Жанр русского народного танца

ВИДЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

Классифицируя русский народный танец, определяя его жанры и виды, мы берем за основу не деление танцев по временам года (зима лето и пр.), по месту их исполнения (улица изба), не приуроченность танцев к определенным обрядам и праздникам (свадьба Святки), а их хореографическую структуру, их общие устойчивые признаки и другие стороны танца. По совокупности этих признаков, которые в основном остаются без изменений, мы и определяем с точки зрения хореографии, к какому виду относится тот или иной танец.

Русский народный танец делится на два вида — хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов. В жанре хоровода различают два вида — орнаментальные и игровые хороводы. Жанр пляски более многообразен, он состоит как из наиболее древних, традиционных видов — одиночная пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая традиционная пляска- так и из видов, сложившихся в русском танце и вошедших в быт русского человека в более позднее время,- кадриль, лансье, полька.

Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это самый распространенный и древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода- круг, его круговая композиция- подобие солнца- и движение по ходу солнца, хождение за солнцем.

Хоровод- это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней.

Основой хоровода являются совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками.

Хороводных песен известно очень много. В них ярко и разносторонне отражены трудовая деятельность крестьянина и вся его повседневная и праздничная жизнь. Темой ряда хороводных песен является выбор жениха или невесты; взаимоотношения девушки и юноши: их ссора, примирение, разлука любящих; отношение молодой жены к мужу и его семье.

Некоторые песни носят сатирический характер. В них высмеиваются; лодырь, отлынивающий от работы, франтиха-жена, муж-пьяница, белоручка-барыня. Участники хоровода, исполняя эти песни, передают их содержание движением.

Чаще всего хоровод строится по кругу, в котором участники держатся за руки или за концы платков; иногда руки их свободно опущены.

Основные исполнители выходят на середину круга, они поют слова «действующих лиц» песни. Остальные участники медленно двигаются по кругу, обычно по ходу часовой стрелки, и поют повествовательную часть песни. Девушка или парень, выходящие на середину круга, часто держат в руках платочек и взмахами его усиливают выразительность жеста.

Песни диалогического характера, состоящие из вопросов и ответов, породили иную, не круговую форму построения хоровода. При их исполнении участники становятся в два ряда, один против другого. Каждый ряд поочередно исполняет куплеты, выходя при этом вперед.

Кроме описанных хороводов игрового типа распространены в народе и хороводы, в которых песня не разыгрывается в лицах, а служит только музыкальным сопровождением. Такие хороводы иногда двигаются по кругу, иногда их построение более сложно и замысловато; в них включается ход змейкой, восьмеркой, различного рода переходы и перестроения. Иногда исполнители становятся парами, которые колоннами двигаются одна за другой, затем юноши и девушки расходятся, обходя двигающуюся колонну по сторонам и вновь соединяются за последней парой.

В старину хороводы скрашивали однообразную и тяжелую жизнь народа. Особенно многолюдны и торжественны были хороводные гулянья по большим праздникам, в них принимало участие население всей округи.

Хороводы почти повсеместно сохранились в народе до наших дней, причем в каждой области они имеют свои особенности.

Наряду с хороводами в быту русского народа широко распространены пляски импровизационного характера. В них отсутствует установленная последовательность фигур и движений. В зависимости от количества участников пляска может быть одиночная, парная, массовая. Парная пляска с участием девушки и юноши ярко выявляет характерные особенности женской и мужской пляски.

Движения юноши отличаются силой, ловкостью и задором; он пляшет, стараясь показать свое мастерство четкостью и затейливостью дробей, хлопушек и присядок. Девушка то двигается скромно, плавной поступью, иногда грациозно взмахивая платочком, то соревнуется с юношей сложностью плясовых «колен».

Наиболее характерный вид русской пляски- это перепляс, который, как показывает само название, является соревнованием в виртуозности движений, в силе, ловкости, выносливости, изобретательности. Переплясу присущ задор, иногда легкий юмор. В старину в переплясе участвовали только парни, которые поочередно выказывали друг перед другом свое искусство. В современных переплясах участвуют не только юноши, но и девушки, соревнуясь между собой или с юношами. Подавшим считается тот, кто не только повторил замысловатое «колено» своего соперника, но и выполнил другие, еще более сложные.

В отличии от плясок, русские танцы имеют строго установленную последовательность фигур, каждой фигуре движения также заранее фиксированы.

Русская кадриль, в каждой местности имеет свои отличительные особенности, свой рисунок и характер движения. Существуют кадрили из 4-х, 5-и, 6-и, и более фигур. Исполняются они под песни или под гармонь, причем каждой фигуре обычно соответствует своя песенная мелодия.

В процессе развития народная кадриль непрерывно изменяла свою форму и содержание. Различие между старинной кадрилью и кадрилью, бытующей теперь, очень велико.

Например, на Урале старинная кадриль плавная, идет в медленном темпе. Девушка на протяжении всех фигур идет свободной плавной походкой, что в сочетании с мужским дробным ходом дает интересный ритмический рисунок. Характерная особенность этой кадрили в общении между партнерами; юноша внимателен и предупредителен к девушке, девушка держится с достоинством и даже несколько чопорно.

Уральские кадрили более позднего времени сохранили некоторые черты старинной кадрили. Но движения в таких кадрилях, как «Шестера», «Cемеро», «Восьмера», отличаются более живым темпом, в них нет строгости, общение между партнерами свободнее. Композиция танца сложнее и замысловатее.

Русский народный танец — не музейное искусство прошлого. Все виды его- хороводы, пляски, кадрили- и в наше время бытуют в народе, но они не застыли в своем развитии, они перерабатываются сообразно с требованиями современной жизни, видоизменяется, дополняется и обогащается новым содержанием.

Основные жанры русского народного танца и его областные особенности

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Основные жанры русского народного танца и его областные особенности

Збрищак Ксения Николаевна,

г. Шатура, МБОУ СОШ №4

Древние формы танца зародились в процессе практической трудовой деятельности народа. Оно возникло из-за потребности человека выражать свое эмоциональное состояние при помощи тела [1; 5].

Появление хороводов и других обрядовых танцев связано с народными обрядами (славянские хороводы, связанные с обрядами завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров). Постепенно отходя от обрядовых действий, хороводы наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных: русский журавель, гусачок и др. Возникают танцы на темы сельского труда. В народном танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя. Большое место в танцевальном народном творчестве занимает тема любви: танцы, выражающие благородство чувств, почтительное отношение к женщине (например, русская байновская кадриль).

В народном танце всегда главенствует ритмичное начало, которое подчёркивается танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон бубенчиков). Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов, которые танцовщики часто держат в руках (гармошка, балалайка). Некоторые танцы исполняются с бытовыми аксессуарами (платок). Большое влияние на характер исполнения оказывает костюм: так, плавности хода русских танцовщиц помогает длинное платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение в русском мужском танце – отбивка по голенищу жёстких сапог [4; 71].

В основе русского национального танцевального искусства лежат народные игры, старинные обряды, песни и хороводы.

Необходимо отметить, что существует несколько классификаций русского народного танца. А.А. Климов выдел яет два основных жанра : хоровод и пляску . Но в каждом из жанров есть различные виды, а именно, в жанре хоровода им выделены орнаментальные и игровые хороводы, а в жанре пляски существуют как древние виды, так и виды более позднего периода времени, вошедших в быт русского человека. К древним видам он отнес одиночную пляску, парную пляску, перепляс и массовый перепляс, а к поздним по времени видам – кадриль, лансье, польку и другие виды [3, 93].

Другие авторы придерживаются мнения, что развитие русского народного танца шло по трем основным линиям: хороводы, пляски импровизационного характера и танцы, имеющие определенную, точно установленную последовательность фигур [5; 17].

Хороводы в русском народном быту весьма разнообразны. Их характерным признаком является сочетание движения большой массы участников с песней, а часто и с разыгрыванием в лицах содержание песни.

Существуют различные классификации хороводов у различных авторов (К. Голейзовскош, Н. Бачинской, А. Рудневой, Т. Поповой), но все они не противоречат друг другу. Их объединяет деление хороводов на две группы. В основе одних лежит игра сюжетной стороны песни, в основе других – игра эмоциональной стороны песни [2; 11].

Чаще всего хоровод строится по кругу, в котором участники держатся за руки или за концы носовых платков; иногда руки их свободно опущены.

В некоторых областях (Московской, Владимирской) разыгрываются хороводы «с рассуждением». Так называются определенные в своей последовательности движения рук, с которыми обращаются друг к другу исполнители, вышедшие на середину круга.

В каждой области хороводы имеют свои особенности. Хороводам северным (Архангельской области) присуща своеобразная строгость, даже некоторая чопорность движений, движения при разыгрывании песни скупы.

Среднерусские хороводы Московской, Калининской, Рязанской, Воронежской областей отличаются большей живостью, свободой и разнообразием движений. В середине хоровода может происходить пляска; идущие по кругу двигаются более оживленно, иногда приплясывают или поворачиваются к соседу, как бы для разговора. В юго-западных областях (Курской, Брянской, Орловской) распространены так называемые «караходы», которые являются уже видом массовой пляски. Сопровождением карахода служит не песня, а музыка. Танцующие парами или тройками, но не берясь за руки, двигаются вокруг по часовой стрелки. Каждая пара (девушка и юноша или две девушки) или тройка (две девушки и парень) совершенно самостоятельна. Девушки то пляшут одна перед другой, то обходят друг друга, выбирая четкий ритм, иногда подпрыгивают на обеих ногах. Время от времени один из пляшущих припевает – выкрикивает коротенькую частушку. В Калининской области подобные хороводы разыгрываются на лужайке или на площади [3; 51].

Наряду с хороводами в быту русского народа широко распространены пляски импровизационного характера. В них отсутствует установленная последовательность фигур и движений.

В зависимости от количества участников пляска может быть одиночная, парная и массовая. Парная пляска с участием девушки и юноши ярко выявляет характерные особенности женской и мужской пляски.

Движения юноши отличаются силой, ловкостью и задором; он пляшет, старясь показать четкостью и затейливостью дробей, хлопушек и присядок свое мастерство. Девушка то двигается скромно, плавной поступью, иногда грациозно взмахивая платочком, то соревнуется с юношей сложностью плясовых «колен».

Наиболее характерный вид русской пляски – это перепляс, как показывает само название, является соревнованием в виртуозности движений, в силе, ловкости, выносливости, изобретательности. Переплясу присущ задор, иногда легкий юмор.

В отличие от плясок, русские танцы имеют строго установленную последовательность фигур, в каждой фигуре движения также заранее фиксированы.

По манере исполнения русские танцы многообразны. Отношения северян в танце – как в быту, «полуофициальны», девушки на ухаживания парней почти не реагируют, лишь мимолетные взгляды из-под опущенных ресниц могут выдать их интерес к партнеру.

А средневолжские «молодцы» и «девицы» танцуют манерно, показывая знания «тонкого городского обхожения».

Очень любопытна походка основных шагов в отдельных ярославских, костромских, рязанских местных танцев. «Прихрамывание» стало традиционным [2; 15].

Из русских танцев повсеместно распространены: кадриль с ее многочисленными разновидностями, ланце, метелица. Кроме того, во многих областях имеются свои танцы, не исполняемые в других местах. К их числу относятся: «Гусачок» в Смоленской области, «Чижик» и «Шина» в Архангельской области, пляска «Елецкого» в Рязанской области, «Тимоня» в Курской области, «Толкуша» в Ленинградской области, «Подгорка» в Сибири и др. [5; 21].

Танцевальная культура русского народа богата разнообразием художественных особенностей, которые проявляются в образности, в лексической манере, стиле исполнения. В них включены общенациональные черты русского народа и специфические особенности различных краев, областей, регионов [2; 22].

Русский народный танец – не музейное искусство прошлого. Все его виды – хороводы, пляски, кадрили – и в наше время бытуют в народе, но они не застыли в своем развитии, они перерабатываются сообразно с требованиями современной жизни, видоизменяются, дополняются и обогащаются новым содержанием [3; 116].

Необходимо умело развивать и совершенствовать русский народный танец, искать новые выразительные средства – движения. Но это надо делать не в отрыве от богатого наследия русского танца .

Богданов Г.Ф. Самобытность русского танца. – М.: МГУК, 2003. – 224 с.

Бочкарева Н.И. Русский народный танец: теория и методика. Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / Н.И. Бочкарева. – Кемеро: КГУКИ, 2006. – 179 с.

Климов А. Основы русского народного танца. – 2-е изд. – М.: Искусство, 2004. – 318 с.

Матвеев В.С. Русский народный танец: теория и методика преподавания. – СПб .: Лань, 2010. – 256 с.

Ткаченко Т.С. Народные танцы. Учебное пособие. – М.: Искусство, 1975. – 372 с.

Танцевальные жанры

Танец как самый древний и богатый вид искусства, очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Признаки и схема жанров, музыка и костюм как составные части целого. Жанры русского народного танца: хоровод, пляска.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Изучение понятия и признаков народного танца. Принципы выбора музыки и костюмов как составных частей успешного представления. Рассмотрение назначения, содержания, фигурных построений, композиции и идей основных жанров русского танца — хоровода и пляски.

Танец как самый древний и богатый вид искусства. Народный танец как вид хореографического искусства, направления е его исследования, определение основных отличительных свойств. Истоки и главные этапы развития народно-хореографического искусства.

История возникновения народно-сценического танца как отдельного вида сценического искусства. Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева. Хореографический ансамбль русского народного танца, созданный в 1948 г. Надеждиной.

Эпоха Возрождения как благодатное время для расцвета танцевального искусства и танцевальной музыки. Разделение народного и придворного (дворянско-феодального) танца. Быстрая смена эпизодов хореографического рисунка в разных по характеру движениях.

Молдавский танец как один из наиболее древних видов народного искусства. История и стили молдавского танца. Особенности национального костюма. Метро-ритмическая структура и типы движений в молдавских танцах. Традиционные и самобытные элементы танцев.

Истоки форм русского народного танца. Балетное искусство России XVIII века. Совершенствование форм хореографии. Балет как высшая форма хореографии. Особенности форм народной хореографии. Основные элементы русского народного танца. Положения рук и ног.

Балет и разновидности сценического танца. Создание хореографического образа на сцене. Танцевальные техники и стили XX-начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. Свободный пластический танец.

Классический, народный, характерный, историко-бытовой, бальный и эстрадный танцы. Истоки современного русского балета. Профессионализация русского народного танца. Появление театрального танца в России. Начало хореографического образования в России.

История развития русского народного танца от истоков до наших дней. Хореографическая структура хороводов и плясок. Методика преподавания народно-сценического танца на первоначальном этапе обучения. Правила исполнения движений народного экзерсиса.

Шаманская пляска как предпосылка возникновения алтайского танца, история ее развития. Роль фольклорных коллективов в трансляции национальных традиций. Театр танца «Алтам» как первый профессиональный коллектив хореографического искусства Республики Алтай.

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Хоровод-жанр русского народного танца

Транскрипт

2 Хоровод-жанр русского народного танца Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Основное построение хоровода — круг, его круговая композиция подобие солнца и движение по ходу солнца, хождение за солнцем «посолонь» — берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца — Яриле. Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни его участниками. Но участники хоровода не только поют, они движутся, приплясывают, разыгрывают действие. В далекие языческие времена хороводы носили культово-обрядовый характер Уже в 19в. хоровод становится русским бытовым танцем. В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за один палец мизинец, часто за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не держатся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами.гиперссылка.doc

3 Хоровод- танец массовый, в котором могли принять участие все желающие. Хороводы исполняются в медленном, среднем и быстром темпах. Хороводы разнообразны по своему построению, по названиям : карагод, курагод, караход, каравод, круги, танок, улица, городок, город и другие местные названия. Хоровод всегда выделял из своей среды организаторов-талантливых певцов и певиц, плясунов и плясуний. Хороводник или хороводницамастер ведения хоровода. У многих хороводниц и хороводников это занятие становилось профессией и передавалось из поколения в поколение. Это музыкально одаренные люди, наделенные фантазией, обладавшие хорошим голосом и артистическими способностями. От их умения вести хоровод зависят оригинальность и необычность переплетения, сложность рисунка хоровода. Движения хоровода, его рисунок или игровые моменты всегда исходят из конкретного содержания песни, сопровождающей хоровод. Содержание это влияет на построение хоровода, позволяя отнести его к тому или иному виду. Исходя из содержания песни, хороводы с точки зрения хореографии делят на две основные группы, на два вида — орнаментальные и игровые.

4 Орнаментальные хороводы Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей в основном лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называют орнаментальными.

5 Игровые хороводы Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Иногда содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Часто персонажами песни являются животные, птицы, и тогда участники хоровода, изображая птиц, зверей, подражают их движениям, повадкам. Такие хороводы называются игровыми.

6 Хоровод «Заинька». Юноша наряжался зайцем, вертелся, подпрыгивал, стремился вырвать из круга танцующих. Хоровод «Воробышек». Солист должен был точно передать походку старика, хромого, скупого, пьяного, нищего, купца, боярина. Все это он исполнял по заданию танцующих или хора. Хоровод «Воробей». Воробьем выбиралась девушка, а юноши спрашивали, как девушка ходит и она показывала, а потом спрашивали, как юноша ходит и он показывал, затем наоборот, юноша показывал девушку и девушка юношу. Хоровод «Дон Иванович». Внутри хоровода юноша. Он выбирает девушку (кидает перед ней шапку) она не идет с ним. Это повторяется несколько раз, до тех пор, пока девушка не согласится. Хоровод «Вокруг березки». На поляну выбегает девушка, завязывает ленту на березку, а парень снимает эту ленту ( тоже выбегает ) и все повторяется — это набор участников хоровода.

7 Построения в хороводе Хороводы весьма разнообразны в своих построениях, но все-таки наиболее типичной, начальной формой построения большинства хороводов является круг. Часто можно встретить двойной круг круг в круге. Иногда танцующие образуют два круга рядом, а иногда эти круги как бы переливаются один в один и движение их образует рисунок «восьмерки». Большие круги и маленькие кружочки очень распространенная, так называемая сомкнутая, форма построения русского хоровода. Но движение хоровода не ограничивается круговым рисунком. Круг разрывается, как говорят в народе, размыкается, образуются новые разомкнутые построения, новые рисунки-зигзаги, линии и т. д. Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название, например «круг», «воротца», «восьмерка», «колонна», «корзиночка», «карусель» и т.д. Эти определенные построения называются фигурами хоровода и являются его составной частью. Часто одни и те же фигуры в разных областях России носят различные местные названия.

8 Фигуры хоровода Круг — его называют коло,колесо или шина. По кругу можно пройти различными шагами, можно пройти парами. Два круга — ходить в этих кругах можно в одну сторону, а можно в противоположные. Круг в круге — большой круг идет по часовой стрелке, маленький в другую сторону. Восьмерка — два круга вместе. Исполнитель из одного круга переходит в другой.

9 «ЗВЕЗДОЧКА». Построение может быть из одних парней, девушек или пар, четного или нечетного числа участвующих, но не менее трех и не более восьми. «Звездочка» соединяется и правыми, и левыми руками. Можно двигаться простым, переменным шагами, дробной дорожкой и другими движениям. «УЛИТКА». «ЗМЕЙКА» — называется кривуля или уж. Начинается из прямой линии или из круга.

10 ШЕН». Эту фигуру называют «цепочка» или «поздороваться». Она встречается в пляске «Шина» и ряде кадрилей. «УЛИЦА». Два ряда, две параллельные линии, стоящие на небольшом расстоянии лицом друг к другу, образуют фигуру «улица». Эти две линии сходятся либо одновременно, либо одна линия может стоять, а другая идти на нее, либо одна линия может отступать, другая идти на нее. В одной линии могут стоять парни, в другой девушки, линии могут быть и смешанными. Чаще всего в этой фигуре участники держатся за руки и движутся простым или шаркающим шагом. «КОЛОННА»-фигура называется «шествие». Это построение рядами. Каждый ряд может состоять из нескольких человек, но не менее двух. В каждом ряду должно быть одинаковое количество участников, стоящих на небольшом расстоянии друг от друга. Ряды могут состоять как из парней и девушек, так и из одних девушек. Несколько рядов, находящихся на небольшом расстоянии друг от друга, и образуют фигуру «колонна». Ряды стоят в затылок один другому. «Колонна» представляет собой вытянутые прямоугольник, в котором ширина рядов всегда меньше длины «колонны». Чаше всего в этом построении за руки не держатся. Самая маленькая «колонна», где каждый ряд состоит из двух человек, а общее количество рядов тричетыре. Такое построение «колонной» в две линии называют «застенок». «Колонна» движется чаще всего простым шагом, торжественно.

11 «ВОРОТА» («воротца», «воротики»). Пары, стоящие в одной линии, образуют ворота, пары, стоящие в другой линии, проходят под воротами. Часто все пары одной линии образуют непрерывные «воротики», другая линия с разъединенными руками проходит по одному под каждые «воротики». «КОРЗИНОЧКА» движется различными шагами или «гармошкой», или «припаданием» в любую сторону. Головы исполнителей в момент движения могут быть повернуты по ходу движения, к своим партнерам или же к центру круга. Руки исполнителей могут находиться не только внутри круга, но и с внешней его стороны, со стороны спины всех его участников.

14 Подсказка Первая фигура. «Маленькие кружочки» Вторая фигура — «Большой круг» Третья фигура «Продвижение по кругу шеренгой» Четвертая фигура — «Плетень» Пятая фигура «Улитка» Шестая фигура «Ход парами» Седьмая фигура «Змейка» Восьмая фигура «Обход» Девятая фигура «Звезда» Десятая фигура — «Маленькие звездочки» Одиннадцатая фигура — «Общий круг» Двенадцатая фигура «Два круга» Тринадцатая фигура «Заключительная»