Все русские старинные танцы

Старинные русские народные танцы

Русский народный танец в древности был неотъемлемой частью национальных культово-обрядовых действий. Главной чертой танцевального искусства народа являлось отражение действительности, выраженное в движениях и фигурах.

Первое воспоминание о русском народном танце датируется 907 годом. Оно связано с тем, что на праздновании очередной победы князя Олега в Киеве демонстрировался танец с медведями.

Наиболее известные старинные русские танцевальные композиции

Безусловно, русские хороводы являются самыми известными русскими танцами с глубокими древними корнями. Их жители Киевской Руси водили, к примеру:

  • Вокруг распустившейся березы, которая является символом плодоносящей силы;
  • Вокруг полей в купальскую ночь, произнося при этом нараспев заговоры, направленные на сохранение урожая.

Хоровод имел место на любом славянском празднике, он успокаивал и объединял исполнителей. По происшествии времени танец утратил свой обрядовый смыл, но рисунок его сохранился, и он по-прежнему остается одним из самых любимых русских народных танцев.

Одним из самых колоритных танцев является «Вприсядку». С ним связано имя Великого князя Владимира Мономах. Прогуливаясь по Киеву, он увидел задорного танцора Петра Присядку, который после трудового дня, танцевал, оригинально приседая, разминая уставшие ноги. Князь призвал его к себе и в скором времени танцор уже развлекал князя за трапезой, а танец стал популярным в народе.

Русский народный танец во все времена предполагал постановку сценических сюжетов. Это способ общения танцора со зрителем. Очень часто говорят, что с помощью русского танца рассказывают о чем-то. В нем ярко выражено женское и мужское начало. Все движения мужчин отличаются энергичностью, а для женщин характерна грациозность и плавность.

Среди импровизационных русских плясок в настоящее время особенно популярны:

На различных праздничных народных мероприятиях очень популярен русский перепляс. Это своеобразный танцевальный конкурс, в котором принимают участие, как минимум, два танцора. В переплясе, как правило, используется большое количество разнообразных движений и фигур, комбинация и последовательность которых являются чистая импровизацией исполнителей. Перепляс — это соревнование в силе, ловкости и выносливости.

Русский танец отражает колоритный нрав, характер и переживания великого народа. Поэтому он всегда является узнаваемым на фоне других танцев народов мира.

Санкт-Петербургский Клуб Старинного Танца является фактическим наследником очень многих именованных и безымянных танцевальных сообществ Санкт-Петербурга, объединявших в своем составе людей, по-настоящему увлеченных изучением и реконструкцией исторического танца в течение уже более чем 15 лет. С февраля 2001 года по август 2006 все группы Клуба существовали в составе Школы Старинного Танца «Виланелла». С сентября 2006 года Клуб начал самостоятельную работу. С 2008 г. Санкт-Петербургский Клуб Старинного танца по направлению танцев XIX века является официальным представителем «Societa di Danza» в Санкт-Петербурге. С сентября 2010 года Санкт-Петербургский Клуб Старинного Танца является партнером Академии Русского Балета им. А. Я. Вагановой.

Кого-то исторический танец интересует как «проводник» в мир истории культуры, кого-то — как способ почувствовать себя человеком другой эпохи, другого мировоззрения, другого мира, кто-то просто рад отвлечься от повседневных дел и провести время в душевной компании. Так или иначе, вот уже много лет мы вместе.

В рамках Клуба мы не только изучаем и реконструируем танцы, знакомимся с этикетом, историей, историей культуры и готовим сценические постановки. Мы также знакомимся с историей костюма (почти все ученики рано или поздно сами начинают заниматься пошивом исторических костюмов), организуем балы, выезжаем в другие города с выступлениями и мастер-классами.

Начать заниматься в Клубе очень просто. Достаточно прийти на открывающий бал, который проходит ежегодно в начале сезона и записаться в одну из групп первого года обучения. Если вы узнали о Клубе уже в течение года, но все равно очень хотите начать заниматься — ничего страшного, свяжитесь с одним из преподавателей групп первого года, обсудите ситуацию — скорее всего, вы сможете присоединится к группе. Для занятий вам понадобится мягкая обувь — чешки, балетки, джазовки; юбки и веера для девушек, белые перчатки для молодых людей. Приобрести все это вам помогут преподаватели или ваши новые коллеги. На первое занятие можно приходить в любой удобной одежде.

Получать актуальную информацию о мероприятиях и событиях в жизни Клуба, а также задать все интересующие вас вопросы вы также можете на странице Клуба ВКонтакте.

Какие есть разновидности танцев, названия танцев которые вы знаете?

Стилей танцев существует на самом деле очень много и они продолжают появляться довольно часто, поэтому изначально предлагаю ознакомится с основными современными направлениями:

Думаю, что к современному направлению можно отнести и уличные танцы, которые активно развиваются:

Очень много танцев основались в Латинской Америке, поэтому выделим следующие стили как «Латинос»:

Их не мало — обширный список получился. Думаю, к ним можно еще отнести такие известные танцы как «Самба», «Румба», «Джайв», «Пасадобль» и «Ча-ча-ча». Теперь перейдем к бальным танцам, а также к их европейских стилях.

Думаю, этот список, конечно же, можно дополнить, но здесь присутствуют все основные и самые популярные танцы, так что, пожалуй, на этом и остановимся.

Аллеманда – немецкого происхождения.

Аргентинское танго сопровождался ритмами барабанов.

Бас-данс 16 век.; появились при Бургундском дворе.

Бачата. зародившаяся в Доминиканской Республике.

Бергамаска. Танец 16–17 веков.

Болеро. это испанский национальный танец, могут участвовать несколько пар сразу.

Бранль. Обобщающее название танцев 16–17 веков. Свои варианты бранля есть и сейчас в разных провинциях Франции.

Брейк. Придумали американские негры.

Бурре. Французский танец в 17 веке ставший придворным танцем.

Вальс. Название от немецкого слова walzen – «вращаться» и «кружиться».

Венский вальс. Тоже имеет свою историю.

Гавот. Радостный французский танец 18 века..

Галоп. Близких по типу к польке.

Гальярда. Веселый танец 16–17 веков.

Гопак. Быстрый украинский танец.

Джиттербаг Американский танец под музыку стиля свинг и особенно буги-вуги.

Жига. Английский танец, распространенный в 16 веке.

Кадриль. Французский танец. Исполняется двумя или даже четырьмя парами, расположенными по четырехугольнику, друг против друга.

Канкан. Не приличный французский танец 19 века..

Катхак. Классический танец Северной Индии.

Квик-степ. Это веселый танец, напоминающий быструю игру.

Конга. Кубинский танец, исполняющийся целой шеренгой танцующих.

Контрданс. Английский танец фольклорного типа. Танцуют лицом друг к другу.

Котильон Француский танец, распространенный в конце 18 веке.

Куранта. Танец известный с 16 веков. Об это танце упоминают писатели тех времен..

Лендлер. Название медленных баварских танцев.

Мазурка. Польский народный танец, в темпе немного медленнее вальса.

Мамба. Это Американский танец, ведущий свое происхождение от румбы.

Медленный вальс. Окончательно сформировался в Англии.

Менуэт. Танец 16 века, в умеренном темпе, разновидность бранля.

Меренге. это Латиноамериканский танец доминиканского происхождения, а также принятый в США.

Милонга Танго — разговор между мужчиной и девушкой посредством языка танца.

Мореска. Пантомимический танец.

Одисси. Является одним из самых изысканных индийских классических танцев.

Павана. Этот танец представляет собой медленное, величавое шествие. Происходит из Испании, переводится pavo как («павлин»).

Паспье. Французский танец 17века довольно живой танец.

Полонез. Польский национальный танец довольно в умеренном темпе.

Полька. Этот танец чешского происхождения, он исполняется в быстром темпе.

Редова. Чешский танец крестьянского происхождения довольно в умеренном темпе. В середине 19 веке вошел в моду как в парижских танцевальных залах, так прошелся по всей Европе.

Ригодон. Танец 17века., происхождением из французского Прованса,исполняется в быстром темпе.

Рил . Это старинный танец неясного происхождения, немного напоминающий норвежский халлинг, ну и другие скандинавские танцы.

Румба. Это современный афроамериканского происхождения кубинский танец.

Сальса — это стиль латиноамериканской музыки, а в переводе означающий «соус» разных танцев, разными корнями с индейскими, испанскими и даже африканскими ингредиентами.

Сальтарелло. Это энергичный итальянский танец довольно в быстром темпе. Название происходит от слова saltare – «прыгать».

Самба. Это Бразильский танец..

Сарабанда. Танец 17века в медленном темпе..

Сегидилья. Это Испанский танец довольно в быстром темпе..

Сицилиана. Этот танец из Южной Италии или даже из Сицилии..

Слоу-фокс. Своей популярности достигла в 40-х годах 20 века.

Танго. Это бальный танец свободного характера и немного умеренного темпа, исполняемый парами.

Танец живота. Это загадочный восток стал родиной этому удивительному танцу, получивший название танец живота.

Тарантелла. Это очень живой танец.

Трепак. Русский танец довольно в быстром темпе одиночный мужской..

Фанданго. Испанский танец 18 века, под ритмический аккомпанемент кастаньет и гитары.

Фарандола. Это Французский танец.

Фокстрот. Быстрый танец.

Хабанера. это Кубинский танец по ритму немного схожий с танго.

Хорнпайп. это Английский и Шотландский танец.

Чакона. это Испанский пришел из Индии танец 16–18 веков, близкий к пассакалье.

Чардаш. это Венгерский народный танец.

Чарлстон. Это танец в характере быстрого фокстрота, штат Южная Каролина

Ча-ча-ча. это танец, использующий ритмическую структуру из мамбо и румбы.

Шоттиш это Шотландский танец 19 веков, напоминающий польку.

Эстампи или эстампида тоже есть своя история.

Первоначально появились ритуальные танцы. Их исполняли, чтобы был хороший урожай или успешная охота.

Постепенно у каждого народа танцы стали иметь свои особенности. Произошли они от основных видов движений: бег, ходьба, поворот.

Далее танцы стали делиться на бытовые и сценические.

Можно выделить следующие виды танцев:

  • балет (классический или современный),
  • народные танцы (сюда относятся полька, тарантелла, гопак, лезгинка, кадриль),
  • исторические (например, полонез, контраданс, балло),
  • бальные (например, джайв, ча-ча-ча, самба, румба, пасодобль, фокстрот, вальс, танго).
  • современные (клубные, уличные).

Танцы для многих людей являются основной составляющей всей жизни. Многие просто растворяются в музыке во время танцевального процесса. Конечно, танцору важно чувствовать музыку и каждый предопределяет свои приоритеты в танцах, то есть выбирает близкие ему по жизни и по характеру направления и стили. Отсюда и набралось огромное разнообразие разновидностей танцев:

1) Танцы европейской программы включают такие виды:

2) А вот латиноамериканские разновидности танцев включают следующее:

3) А вот и современные виды танцев:

4) Так сказать теперь рассмотрим своего рода уличные виды:

Танец — это маленькая жизнь со своими чувствами и своим посылом.

Существует огромное множество танцевальных стилей и видов танца.

Предлагаю ознакомиться с некоторыми особенно популярными и кратким описанием каждого из них.

Танцы появились очень давно. Наши предки для выражения своих эмоций , чувств и ожиданий использовали ритмические телодвижения.

Танец постепенно претерпевал изменения.

Но за основу современных танцев берутся классические, народные танцы.

MJ-style. Странно что этот стиль обычно говорят на русском, но ведь MJ — всё же американец. (поясню: MJ — инициалы Michael Jackson, значит, MJ-style = стиль Майкла Джексона).

Ух, как их много. Попробую ответить и я, вдруг чем дополню уже существующие ответы.

Одних только бальных танцев целая куча: рил, шейк, вальс, гавот, галоп, линда, липси, мамбо, мюзет, румба, самба, танго, твист, шимми, англез, бранль, канкан, вольта, менуэт, павана, паспье, полька, тустеп, чакона, чардаш, экосез, кадриль, калипсо, куранта, ламбада, мазурка, мэдисон, палоташ, полонез, регтайм, ригодон, сиртаки, уанстеп, босанова, венгерка, гальярда, квикстеп, краковяк, матредур, падеграс, падекатр, фокстрот, чарлстон, аллеманда, баллябиль, контрданс, падеспань, пасодобль, чарльстон, пассакалья, падепатинер, сальтарелла.

Не стану разграничивать танцы России, Украины и Белоруссии (потому что много в каких танцах грань весьма непонятная), перечислю их вместе: янка, гопак, ланце, шумка, барыня, бульба, миньон, трепак, юрочка, горлица, гуцулка, журавль, а также журавель, казачок, карагод, осуохай (якутский танец), ехор (бурятский), бию и айра (башкирские), шестера, крыжачок, лявониха, метелица, перепляс, коломыйка, камаринская.

Среди кавказских и азиатских танцев я выделю следующие: сас, кафа, поло, симд, дабка, дахка, лязги, силед, иннаби, калтак, кочари, мирзан, мирзаи, хоруми, давлури, иннабай, исламей, картули, перхули, лезгинка, расалила (индийский), узундара, мтилулури, кабардинка.

На американском континенте есть такие танцы: данса, конга, лунду, манки, болеро, кекуок, криолья, слоуфокс, хабанера, санхуанито.

Танцы стран Европы: жок, лур, жига, коло, лура, уфор, хора, хоро, хота, брейк, бурре, джига, сырба, фолия, бутада, качуча, куявяк, лансье, матлот, оберек, ожялис, полска, скочна, трецца, яндалс, брандль, лендлер, оляндра, ромалис, страшак, тедеска, форлана, фуриант, халлинг, экоссез, котильон, паскалья, рейдовак, рученица, суктинис, тамбурин, фанданго, хорнпайп, вербункош, гросфатер, малагенья, романеска, сарабанда, сегидилья, сицилиана, соуседска, фанардола, эстампида, карманьола, клумпакоис, контраданс, малагуэнья, масельеза, руцавиетис, спрингданс, судмалинас, тарантелла.

Все русские старинные танцы

XVII—XVIII века — это время, когда основополагающую роль в развитии танца и танцевальных жанров начинает играть Франция — мощное абсолютистское государство, ставшее одним из центров духовной жизни Западной Европы. В области хореографического искусства ее влияние распространяется, в первую очередь, на бытовой танец: большинство популярных в эту эпоху танцевальных жанров и форм имеют французское происхождение; Италия же утрачивает статус страны, диктующей танцевальную моду всей Европе.

Примечательно, что танцевальные жанры, распространенные в быту и использующиеся в сценических произведениях, по своей хореографии и музыкальному сопровождению мало чем отличались друг от друга. В театральных представлениях исполняют те же танцы, что и на балах, вне зависимости от сюжета спектакля, его внутренней драматургии. В 1-й половине XVII века во Франции, главным образом в Париже, все еще продолжают танцевать итальянские танцы — павану, гальярду и др. Кроме того, входят в моду и затем становятся известными по всей Европе французские разновидности некоторых итальянских танцев (например, куранта, вольта). Многие простонародные танцы, ранее считавшиеся непристойными или чрезвычайно грубыми, получают распространение и в высшем свете (сарабанда, чакона и др.), но кардинально преображаются в соответствии со вкусами знати.

К концу XVII века многие массовые танцы, распространенные ранее (павана, гальярда, вольта и др.), постепенно забываются. Популярность получают такие как аллеманда, бурре, жига, куранта, лур, менуэт, паспье, ригодон, сарабанда, форлана и др. В большинстве из них происходит отказ от демократического принципа хороводного движения. Теперь пары танцующих образуют колонну; их места строго регламентированы в зависимости от сословно-иерархических взаимоотношений участников.

Важное место танец и его многообразные жанровые разновидности занимают в творчестве композиторов XVII—XVIII веков. Пожалуй, все авторы этой эпохи (от Люлли до Моцарта и Бетховена) уделяют пристальное внимание популярным в быту танцам. Создавая произведения непосредственно для исполнения в бальных залах (зачастую простые и незамысловатые), они в то же время насыщают танцевальными ритмами нетанцевальную вокальную и инструментальную музыку. Ритмические и мелодические обороты многих танцев проникают в многочисленные органные, оркестровые, инструментальные сочинения композиторов эпохи барокко (Бах, Гендель, Телеман), в их ораториальное творчество. Танец является жанровой основой сочинений французских клавесинистов (Шамбоньера, Куперена, Рамо и др.) и английских вёрджиналистов (Бёрд, Булл, Гиббонс и др). Интонациями и ритмами танца пронизано и творчество композиторов венской классической школы; особенно ярко организующая роль танца и ритма проявляется в крупных инструментальных формах венских классиков, прежде всего в симфонии.

***
Аллеманда

АЛЛЕМАНДА (франц. allemande — немецкий) — старинный танец в умеренном темпе и четном размере (чаще всего 4/4), с плавной, закругленной мелодикой. Принадлежит к парным массовым (хороводным) «низким» (беспрыжковым) танцам.
Время возникновения точно не установлено. Как бытовой и придворный танец появилась в Англии, Франции и Нидерландах в XVI веке; к этому времени относятся и самые ранние сохранившиеся записи и издания. Позднее распространилась и в других европейских странах.

Примеры:
— Сюиты Баха, Генделя, Фробергера, французских клавесинистов и др.

КУРАНТА (франц. courante, итал. corrente — бегущая) — старинный придворный танец итальянского происхождения, распространенный в XVI— XVII вв.

Примеры:
— Сюиты Баха, Генделя, Фробергера, французских клавесинистов и др.

САРАБАНДА — старинный испанский танец, известный с XVI века. Ранние испанские документы свидетельствуют также о связи сарабанды с латиноамериканским (в частности, мексиканским) танцевальным фольклором.

Примеры:
— Сюиты Баха, Генделя, Фробергера, французских клавесинистов и др.
Дебюсси Сюита «Pour le piano», цикл «Образы»
Стравинский Балет «Агон»
Глазунов «Испытание Дамиса»
Асафьев «Пламя Парижа» № 9

ЖИГА — быстрый старинный народный танец кельтского происхождения, до сих пор сохранившийся в Ирландии. Исполнялся под аккомпанемент старинной скрипки, которую за необычайно выпуклую форму прозвали «жига» — окорок. На Британских островах известен с XV века (родственные формы — хорнпайп, рант, рил). Первоначально жига была парным танцем; среди моряков распространилась в качестве сольного, очень быстрого танца комического характера. Вскоре проникла и в профессиональную музыку. Пьесы под этим названием встречаются в английских вёрджинальных и лютневых сборниках XVI века.

Примеры:
— Сюиты Баха, Генделя, Фробергера, французских клавесинистов и др.
— Сонаты и сюиты А. Корелли, А. Вивальди
Дебюсси «Образы»
Стравинский «Концертный дуэт», септет
Регер Соч. 36, 42, 131с
Шенберг Соч. 25 и 29
Глиэр «Медный всадник» Жига (номер, не вошедший в редакцию ленинградской постановки и ГАБТ’а)

РАНТ (рэнт, rant) — деревенский танец типа жиги в 2-частной форме и 2-дольном размере. Был распространен в равнинной части Шотландии и в Северной Англии. Сохранившиеся музыкальные образцы относятся к XVII—XVIII веках.

РИЛ (reel) — старинный шотландский танец, до сих пор распространенный в Ирландии и Северной Америке. Размер 2-дольный (alla breve), темп очень быстрый, преобладает движение ровными восьмыми. Различные формы танца названы по количеству танцоров (тройной, четверной и т. д.). В настоящее время наиболее популярны рил для 8 танцоров и таллохский рил (Reel of Tulloch), придуманный около 1880. Более умеренная по темпу разновидность рила — стрэтспей.

ХОРНПАЙП (от англ. horn — рог и pipe — трубка) — английский танец типа жиги. Известен с XV века, особо популярен был в XVI—XIX веках. Темп подвижный, размер 3-дольный (3/2) или 2-дольный (6/2), ритм синкопированный. После 1760 года преобладают 2-дольный размер (2/4, 4/4) и пунктирный ритм. Сопровождался игрой на хорнпайпе (древнем народном духовом муз. инструменте валлийского и шотландского происхождения), арфе и фиделе (старинном струнном смычковом инструменте). Наиболее ранний известный образец — хорнпайп Г. Астона (около 1522).

БУРРЕ (от франц. bourrer — набивать, колотить) — старинный французский народный танец, в основе которого лежат видоизмененные и усложненные движения бранля. Предположительно возник в провинции Овернь в середине XVI века и затем распространился по всей Франции.

Примеры:
— Сюиты Баха, Генделя, Фробергера, французских клавесинистов и др.
Люлли Балет «Переодетая любовь», опера «Фаэтон»
Прокофьев Балет «Золушка» № 22 (танец кавалеров)
Асафьев «Пламя Парижа» № 22

РИГОДОН (франц. rigaudon, rigodon) — французский народный и придворный танец XVII — XVIII веков. Темп оживленный, размер 2-дольный (2/2, 2/4). Включает не менее 2-х повторяющихся разделов, каждый из которых состоит из нескольких фраз объемом в 4 такта, обычно с затактом.

Примеры:
— Сюиты Баха, Генделя, Фробергера, французских клавесинистов и др.
— Балеты и балетные дивертисменты Люлли, Рамо, Филидора
Григ Цикл «Из времен Гольберга»
Равель Цикл «Гробница Куперена»
Прокофьев Из фортепианных пьес

МОНТАНЬЯР — французский старинный массовый танец, исполняющийся в сопровождении волынки и двух труб. В нем участвовали не менее восьми пар, которые располагались колонной. Музыкальный размер 3/8, темп умеренно-подвижный.

ГАВОТ (от прованс. gavoto, букв.— танец гавотов, жителей области Овернь во Франции) — старинный французский народный танец. Отличительные черты — умеренный темп движения, четный размер 4/4 или 2/2, начало с затакта в две доли, фразы объемом в 4 такта и четкая ритмическая пульсация. Длительности менее «восьмой» в гавоте обычно не встречаются. Форма — нередко трехчастная; 2-я часть более простого строения, иногда ее образует мюзет пасторального характера (часто основана на характерном волыночном басу). Музыка гавота светлая, изящная, порой с наивно-пасторальным, иногда и с торжественным оттенком.

Примеры:
— Сюиты Баха, Генделя, Фробергера, французских клавесинистов и др.
— Оперы и балеты Люлли, Рамо
Григ
Чайковский Сюита для симфонического оркестра
Глазунов «Испытание Дамиса»
Прокофьев Фортепианные пьесы, «Классическая симфония», «Ромео и Джульетта», «Золушка»

МЮЗЕТ (франц. musette — волынка, от старофранц. muse — дудка) — старинный французский народный танец, родственный гавоту. Отличительные черты: пасторальный характер; музыкальный размер 2/4, 6/4, 6/8; темп быстрый. Исполнялся под аккомпанемент мюзета (род волынки) — отсюда и название.

Примеры:
— Сюиты Баха, Генделя, Фробергера, французских клавесинистов и др.
Гендель Увертюра к опере «Альчина»
Моцарт Опера «Бастьен и Бастьенна»

ТАМБУРИН — оживленный танец провансальского происхождения в 2-дольном размере (2/2, 2/4). Его название связано с использованием в качестве сопровождающего инструмента тамбурина (род барабана небольшого размера в форме вытянутого цилиндра). Мелодия тамбурина звучала на фоне повторяющихся в басу звуков. Обычным было последование танца сначала в мажоре, затем в миноре, в конце — повторение мажорной части.

Примеры:
— Оперы и балеты А. Кампра, Рамо, А. Гретри, Рамо

МЕНУЭТ (от menu — маленький, мелкий; menu pas — маленький шаг) — старинный французский народный танец в умеренном темпе и 3-дольном размере. Предшественник менуэта — амене , который, в свою очередь, произошел от хороводного танца крестьян провинции Пуату (т. н. бранля Пуату). Как и многие другие танцы, возникшие в народе, в своей первоначальной форме был связан с песнями и бытовым укладом данной местности.

Примеры:
— Сюиты Баха, Генделя, Фробергера, французских клавесинистов и др.
— Оперы и балеты Люлли, Рамо
Гендель Увертюра к оратории «Самсон»
— Симфонические циклы композиторов Мангеймской школы, венских классиков (Гайдн, Моцарт, Бетховен)
— Сонаты Гайдна, Моцарта, Бетховена
Шуберт Симфония № 1
Мендельсон «Итальянская симфония»
Бизе Сюиты № 1 и № 2 «Арлезианка»
Дебюсси «Бергамасская сюита»
Равель «Менуэт на имя Гайдна»; «Античный менуэт»; фп. цикл «Гробница Куперена»
Чайковский «Моцартиана»; фп. пьесы соч. 51
Танеев Романс «Менуэт»
Прокофьев Фп. цикл соч. 32; «Ромео и Джульетта» (танец Джульетты и Париса)
Глиэр «Медный всадник» 3 картина № 6 «сбор гостей на ассамблею»

ПАСПЬЕ (франц. passe-pied) — старинный французский танец, возникший, по-видимому, в северной Бретани. Известен со 2-й половины XVI века. В народном быту это был динамичный танец, музыка которого исполнялась на волынке или пелась. С 60-х годов XVII века стал придворным танцем. Музыкальный размер придворного паспье 3/4, 3/8 или 6/8, начало с затакта, преобладает движение восьмыми и шестнадцатыми длительностями. Танец многочастен, каждая часть многократно повторяется, последняя — обычно минорная.

Примеры:
— Сюиты Баха, Генделя, Фробергера, Телемана, французских клавесинистов и др.
— Балетная и оперная музыка Кампра, Рамо, Глюка
Прокофьев «Золушка» № 21

ЛУР (лура) (от франц. loure — одно из названий волынки) — французский народный танец, имевший распространение среди крестьян Нормандии. Исполнялся под аккомпанемент музыкального инструмента лур — отсюда название. Размер 3/4 или 6/4. Движение медленное, плавное. Для лура характерны пунктирные ритмы, синкопы, затакт из двух нот — короткой и длинной (например, восьмой и четвертной). Напоминает медленную разновидность жиги.

Примеры:
— Сюиты Баха, Генделя, Фробергера, французских клавесинистов и др.

ФОРЛАНА — итальянский старинный народный танец в быстром темпе и размере 6/4 или 6/8. Характерны повторяющиеся мотивы в пунктирном ритме, близком ритму сицилианы и жиги. Название объясняется ее происхождением из провинции Фриули (Северная Италия). Некоторые исследователи связывают ее также с танцами южнославянских народов (основываясь на известном сходстве форланы с танцем «коло»).

Примеры:
Кампра Оперы-балеты «Венецианский карнавал», «Галантная Европа»
У. Корбетт Сюита для струнных инструментов (финал «a la Veneziane»)
П. А. Монсиньи «Алина, королева голкондская»
Муре Балеты
— Стилизованные форланы встречаются в творчестве Баха (1-я сюита для оркестра), Телемана, Куперена .
Равель Сюита для фп. «Гробница Куперена».
А. Понкьелли Опера «Джоконда»

ПОЛОНЕЗ — (от франц. [danse] polonaise — «польский [танец]»; в России было распространено название «польский») — танец-шествие польского происхождения, известный, по меньшей мере, с XVI века. Размер 3-дольный, затакт, как правило, отсутствует; характерен акцент на 2-й доле в последнем такте; мелодии обычно просты и складываются из коротких фраз. Типичный ритм — с дроблением 1 доли на «восьмую» и две «шестнадцатые».

Большой вклад в развитие жанра внесли русские композиторы. В частности, в России получили известность инструментальные и хоровые полонезы Ю. Козловского (один из них — «Гром победы раздавайся…», упоминаемый Пушкиным в «Дубровском», некоторое время исполнялся в качестве офицерского русского гимна). В дальнейшем жанр получил развитие в операх русских композиторов, являясь непременной принадлежностью «польских» сцен и картин аристократических балов («Иван Сусанин», «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Пан воевода»).

Примеры:
Бах «Французская сюита» № 6; сюита № 2 для оркестра
Моцарт Фп. соната Ре мажор, 2 часть
Вебер «Блестящие полонезы» для фп.
Эльснер Опера «Лешек Белый»: увертюра, ария-полонез; опера «Ягелло в Тенчине»: вокальный квартет и каватина Анны; оркестровые полонезы
Курпиньский Оперы «Шарлатан, или Воскрешение мертвых», «Награда»; оркестровые полонезы
Огиньский
Чайковский Симфония № 3, финал; опера «Евгений Онегин»; балет «Спящая красавица»

КОНТРДАНС (франц. contredanse, от англ. country dance, букв.— деревенский, сельский танец) — старинный народный танец английского происхождения, пользовавшийся огромной популярностью в XVIII—начале XIX веков. Преимущественные размеры: 2/4, 6/8, темп оживленный. Музыка контрдансов, написанная обычно в мажорном ладу, варьировалась очень разнообразно.

Контрданс, как и бранль, — название собирательное, объединяющее огромное количество танцев: кадриль, гросфатер, экосез, англез, лансье, тампет, котильон, матредур. Это все те танцы, в которых могло принять участие любое четное количество пар, образующих круг (round) или две противоположные линии танцующих (longway). Таким образом, можно сказать, что в бытовой хореографии вновь возрождается демократический принцип крестьянских хороводов.

Впервые в литературе контрданс упоминается в 1579 году. Первые муз. образцы сделал композитор Дж. Плейфорд в сб. «Английский танцевальный учитель» (1651), который затем переиздавался 18 раз вплоть до 1728 года. Между 1775 — 1783 гг. специально контрдансу посвящается уже 17 монографий! Мелодии контрдансов часто использовались композиторами в качестве темы вариаций, а впоследствии подтекстовывались, превращаясь в массовые песни (напр., популярный контрданс Бекура стал песней Великой французской революции «Са ira»; см. также некоторые массовые песни Э. Мегюля); темы контрдансов становились основой водевильных куплетов, песен в операх.

Примеры:
— В творчестве композиторов-вёрджиналистов
Рамо Опера-балет «Полимия», балеты «Пигмалион», «Зефир» и др.
Гайдн Финалы многих симфоний и сонат; танцевальная сюита «Бал»; финалы опер «Лунный мир», «Необитаемый остров» и «Вознагражденная верность»
Моцарт Заключительные части опер «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан»; ария Блондхен (№ 12) и ария Осмина (№ 19) из «Похищения из сераля»; дуэт Сюзанны и Керубино из «Свадьбы Фигаро»; балетные дивертисменты в операх «Асканио в Альбе» («Бал»), «Луция Сулла» (№ 32 «Ревность в серале»)
Бетховен «Рыцарский балет» финал; контрданс из балета «Творение Прометея», послуживший темой двух вариационных циклов: 15 вариаций с фугой ор. 35 для фп. и финала Героической симфонии; 12 контрдансов для оркестра
Чайковский «Евгений Онегин»
Глиэр «Медный всадник» 4 картина № 7
Асафьев «Пламя Парижа» 4 акт № 32

ЭКОСЕЗ (экоссез; франц. [dance] ecossaise — «шотландский [танец]») — старинный шотландский народный танец, происходящий от контрданса. Отличительные черты — быстрый темп, размер 2/4, обычно в мажорном ладу. Музыкальная форма экосеза представляет собой две повторяющиеся 8- или 16-тактовые части.

Примеры:
Бетховен 6 экосезов для фп., 1823; два экосеза для фп., 1825; экосез для военного оркестра, 1810
Шуберт Более 90 фп. экосезов
Шопен Три экосеза для фп. соч. 72, 1830
Вебер
Чайковский «Евгений Онегин»

АНГЛЕЗ — общее наименование различных народных танцев английского происхождения, распространенное в XVII—XIX вв. в странах континентальной Европы. По музыке близок контрдансу и экосезу. Преобладают четные размеры (4/4, 6/8), отчетливо акцентированная сильная доля, быстрый темп, объединение танцев в серии («цепи»).

Примеры:
— Инструментальные сюиты И. Фишера, Ф. Филидора, И. С. Баха («Французская сюита» № 3, 4 часть)

КАДРИЛЬ (от исп. cuadrilla — буквально — группа из 4-х человек, от лат. quadrum — четырехугольник) — бальный танец XVIII—XIX веков, происходящий от контрданса. Музыкальный размер чаще 2/4, темп подвижный. Музыка, обычно основанная на популярных мелодиях (в т. ч. на таких «неподходящих», как темы из «Тристана и Изольды» Вагнера или Stabat mater Россини), складывалась из 8- или 16-тактовых разделов, соответствующих определенной фигуре танца. Перед кадрилью обыкновенно звучит восемь или шестнадцать тактов (ритурнель), которые уведомляют танцующих, что им пора занять свои места. После того, как танцующие заняли свои места, музыка играет интродукцию (8 тактов) Такую интродукцию играли перед каждой фигурой кадрили.

Кадриль — танец, распространенный у многих европейских народов и получивший свое название благодаря тому, что группы танцующих образовывали маленькие «четырехугольники», из двух пар каждый (каре). Родина танца — Франция, где он был популярен особенно в эпоху Наполеона. В то время французская кадриль , качество исполнения которой было серьезным испытанием для самолюбия исполнителей, состояла из 5 фигур и была центром внимания и основой каждого бала. Танцевальная техника исполнения была доведена до совершенства, а движения были идеально законченными и выверенными. Хореографические фразы поочередно исполнялись разными парами, а каждая фигура заканчивалась общим движением, соединяющим всех участников танца.

Примеры:
— Творчество Ланнера , семьи Штраус , фп. пьесы Глинки и др. композиторов конца XVIII —XIX века

МАТРЕДУР — французский танец XVIII—начала XIX веков. Был невероятно популярен в русском обществе в конце XVIII. Музыка оживленного, веселого характера в размере 2/4 близка другим танцам группы контрдансов.

ГРОСФАТЕР — немецкий народный танец, очень близкий контрдансу и распространенный с XVII века. Как правило, состоял из нескольких контрастных частей: мелодия 1-й части обычно была 3-дольной в небыстром темпе, следом шел быстрый 2-дольный раздел. В целом характер этого парного танца, в котором могли участвовать все присутствующие, был веселый, шутливый.

Примеры:
Чайковский «Щелкунчик»
Шуман Цикл «Бабочки»
Глиэр «Медный всадник» № 10 «Приглашение к танцу»

ЛЕНДЛЕР — народный парный круговой танец, распространенный в Австрии (особенно в Штирии), Южной Германии (Баварии) и Швейцарии. Слово «лендлер» часто переводят как «деревенский танец» (от нем. Land — сельская местность, деревня), что вполне соответствует его происхождению и бытованию, однако, скорее всего, оно связано с названием альпийской местности в Австрии — Ландль (Landl).

Примеры:
Гайдн Симфонии; «Немецкие танцы» для оркестра
Моцарт 6 лендлеров для 2-х скрипок и баса; крестьянский танец из оперы «Дон Жуан»; симфонии
Шуберт Лендлеры
Вебер «Вольный стрелок»
Шуман Некоторые миниатюры из цикла «Бабочки»
А. Брукнер, Г. Малер Претворение жанровых черт лендлера в симфонических произведениях (например, 2-я часть 1-й симфонии Малера)
Берг Скрипичный концерт

ДОЙЧЕ (deutsche — немецкий) — примерно с 1760 года этим словом обозначался 3-дольный парный танец, родственный лендлеру. Циклы дойче есть у Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта. Этот же танец был известен и под итальянским названием тедеска (от [danza] tedesca — немецкий [танец]).