Значение движений в танцах

Значение движений в танцах

Индийский танец — это сложное взаимодействие нескольких направлений искусства и духовного развития человека.Язык жестов в индуистском танце ведет свое происхождение из Яджур Веды, символической формулы жертвенных ритуалов. Первоначально жесты призваны были вызывать духовный подъем в ходе церемоний, условно выступая в качестве ритуала.

Сложная идеография символов представляла богов и их атрибуты, небо и землю, подземный мир, 5 элементов, солнце и луну – все они имели мифологическое значение, наделялись изобразительными формами в виде символических положений кистей рук в ведических ритуалах.

«Язык» индийского танца

Древние индийские трактаты донесли до нас эстетико-теоретические основы и принципы танцевального искусства, законы образования художественной формы. Все лексическое многообразие индийской хореографииотражено здесь предстает перед нами как стройная, оригинальная художественно-образная система.

Алфавитом танца трактаты провозглашают 108 поз Шивы, названных каранами. Из каран индийский танцовщикскладывает своеобразные комбинации, некую основу танцевальной композиции, — они называются ангахарами. Помимо этого танцовщику досконально следует знать мудра — разнообразные позиции пальцев, и хастажесты рук, а также многочисленные канонические движения глаз, шеи, головы и других частей тела.

  • Словесное сопровождение и объяснения по ходу танца, игра на ударениях, словосочетаниях, ритмичности речи и паузы
  • Интерпретация божественных сюжетов
  • Пантомимы и пластические постановки поз и танца
  • Декоративное искусство макияжа, освещения, костюмов
  • Физическое развитие и лечебное действие определенных поз и мудр

При помощи мудра исполнитель способен изобразить не только различные предметы, но и любое действие, эмоции и абстрактные понятия. Этот своеобразный «язык жестов» имеет в своем «словаре» более 500 символов-понятий. В зависимости от чередований и комбинаций их, выполненных одной или двумя руками, и от положения самих рук по о тношению к телу танцовщик может передать любое содержание.

Вместо звучащих со сцены слов индийские зрители воспринимают в этом случае сменяющиеся пластические комбинации, высоким искусством танцовщика превращенные в целые фразы, реплики, монологи и диалоги. Иными словами, индийский танцовщик благодаря мудра обладает уникальной возможностью с большой точностью воспроизводить литературный текст драматургического произведения.

В Индии сама собой разумеется способность каждого индийца с детства понимать специфический язык танцовщиков. Индийцы в повседневной жизни часто пользуются ими и получают сведения о мудра в своей семье из поколения в поколение.
Художественно-выразительные средства индийского танца, при помощи которых создается пластический образ, не ограничиваются каранами и мудра. Пластический рисунок приобретает завершенность при помощи абхинайя — искусства драматического артиста, которое, как бы вытекая из двух первых компонентов и сливаясь с ними, призвано вдохнуть жизнь в сценический образ, наполнить его ярким эмоциональным содержанием. Искусство абхинайя позволяет передавать различные эмоциональные состояния движениями головы, глаз, бровей, шеи.

Трактаты по драматическому искусству фиксируют

24 движения головы:
сама — голова неподвижна (гнев, безразличие);
адхомуака — голова наклонена вперед (удовольствие, радость);
алокита — движение головой по кругу (опьянение, колебания);
паравритта — голова наклонена в сторону (влюбленность);
тирлонната — движение головой вверх, затем вниз (чувство одиночества) и т. д.

26 движений глаз:
шрингара — брови подняты, зрачки передвигаются от одного угла глаза к другому (любовь);
вира — сияющий, устремленный вперед взгляд (героизм);
шанта — медленно двигающиеся зрачки (самоуглубление, покой) и т. д.

6 положений бровей:
патита — брови нахмурены (гнев, недоверие, отвращение);
ресита — брови кокетливо приподняты (любопытство);
кунсита — одна из бровей изогнута (удовольствие, счастье или тоска) и т. д.
движения шеи:
сундари — движение по горизонтали (экзальтация);
параваритта — движение справа налево (любовь, нажность, поцелуй);
пракамрита — шея отклоняется назад, затем наклоняется вперед (беседа, объяснение) и т. д.

Движения глаз, бровей, головы и шеи танцовщика, сливаясь воедино с другими компонентами танца, подчинены общей задаче — максимально выразительному и эмоционально насыщенному показу событий, совершающихся по ходу действия. Эмоции уложены в четкие жесты и движения, соразмерные мелодико-ритмическому построению музыкального образа. Техническая сверхсложность танца предполагает безукоризненную филигранную отточенность каждого движения.

Благодаря двум художественным эквивалентам — музыкальному и пластическому, синхронно выражающим одни и те же эмоции, становится возможным их слияние, создающее впечатляющий художественный образ.

«ХАСТА» И «МУДРА»

Жестикуляционный код – это своего рода алфавит. Он состоит из двадцати четырех базовых единиц – «хаст», знаков, образованных определенным образом сложенными пальцами. Плоская ладонь с прямыми, плотно прижатыми друг к другу пальцами, называется хаста «хамсасьия» (Лебедь). Ладонь, плотно сжатая в кулак, образует знак под названием «мусти» (Захватчик), а кулак с вытянутым указательным пальцем и оттянутым в сторону большим – это знак «ардхачандра» (Пол Луны). Однако сами по себе «хасты» ничего не обозначают: ведь это всего лишь символы, подобные буквам любого алфавита. Они обретают смысл только в сочетании друг с другом, в определенном контексте и в связи с воспроизводимым действием. В таком случае «хаста» обретает значение слова – имени существительного, глагола, прилагательного и даже приставки, суффикса или окончания множественного числа. Таким образом, «хасты» переходят в разряд «мудра». Некоторые «мудра», благодаря своей выразительности и образности, расшифровываются довольно просто. Так, в движениях танцора зритель может без труда распознать пчелу, собирающую нектар с цветка, боевое оружие, брошенные игральные кости, когти тигра, восход солнца.

Иконический мудра отсылает зрителя не к форме обозначаемого предмета, а скорее к его движению, перемещению в пространстве, к производимому им действию или вызвавшей его причине. Мудра «дерево» обозначает больше процесс роста дерева, чем его форму. Существуют и указательные мудра, но указывают они не на сходство с обозначаемым предметом, а на его место в пространстве.
Мудра «небо» образуется двумя поднятыми «ардхачандрами» (указательными пальцами). А указательное местоимение «этот» выражается с помощью мудра того же рода. Другие мудра выполняют чисто символическую функцию. Все имена собственные (Шива, Панжали, Хануман, Сита, Равана и другие) обозначаются условными мудра и внешнего сходства с обозначаемым «лицом» не имеют.
Глаголы «быть», «иметь», наречия «сейчас», «всегда», существительные «счастье», «красота» — и это только несколько примеров – тоже обозначаются символическим мудра. Всего же лексика катхакали (один из видов индийского танца) включает в себя свыше пятисот мудра. Такого количества больше чем достаточно, чтобы выразить все тонкости текста.

Значения 24 хаст (принятые в традиции Катхакали), используются для изложения мифологических и сакральных сюжетов в танце

1. Патака – флаг
Эта рука представляет древко Индры, символ победы. Поднятая вверх, ладонью на зрителя, она означает божественное покровительство и величие, это жест богов и священных изображений.
— «Я есть» — «Здесь» — волны – облако – река – пруд – ночь – благословение – отвращение — «меня» — корзина цветов (если обе руки вместе) — начало и конец беседы — начало танца
Руки Патака поднимаются вверх, указывая на мир богов, и вниз – указывая на нижние миры. Руки Патака сочетаются с движением всей руки в различных направлениях с изяществом и любовным выражением, ноги движутся в такт ритму, — такой танец носит название Прасара. Руки Патака скрещиваются у запястий, показывая священный знак свастики; ладони, соединенные вместе – жест поклонения или приветствия богов и людей.

2. Трипатака – тройной флаг
Применяется для ношения оружия или атрибутов богов, то есть ваджры (молнии), чакры (диска), мрига (оленя) и т. д.
— воззвание — явление богов или аватары бога — боги на небесах (руки держатся над головой или перекрестно) — нанесение священной метки на лоб — утирать слезы (третьим пальцем) — движение — ноги (ладонями вниз) — дерево — древко стрелы — молния — сосуд или горшок (две руки вертикально, ладонями друг к другу) — огонь — светильник — корона (обеими руками)

3. Картари мукха – ножницы
— разлука — молния — смерть — хождение — указывать дорогу — шаги при прогулке — рога животного — лицемерие — подъем и падение — ворота — арка — вершины гор — лоза

4. Ардха Чандра – пол Луны
– луна — освящение — медитация — сжатие горла — убийство (движение вниз по диагонали) — боевой топор — тело — талия — бедра — лицо — зеркало — себя — коротать время, подперши рукой щеку — ухо слона
Если Ардха-чандра делается обеими руками, правая вверху, левая внизу, — это Абхайя Мудра, жест Шивы, выражающий бесстрашие и надежду. Рука Ардха-чандра, слегка согнутая ладонью вверх, несет огонь и разрушение.

5. Арала – крючок
— акт благословения — хождение по кругу — крылья птицы — уши слона — гордость — доблесть — пить яд — нектар — завязывать волосы — звать кого-то — сладкий запах — раскладывать узоры из цветов на земле

6. Шука Тунда – клюв попугая
— мистическое явление — изгнание — выпускать стрелу — метать копье — неистовство — говорить с презрением

7. Мушти – захватчик
— демонстрация силы — неподвижность — упражняться перед ударом — угрожать — схватиться за оружие — выказывать гнев — согласие — держать что-либо

8. Шикхара – вершина
— держать лук и другое оружие (лук Камадевы, бога любви) — мужчина — царь (на плече) — столб — зуб — вопрошание — указывать на губы — объятие — развязывать пояс — звонить в колокольчик — воспоминание — вхождение — «нет» — обмахиваться веером — застенчивость — точка между бровей — Шива-линга

9. Капитха – дикое яблоко
— жертвовать благовония — доить корову — пахтать — танец с уговором — придерживать вуаль — гирлянда цветов — край одежды — размахивать мечом или другим оружием
Также жест богини Лакшми, держащей лотосы у плеч.

10. Катака мукха – веер
— зеркало — женщина — срывать и собирать цветы — цветочные стрелы Камадевы — пускать стрелу — поправлять украшения — держать вину (лютню), флейту — гирлянда цветов — беседа — обращение к возлюбленному

11. Сучи – указка
— круг — мир — идти — пламя светильника — один — бивни слона или клыки вепря — угрожать — указывать — побег — одобрение — слушать — вращать гончарный круг — бить в барабан — «Я есть»
Следование за движениями Сучи полузакрытыми глазами называется Сучана, игривое движение в танце.

12. Падма Коша – бутон лотоса
— поклоняться Шиве, поднося цветы лотоса — жертвовать подношения — выражение желания — грудь — презрение — изгнание — оказывать милосердие — поцелуй — фрукт — хобот слона — число 5 — 5 цветочных стрел бога Камадевы

13. Сарпа Ширша – голова змеи
— змея — жертвовать воду в качестве подношения — разбрызгивать воду — размахивать огнем (арати) — давать и принимать (одной или обеими руками)

14. Мрига Ширша – голова коровы
— олень — корова — метать кости — «приходить» — лоб — флейта Кришны (двумя руками) — дом (двумя руками) — рисовать на лбу три полосы, поклоняясь Шиве — лестница — личность

15. Кангула – колокольчик
— мелкие предметы — кошачья лапа — глазок кокосового ореха — драгоценность — небольшой фрукт — куропатка — «пчела на лотосе» — стыдливость молодой девушки (рука у лица)

16. Алападма – раскрытый лотос
— лотос — солнце — красота — желание — грудь — радость (две руки ладонями друг к другу) — горшок — пучок волос — гора — сияние — вопрошание — проходит ночь (рука при взмахе вверх).

17. Чатура – ловкость
— показывать ум во взгляде — стыд — лепесток лотоса — долгий взгляд — «немного» — достаточность — сидеть — медленно ступать — число 4 — 4 Веды — Брахма с 4 ликами — «лила» или изящество в танце

18. Бхрамара – пчела
— пчела (с вибрацией) — обет молчания — священное омовение (кончик носа просовывается между большим и средним пальцем) — журавль — летающие существа — серьга — щелкать пальцами — срывать цветы с длинным стеблем — единение (йога)

19. Хамсасьия – лебедь
— лебедь — наставления по проведению ритуала — чистота — медитация — речь — предлагать что-либо — драгоценный камень — капля воды — пристрастие — сострадание — светоносность — мягкость — насекомые (кончики пальцев пульсируют)

20. Хамса пакша – крыло лебедя
— принимать — отвергать — обнимать (обеими руками) — шаги — женщина — маленький ребенок (две руки ладонями друг к другу) — глаза — пальмовый лист для письма — слух — благословение — «приходить» — тело — число 6

21. Самдамса – щипцы
— речь — акцентировать — завязывать брачную нить — созерцание — размышление — держать что-либо — наставления — писать — носить украшения — срывать цветы и составлять гирлянды — священная нить брахманов — прокалывать — рисовать — небольшое количество — подводить глаза

22. Мукула – бутон
— водяная лилия — подношения божеству — короткая речь — презрение — изгнание — принимать пищу — посылать поцелуй — число 5 — 5 цветочных стрел бога любви — давать — обезьяна

23. Урнанабха – паук
— демон — когти животного — хватать — рвать — лев — Нарасимха — страх — черепаха — расчесывать волосы — чесаться — поднимать камень

24. Тамрачуда – петух
— петух — птица — попугай — крюк — петля — отвергать (щелкая пальцами) — подавать знаки — вражда, неприязнь (указательные пальцы сцеплены) — разговаривать с молодой девушкой — 100 или 1000 золотых монет

СИМВОЛИКА ЖЕСТА

Язык жестов в индуистском танце ведет свое происхождение из Яджур Веды, символической формулы жертвенных ритуалов. Первоначально жесты призваны были вызывать духовный подъем в ходе церемоний, условно выступая в качестве ритуала. Сложная идеография символов представляла богов и их атрибуты, небо и землю, подземный мир, 5 элементов, солнце и луну – все они имели мифологическое значение, наделялись изобразительными формами в виде символических положений кистей рук в ведических ритуалах.

Божественные акты творения и славные деяния богов разыгрывались ведическими жрецами, принимавшими на себя роль богов, чтобы повторить на земле события, свершившиеся на небесах[1].

Индуистское мышление воспринимает Вселенную в виде многолепесткового Лотоса (Утпалла-падма), в центре каждого лепестка сидит божество. Говорится, что «Господь создал перед собой лотос; затем он сел на него и погрузился в размышления по поводу первоосновы». Богиня Лакшми воспевается в Ведах как «лотосорожденная» (падма-самбхава), «лотосоокая» (падмакши), «украшенная гирляндами из лотосов» (падма-малини), «та, которой мил лотос» (падма прийя). Лотос является также символом Богини Земли (Бху-деви).

Змея (Сарпа) символизирует космос, а также вечность. В древнем мифе рассказывается, что «Господь Ниранджана снял с себя свою священную золотую нить, разорвал ее и превратил в воды; и возник оттуда змей с тысячей голов. Ниранджана дал ему имя Васуки и предназначил ему нести на себе тяжесть всех трех миров». Отдыхающий Вишну спит на ложе из колец змея (Васуки), плавая в бескрайнем космическом океане. Океан также имеет мистический смысл, означая состояние ума.

Бессмертный Лебедь (Хамса) – это символ божественной природы Господа Брахмы и «пяти священных жизненно важных центров в человеке».

Морская раковина (санкха) считается обителью Нада Брахмы, предшествующего всему первозвука ОМ, первой манифестации Божественной Энергии в Космосе. В раковину трубят особым образом на всех храмовых церемониях.

Свастика – это священный круг удачи. В танце перекрещивающиеся конечности или кисти рук в области запястий называются свастика.

Согласно священным трактатам, каждое божество наделено своим особым атрибутом или оружием: Брахма – лотосом, Индра – молнией, Шива – лингамом (фаллическим столбом), быком или трезубцем, Шри Рама – луком и т. д. Изображение этих символов при помощи рук (мудра[2]) во время поклонения божествам призвано снискать особую милость и крайнее удовольствие последних.

Индуисты назвали формализованный и систематизированный язык жестов «божественно выразительным» при передаче состояний духа и соответствующих им богов. Некоторые из этих жестов, помимо их религиозной значимости и символизма, великолепно передают поистине нечеловеческие грациозность и нежность. Такие движения рук и «игра пальцев» получили от мудреца Сукхачарьи характерное название «дивья-крийя», или божественное действо, что принципиально отличает их от движений и жестов обыкновенных человеческих существ[3]. Танец индуизма, созданный богами – это мимика божественных деяний, где человеческое искусство является отражением внутренней божественности. Самовыражение, окрашенное индивидуальными импульсами и причудами, не имеет места в индуистском танце, искусство понимается как сознательная дисциплина ума и тела.

Жест – это душа индуистского танца – первое выражение идеи; а глаз – это показатель господствующего настроения, отраженного в выражении лица и ритмичных движениях тела. Экспрессивные жесты «раскрывают ритм духа в движениях живых существ».

«Куда движется рука, туда же следует и глаз; куда следует глаз, туда движется ум; куда движется ум, туда стремится настроение (бхава); а куда следует настроение, там возникает окраска (Раза)».[4]
«Мастера должны использовать жесты рук в соответствии с общепринятой практикой» — говорит Бхарата, — «и в этом смысле они должны следить за движением, объектами, сферой, количеством, уместностью и способом».

Кисть руки – это центр выразительности жеста в индуистском танце. Показ ладони с различными положениями пальцев – это характеристика. Запястье – осевой центр для всех движений рук в любом направлении.

Согласно Натья Шастре, язык жестов основывается на 24 жестах, называемых Хаста (рука)[6]; а в соответствии сАбхинайя Дарпана, их общее число – 28. Жесты одной руки называются Асамьюта, а жесты двух рук – Самьюта. Каждый жест описан в текстах на санскрите, где даны названия каждого пальца и части руки, и указано, как пальцы должны распрямляться, раздвигаться, или сгибаться, чтобы получить нужное положение руки.

Движения рук — Хаста прана

Хаста прана, «жизнь рук» — это те движения рук и пальцев, которые «дают жизнь», или наделяют смыслом жесты; например, шевелящиеся пальцы показывают свет луны, любовную страсть, искры; покачивание рукой со сгибанием запястья – это ухо слона, полет птицы, река, окрик «с дороги!». Волнообразные колебания руки движением запястий – это волны, рыба; разжимание рук – давать, подношение цветов, цветение, цветочные стрелы Бога Любви; разжимание пальцев – разговор, эмфазис; встряхивание руками – полет пчелы, гнев, сияние, молния, развевающиеся волосы; круговое движение руки относительно запястья – лоза, обнаженное оружие, мир.

Словарь жестов индуистского танца обогатился благодаря знаниям и практике бесчисленных поколений, сохранивших это искусство вплоть до сегодняшнего дня.

Значение движений в танцах

Виды рисунка танца

На сегодняшний день видов рисунка танца существует достаточно много. Спектр их разнообразия и применения балетмейстером порой поражает даже самого утонченного зрителя. Из истории мы видим, что ни один исторический этап в жизни человека, начиная с первобытного времени и заканчивая сегодняшним днем, не может обойтись без танца. Каждому танцу определенной национальности присущи свои виды рисунка танца. И приступая к работе над новой композицией, хореограф должен сам знать характерный рисунок данного танца и отличать их от рисунков других наций. Также существуют самые простейшие виды танцевального рисунка, такие как круг, квадрат и линия, которые могут использоваться в любом танце, любого народа.

Каждый хореограф применяет, в своей композиции, тот рисунок танца, который соответствует замыслу его постановки, соответствует способностям исполнителей, подходит к эскизам декораций и костюмов, музыкальному сопровождению и т.д. Рисунок танца должен развиваться логично в композиции, способствовать наиболее яркому выявлению художественного образа.

Существует несколько классификаций рисунка танца. Вот, например, несколько из них:

• Линейные — в таком варианте основой рисунка служит линия и ее различные виды. Например: линия, ряд, колонна, шеренга, диагональ, «Воротца», «До-за-до», «Расческа», «Досточка», «Ручеек» и т.д.

• Круговые — данный вид рисунка отличается тем, что его основой служит круг. Например: круг, круг в круге, полукруг, «Восьмерка», «Вьюнок», «Корзиночка» и т.д.

• Комбинированные — в таком виде танцевального рисунка применяются как линейный вид рисунка, так и круговой. Например: «Звездочка», «Снежинка» и т.д.

Без геометрических форм по мнению знаменитого балетмейстера Захарова Р.В. нет танца ни в народе, ни на сцене: круги, эллипсы, параллельные линии, диагонали, квадраты, треугольники, спирали — все это мы используем в танцевальном рисунке.

• Захаров Р.В. предлагает нам свою классификацию видов танцевального рисунка:

Диагональ используется в танцах очень часто, как в народных, так и в классических. По диагонали очень выгодно исполнять всевозможные па, требующие стремительной динамики, — воздушные полеты, бег на пальцах, различные вращения и т.п., — все зависит от замысла, от построения комбинации, стиля характера танца.

Круговые танцы — движение танцующих по кругу — берут свое начало в далекой древности. Во время язычества хороводы водили по кругу, изображая круговое движение солнца. Это и теперь наиболее распространенная фигура почти во всех народных танцах: русские хороводы, украинские гопаки, белорусские, молдавские, танцы народов Кавказа, Восточной и Западной Европы и другие строятся на рисунке круга. [5.с.85-86]

• Также рисунок танца может делиться относительно количества исполнения рисунка, в определенный момент времени, танцорами:

• Одноплановый рисунок — это когда все танцоры, в определенный момент времени, исполняют один и тот же рисунок.

• Многоплановый рисунок — это когда разные танцоры, в определенный момент времени, исполняют разные рисунки.

• Самым ярким примером разнообразия видов танцевального рисунка служит русский народный танец — хоровод. Хоровод (от греч. хорос групповой танец с песней) древний народный массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действа. 15

Бывают два вида хоровода: игровой и орнаментальный. В игровых хороводах, которые иногда называют сюжетными, главным является разыгрывание содержания песни — раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. Орнаментальные хороводы отличаются от игровых тем, что в них более преобладает элемент изобразительности, который выражается в разнообразии танцевальных фигур. Весь орнаментальный хоровод чаще всего состоит лишь из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую. 8.с.42-43 В хороводе рисунок танца называется фигурой. Климов А.А. предлагает нам следующую классификацию основных фигур хоровода:

• «Круг». Число участвующих в этой фигуре не ограничено, однако их должно быть не менее трех человек. Парни и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят от корпуса под небольшим углом вниз или вверх. Движение по кругу в хороводе может идти, как по ходу часовой стрелки, так и против хода часовой стрелки.

• «Два круга рядом». Круги находятся на небольшим расстоянии друг от друга или совсем рядом. Круги могут двигаться в любом направлении: по или против хода часовой стрелки. Повороты обоих кругов происходят одновременно в одну или в разные стороны.

• «Круг в круге». Один круг большой, а внутри него круг поменьше. Внешний круг движется по солнцу, а внутренний может двигаться как по солнцу, так и в противоположную сторону.

• «Корзиночка». Фигура образуется из двух кругов — круг в круге. В кругах должно быть равное количество участников. Стоя лицом к центру, танцующие берутся за руки, образуя каждые свой круг. Сделав шаг к внутреннему кругу танцующие поднимают соединенные руки и через головы опускают их на руки партнеров так, чтобы партнеры находились справа. Образуется единый переплетенный круг — «корзиночка». Число пар, участвующих в перестроении этой фигуры, не ограничено, однако их должно быть не менее четырех. 8.с.38

• «Восьмерка». Эта фигура образуется из двух кругов, стоячих рядом. Круги двинуться в различные стороны. В определенный момент ведущие одновременно разрывают круги, и участники через одного переходят из одного кругу в другой, их общее движение образует рисунок, похожий на цифру «8». Круги как бы переливаются один в другой. Руки разрываются только в момент перехода из одного круга в другой. Иногда участники за руки не держатся, а идут в своих кругах в затылок друг другу. Количество пар в каждом круге должно быть одинаковым.

• «Улитка». Эта фигура образуется из круга. Ведущий хоровода разрывают общий круг и, продолжая движение по спирали в том же направлении, но уже внутри круга, делает как бы новый круг, но меньший по диаметру, чем первый; затем он «завивает», заводит второй, третий круг по концентрической окружности, круги становятся все меньше и меньше, а все идущие за хороводником точно повторяют рисунок его движения. Теперь ее надо «развивать». Есть три варианта «развивания» этой фигуры, то есть возвращение в исходное положение.

1-й вариант. Продолжая движение, хороводник делает разворот влево на 180? и начинать выводить хороводную цепь по образовавшемуся между кругами коридору, против движения часовой стрелки.

2-й вариант. Хоровод останавливается, участники стоят лицом к центру круга. Хороводник, пригнувшись, проходит под руками одной пары первого внутреннего круга, затем второго и так далее, пока не выйдет из последнего внешнего круга, ведя за собой хороводную цепь. Затем он делает поворот направо и продолжает двигаться по направлению движения первоначального круга.

• 3-й вариант. «Развивает» «капустку» второй хороводник, находящийся на другом конце хороводной цепи. Вся хороводная цепь начинает движение в обратном направлении, повторяя тот же рисунок, что и при «завивании». Круги идут по концентрической окружности, но постепенно увеличиваясь. 8.с.39-40

• «Змейка». Фигура может начинаться из линии, но чаще она является развитием круга. Ведущий хоровода, разомкнув круг и продолжая двигаться внутри него, начинает делать повороты вправо и влево, подражая изгибам змеи.

• «Колонна». Это построение рядами. Каждый ряд может состоять из нескольких человек, но не менее двух. В каждом ряду должно быть одинаковое количество участников, стоящих на небольшом расстоянии друг от друга, и образуют фигуру «колонна». Ряды стоят в затылок один другому. «Колонна» представляет собой вытянутый прямоугольник, в котором ширина рядов всегда меньше длинны «колонны».

• «Улица». Два ряда, две параллельные линии, стоящие на небольшом расстоянии лицом друг к другу, образуют фигуру «улица». Эти две линии сходятся либо одновременно, либо одна линия должна стоять, а другая идти на нее, либо одна линия может отступать, другая идти на нее.

• «Ворота». Две линии исполнителей стоят парами одна против другой — «улицей». Пары одной линии берутся за руки, подняв их вверх, образуют «ворота», другая рука свободно опущена вниз. Пары, стоящие напротив в другой линии, простым или переменным шагом проходят под «воротами». Все пары одной линии, соединив руки и подняв их вверх, образуют непрерывные «воротики». Другая линия с разъединенными руками проходит по одному под каждые «воротики». Существуют и другие варианты этого танцевального рисунка.

• «Гребень». Две линии исполнителей, выстроившись друг против друга «стенкой», движутся навстречу простым или переменным шагом. Руки исполнителей свободно опущены вниз. Обе линии встречаются и, продолжая двигаться, проходят сквозь линии правым или левым плечом. Линии меняются местами.

Таковы основные перестроения русских хороводов, их основные фигуры. 8.с.40-42

Также существуют такие виды рисунка танца, характер и темперамент которых присущие танцам определенной национальности. Это проявляется в динамике движения, в остроте и плавности рисунка, свойственного тому или иному народному танцу.

Каждый народ под влиянием условий жизни, труда, географического положения выработал в течение веков свой типичный рисунок танца, свою танцевальную лексику. В них наиболее полно раскрывается характер этого народа, его быт, его обычаи и нравы. 25 Существует несколько примеров танцевального рисунка типичного для определенной национальности:

• Для арабских и азиатских национальностей характерен танцевальный рисунок — «божок», «фреска» характеризующийся различными позами и движениями рук и ног в композиционных перестроениях. Такой танцевальный рисунок часто применяют в религиозном значении — египтяне, китайцы, грузины и другие народы восхваляют и прославляют в танце свои божества.

• Греки, евреи и молдаване часто в своих танцах применяют рисунок круга, танцующие в котором держаться между собой за руки, символизируя переплетенные гроздья лозы.

• Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока нередко в своих танцевальных постановках используют рисунок — меандр (распространенный тип геометрического орнамента на одежде северных народов), который они изображают, в танце, с помощью движений рук и ног.

• Рисунок «живой пирамиды» (составление рядов, состоящих из человеческих тел) в своих танцах применяют многие национальности:

— в грузинских танцах такой рисунок служит символом горы, который часто изображается в народном грузинском танце «Самайа»;

— тот же вид рисунка использует Испания в своем народном танце «Muixeranga» (Мушеранга). У испанцев такой вид перестроения называется — «castells» (кастелли);

— у адыгов строят «живые пирамиды» в танце «Удж»;

— осетины в своем танце «Симд» и «Абарбарэ-Барбарэ» или «Перхули» также строят в своем «двухэтажные пирамиды»; 16

— в танце, характерных для стран США, «Черлидинг» (танец болельщиц или группы поддержки спортивных команд) такой рисунок называется групповой стант.

• Китайцы отличаются ассиметричностью рисунка в своих танцах.

• Танцевальный рисунок всех славян характеризуется параллельным перестроением в хореографической композиции.

• Похожие между собой ирландские и шотландские народы часто применяют в своих постановках различные виды линейного рисунка танца (линия, шеренга, ряд, колонна и т.д.)

• В индийском танце распространен одноплановый рисунок танца, так как танцующие чаще исполняются соло и массовые танцы — редкость.

Работая над постановкой народного танца, балетмейстер должен подробно изучить фольклорный материал данной области — разновидности танцевальных рисунков, характер и манеру исполнения движений, и многое другое. Кроме того, следует, конечно, учитывать еще взаимосвязь и, следовательно, взаимовлияние культур различных народов. 25

Как мы видим, количество видов танцевального рисунка довольно разнообразно. Как и каким образом применять тот или иной вид рисунка, каждый балетмейстер вправе решать самостоятельно. Главная задача каждого хореографа максимально передать зрителю, с помощью рисунка танца, идею или смысл хореографического произведения, настроение и характер героев, не забывая при этом и про другие выразительные средства хореографии. Например, плавное развитие рисунка, неторопливое движение, соответствующее музыке, невидимые движения ног танцующих, как бы плывущих по сцене, рождают перед зрителем образ лебедушки.

В хороводе «Березка» известный балетмейстер Н.Надеждина используя в основном рисунок танца, раскрывает образ стройной, как березка, русской девушки, ее характер, образ русской природы. И номер этот, идущий уже много лет на сцене нашей страны и за рубежом, давший название ансамблю, оказывает огромное воздействие на зрителя.

Еще одним ярким примером удачного применения танцевального рисунка, в хореографической композиции, служит хоровод «Реченька». В своем хороводе хореограф Мира Кольцова отражает прекрасный образ «чистой» речки. Можно часами любоваться этой картиной гармоничного сочетания музыки, рисунка и движений. «Реченька плавно движется по кругу с платочком в руке, помахивая им из стороны в сторону, может покружиться вокруг себя как бы показывая, какая большая она выросла» 20

Также, известны своим восхитительным способом передачи художественного образа, с помощью рисунка танца, старинные балеты «Дон Кихот», «Конек-Горбунок», «Сердце гор», «Лауренсия», «Пламя Парижа», «Каменный цветок» и другие.

Возможно, ли проследить рисунок одного исполнителя, из общей композиции, обычному зрителю, не знающему всех премудростей искусства хореографии? Может быть да, все зависит от фантазии и изобретательности балетмейстера, его опыта и знания своего дела.

В нашей исследовательской работе мы делаем акцент на значимость методических разработок в области рисунка танца. К сожалению, методический материал такого рода — редкость, так как все научные достижения, в сфере хореографического искусства, не так давно стали передаваться в письме. Мы видим, что информации о видах рисунка достаточное количество — существует очень много классификаций видов танцевального рисунка, а также различные варианты его использования в танце. Возможно, если бы человечество смогло передать свой бесценный опыт раньше, то сегодня рисунок танца был более разнообразен. Вследствие этого, можно сделать один полезный совет всем современным хореографам — информацию такого рода обязательно фиксировать для будущих специалистов. Результатом такой работы может быть: возникновение новых видов танцевального рисунка, появление танцевального направления или даже рождение нового вида искусства.

Психологический аспект движения в танце

Танец как культурная традиция человеческого общества. Воплощение его эмоционально-образного содержания в хореографических композициях, движениях, фигурах. Танец живота. Его зарождение как храмового танца, как техники родовспоможения для будущих матерей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

САНКТ — ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ

на тему: «Психологический аспект движения в танце»

Студентка 2 курса

Моржук Анна Васильевна

Под одеждой каждый участок кожи ждет момента, чтобы показать нам свое истинное лицо, каждый мускул ждет, чтобы иметь возможность увидеть и вдохнуть немного воздуха, следовать за ветром, за светом и за темнотой.

Когда я задумалась над вопросом, о чем будет мой реферат, о каком движении, в голове друг за другом всплыли две цитаты. Сначала, а что ж такое движение. В общем, его значении как то, что «движение это изменение положения объекта в пространстве». А вслед за этим цитата, сказанная главной героиней американского фильма «Давай потанцуем»: «Танцы — перпендикулярное выражение горизонтальных желаний». Это уже позднее, поработав над материалом для будущего реферата, я нашла эту цитату и выяснила, что слова принадлежат Джорджу Бернарду Шоу. И поэтому я решила написать о движении танца, но не о движении танца вообще, а о психологическом аспекте движения танца живота. Мне это ближе, так как я сама занимаюсь и могу поделиться своими мыслями и ощущениями от занятий данным видом танца. Что я приобрела и от чего я избавилась за то время как начала заниматься. Это касается не только физиологических аспектов, но как раз и психологических. А что ж такое танец?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДВИЖЕНИЙ В ТАНЦЕ ЖИВОТА

Для начала я хочу остановиться на общем, что вообще под собой подразумевает понятия — танец, движение.

Я нашла этому понятию определение в словаре. Танец — это вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смене выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание, которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах.

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих обществ. Существует очень большое, просто огромное количество видов, стилей и форм танца. За долгую историю человечества танец изменялся, преобразовывался, отражая культурное развитие. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Танец используется как состязательный вид спорта, как показательный вид искусства, как способ самовыражения, социального общения. А изначально чаще всего он использовался в религиозных целях.

История танца живота насчитывает более 4 тысяч лет. Первоначально он зародился как храмовый танец и техника родовспоможения: профессиональные храмовые танцовщицы обучали будущих мам телодвижениям и растяжкам, которые облегчали появление ребенка на свет. В дальнейшем элементы храмового танца вошли в танцы уличных танцоров, в основном цыган. Но изначально все, же танец живота возник как гимнастика для женского организма и тела, для лучшего знания своего тела.

А знаете ли вы свое тело? Нравится ли вам ваше тело? Вам легко и удобно существовать в нем? Вы можете долго работать не уставая? Вы легко и грациозно двигаетесь? Вы свободны и незакрепощены? Не пугайтесь если вам сложно ответить на эти вопросы. На них не смог ответить положительно примерно 90% представителей человечества. Дело в том, что цивилизация увела нас слишком далеко от естественной гармонии природы. А там, где нет гармонии — нет красоты, нет здоровья, нет свободы, нет счастья. Очень редко на сегодняшний день можно встретить человека с пластичным, свободным, раскрепощенным телом, в котором нет зажимов, жестких, застывших областей. Очень мало кто может сегодня выйти из конфликта мягко, грамотно, с минимальным ущербом для себя.

Вы ощущаете некоторое сходство между тем, как человек двигается и как он ведет себя в жизни?

Слово «тело» означает — вещество, образ, вид, изображение, истукан, идол, труп и другое. Оно происходит от общеславянского «tъlo» — основа, почва. Совпадает с индоевропейским корнем «тело», с латинским «tellus» — земля, почва и Богиня Земли. И в этом случае «тело» суть биологического организма и процессов, которые в нем совершаются подобно тому, как это происходит на Земле и в почве. Однако слово «тело» так же может происходить и от греческого «telos» — цель, срок, конец, предел. В этом контексте человеческое тело — «цель» развития природы Земли. И также, как и все материальное, на Земле, тело конечно поскольку имеет свой срок и предел. Содержа в себе временной принцип начала и конца, именно тело через непосредственно-чувственный опыт способствует уму человека постигать процессы Бытия. В приведенных значениях понятия раскрывается суть существования и значимость тела в паре «духовно-материальное», а так же его роль в душевной работе человека.

Как связаны эмоциональное и физическое? На третьей неделе жизни зародыша существует три слоя клеток. Из одного из этих примитивных, или зародышевых, слоев, эктодермы, постепенно развивается кожа, мозг и нервная система. Это означает, что структуры и восприятия физических ощущений — сенсорные рецепторы — и структуры переживания эмоций развиваются из одной группы клеток.

Если вспомнить диалектический закон, то он гласит, что история развивается по спирали… Весь наш мир развивается по спирали. В нем постоянно происходят спиралевидные процессы вселенских масштабов. ДНК человека являет собой пример спирали. Человек, если закроет глаза и начнет двигаться, отключив мозговой анализатор, будет совершать движения по спирали — либо вправо, либо влево, в зависимости от того, какое полушарие мозга у него развито лучше.

Волна — часть этих спиралевидных процессов. Все природные процессы гармоничны и волнообразны. Волну можно увидеть в движениях животных, в том, как колышутся на ветру деревья. По волновым законам распространяется свет и звук. То же происходит и в жизни — ведь она существует по законам волны. Волны мира распространяются по определенным траекториям. Если человек вписывается в волновые процессы окружающего мира, в его силовые линии, то он живет в соответствии с природой, не нарушая ее законов. А что происходит с человеком, который перестает вписываться в волновые природные процессы? А то же самое, что произойдет в море, если встать на пути большой волны — она просто сметет со своего пути. А вот если, воспользовавшись ее силой, слиться с ней и начать движение в одном направлении, то можно без усилий преодолеть значительное расстояние.

Существует ошибочное убеждение, что жестокость — это сила, а мягкость — слабость, бесхарактерность. В действительности — мягкость и бесхарактерность, совершенно разные вещи. Бесхарактерность — это бессилие. Мягкость — это расслабленность в сочетании с силой. С одной стороны, расслабленность, свобода мышц, отсутствие напряжения, а с другой — активность, готовность к действию. Это состояние, позволяющее с наименьшими затратами сил и энергии достигать наилучших результатов во всем, чем бы вы не занимались. Большинство из нас, к сожалению, не знает законов жизни, законов существования сложной энергоинформационной структуры под названием «человек».

«Сделать свое тело таким же чутким и звенящим, как дерево старого страдивариуса, достигнуть того, чтобы оно стало все целиком одним музыкальным инструментом, звучащим внутренними гармониями, — вот идеальная цель искусства танца».

Каждый танец это маленькая история о себе, о своих чувствах, о своем настроении, о своем мужчине.

Женщина, умеющая танцевать, смотрит на мир вокруг себя совершенно иначе, чем обычная женщина. Кроме того, что танец живота укрепляет физическое здоровье, он оказывает совершенно уникальное воздействие на психологическое состояние танцовщицы, изменяя ее внутренне и внешне. Мышечная радость, свойственная активным аэробным упражнениям, дополняется в танце живота гармоничным ощущением собственного тела как бесконечно женственного и прекрасного во всех проявлениях. Чувство тела и его уникальных возможностей создает ощущение собственной внутренней свободы, легкости и очарования. После занятий восточными танцами особым образом регулируется работа центральной нервной системы, за счет чего повышается настроение и улучшается самочувствие. Танец живота требует ровного дыхания, ритм которого позволяет снизить уровень стресса, воздействующего на современную женщину каждую минуту ее взаимодействия с окружающим миром. Регулярно занимаясь танцем живота под быструю восточную музыку, мы не только улучшаем свою физическую форму и тонизируем мышцы. После танца на нас нисходит чувство покоя, совершенствуется внимание на освоение новых движений и мыслительные способности. Колебательные, вибрирующие, плавные, круговые движения танца живота очень похожи на танцевальную медитацию. В результате такого расслабления исчезает беспокойство, устраняются причины многих депрессивных ощущений. Исполняемый в медленном темпе, танец живота проясняет рассудок и способствует умственной релаксации, а быстрые формы танца дарят заряд энергии. Сила движений, исходящих из самого центра женского тела, рождает уверенность и гордость. Она способна поддерживать женщину не только в танцевальном зале или на концертной сцене, но и в обычной жизни. Способности к красивому и точному танцу освобождают танцовщицу от внутренней скованности, от застенчивости и стеснительности, от внутренних зажимов. Она превращается в изящную, гармоничную, уверенную в себе женщину. Это волшебное воздействие танца на настроение и повышение самооценки рождает привлекательную и соблазнительную женщину, которая раньше была глубоко спрятана от людских глаз.

Психологи рекомендуют танец живота женщинам чувствительным и ранимым, склонным к депрессиям, перенесшим стресс, астеникам, невротикам. Этот танец прекрасно успокаивает, улучшает память и способствует концентрации внимания.

Могу сказать, что в группе, где занимаюсь я, есть несколько женщин достаточно уважаемого возраста или как говорит руководитель, «дамы самых элегантных лет», которые занимаются с нами в полную силу, в полном объеме и замечательно себя ощущают. Говорят, что занятия позволяют им до сих пор чувствовать себя женщинами. А я благодаря занятиям смогла быстро восстановиться и физически, и психологически после тяжелой травмы ноги. И поверить в то, что я буду двигаться так же как и до травмы.

Конечно, не стоит рассматривать танец живота как панацею от всех болезней. То как вы будете двигаться, в каком ритме зависит от личных пристрастий каждого, но главное двигайтесь, танцуйте. Это помогает жить в гармонии с собой.

А закончить я хочу словами Максимилиана Волошина из его статьи «О смысле танца», опубликованной в газете «Утро России» 29 марта 1911 г.

«Что прекраснее человеческого лица, отражающего верно и гармонично те волны настроений и чувств, которые подымаются из глубины души? Надо, чтобы все наше тело стало лицом. В этом тайна эллинской красоты; там все тело было зеркалом духа. Танец — это такой же священный экстаз тела, как молитва — экстаз души. Поэтому танец в своей сущности самое высокое и самое древнее из всех искусств. Оно выше музыки, оно выше поэзии, потому что в танце вне посредства слова и вне посредства инструмента человек сам становится инструментом, песнью и творцом и все его тело звучит, как тембр голоса.

Такого идеального танца, может, еще и нет. Айседора Дункан — только обещание этого будущего танца, только первый намек на него. Но путь к осуществлению его уже начат».