получив российское гражданство, потеряли часть своего влияния. Предпринимаются попытки переизбрания президиума. Некоторые танцевальные спортивные клубы приостановили членство в ВФТС. С опозданием обнародован график танцевальных турниров, календарь соревнований существенно сокращен. Эти события не могли не сказаться на уровне танцевальных пар.

Продолжаются попытки реформирования танцевального мира. Сегодня существуют определенные противоречия между организациями, занимающимися развитием спортивных бальных танцев в Украине. Сложности в нахождении консенсуса между участниками процесса в определенный момент привели к тому, что в перечне видов спорта Украины появилось два различных по названиям, но занимающиеся одним и тем же, вида спорта: танцевальный спорт и спортивные танцы. Статус Национальный имели ВФТС, представляющая танцевальный спорт, и АСТУ, представляющая спортивные танцы. Но срок действия статусов истек. Министерство молодежи и спорта Украины в ситуации, когда нужно оптимизировать распределение бюджетных средств, выступило с инициативой объединить все танцевальные организации и присвоить этому объединению статус Национальный. В связи с этим, летом 2014 года в Министерстве молодежи и спорта Украины по инициативе заместителя министра по неолимпийским видам спорта Пидгрушной Е.М. состоялась встреча с представителями общественности по вопросам дальнейшего развития танцевального спорта в Украине.

В ходе обсуждения инициативы мнения представителей разных танцевальных организаций разделились. С. Влох, представляющий АСТУ, выступил с предложением объединить все танцевальные организации под эгидой АСТУ, избрать Президентом этой организации Сороновича И. и присвоить ей статус национальный. Г. Самуйленко, представляющая ВФТС, требует присвоение статуса организации, которая является членом Международной федерации танцевального спорта, которая, в свою очередь, входит в состав Международного олимпийского комитета, то есть ВФТС. И. Машин же, представляющий СГОСТУ, предлагает создать новую единую организацию, в которую войдут все желающие всеукраинские организации и создадут единый Совет. Е. Пидгрушна, как известный спортсмен и олимпийский чемпион, выразила обеспокоенность, происходящим в танцевальном мире, и настоятельно рекомендовала найти компромиссное решение данного вопроса с учетом интересов всех спортсменов Украины.

Как показывает опрос посетителей танцевального интернет-сайта Danceinfo.com.ua, украинское танцевальное сообщество, к сожалению, также не имеет единого взгляда на развитие спортивных бальных танцев.

(по состоянию на 1.02.2015 г.)

16 июня 2015 года состоялся приказ Министра молодежи и спорта Украины № 2036 “О предоставлении статуса национальной спортивной федерации”. Согласно Приказу, предоставлен статус национальной спортивной федерации Общественной организации “Ассоциация спортивного танца Украины” – вид спорта “спортивные танцы”. Отказано в предоставлении статуса национальной спортивной федерации Всеукраинской общественной организации “Всеукраинская федерация танцевального спорта” – вид спорта “танцевальный спорт”. Поздравляем Президента Ассоциации спортивного танца Украины Святослава Тарасовича Влоха, всех тренеров и танцоров АСТУ с достижением высокого статуса национальной спортивной федерации.

История бального танца

Бальный танец – это танец, предназначающийся для массового развлечения в исполнении пары или же большего количества танцоров на танцевальных балах и вечерах. Его также называют бытовым танцем. Но, несмотря на такое тривиальное имя, понятие «бытовой» или «бальный танец» воплощает в себе сочетание самых ярких и самых чувственных танцев мира, которые исполняются в паре. Эта хореографическая постановка создает просто невообразимо красивое и грациозное зрелище.

Когда и где?

Происхождение бального танца датируется примерно 19 веком и основывается на европейских танцевальных видах и стилях. Но стоит отметить, что в конце 19-го-в начале 20-го столетия в бальных танцах появилась «искорка», благодаря африканской и латиноамериканской музыке и танцевальной культуре. Стоит упомянуть, что основу современных бальных танцев составляют постановки с африканскими корнями, которые очень удачно и мастерки замаскированы под европейский стиль технической обработкой.

Вообще, бальные танцы как вид искусства претерпели очень много изменений за весь период своего существования. И каждая эпоха – Возрождение, Просвещение, Классицизм, Романтизм – со своим «уставом» жизни вносила свою лепту в формирование танцевальной бальной культуры. К тому же, в каждой отдельной стране придумывались свои манеры и стили исполнения бальных танцев, характерные для ее исторических обрядов и традиций.

Уже в 1920-е годы бальные танцы обрели колоссальную популярность и стали полноценным самодостаточным видом искусства. В этот период в Англии при Императорском обществе танцоров-учителей был создан специальный Совет по бальным танцам. Вскоре этим Советом была проведена стандартизация всех известных на тот момент танцев, а именно: танго, вальс, медленный и быстрый фокстрот. С тех пор стали существовать конкурсы и соревнования, а сам бальный танец был разделен на два направления – social dance и спортивный. В период с 30-х по 50-е года в реестр стандартных бальных танцев добавились еще несколько, а именно: ча-ча-ча, джайв, пасодобль, самба и румба.

В наше время бальные танцы все также остаются неимоверно популярными, а турниры и соревнования организовываются по всему миру. Из всего огромнейшего разнообразия видов бальных танцев можно выделить самые любимые и популярные на сегодняшний день: вальс, румба и танго, а из более веселых и зажигательных – джайв и самбу.


Вальс-бостон